Литературное чтение. Обобщающий урок по разделу "Устное народное творчество"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_razdelu.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Обобщающий урок по разделу "Устное народное творчество».
Цели урока: обобщить знания детей по теме «Устное народное творчество», воспитывать любовь к книге, внимательное отношение друг к другу.
Задача: Формирование УУД
Личностные УУД
Чувство сопричастности к культуре русского народа, гордость за свою страну.
Регулятивные УУД
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
• разрешение конфликтов - поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид урока: урок-соревнование .
1.
Постановка познавательной задачи.
Какую большую тему мы прошли? (Устное народное творчество)
Как выдумаете, чем сегодня вам предстоит заниматься? (вспоминать, повторять изученные произведения, отгадывать загадки, над чем-то мы будем работать в группах)
Почему она так называется? (Произведения придумал народ и передавал их из уст в уста)
2.Работа по группам (6групп).
Давайте вспомним правила работы в группах:
1. Уважай своих товарищей.
2. Умей каждого выслушать.
3. Не согласен - предложи свой вариант.
Каждая группа получит задание. Выполнив задание, группа представит его и предложит пройти другим группам. По мере выполнения заданий группы будут получать жетончики и в конце выберем команду победителей.
Конкурс 1. «Кроссворд» (проектор, экран)
– Народное искусство слова – песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадайте кроссворд и вы узнаете, как еще называют народное творчество. (В переводе с английского языка это слово означает «народная мудрость, знание».)
- Кто был хозяином Жар-Птицы?
- В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
- Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма?
- О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»?
- К чему прикоснулся Иван-Царевич в конюшне царя Кусмана?
- Как звали невесту Иванушки-дурачка?
- Какие яблоки росли в саду царя Берендея?
- Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха?
– Условие: каждый игрок работает со своим учебником, задание должны выполнить все. Выигрывает та команда, которая быстрее заполнит кроссворды. Время прошло!
Ответы к кроссворду: 1. Афронт. 2. Козленочек. 3. Аленушка. 4. Конь. 5. Уздечка. 6. Елена. 7. Золотые. 8. Перстень.
– Народное творчество еще называют «фольклор».
Конкурс 2. «Виды фольклора»
– Задание: вы должны за перечислить как можно больше видов фольклора. Один записывает, а другие перечисляют. Время прошло!
Дети записывают: песня, потешка, прибаутка, поговорка, считалка, докучная сказка, былина легенда, загадка, частушки.
Конкурс 3. «Закончи пословицу»
Труд человека кормит, а … (лень портит)
Раз соврал – навек … (лгуном стал)
Кончил дело – … (гуляй смело)
Человек от лени болеет, а … (от труда здоровеет)
• Была бы охота -… (будет ладиться работа)
• Кто других не любит - (сам себя губит)
Конкурс 4. «Лейся, песня!
Песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.
Сочините свою закличку или спойте готовую.
Конкурс 5. «Что такое сказка?»
Задание 1.
– Составьте полное определение сказки. В этом вам помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста.
– Подумайте, не надо ли включить еще что-то в это определение? (Например,
сказка – это произведение, в котором изображается чудесное, необычное. Раньше передавалось из уст в уста. В сказке есть зачин, присказка и концовка.)
После выслушивания ответов дается второе задание в этом конкурсе.
Конкурс 6. «Что такое сказка?»
Задание 2.
– Определите зачины и концовки:
«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«Жили-были …»
«Стали они жить-поживать и добра наживать...»
«Я там был, мед-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…»
Задание 7. Узнай героя и его сказку
Скок–поскок, скок–поскок –
Через море и лесок!
По пути нашёл Жар–птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конёк,
Всем известный…
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостиком тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
И называется…
Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт,
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению,
А сказка называется…
Прямо в болото упала стрела,
А в этом болоте царевна жила,
Как звали царевну, скажи мне на ушко.
Я знаю, ты помнишь –
Царевна-…
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам того не ведая,
Несёт её домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Названье этой сказки…
«Не пей, Иванушка, если устанешь…»
А братец всё выпил до донышка.
«Не пей, Иванушка, козлёночком станешь!» -
Плачет…
Подведение итогов. Жюри подводит итоги. Команда победителей получают оценку «5».
Задание 1. «Кроссворд»
Прочитайте всем.
– Народное искусство слова – песни, загадки, пословицы, сказки, легенды, былины. Разгадайте кроссворд и вы узнаете, как еще называют народное творчество.
Откройте учебник с.51 вопрос 1
- Кто был хозяином Жар-Птицы?
- В кого превратился Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?
- Помнишь ли ты имя героини, которую хотела погубить ведьма?
- О ком сказано: «…бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»?
- К чему прикоснулся Иван-Царевич в конюшне царя Кусмана?
- Как звали невесту Иванушки-дурачка?
- Какие яблоки росли в саду царя Берендея?
- Благодаря какому предмету Елена Прекрасная узнала своего жениха?
Задание 2. «Виды фольклора»
Откройте учебник с.52 вопрос 2
Прочитайте всем.
Вы должны перечислить как можно больше видов фольклора.
Задание 3. «Закончи пословицу»
Откройте учебник с.53 вопрос 8
Прочитайте всем.
Вы должны закончить пословицу.
Задание 4. «Лейся песня!»
Откройте учебник с.52 вопрос 5
Прочитайте всем.
Песенки-заклички исполнялись хором детей, обращавшихся к силам природы с просьбой о тёплых днях, дожде, богатом урожае.
Сочините свою закличку или спойте готовую.
Радуга-дуга Не давай дождя Давай солнышка Колоколнышка. | Дождик, лей, лей, лей! Будет травка зеленей, Вырастут цветочки На зеленом лужочке! | Солнышко- вёдрышко Выгляни в окошко. Твои детки плачут По камушкам скачут! |
Божья коровка Улети на небко, Там твои детки Кушают конфетки. | Дождик, дождик, пуще, Дадим тебе гущи, Дадим тебе ложку, Хлеба понемножку! | Дождик, дождик, Полно лить, Малых детушек мочить. |
Месяц-дружок, | Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик, Там мышка живёт, Тебе хвостик отгрызёт. | Гром гремучий! |
Задание 5. «Что такое сказка?»
Откройте учебник с.55 вопрос 17, вопрос 13
Прочитайте всем.
Составьте полное определение сказки.
Задание 6. «Что такое сказка?»
Откройте учебник с.55 вопрос 15
Прочитайте всем.
Определите зачины и концовки.
Задание 7. «Узнай героя и его сказку».
Прочитайте всем.
Узнай героя и его сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок литературного чтения для 2 класса "Устное народное творчество"
Цели и задачи: ¾ Сформировать устойчивое представление об устном народном творчестве. ¾...
Конспект урока по литературному чтению 4 класс. Тема: Устное народное творчество - фольклор
ТЕма урока "Устное народное творчество - фольклор".Урок проводится в школьном музее "Русская изба". Учащиеся знакомятся с устным народным творчеством через русские народные песни, потешки, дрознилки, ...
Интегрированный урок (литературное чтение - технология) по теме: "Устное народное творчество. Украшение русской избы"
Тип этого урока-закрепление изученного материала. Его можно провести в конце изучения темы: "Устное народное творчество"....
Технологическая карта урока по литературному чтению. Обобщение по разделу "Устное народное творчество".
Урок-обобщение с элементами проектной и исследовательской деятельности по теме "Устное народное творчество" 3 класс....
Конспект открытого обобщающего урока литературного чтения по жанрам русского устного народного творчества на тему: «Учись доброму, худое на ум не пойдёт»
Обобщение знаний по жанрам устного народного творчества....
Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"
Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины Пивоваровой «Жила-была собака»....
Конспект урока литературного чтения по теме: "Произведения устного народного творчества об осени. Пословицы и поговорки. Народные приметы. Осенние загадки.
Это материал по литературному чтению для самостоятельного изучения темы....