урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цель художественной картины –
«не ласкание глаза, а возбуждение ума».
Урок: литературное чтение
УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема: Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда. Поход в « Музей Дом».
Урок личностно-ориентированный деятельностной направленности.
Технология деятельностного метода (постановка цели, планирование деятельности по достижению этой цели, самооценка учащимися результатов своей деятельности).
Цели:
· совершенствование навыков осмысленного чтения;
· формирование умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
· формирование умений делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературного текста и живописного произведения.
· формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства;
· воспитание бережного, заботливого отношения к близким людям.
Ожидаемые результаты:
Познавательные:
Информационные:
· поиск и выделение необходимой информации из текста, картины.
· сбор информации;
· анализ информации;
Логические:
· построение рассуждения, обобщение.
Личностные:
Смыслообразование:
· мотивация учебной деятельности;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
· уважительное отношение к иному мнению;
· навыки сотрудничества в разных ситуациях;
· эстетические потребности, ценности и чувства;
· этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные:
Целеполагание:
· формулировать и удерживать учебную задачу;
Планирование:
· выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные:
· ставить вопросы, формулировать свои затруднения;
· определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
· договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
· строить понятные для партнёра высказывания;
· строить монологическое высказывание;
· определять общую цель и пути её достижения.
Оборудование: репродукции картины, лупы, рамки, на экране: портрет К. Брюллова, картина, фрагменты картины, искусствоведческие тексты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya.doc | 72.5 КБ |
urok_literaturnogo_chteniya.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель художественной картины –
«не ласкание глаза, а возбуждение ума».
Урок: литературное чтение
УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема: Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда. Поход в « Музей Дом».
Урок личностно-ориентированный деятельностной направленности.
Технология деятельностного метода (постановка цели, планирование деятельности по достижению этой цели, самооценка учащимися результатов своей деятельности).
Цели:
- совершенствование навыков осмысленного чтения;
- формирование умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
- формирование умений делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературного текста и живописного произведения.
- формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства;
- воспитание бережного, заботливого отношения к близким людям.
Ожидаемые результаты:
Познавательные:
Информационные:
- поиск и выделение необходимой информации из текста, картины.
- сбор информации;
- анализ информации;
Логические:
- построение рассуждения, обобщение.
Личностные:
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные:
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
Планирование:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные:
- ставить вопросы, формулировать свои затруднения;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологическое высказывание;
- определять общую цель и пути её достижения.
Оборудование: репродукции картины, лупы, рамки, на экране: портрет К. Брюллова, картина, фрагменты картины, искусствоведческие тексты.
Ход урока:
1. Историческая справка. Объявление темы урока.
Руины Помпеи.(1 слайд)
Помпея, или Помпеи, - это древний античный город на юге Италии, погибший в результате извержения вулкана Везувий. Извержение продолжалось с 24 по 26 августа 79 года нашей эры. Большинство жителей успело спастись, но сам город был полностью погребён под 6-7 метровым слоем пепла, пемзы и камней. Лишь в середине 18 века он был случайно обнаружен при строительных работах. Масштабные раскопки города начались только в 19 веке – через 17 веков после трагедии. Как раз в это время, в 1827 году в Помпеях побывал Карл Брюллов (2 слайд).
2. Рассматривание картины.
- Найдите в «Музейном доме» картину «Последний день Помпеи», написанную Карлом Брюлловым.
- Рассмотрите внимательно картину (3 слайд). Размер полотна 456см на 651 см.
- Какие чувства вызывает картина? О чём вы думаете, глядя на картину?
- Что заинтересовало? Что хотите узнать?
(записать вопросы на доске:
замысел художника,
история создания картины)
- Как и где вы предполагаете найти ответы на вопросы?
(изучить литературу, рассмотреть отдельные фрагменты картины)
3.История создания картины.
- Как вы думаете, откуда художник узнал о тех роковых событиях, произошедших 17 веков назад?
(Дать искусствоведческие тексты: найти ответ на этот вопрос)
Чтение текстов и содержание учебника по группам.
- Кто нашёл ответ, встаньте.
- Описание катастрофического извержения Везувия Брюллов нашёл в письмах очевидца, Плиния Младшего римскому историку Тациту. А ещё?
Чтение текста в учебнике.(Данил Г.) Плиний Младший «Письмо Тациту». Стр.165
Соотношение с картиной.
(Вопросы из учебника. Стр. 166)
- Сможете ли вы подтвердить, что художник знал содержание письма Плиния?
- Вы видите чёрную тучу, огненные полосы и молнии? Покажите рамкой.
- А что Плиний писал про повозки? (цитата) Видите ли вы отвалившееся колесо и людей, упавших с повозки? Падающий пепел?
- Вам удалось найти людей, похожих на Плиния и его мать?
- Обратите внимание на её взгляд и жест. О чём просит она сына? (цитата) Выполнит ли сын просьбу матери – оставит ли её?
Ему удалось спастись самому и спасти мать.
4.Замысел художника.
- Рассмотрите всех людей, изображённых на переднем плане картины. Правда ли, что они составляют определённые группы?
Работа в паре: найти группы людей на переднем плане. Сколько групп? (5-6)
Работа в группах: обсудите, какими отношениями связаны люди внутри каждой из групп? Это случайно встретившиеся люди или родственники? (Выступление групп)
Проверьте свои ответы по учебнику, с.166
Беседа по каждой группе людей.
1)- Выделите рамкой мать с двумя дочерьми. Старшая девочка пытается успокоить младшую сестру, поглаживая её по спине. А мать прижимает к себе обеих дочерей, стараясь защитить их.
2) Семья, укрывшаяся плащом. С помощью каких деталей художник показывает, что отец стремится защитить свою семью от стихии? (плащ, жест руки)
3) Старик-отец и сыновья. Легко ли юношам нести больного отца?
4) Плиний с матерью. Мать уже устала, у неё нет сил идти дальше. Плиний пытается поднять её.
5)Юноша с раненой невестой на руках. Он пытается вынести её из рушащегося города. Хотя смерть может настигнуть и его, но чувство любви оказывается сильнее страха собственной гибели.
Вывод.
- Что можно сказать о поведении людей, стоящих перед лицом гибели: каждый спасает сам себя или заботится о своих близких? (Люди ведут себя благородно: каждый заботится не о себе, а о своих близких.)
- Могут ли люди, с точки зрения художника, сохранять в себе лучшие качества, стоя на пороге смерти? (Да, он верил, что даже в самый страшный момент жизни люди могут сохранять в себе лучшие человеческие качества, благородство души, любовь к близким, заботу о них)
5.Рефлексия.
- Мы разгадали замысел художника? Узнали историю создания картины?
- Где возникло затруднение? По какой причине?
- Каким способом преодолели затруднение?
- Координаторы групп дайте оценку работы ребят вашей группы.
- Оцените деятельность класса.
Д.з. составьте небольшой письменный текст или а)повествование либо б)описание либо в)рассуждение на тему «Последний день Помпеи», используя текст «Письма…», репродукцию картины.
Цель художественной картины –
«не ласкание глаза, а возбуждение ума».
Урок: литературное чтение
УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема: Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда. Поход в « Музей Дом».
Урок личностно-ориентированный деятельностной направленности.
Технология деятельностного метода (постановка цели, планирование деятельности по достижению этой цели, самооценка учащимися результатов своей деятельности).
Цели:
- совершенствование навыков осмысленного чтения;
- формирование умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
- формирование умений делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературного текста и живописного произведения.
- формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства;
- воспитание бережного, заботливого отношения к близким людям.
Ожидаемые результаты:
Познавательные:
Информационные:
- поиск и выделение необходимой информации из текста, картины.
- сбор информации;
- анализ информации;
Логические:
- построение рассуждения, обобщение.
Личностные:
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные:
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
Планирование:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные:
- ставить вопросы, формулировать свои затруднения;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологическое высказывание;
- определять общую цель и пути её достижения.
Оборудование: репродукция картины. Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда)
, лупы, рамки, на экране: презентация к уроку.
Ход урока:
1 Организационный момент.
- проверка готовности учащихся
- организация рабочего места
II. Целеполагание.
- по ролям разыгрывается ситуация на уроке , описанная в учебнике на стр.82.
(учитель и ученик)
- дети читают тему урока
«ОБНАРУЖИВАЕМ, ЧТО У ИСКУССТВА
ЕСТЬ СВОЯ ОСОБЕННАЯ ПРАВДА».
III. Ознакомление с новым знанием. (работа с презентацией)
1.Поход в «Музейный дом»
. Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда)
- а) проверка выполнения дом. задания
- У вас было дома задание, узнать о жизни и творчестве Леонардо да Винчи.
- Что вы узнали? (дети сообщают факты из жизни, учитель дополняет)
- Делается вывод:
- Кто же он Леонардо да Винчи? ( на доске появляются слова художник, скульптор, математик. физик, конструктор, писатель и т.д)
б ) Работа по картине.
- Уточните , в каком музее находится оригинал этой картины.
Школьники выяснят, что картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза
(Джоконда)» находится в Лувре в Париже.
- Рассмотрите лицо моны Лизы.
- Вам оно тоже кажется и доброжелательным, и непроницаемым одновременно?
1)- Этот вопрос провоцирует школьников внимательно вглядеться в
лицо на портрете и постараться обнаружить в нем разные выражения.
- Тебя заинтересовал портрет моны Лизы?
- Ты понимаешь, почему он более известен под названием «Джоконда»?
- Какой смысл этого слова важнее: прямой (фамилия) или переносный?( Работа с толковым словарём)
«Джоконда», то есть играющая, умеющая быть любой.
2.)- Рассказ учителя.
Известно, что реальная девушка Лиза, которая позировала ху-
дожнику, не производила на окружающих никакого особенного
впечатления.
Почему же Леонардо да Винчи придал ее лицу
такое загадочное выражение?
Можно ли считать его обманщиком?
- В чем состоит «особая» правда портрета моны Лизы?
- Смысл этих вопросов, чтобы дети поняли, что художник может
ставить перед собой разные задачи. Л еонардо не старался пере-
дать черты характера реальной девушки, которая ему позировала.
Художник использовал модель, чтобы показать сложность челове-
ческой природы вообще. Изображая Джоконду и придавая ее лицу
такое загадочное, двойственное выражение, Леонардо говорит нам,
что любой человек очень сложен по природе, что в каждом есть
и светлые, и темные стороны души. В этом и заключается «особая»
правда созданного им образа.
3.)- Но вернёмся к портрету.
-Художник стал думать, как же ему показать всю сложность человеческой природы?
- Леонардо знал, что самые выразительные и «говорящие» части лица – это глаза и рот.
- Поэтому к написанию глаз и рта он подошёл не как художник, а как учёный.
Сейчас ребята нам расскажут о том , как Леонардо писал глаза и рот.
( выступление подготовленных уч-ся ) стр. 84 учебника.
5.) Напоминает ли вам кого –нибудь мона Лиза?
VI Физминутка. ( презентация )
V. Знакомство с литературными произведения Леонардо да Винчи.
1Рассказ учителя
- Прославленный художник мог по-детски самозабвенно увлекаться вымыслом, был неистощимым на выдумки фантазером и занимательным рассказчиком. Сочиненные им притчи и сказки принесли ему при жизни не меньшую известность, чем картины. Он был желанным гостем и интереснейшим собеседником как для простолюдинов, так и для знати. Люди жадно ловили каждое слово, а рассказанные им занимательные истории передавались из уст в уста и переходили по наследству от отца к сыну, от деда к внуку. До сих пор еще в итальянских деревнях в ходу некоторые сказки, давно ставшие народными, и многим невдомек, что когда-то они были сочинены самим Леонардо да Винчи.
Обо всем этом мир узнал сравнительно недавно. Рукописное наследие Леонардо насчитывает свыше семи тысяч листов, исписанных мелким, убористым почерком. . Он даже придумал особую систему тайнописи, нередко вписывая одну строчку в другую и широко применяя замысловатые графические знаки и символы. Как правило, писал он справа налево, так что написанное можно читать только с помощью зеркала. Не одно поколение исследователей кропотливо разбирает и внимательно вчитывается в зашифрованные рукописи, раскрывая все новые стороны многогранной и поистине фантастической по широте интересов деятельности этого гения.
2. Чтение сказки « Осел на льду»
Проплутав по полям до самых сумерек, осел так утомился, что не в силах был дотащиться до своего стойла. Зима в том году стояла суровая – все дороги обледенели.
– Мочи нет боле. Передохну немного здесь,– сказал вконец обессилевший осел и растянулся на льду.
Откуда ни возьмись подлетел юркий воробей и прочирикал ему на ухо:
– Осел, очнись! Ты не на дороге, а на замерзшем пруду. Но ослу так хотелось спать, что он уже ничего не слышал. Сладко зевнув, он крепко заснул, и вскоре из его ноздрей повалил пар. Под действием тепла лед стал понемногу подтаивать, пока с треском не обломился.
Оказавшись в студеной воде, осел тотчас проснулся и стал звать на помощь. Но было уже поздно, и бедняга захлебнулся.
Никогда не следует гнушаться добрым советом, особенно когда находишься в незнакомом месте.
Крот
Крот любил бродить по прохладным подземным ходам, которые прорыли и вычистили его родители и деды. Он взбирался на верхние галереи и спускался вниз, где находились кладовые с запасами съестного впрок.
Обследуя свои владения и богатства, он обнаружил однажды незнакомый лаз и решил узнать, куда он ведет.
– Остановись!– послышался предостерегающий голос.– Этот путь опасен!
Но движимый любопытством, крот полз все выше и выше, и наконец, раскидав лапами землю, увидел голубую-преголубую бездну, открывшуюся перед ним. Но это было последнее, что бедняга увидел в жизни. Яркий луч солнца ударил в подслеповатые глаза-щелочки и ослепил крота.
Вот так же и ложь может жить припеваючи, только хоронясь в укрытии. Едва она появляется на свет, как тотчас умирает, ослепленная правдой.
Предварительный просмотр:
Цель художественной картины –
«не ласкание глаза, а возбуждение ума».
Урок: литературное чтение
УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема: Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда. Поход в « Музей Дом».
Урок личностно-ориентированный деятельностной направленности.
Технология деятельностного метода (постановка цели, планирование деятельности по достижению этой цели, самооценка учащимися результатов своей деятельности).
Цели:
- совершенствование навыков осмысленного чтения;
- формирование умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
- формирование умений делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературного текста и живописного произведения.
- формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства;
- воспитание бережного, заботливого отношения к близким людям.
Ожидаемые результаты:
Познавательные:
Информационные:
- поиск и выделение необходимой информации из текста, картины.
- сбор информации;
- анализ информации;
Логические:
- построение рассуждения, обобщение.
Личностные:
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные:
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
Планирование:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные:
- ставить вопросы, формулировать свои затруднения;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологическое высказывание;
- определять общую цель и пути её достижения.
Оборудование: репродукции картины, лупы, рамки, на экране: портрет К. Брюллова, картина, фрагменты картины, искусствоведческие тексты.
Ход урока:
1. Историческая справка. Объявление темы урока.
Руины Помпеи.(1 слайд)
Помпея, или Помпеи, - это древний античный город на юге Италии, погибший в результате извержения вулкана Везувий. Извержение продолжалось с 24 по 26 августа 79 года нашей эры. Большинство жителей успело спастись, но сам город был полностью погребён под 6-7 метровым слоем пепла, пемзы и камней. Лишь в середине 18 века он был случайно обнаружен при строительных работах. Масштабные раскопки города начались только в 19 веке – через 17 веков после трагедии. Как раз в это время, в 1827 году в Помпеях побывал Карл Брюллов (2 слайд).
2. Рассматривание картины.
- Найдите в «Музейном доме» картину «Последний день Помпеи», написанную Карлом Брюлловым.
- Рассмотрите внимательно картину (3 слайд). Размер полотна 456см на 651 см.
- Какие чувства вызывает картина? О чём вы думаете, глядя на картину?
- Что заинтересовало? Что хотите узнать?
(записать вопросы на доске:
замысел художника,
история создания картины)
- Как и где вы предполагаете найти ответы на вопросы?
(изучить литературу, рассмотреть отдельные фрагменты картины)
3.История создания картины.
- Как вы думаете, откуда художник узнал о тех роковых событиях, произошедших 17 веков назад?
(Дать искусствоведческие тексты: найти ответ на этот вопрос)
Чтение текстов и содержание учебника по группам.
- Кто нашёл ответ, встаньте.
- Описание катастрофического извержения Везувия Брюллов нашёл в письмах очевидца, Плиния Младшего римскому историку Тациту. А ещё?
Чтение текста в учебнике.(Данил Г.) Плиний Младший «Письмо Тациту». Стр.165
Соотношение с картиной.
(Вопросы из учебника. Стр. 166)
- Сможете ли вы подтвердить, что художник знал содержание письма Плиния?
- Вы видите чёрную тучу, огненные полосы и молнии? Покажите рамкой.
- А что Плиний писал про повозки? (цитата) Видите ли вы отвалившееся колесо и людей, упавших с повозки? Падающий пепел?
- Вам удалось найти людей, похожих на Плиния и его мать?
- Обратите внимание на её взгляд и жест. О чём просит она сына? (цитата) Выполнит ли сын просьбу матери – оставит ли её?
Ему удалось спастись самому и спасти мать.
4.Замысел художника.
- Рассмотрите всех людей, изображённых на переднем плане картины. Правда ли, что они составляют определённые группы?
Работа в паре: найти группы людей на переднем плане. Сколько групп? (5-6)
Работа в группах: обсудите, какими отношениями связаны люди внутри каждой из групп? Это случайно встретившиеся люди или родственники? (Выступление групп)
Проверьте свои ответы по учебнику, с.166
Беседа по каждой группе людей.
1)- Выделите рамкой мать с двумя дочерьми. Старшая девочка пытается успокоить младшую сестру, поглаживая её по спине. А мать прижимает к себе обеих дочерей, стараясь защитить их.
2) Семья, укрывшаяся плащом. С помощью каких деталей художник показывает, что отец стремится защитить свою семью от стихии? (плащ, жест руки)
3) Старик-отец и сыновья. Легко ли юношам нести больного отца?
4) Плиний с матерью. Мать уже устала, у неё нет сил идти дальше. Плиний пытается поднять её.
5)Юноша с раненой невестой на руках. Он пытается вынести её из рушащегося города. Хотя смерть может настигнуть и его, но чувство любви оказывается сильнее страха собственной гибели.
Вывод.
- Что можно сказать о поведении людей, стоящих перед лицом гибели: каждый спасает сам себя или заботится о своих близких? (Люди ведут себя благородно: каждый заботится не о себе, а о своих близких.)
- Могут ли люди, с точки зрения художника, сохранять в себе лучшие качества, стоя на пороге смерти? (Да, он верил, что даже в самый страшный момент жизни люди могут сохранять в себе лучшие человеческие качества, благородство души, любовь к близким, заботу о них)
5.Рефлексия.
- Мы разгадали замысел художника? Узнали историю создания картины?
- Где возникло затруднение? По какой причине?
- Каким способом преодолели затруднение?
- Координаторы групп дайте оценку работы ребят вашей группы.
- Оцените деятельность класса.
Д.з. составьте небольшой письменный текст или а)повествование либо б)описание либо в)рассуждение на тему «Последний день Помпеи», используя текст «Письма…», репродукцию картины.
Цель художественной картины –
«не ласкание глаза, а возбуждение ума».
Урок: литературное чтение
УМК: «Перспективная начальная школа»
Тема: Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда. Поход в « Музей Дом».
Урок личностно-ориентированный деятельностной направленности.
Технология деятельностного метода (постановка цели, планирование деятельности по достижению этой цели, самооценка учащимися результатов своей деятельности).
Цели:
- совершенствование навыков осмысленного чтения;
- формирование умения целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста произведения;
- формирование умений делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературного текста и живописного произведения.
- формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства;
- воспитание бережного, заботливого отношения к близким людям.
Ожидаемые результаты:
Познавательные:
Информационные:
- поиск и выделение необходимой информации из текста, картины.
- сбор информации;
- анализ информации;
Логические:
- построение рассуждения, обобщение.
Личностные:
Смыслообразование:
- мотивация учебной деятельности;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Регулятивные:
Целеполагание:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
Планирование:
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Коммуникативные:
- ставить вопросы, формулировать свои затруднения;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- строить понятные для партнёра высказывания;
- строить монологическое высказывание;
- определять общую цель и пути её достижения.
Оборудование: репродукция картины. Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда)
, лупы, рамки, на экране: презентация к уроку.
Ход урока:
1 Организационный момент.
- проверка готовности учащихся
- организация рабочего места
II. Целеполагание.
- по ролям разыгрывается ситуация на уроке , описанная в учебнике на стр.82.
(учитель и ученик)
- дети читают тему урока
«ОБНАРУЖИВАЕМ, ЧТО У ИСКУССТВА
ЕСТЬ СВОЯ ОСОБЕННАЯ ПРАВДА».
III. Ознакомление с новым знанием. (работа с презентацией)
1.Поход в «Музейный дом»
. Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда)
- а) проверка выполнения дом. задания
- У вас было дома задание, узнать о жизни и творчестве Леонардо да Винчи.
- Что вы узнали? (дети сообщают факты из жизни, учитель дополняет)
- Делается вывод:
- Кто же он Леонардо да Винчи? ( на доске появляются слова художник, скульптор, математик. физик, конструктор, писатель и т.д)
б ) Работа по картине.
- Уточните , в каком музее находится оригинал этой картины.
Школьники выяснят, что картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза
(Джоконда)» находится в Лувре в Париже.
- Рассмотрите лицо моны Лизы.
- Вам оно тоже кажется и доброжелательным, и непроницаемым одновременно?
1)- Этот вопрос провоцирует школьников внимательно вглядеться в
лицо на портрете и постараться обнаружить в нем разные выражения.
- Тебя заинтересовал портрет моны Лизы?
- Ты понимаешь, почему он более известен под названием «Джоконда»?
- Какой смысл этого слова важнее: прямой (фамилия) или переносный?( Работа с толковым словарём)
«Джоконда», то есть играющая, умеющая быть любой.
2.)- Рассказ учителя.
Известно, что реальная девушка Лиза, которая позировала ху-
дожнику, не производила на окружающих никакого особенного
впечатления.
Почему же Леонардо да Винчи придал ее лицу
такое загадочное выражение?
Можно ли считать его обманщиком?
- В чем состоит «особая» правда портрета моны Лизы?
- Смысл этих вопросов, чтобы дети поняли, что художник может
ставить перед собой разные задачи. Л еонардо не старался пере-
дать черты характера реальной девушки, которая ему позировала.
Художник использовал модель, чтобы показать сложность челове-
ческой природы вообще. Изображая Джоконду и придавая ее лицу
такое загадочное, двойственное выражение, Леонардо говорит нам,
что любой человек очень сложен по природе, что в каждом есть
и светлые, и темные стороны души. В этом и заключается «особая»
правда созданного им образа.
3.)- Но вернёмся к портрету.
-Художник стал думать, как же ему показать всю сложность человеческой природы?
- Леонардо знал, что самые выразительные и «говорящие» части лица – это глаза и рот.
- Поэтому к написанию глаз и рта он подошёл не как художник, а как учёный.
Сейчас ребята нам расскажут о том , как Леонардо писал глаза и рот.
( выступление подготовленных уч-ся ) стр. 84 учебника.
5.) Напоминает ли вам кого –нибудь мона Лиза?
VI Физминутка. ( презентация )
V. Знакомство с литературными произведения Леонардо да Винчи.
1Рассказ учителя
- Прославленный художник мог по-детски самозабвенно увлекаться вымыслом, был неистощимым на выдумки фантазером и занимательным рассказчиком. Сочиненные им притчи и сказки принесли ему при жизни не меньшую известность, чем картины. Он был желанным гостем и интереснейшим собеседником как для простолюдинов, так и для знати. Люди жадно ловили каждое слово, а рассказанные им занимательные истории передавались из уст в уста и переходили по наследству от отца к сыну, от деда к внуку. До сих пор еще в итальянских деревнях в ходу некоторые сказки, давно ставшие народными, и многим невдомек, что когда-то они были сочинены самим Леонардо да Винчи.
Обо всем этом мир узнал сравнительно недавно. Рукописное наследие Леонардо насчитывает свыше семи тысяч листов, исписанных мелким, убористым почерком. . Он даже придумал особую систему тайнописи, нередко вписывая одну строчку в другую и широко применяя замысловатые графические знаки и символы. Как правило, писал он справа налево, так что написанное можно читать только с помощью зеркала. Не одно поколение исследователей кропотливо разбирает и внимательно вчитывается в зашифрованные рукописи, раскрывая все новые стороны многогранной и поистине фантастической по широте интересов деятельности этого гения.
2. Чтение сказки « Осел на льду»
Проплутав по полям до самых сумерек, осел так утомился, что не в силах был дотащиться до своего стойла. Зима в том году стояла суровая – все дороги обледенели.
– Мочи нет боле. Передохну немного здесь,– сказал вконец обессилевший осел и растянулся на льду.
Откуда ни возьмись подлетел юркий воробей и прочирикал ему на ухо:
– Осел, очнись! Ты не на дороге, а на замерзшем пруду. Но ослу так хотелось спать, что он уже ничего не слышал. Сладко зевнув, он крепко заснул, и вскоре из его ноздрей повалил пар. Под действием тепла лед стал понемногу подтаивать, пока с треском не обломился.
Оказавшись в студеной воде, осел тотчас проснулся и стал звать на помощь. Но было уже поздно, и бедняга захлебнулся.
Никогда не следует гнушаться добрым советом, особенно когда находишься в незнакомом месте.
Крот
Крот любил бродить по прохладным подземным ходам, которые прорыли и вычистили его родители и деды. Он взбирался на верхние галереи и спускался вниз, где находились кладовые с запасами съестного впрок.
Обследуя свои владения и богатства, он обнаружил однажды незнакомый лаз и решил узнать, куда он ведет.
– Остановись!– послышался предостерегающий голос.– Этот путь опасен!
Но движимый любопытством, крот полз все выше и выше, и наконец, раскидав лапами землю, увидел голубую-преголубую бездну, открывшуюся перед ним. Но это было последнее, что бедняга увидел в жизни. Яркий луч солнца ударил в подслеповатые глаза-щелочки и ослепил крота.
Вот так же и ложь может жить припеваючи, только хоронясь в укрытии. Едва она появляется на свет, как тотчас умирает, ослепленная правдой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....