Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество».
план-конспект занятия (3 класс)
Вашему вниманию предоставлен конспект обобщающего урока по разделу "Устное народное творчество".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_po_teme_unt.doc | 47.5 КБ |
unt.pptx | 2.31 МБ |
Предварительный просмотр:
(Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»)
КВН
ЦЕЛЬ: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество»; воспитывать любовь к книге; внимательное отношение друг к другу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Коммуникативные – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместные действия, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, иметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.
Познавательные – отбор и структуирование необходимой информации.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные - коррекция своих действий, моделирование изучаемого содержания. Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные – установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну.
Ход урока.
I. Орг.момент. Вступительное слово учителя:
Сегодня КВН у нас,
Мы рады видеть вас сейчас
Всех дорогих гостей -
Родителей, учителей!!!
Сегодня наш КВН посвящён устному народному творчеству. Вы покажите, как много знаете по этой теме, как умеете дружить, помогать друг другу.(Слайд 1)
Играть будут 2 команды: «Сивка - Бурка» и « Жар- птица».
-Какой КВН без ЖЮРИ? Это будут наши гости.
-Ребята, чтобы время зря не терять вам надо КАПИТАНОВ выбирать!
- Итак, друзья, начнём программу.
Затей у нас большой запас! А для кого они? Для вас!
II. Конкурсы.
Конкурс 1 «Разминка» (самый-самый) ( Слайд 2)
Я буду командам по очереди задавать вопросы.
Вы должны назвать сказочного героя или предмет из сказки.
Оценки: За каждый правильный ответ 1 балл
На обдумывание 10 секунд.
-Самый многоголовый сказочный герой? (Змей Горыныч)
-Самый непослушный ребёнок? (Иванушка)
-Самый быстрый сказочный летательный аппарат? (Ступа, метла, ковёр-самолёт)
-Самый гостеприимный, вместительный домик.(Теремок)
-Самый долгоживущий сказочный герой.( Кащей Бессмертный)
-Самый трудно вытаскиваемый овощ. (Репка)
-Самое шустрое хлебобулочное изделие. (Колобок)
-Самая говорящая речная рыба. (Щука)
Прошу жюри огласить результаты.
Конкурс 2 «Кроссворд» (Слайд 3)
Задание: Команды по очереди отвечают на вопросы, данные в кроссворде.
За каждый правильный ответ 1 балл.
Конкурс 3 «Виды фольклора» (Слайд 4)
Задание: за 2 минуты вы должны перечислить как можно больше видов
фольклора. Один записывает, а другие перечисляют. Раздать листочки и
ручки. Время пошло!
(Песня, потешка, прибаутка, пословица, поговорка, считалка, докучная
сказка, былина, легенда, загадка, частушки, скороговорки, сказки).
За каждый правильный ответ 1 балл.
Конкурс 4 «Закончи пословицу» (Слайд 5)
На листочках у вас записано начало пословиц, вы напишите конец.
1 балл за каждую правильную пословицу.
- Труд человека кормит, а … лень портит.
- Кончил дело - … гуляй смело.
- Один за всех - … все за одного.
-Терпение и труд – …всё перетрут.
Физкультминутка. (Слайд 6)
Конкурс 5 «Конкурс капитанов» (Слайд 7)
Блиц-опрос. Кто больше даст правильных ответов.
Время на обдумывание 3 секунды.
- На чём предпочитала передвигаться Баба- яга? (На метле и ступе)
- Русская народная эпическая песня о богатырях – это… (Былина)
- Какая избушка была у Бабы –Яги? (На курьих ножках)
- Кого вылепили старик со старухой из снега ? (Снегурочку)
- В этой сказке всё по три .(Три медведя)
- Из чего солдат вари кашу? ( Из топора)
- Кто выручал из беды Петушка в РНС «Кот, Петух и Лиса» (КОТ)
- Чем играл братец Иванушка у Бабы – яги из сказки «Гуси - лебеди»
(Золотыми яблочками)
- Из какой сказки пословица «Как аукнулось – так и откликнулось»
(«Лиса и журавль»).
- Кто из обитателей болота стал женой Царевича? (Лягушка).
- Как звали царя – отца Иванушки из сказки «Сивка - Бурка»? (Афронт).
- Сказочное название скатерти? (Самобранка).
Конкурс 6 «Составь название сказки» (Слайд 8)
Соедини слова так, чтобы получилось название сказки.
За правильный ответ 1 балл.
Конкурс 7 «Угадай сказку по опорным словам» (Слайд 9)
Из данных слов составьте название сказки
За правильный ответ 1 балл.
Конкурс 8 «Викторина по сказкам» (Слайд 10)
Ответьте на вопросы и назовите сказку.
За правильный ответ 2 балла.
Конкурс 9. «Что такое сказка?» ( Слайд 11)
Задание 1.
- Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное;
раньше передавалось из уст в уста.
- Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение?
(Например: Сказка - это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста.
В сказке есть зачин, присказка и концовка.)
После выслушивания ответов дается второе задание в этом конкурсе.
Задание 2.
- Прочитайте по ролям фрагмент сказки.
За выполненное правильно задание 5 баллов.
Конкурс 10. «Узнай героя или назови сказку». (Слайд 12)
Нужно выбирать загадку и отгадать её. На обдумывание 5 секунд.
- – Колотил и колотил
По тарелке носом
Ничего не проглотил
И остался с носом. («Лиса и журавль»)
- -Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется… («По щучьему велению»)
- - Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила,
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь - … (Царевна - лягушка)
4) - «Не пей, Иванушка, если устанешь…»
А братец всё выпил до донышка.
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь!»
Плачет… (Сестрица Алёнушка )
5) Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда ответь скорей!
Названье этой сказки…(«Маша и медведь»)
6) Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети… (Семеро козлят).
X. Рефлексия. (Слайд 13-25)
- Ребята, пришло время узнать, как хорошо вы знаете произведения фольклора. Если вы правильно ответите на мои вопросы, то картинка раскрасится.
-Молодцы!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сегодня наш КВН посвящен устному народному творчеству. Вы покажете, как много вы узнали по этой теме, как умеете дружить и помогать друг другу. У нас играют 2 команды: «Конёк-горбунок» и «Сивка-бурка»
Разминка
Конкурс «Кроссворд» 1.Кто был хозяином Жар-птицы? 2.В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»? 3.Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма? 4.О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»? 5.К чему прикоснулся Иван-царевич в конюшне царя Кусмана ? 6.Как звали невесту Иванушки-дурачка ? 7.Какие яблоки росли в саду царя Берендея? 8.Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха? Афрон козлёночек Алёнушка конь уздечка Елена золотые перстень
Конкурс «Виды фольклора» Задание: чья команда больше перечислит видов фольклора. Песня,потешка,прибаутка,пословица , поговорка,считалка,докучная сказка, былина, легенда, загадка, частушки.
Конкурс «Закончи пословицу» Труд человека кормит, а Раз соврал – навек Кто других не любит, Кончил дело - Человек от лени болеет, а Худо тому, кто Сам потерпи, а Учись доброму лень портит . лгуном стал. сам себя губит. гуляй смело. от труда здоровеет. добра не делает никому. другого не выдай. худое на ум не пойдёт.
Конкурс капитанов
Физкультминутка
Конкурс «Составь название сказки» ГУСИ МОРОЗА КАША ЛЕБЕДИ ПЕТУШОК ТОПОР ДЕВОЧКА ЗЁРНЫШКО ДВА СНЕГУРОЧКА
Конкурс «Угадай сказку по опорным словам» СОЛДАТ СТАРУХА ТОПОР БРАТ СЕСТРА ГУСИ БАБА-ЯГА ДВА БРАТА КУПЕЦ КРЕСТЬЯНИН СТАРУХА СТАРИК ДОЧКА «Каша из топора», «Гуси-лебеди», «Два мороза», «Девочка Снегурочка ».
Конкурс «Викторина по сказкам» Ответь на вопросы: Чем угощала лиса журавля? Чем подавился петушок? Из чего варил кашу солдат? Что обещали купить родители дочке в «Гусях-лебедях»? Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси-лебеди»? Кого заморозил Мороз - Синий нос? Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? В кого превратился Иванушка в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ? Кашей , бобовым зёрнышком, из топора, платочек, мышка, купца, Жучка, козлёночка.
Конкурс «Что такое сказка?»
Рефлексия
Ребята, пришло время узнать, как хорошо вы знаете произведения фольклора. Если вы правильно ответите на мои вопросы, то картинка постепенно раскрасится.
Краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки - это… пословица загадка былина
Какой из жанров не относится к УНТ? сказка рассказ пословица
Определи вид сказки «Лиса и журавль» волшебная о животных бытовая
Найди карточку с пословицей Сидит девица в темнице, а коса на улице. Верному другу цены нет. Солнышко- вёдрышко, Выгляни в окошечко!
Закончи пословицу: Ум хорошо, … людей насмешишь. а два лучше. семь раз отмерь.
Определи жанр произведения: Катилося яблоко мимо сада, мимо сада, мимо града, Кто поднимет, тот и выйдет. поговорка считалка загадка
Песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания -… героическая колыбельная обрядовая
загадки считалки потешки Небольшие стихотворные тексты в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из нескольких – это…
Найди карточку с небылицей Кто на елке, на суку Счет ведет: ку-ку, ку-ку? Шла лиса, мела хвостом И трясла рогами. Вырос на пеньке пустом Короб с пирогами. Белки зайцев угощали И морковку подавали. Все орешки сами съели, А водить тебе велели.
Назови лишнюю сказку: Лиса и журавль Огниво Зимовье зверей
Молодцы! Отличная работа!
Источники информации http://yvision.kz/images/post/special/photo/33/339b306fcc9e24c60f06fb9f694e9a6c-preview.jpg - чернильница с пером http://dengivoda.at.ua/_ph/94/2/779780042.jpg - раскраска http://kino.a42.ru/images/46701/4-7f.jpg - сказительница http://tolkslovar.ru/s5913.html - значение слова сказитель http://allriddles.ru/ru/riddles/kids/p5/ - загадки http://playroom.com.ru/schital.php - считалки http://notillusion.ru/nebilitsi-dlya-detey.html - небылица
http://fordezign.ru/kliparty/18052-klipart-v-png-na-prozrachnom-fone-raznocvetnye-zavitushki.html клипарт «Разноцветные завитушки», элемент декора на 1 слайде А.С. Пушкин, Сказки Пушкина, издательство «ОЛМА Медиа Групп» (2011) , серия «Лучшие сказки для детей », художник Канивец Татьяна Все элементы для создания фона взяты из книги. Изображения отсканированы и обработаны в программе Adobe Photosho p . Рамочка сделана в программе Adobe Photoshop . Источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)
Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу....
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе Обобщающий урок по разделу «Устное творчество русского народа»
Данный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цели урока: обобщить знания детей по данному разделу, закреплять литературоведческие понятия, совершенствовать навык в...
Урок – КВН обобщающий урок по теме. Устное народное творчество
Урок – КВН обобщающий урок по теме. Устное народное творчество...
Литературное чтение. 3 класс Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество". Тест..
Литературное чтение. 3 класс Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество". Тест.....
Литературное чтение. Обобщающий урок по разделу "Устное народное творчество"
Урок обобщения и систематизации знаний....
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе: ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Презентация создана к уроку литературного чтения в третьем классе. В презентации ребята называют к какому жанру устного народного творчества относятся произведения....