Конспект урока по литературному чтению А.П. Платонов «Еще мама»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема урока: А.П. Платонов «Еще мама»
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.
Предметные:
учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.
Личностные:
прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;
использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_potlit._chteniyu_3_klass.docx | 32.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Литературное чтение
Класс: 3
Тема урока: А.П. Платонов «Еще мама»
Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.
Предметные:
учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.
Личностные:
прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;
использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.
№ | Этапы, методы и приёмы | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. 2. 3. | Мотивационный Словесн.: слово учителя Речевая разминка. Практич.: хоровое чтение речевая разминка Актуализация знаний. Введение в тему. Наглядн: работа со слайдом Словесн.: объяснение устойчивых выражений | - Здравствуйте, ребята! Вот звенит для нас звонок – Начинается урок. Ровно встали, потянулись И друг другу улыбнулись Прочитайте отрывок с разной интонацией. Хоть мама еще Не вернулась с работы, Не трудно узнать Её думы заботы. Ребята, сегодня мы продолжим работу над произведением Андрея Платонова «Ещё мама». — Понравился ли вам рассказ? __Вы дома ещё раз прочитали это произведение и самостоятельно попробовали ответить на вопросы в конце рассказа. __ Но я вам вчера задавала вопрос, на который вы не смогли мне сразу ответить. Как он звучал? __Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ? (Читает доклад ребёнок) Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь. Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна. Платонов писал: -“Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”. Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какие-то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей” Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама». — Почему рассказ называется «Ещё мама»? (Смысл названия рассказа видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким людям) __Теперь переходим непосредственно к рассказу. — Какое главное событие изображает писатель в рассказе? (Артём впервые пошёл в школу). — Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу) __ Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу. __Почему мама со всем соглашается? (она любит сына) __Сколько лиц участвует в данном диалоге? | Приветствовать учителя; Настраиваться эмоционально на урок; Читать с разной интонацией и темпом; Читать и объяснять устойчивые выражения; Ответы учащихся на поставленные вопросы | Р: положительный настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке. П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; П: осознавать смысл слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут; |
4. 5. | Постановка учебных задач Словесн.: составление слов Работа по теме урока | Так почему же Артём не хочет идти в школу? (Ему не хочется расставаться с мамой, оставлять её одну). Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к матери? (Он любит её и считает, что мама без него заскучает) Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения. (Любовь мальчика к матери) А как повела себя мама, когда прошло лето? (Взяла сына за руку и повела в школу) __Почему Артём не стал противиться? ( Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.) (Чтение эпизода) — С какой целью Артём говорит с матерью о смерти? __Какой наказ дала мама Артёму? (чтение эпизода по ролям) — Кого встречает Артём по дороге в школу? (Гусака, который клювом защемил штанину у Артёма) __Найдите в тексте строчку, где Артём размышляет об этой птице. __ Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов? (Он переживал за маму) — Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой? (Он не понимал, что они говорили) — Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму? (Найдём ответ в тексте) __Прочитаем описание учительницы. __С кем сравнивает автор Аполлинарию Николаевну? __Что говорит автор о глазах учительницы? (весело смотрели, будто играть с ним хотела в игру) __А что говорится о запахе? (пахло от неё также как и от матери, тёплым хлебом и сухой травой) — О чём думает Артём на уроке? (Найдём ответ в тексте) __ Как эти мысли мальчика характеризуют его? (Заботливый, любящий —Посмотрите на рисунок и скажите, какую помощь оказала учительница Артёму после уроков? __Какими качествами характера обладает учительница? (сопереживание, сострадание) __Найдём в тексте и прочитаем по цепочке, как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой. | Составлять слова; Определять тему урока; Ставить цели урока; участвовать в обсуждении | К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, |
6. | Физкультминутка | - Ребята, но прежде чем приступить к чтению давайте немного отдохнём: Рано утром, на полянке,
| Выполнять движения; | Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. |
7. | Продолжение работы по теме урока. Решение частных задач. Практич.: чтение учителем Практич.: чтение по цепочке Словесн: ответы на вопросы; | — Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе? (Он увидел в учительнице черты своей мамы) __Почему рассказ называется «Еще мама»? (Он полюбил свою учительницу, как ещё одну маму) Самостоятельное составление плана рассказа. 1. (Пронумеруйте в правильной последовательности план рассказа.) 2. (Задание выполняется в паре. Третий пункт требует уточнения: составляем сложный план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды: (Записаны на доске) — В чём заключается смысл названия рассказа? (Смысл названия рассказа видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким людям) __Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою? __За кого в рассказе вы больше всего переживали и радовались? | Читать; Слушать и следить; Составление плана рассказа; Работать в паре Анализировать рассказ; Высказывать свою точку зрения, рассказывать о своих переживаниях | Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; |
8. | Рефлексия. Подведение итогов | __Какие чувства вы испытываете, когда вас понимают? __А когда нет? __У кого появилось желание представить продолжение рассказа? | Подводить итог урока; | Р: понимание причин успеха в учёбе; Р: осуществлять итоговый контроль по результату; |
9. | Домашнее задание | Перечитать рассказ Андрея Платонова «Ещё мама», подготовить пересказ отрывка, который сильней всего взволновал. Или придумать продолжение. Выполнить рисунок (по желанию) | Записывать домашнее задание; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Ещё мама"(УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Ещё мама"(УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению по теме: «Еще мама» 3класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности: знакомство учащихся с произведением А.П.Платонова «Цветок на земле», формирование навыков выразительного чтенияПланируемые результатыПредметные:Знать: ...
Конспект урока по литературному чтению А. Платонов «Ещё мама» (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: знакомство детей с новым произведением А. Платонова «Еще мама». Планируемые результаты:Предметные: уметь определять главную мысль произведения, рассказывать...
Конспект урока по литературному чтению "А. П. Платонов "Ещё мама"", 1 урок (Школа России, 3 класс)
О па по...
Конспект урока по литературному чтению "А. П. Платонов " Ещё мама"", 2 урок (Школа России, 3 класс)
Иапппа...
Технологическая карта урока по литературному чтению "А.Платонов «Ещё мама»" 3 класс
Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа «Ещё мама» А.П.Платонова Задачи урока...