Урок по обучению грамоте "Буква Я, я. Звуки [йа], [а]"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Знакомство с буквами Я, я, звуками [йа], [а].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме Буква Я, я. Звуки [йа], [а] | 28.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме "Буква Я, я. Звуки [йа], [а] "
Цель: Научить ученика учиться, познакомить с гласной буквой Я, обозначающей два звука.
Задачи:
- формировать у учащихся представление о функциях буквы Я.
- совершенствовать навыки чтения.
- развивать фонематический слух, речь, логическое мышление.
- воспитывать коллективизм.
УУД:
- умение выполнять звуковой анализ слов,
- объяснять употребление заглавной буквы,
- умение работать в группе, самостоятельно.
Оборудование: проектор, компьютер.
Используемый материал: диск «Обучение грамоте», раздаточные карточки со словами для групповой работы.
Ход урока
- Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
И каждый становится добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
Актуализация знаний
-На какие 2 группы делятся все звуки? -Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают? -Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? | -Гласные и согласные. -Ударные и безударные. -Твёрдые, мягкие и звонкие, глухие. |
II. Постановка цели урока.
Яблоко большое Я сорвал в саду,
С Яблоней ветвистою Я живу в ладу.
Потому и Яблоки ем частенько Я,
«Яблоко» и «Яблоня» — слова на букву... («я»)
Определяем тему и цели урока. Плакат на доску!
III. Работа по теме урока.
- Знакомство со звуками [й, а].
Давайте послушаем букву Я. ([й-а-а-а-а-а-а])
Какой это звук? (гласный) Докажите.
Может ли гласный звук образовать слог? (А ещё Я – это целое слово.)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
Положите перед собой звуковую схему буквы Я.
Заштрихуйте букву Я.
– Давайте ещё раз послушаем букву Я. ([й-а-а-а-а-а-а])
– Сколько звуков слышим? (два)
– Какие? ([й`а])
– Впечатайте первый звук буквы. ([й`])
– Произнесите его.
– Какой он? (согласный, мягкий)
– Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным)
– Раскрасьте первый тапочек зелёным цветом.
– Впечатайте второй звук буквы. ([а])
– Произнесите его.
– Какой он? (гласный)
– Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
– Раскрасьте второй тапочек красным цветом.
Вывод:
– Итак, давайте подведём итог.
– Какая это буква? (гласная)
– Сколько звуков у буквы Я? (два)
– Какие? ([й`а])
Значит, буква я – хитрая.
В каких случаях Хитрые буквы имеют 2 звука? А ещё после Ъ или Ь знаков.
А в каких случаях буква Я имеет 1 звук?
Ребята, сейчас мы составим схему слова ЯБЛОНЯ. (Напечатанное слово на доску)
Для этого сначала разделим слово на слоги. Сколько слогов? (3). Назовите 1 слог, 2-ой, 3-ий. На какой слог падает ударение?
Произнесите еще раз слово, какие звуки слышим в начале? (йа).
Посмотрите еще раз на слово ЯБЛОНЯ. Произнесите слог НЯ. Какой звук слышим после н, (а). Сделайте вывод.
ВЫВОД: Буква Я после согласной обозначает 1 звук А.
Вот теперь составьте схему слова ЯБЛОНЯ правильно, без ошибок.
IV. Закрепление.
Чтение слогов (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Найти 6 слов с букой Я, которая обозначает звуки [йа], [а].
Групповая работа: Распределить слова на 2 группы. (А теперь сами придумайте слова с буквой Я, которая обозначает звуки [йа], [а].
Составляем слова. Играем вместе.
Сказка про букву Я.
IV. Итог урока.
С какой буквой познакомились?
Кому сегодня было сложно?
Кто не испытывал затруднений?
Что нового узнали о букве Я?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Буква В, звуки [в], [в`].
Урок составлен по УМК "Школы России" к азбуке Горецкого....
Конспект урока по обучению чтению по теме: "Звуки [ф], [ф`]. Буква Ф".
Данный конспект хорошо впишется в образовательную программу и поможет очень выигрышно и эффективно преподнести данную тему...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: "Звук [ж], буквы Ж, ж."
Конспект урока для первого класса к учебнику В.Г. Горецкого, ФГОС...
Урок по обучению грамоте на тему "Звук [г], [г,]. Буквы Г, г.
Урок-путешествие....
Конспект урока по обучению грамоте на тему «Звуки [н], [н\'], буквы Н, н.
Цели урока:познакомить детей с согласными звуками [н], [н\'], буквами Н, н;учить слышать эти звуки и давать им характеристику;вырабатывать навыки осознанного чтения;способствовать обогащению слов...
Разработка урока по обучению грамоте «Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»
Разработка урока по обучению грамоте «Согласные глухие звуки [ф], [ф\'], отличающиеся по признаку мягкости и твёрдости. Буквы Ф, ф.» 1 класс УМК «Перспективная начальная школа»...
Урок 33. Обучение грамоте. Тема. Согласные звуки [л],[л\'], буква Лл.
Учащийся вычленяет звуки [л], [л′] из слов, запоминает букву Лл; читает слова и тексты с изученными буквами; тренируется в написании изученных букв, слогов и слов с ними по образцам....