мастер класс
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему
Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками
Мастер-класс
«Литературное чтение»
Обоснование темы
Так как мы встретились накануне праздника Новый год, я поздравляю вас с этим праздником, желаю, чтобы с вами всегда были рядом «Надежда, Вера и Любовь!» Я думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам много новых идей, а наша работа будет продуктивной и творческой.
Одной из основных задач урока литературное чтение является формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают законам искусства слова. Ведущим методом обучения литературному чтению становится анализ художественного
произведения, в процессе которого младшие школьники овладевают творческими читательскими умениями. При работе с художественными текстами я использую метод творческого и объяснительного чтения, направленность которого выражается, прежде всего, в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного, либо в создании своей творческой работы.
На уроках чтения я стараюсь провести ребенка по ступенькам познания художественного произведения, помогая ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира.
Мониторинг эффективности работы по применению метода творческого и объяснительного чтения и анализа различных подходов позволили мне выделить следующие показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-_klass.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Мастер-класс по литературному чтению при работе со сказками
Мастер-класс
«Литературное чтение»
Обоснование темы
Так как мы встретились накануне праздника Новый год, я поздравляю вас с этим праздником, желаю, чтобы с вами всегда были рядом «Надежда, Вера и Любовь!» Я думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам много новых идей, а наша работа будет продуктивной и творческой.
Одной из основных задач урока литературное чтение является формирование художественного мышления, обучение таким способам общения с произведением, которые отвечают законам искусства слова. Ведущим методом обучения литературному чтению становится анализ художественного
произведения, в процессе которого младшие школьники овладевают творческими читательскими умениями. При работе с художественными текстами я использую метод творческого и объяснительного чтения, направленность которого выражается, прежде всего, в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного, либо в создании своей творческой работы.
На уроках чтения я стараюсь провести ребенка по ступенькам познания художественного произведения, помогая ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира.
Мониторинг эффективности работы по применению метода творческого и объяснительного чтения и анализа различных подходов позволили мне выделить следующие показатели сформированности творческой активности детей в процессе обучения:
Высокий уровень (14%) - (21%)
Средний уровень (50%) - (54%)
Низкий уровень (36%) - (25%)
Вашему вниманию будет представлен мой опыт работы по литературному чтению – сочинение сказок.
Тема: « Проба пера»
Вы знаете много сказок.
Про Красную шапочку вы уже прочитали. С приключениями Колобка познакомились. Знаете про Снежную Королеву и Дюймовочку.
- Я научу вас самих сочинять сказки? Хотите?
- Какой это будет вид сказок?
- Чтобы узнать по каким правилам, законам строятся сказки, ученые стали изучать фольклор: баллады, былины, сказки.
Один известный фольклорист Владимир Пропс считал, что каждую сказку можно рассматривать как маленький домик, построенный из кубиков. Каждый кубик имеет в конструкции определенное значение, от него зависит тот или иной поступок героя.
Вспомним сказку “Гуси- лебеди”.
- Кто был основным действующим персонажем?
- Какие основные действия происходили в сказке. С чего началась сказка? (Родители уехали) Они отлучились – 1-й кубик – “отлучка”.
- Много сказок начинается с этого действия.
- Что они наказывали детям (не уходить…). Запрет
- А что же дети? Нарушение запрета
- Алёнушка стала искать братца. Назовем условно отъезд героя. Герой может уехать, убежать, уплыть, т.е. начинаются его приключения.
- Что делала Алёнушка, чтобы найти братца. (Спрашивала у печки, яблони, речки) эти волшебные персонажи ставили условия. Ученый назвал их дарителями. Дарители испытывали героя. Испытание героя,
- Что случилось дальше? Кто же помог детям? Воспользовалась девочка дарами? Волшебные дары
- Благодаря волшебным дарам Враг побежден,
- Гуси-лебеди улетели ни с чем. герой спасается от преследования,
- возвращение героя,
- счастливый конец).
Мы построили домик-сказку. Так можно построить новую сказку самим.
Итак, сейчас ваша группа сочинит сказку, используя все или несколько кубиков нашего домика. Порядок может быть разным. Но хочу заметить, что сюжет вашей сказки будет зависеть от того, какие кубики вы возьмете.
Вы сочините «Колобок». Герой вам знаком, но сказка будет новой.
Это будет уже какая сказка? (авторская)
Начало сказки послушайте: “Жили-были дед да баба . Испекла как-то баба колобок и положила на окошко, а сама ушла. И запретила она колобку с окошка спрыгивать”.
1 кубик – отлучка
2 – запрет
3 – нарушение закона
4 – отъезд героя
5 – даритель испытывает героя
6 – волшебные дары
7 – враг побежден
8 – герой спасается от преследования
9 – возвращение героя
2- задание.
Чтение собственной сказки 2 групп.
1 – группа.
Собери пословицу.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
2-группа.
Рефлексия:
Вы сегодня хорошо работали.
Мастер – класс
Цель: ознакомление с развитием креативного
мышления в младших классах на уроках литературного чтения;
Ход мастер - класса
1
Дорогие коллеги, я рада приветствовать вас в нашей школе.
Так как мы встретились накануне праздника влюбленных, я поздравляю вас с этим праздником, желаю, чтобы с вами всегда были рядом «Надежда, Вера и Любовь!» Я всем вам дарю сердечко. Передайте его друг другу и представьтесь. Я думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам много новых идей, а наша работа будет продуктивной и творческой.
Вы уже не раз были у нас в школе и знаете, что наша школа - это наша гордость. Здесь трудятся великие творцы и мастера своего дела, которые куют золотые знания, умения, навыки в такой великой школе.
Вы спросите: «Чем отличается ваша школа от других школ?» Да, это обыкновенное здание, с самыми обыкновенными людьми, которые делятся своими знаниями, умениями и навыками со всеми педагогами. Но вдруг появилась в нашей школе Одаренность, которую нам привезли из могучего и красивого студенческого государства БелГУ. Работая над этой проблемой педагоги вдруг столкнулись с её Величеством Креативностью. Стали педагоги рассказывать друг другу о Креативности. Стоит им хоть раз её увидеть, как тут же попадают в плен её очарования и обаяния. Так и тянет их вновь встретиться с ней, зарядиться её оптимизмом, творческой энергией, вдохновением.
«Закреативились» работники школы и поставили перед собой цель: - «заразить» креативностью всех вокруг. Начали с себя, затем пошли по соседним классам, по школе. А вот сегодня мы хотим заразить и вас. Я приглашаю вас на мастер-класс. Тема: « Развитие креативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения»
Слайд
На рубеже двух тысячелетий в мировой и отечественной педагогической культуре развивается гуманистически ориентированное педагогическое сознание, которое направляет современное образование на обновление. Гуманистическая направленность образования проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, на развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
В образовательных учреждениях нашего района идет освоение новых развивающих технологий.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Развитие креативности младших школьников требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, следовательно, и соответствующей подготовки учителей начальных классов.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание". Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года", "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12летней школе)" делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста служат труды известных российских педагогов и психологов А.С.Белкина, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.А.Петровского, Е.С.Полат и др.
Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замки на песке, приветствовать будущее, - пишет Торенс П.
Слайд
Креативность - это способность создавать множество идей, это возможность придумывать необычные умные идей и доводить их до конца.
Развитие творческого подхода к школьному обучению один из самых разработанных теоретически и самый неразработанный практически вопрос. Трудно найти педагога, который не стремился бы, развить в своих учениках не только определенные знания, умения и навыки, но и способность самостоятельно учится, добывая эти знания и на их основе решать творческие задачи которые поставит жизнь.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Слайд
И поэтому нам необходимо помнить, что творческое мышление имеет свои отличительные черты:
Пластично, так как творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно.
Подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного вида аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения.
Оригинально, оно порождает неожиданные, непривычные решения.
Слайд
Характеристика креативности:
Богатство мысли;
Гибкость мысли;
Оригинальность;
Любознательность;
Фантастичность;
Умение видеть проблему
Беглость;
Слайд
Сложность проблемы развития творческого мышления у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческого мышления.. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
Природные задатки и индивидуальные особенности;
Влияние социальной среды;
Зависимость креативности от характера и структуры деятельности;
Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализует в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Кроме того, креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому для психолога, педагога все дети должны быть потенциально креативными. Взрослому важно заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее.
Социальная среда играет важную роль в формировании творческой индивидуальности. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводят 95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5% - наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким креативным потенциалом.
Для формирования креативности необходимо:
1.Отсутствие заданного образца;
2.Эмоциональные переживания по поводу художественного образца, создаваемого в процесс совместной деятельности;
3.Развитие межличностных отношений в классе;
Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариативность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
Значительная роль в структуре креативности отводится и регуляторным процессам – эмоциям и чувствам, а также сфере саморегуляции и самоконтроля.
Слайд
На уроках литературного чтения необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которых формируются базовые знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
Замечать любые творческие проявления учеников;
Создавать условия для развития творческих способностей;
Развитие креативного мышления процесс долгий и сложный, который начинается с первых шагов приобщения младших школьников к настоящей литературе на уроках литературного чтения. Это движение обусловлено активностью мысли и чувства, памяти и воображения степенью наблюдательности и общим речевым развитием читателя.
Слайд
Задания сгруппированы по видам учебной деятельности, пояснение к которым даны в начале тетради. Выделено 12 рубрик, из них есть творческие задания:
«Выбор» - выбери, допиши или подчеркни в тексте имена героев, эпитет, олицетворение, сравнение.
«Противопоставление» - укажи имена положительных и отрицательных героев, их действие и поступки.
«Собери» - составь пословицу, поговорку, загадку, рассказ, историю, нарисуй иллюстрацию.
«Схема» - составь план, обобщи, сделай вывод, дополни план и др.
«Кроссворд» - отыщи в тексте произведения ответы на вопросы кроссворда.
«Соответствие» - выбери строки их стихотворений и нарисуй к ним иллюстрации.
«Проба пера» - сочини загадку, сказку, рассказ, историю, нарисуй к ним ил
Слайд
Характеристика креативности:
Богатство мысли;
Гибкость мысли;
Оригинальность;
Любознательность;
Фантастичность;
Умение видеть проблему
Беглость;
Слайд
Сложность проблемы развития творческого мышления у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческого мышления.. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
Природные задатки и индивидуальные особенности;
Влияние социальной среды;
Зависимость креативности от характера и структуры деятельности;
Слайд № 6
Для формирования креативности необходимо:
1.Отсутствие заданного образца;
2.Эмоциональные переживания по поводу художественного образца, создаваемого в процесс совместной деятельности;
3.Развитие межличностных отношений в классе;
Сегодня необходимо сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируют базовые знания, умения, навыки с творческой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных творческих задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Систематически используя творческие задания, дети становятся более раскованными, не боятся высказывать свое мнение. Появляются новые интересные решения в первую очередь, потому что дети перестают панически, боятся ошибок. Дети, успешно прошедшие обучение легче начинают писать сочинения, не боятся высказывать и отстаивать свое мнение.
На уроках литературного чтения я систематически предлагаю учащимся различные виды упражнений для организации эмоционально-творческой деятельности в учебном процессе, которая во многих случаях возвышается до подлинного творчества
Разновидности творческих заданий на уроках литературного чтения.
иллюстрирование
рассказывание
драматургия
Имитационная игра.
1 задание. - Уважаемые коллеги! Перед вами рисунки. К какому жанру произведений они относятся? (к сказкам).
- Верно.
- Сегодня мы совершим путешествие по «Дорогам сказок». Слышите? Уже звенит колокольчик, приглашая нас в волшебный мир чудес и приключений.
2 задание.
Слайд № 24,25
Вспомните, какие бывают сказки?
- Верно.
Слушаю я сказку –
Сердце так и мрет;…
Отчего так сердце замирает у слушателей сказок? Да от того, что в сказке есть волшебство и чудеса.
Задание 3.
Слайд
А сейчас поработаем в группах. Вспомните и запишите, какие чудеса есть в сказках:
1 группа – чудеса в сказке «Сказке о царе Салтане»;
2 группа – чудеса в отрывке «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Задание 4
Слайд
Собери пословицу.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Слайд
Вся семья вместе, и душа на месте.
Задание 6
Слайд № 35
Сказки А.С. Пушкина
1.Как звали сватью?
2.Какую птицу убил царь Гвидон?
3. Какая кличка была у верного пса семи богатырей?
4.Кто выполнял поручение злой царицы?
5.Кто соревновался с Балдой?
6,7,8 В кого превращался князь Гвидон?
Задание 7..
Слайд
Коллективно-творческая работа. А сейчас нам предстоит попробовать себя в роли художника-аппликатора. Сделаем аппликацию к эпизодам сказки.
1 группа - «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет … »;
2 группа - «А лежит наш путь далек:
Мимо острова Буяна,
В царство Славного Салтана…»;
3 группа - «Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом
Белка там живет ручная…»;
4 группа - «И очутятся на бреге, в чешуе как
Жар горя тридцать три богатыря…»
Вот ваши иллюстрации перед вами. Скажите, какую закономерность вы встретили в этих работах?
Правильно. Это получился картинный план к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Уважаемые коллеги вот и подходит к концу наш мастер-класс. Я хочу, чтобы от нашей встречи у вас остались хорошие впечатления. Напишите на своих сердечках, чтобы вы хотели унести с собой, что вам пригодиться в вашей работе. А теперь свои сердечки с пожеланиями и отзывами оставьте возле моего сердца, чтобы оно почувствовало вашу поддержку.
Слайд
И закончить свое выступления я хочу словами Президента России Д.А. Медведева: «…Интеллектуальная энергия, творческая сила людей - это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития».
Список литературы:
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа»
Тема урока | Добро и понимание. Л. Н. Толстой «Акула». | |||||||
Цель урока | Формирование умения работать с текстом., выделять главное переживание текста. | |||||||
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД | Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки пересказа. Коммунитативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуации, строить монологическое доказательное высказывание, взаимодействовать в группе . Личностные УУД: понимание чувств других людей и сопереживание к им. Регулятивные УДД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию. | |||||||
Основные понятия | Поведение и переживания главного героя, поступки которого определяются его чувствами. | |||||||
Межпредметные связи | «Окружающий мир» | |||||||
Ресурсы | Учебник «Литературное чтение» Н.А. Чуракова 2 класс; карточка настроения «Сундук писателя»; портрет Н.Л. Толстого; цифры 5, 22, 82; слово «Акула» по буквам; рисунок парусника; иллюстрация к произведению Н.Л. Толстого «Акула»; словарь чувств; карточки со словами «спорт, секрет, азбука»; парусы разного цвета | |||||||
Этапы урока: | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||
I/Организационный момент. Мотивация. | Выдвигают предположение о теме урока. (познавательные) Взаимодействуют с учителем во время диалога, строят высказывания понятные собеседникам(коммуникативные) Контролируют правильность ответа обучающихся. Регулятивные) |
| ||||||
II Актуализация знаний | Выдвигают предположение об ответе на вопрос. (познавательные) Взаимодействуют с учителем, партнером во время диалога, строят высказывания понятные собеседникам(коммуникативные) Контролируют правильность ответа обучающихся. Регулятивные) | - С творчеством какого писателя вы начали знакомство на прошлом уроке? - Давай те вспомним страницы биографии великого писателя. Для этого отроем сундучок писателя. (Учитель вынимает из коробки напечатанные цифры и слова, а дети объясняют, какое отношение имеет данный материал к писателю). . 82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года. Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости. Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе. Ясная Поляна (родовое имение писателя) Старый Заказ( любимый лес писателя)
| Дают ответы на вопросы. | |||||
III Целеполагание . | Определяют тему по заданному алгоритму(познавательные) Взаимодействуют в группе. Принимают чужое мнение (коммуникативные) Контролируют правильность ответа(регулятивные)
| -Кроме цифр в ящике лежат буквы. Они все перепутались. Ребята, составьте из предложенных букв слово – оно будет являться названием нашего произведения. (Учитель достаёт разрезанные карточки с буквами А К У Л А, укрепляет их на доске, не по порядку, вызывает учеников к доске, чтобы дети составили слово «Акула».) - Произведение, с которым мы сегодня будем знакомиться, называется «Акула» ( на доске появляется иллюстрация акулы). | Групповая работа. | |||||
IV Ознакомлени с новым знанием/ | Строят высказывания об акулах опираясь на свои знания. )Познавательные) Принимают мнение других и учатся высказывать своё.(коммуникативные) Контролируют правильность ответов. (регулятивные) | - А что вы знаете об акуле? (слайд №11) | Устно рассказывают об акулах. | |||||
1 Рассказ учителя об акулах., | Принимают общее решение о дальнейший действиях на уроке(коммуникативные) | - Это очень древние рыбы. Благодаря обтекаемой форме тела при движении акулы испытывают самое ничтожное сопротивление воды, поэтому очень быстро плавают. Акула - это слово часто с ненавистью произносят рыбаки и моряки: акулы распугивают и уничтожают рыбу, рвут сети, иногда, но очень редко, нападают на людей. Пасть акулы, усажена несколькими рядами острых зубов. Кожа многих акул покрыта чешуей с острыми шипами. Поэтому даже легкое прикосновение акулы плывущей порой со скоростью 40 км в час, наносит серьезные раны. Но не все акулы хищники. Многие питаются, медузами, мелкой рыбешкой. Акулы откладывают крупные икринки, покрытые кожистой скорлупой, или рождают живых детенышей. [2] - А теперь я приглашаю вас в путешествие к берегам Африки. - На каком транспорте мы отправимся в путь? ( На паруснике.) (На доске появляется парусник) | ||||||
IVФизпауза |
| -Но только мы отправились, начал накрапывать дождь. (Шуршание ладошками. - И вот он пошел сильнее. (Хлопки в ладоши.) -Еще сильнее! (Хлопки по ногам.) - А теперь пошел ливень! (Топают на месте.) - А потом он начал стихать. (Те же действия в обратном порядке.) - И вышло солнышко! Давайте вытрем волосы, ушки и приступим к работе. | Шуршание ладошками. (Хлопки в ладоши Топают на месте Лёгкие поглаживания по голове, ушам. | |||||
2.Прогнозирование содержания рассказа. . 3..Первичное восприятие текста | (Коммуникативные)Взаимодействие в группе во время словарной работы, принимают общее решение, учатся высказывать своё Принимают и сохраняют цель и задачу урока, осуществляют взаимоконтроль во время чтения.(Регулятивные) Работа над чтением текста. Поиск значения слов. Понимание содержания текста. (Познавательные) | -Рассмотрите иллюстрацию в учебнике и предположите, о чём будет рассказ (слайд ). 1)Первичное чтение произведения. Знакомство с текстом - просмотр диафильма «Акула» Дети читают произведение по цепочке 2) Предварительная словарная работа -Ребята, теперь обратите внимание на доску. В этом произведении вам встретятся новые слова, значение которых вы должны найти. Работа с новыми словами: (дети объясняют значение слов) артиллерист – а) военнослужащий б) спортсмен полотно - в) слабое освещение г) льняная ткань фитиль – д) горючий шнур для орудия е) тропическое растение ропот - ж) негромкая недовольная речь з) классическая музыка хобот - и) удлиненный нос к) задняя часть орудия (для этого слова важно два значения) (Слайд) 3) Повторное чтение текста учащимися. | высказыва ния Восприятие текста по диафильму. Обмен впечатлениями. Групповая работа. Детям предлагается карточка с данными словами. Рядом со словами написано 2 значения . Надо выбрать одно из них, которое считают правильным. Дети читают произведение по цепочке | |||||
4.Анализ произведения | Участвуют в обсуждении содержания текста во фронтальном режиме, строят речевые высказывания в устной форме, .(познавательные) Уметь формулировать собственное мнение, использовать речь для регуляции своего действия, выслушивать мнение других(коммуникативные) Осуществляют самоконтроль (регулятивные) | -Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе? -Как случилось, что мальчики оказались в открытом море? -Какое сравнение подобрал писательдля мальчиков , когда они были в воде? -Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала? Почему? -Когда артиллериста охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его душевное состояние.? -Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? -Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? Прочитайте. -Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? -Какие чувства он испытал в этот момент? Кто же главный герой рассказа?
| Отвечают на вопросы, выборочно читают. | |||||
5.Работа над планом рассказа.
| Участвуют в обсуждении содержания текста во фронтальном режиме, строят речевые высказывания в устной форме, .(познавательные) Уметь формулировать собственное мнение, использовать речь для регуляции своего действия, выслушивать мнение других(коммуникативные) Осуществляют самоконтроль (регулятивные | -Можно рассказ поделить на части? -Нашим героям тоже дали домашнее задание разделить на части рассказ - Миша считает, что в рассказе 2 части. Сначала в рассказе всё было хорошо, а потом всё плохо. - Маша считает, что в рассказе 3 части. В рассказе все сначала было хорошо, потом всё плохо, а потом всё опять хорошо. -С кем согласитесь вы? - Найдите в тексте границы частей текста. - Давайте составим план рассказа. -О чём говорится в 1 части? т.д План. 1.Купание мальчиков. 2. Появление акулы. 3.Спасение мальчиков.(слайд) | аргументированные ответы | |||||
6. Подготовка к пересказу текста. | Участвуют в обсуждении содержания текста во фронтальном режиме, строят речевые высказывания в устной форме,Строить монологические высказывания. .(познавательные) Уметь формулировать собственное мнение, использовать речь для регуляции своего действия, выслушивать мнение других(коммуникативные) Осуществляют самоконтроль (регулятивные | 1.Соотненсение иллюстраций с частями текста Детям предлагаются несколько иллюстраций. Нужно определить к какой части текста они относятся и рассказать , что на них изображено. Иллюстрации вешаю на доску под названием частей. | ||||||
7. Подготовка к пересказу | Взаимодействие в группе, высказывание собственного мнения, принятие общего решения (Коммуникативные_ Принимать и сохранять общую задачу, осуществлять взаимоконтроль, адекватно принимать мнение учителя. | 2. Работа со словарём чувств. - Выберите слова, которые показывают чувства при чтении рассказа «Акула» Словарь чувств: радость удивление нежность стыд обида торжество волнение беспокойство тревога ужас страх любовь 1 группа- выбирает чувства артиллериста. 2 группа- чувства мальчиков. 3 группа- ваши чувства. | Просмотровое чтение. Работа в группах.
| |||||
V.Подведе ние итогов. Рефлексия | Строить речевое высказывание в устной форме(познавательные) Принимать чужое мнение, сопереживать другим. )коммуникативные) Понимать ответы других, осуществлять итоговую самооценку по результату.(регулятивные_ | -Как вы думаете, какую мысль хотел донести до нас Л. Н. Толстой?(слайд) - Этот рассказ помог понять нам сложность описанной ситуации, пригласил к размышлению. - Как вы думаете этот рассказ о том как трудно растить мальчиков? -Этот рассказ о мужестве и отваге. - Этот рассказ о том, как отцы спасают своих детей, когда мамы нет рядом? -Народная мудрость гласит: «Любовь побеждает все!» - Вы согласны? -Чья любовь спасла детей? - А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого из вас на парте лежат паруса.. Добавьте парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу (слайд). Отлично работал (а) и многому научился(ась). \красный чвет\ Хорошо работал(а) на уроке. \синий цвет\ Надо постараться. \зелёный цвет\
| Ответы Принятие самостоятельного решения. | |||||
VI. Домашнее задание | Регулятивные Коммуникативные | (Слайд.) Вы можете выбрать домашнее задание из 3 вариантов. 1 Нарисовать рисунки и по ним подготовить пересказ
| Самостоятельный выбор задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Технологическая карта мастер-класса в 4-5 классе в соответствии с требованиями ФГОС в классе с детьми умеренной и сложной структурой дефекта "Ангел - хранитель домашнего очага"
Классный час для детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей....
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...