Конспект урока по литературному чтению А.П. Платонов «Еще мама»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема урока: А.П. Платонов «Еще мама»

 

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.

Предметные:

учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.

Личностные:

 прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;           

использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_potlit._chteniyu_3_klass.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 3

Тема урока: А.П. Платонов «Еще мама»

Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя; учить анализировать текст, делить его на части; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи; воспитывать любовь и уважение к матери.

Предметные: 

учить детей понимать глубину произведения, сравнивать, обобщать, анализировать.

Личностные:

 прививать интерес к чтению; выбирать виды деятельности на уроке; придумывать свои рассказы о животных;          

использовать разные виды чтения: беглое, выразительное, выборочное;

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России. «Просвещение» 2014, презентация.


Этапы, методы и приёмы

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

2.

3.

Мотивационный

Словесн.: слово учителя

Речевая разминка.

Практич.: хоровое чтение

речевая разминка

Актуализация знаний. Введение в тему.

Наглядн: работа со слайдом

Словесн.: объяснение устойчивых выражений

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись

Прочитайте отрывок с разной интонацией.

Хоть мама еще

Не вернулась с работы,

Не трудно узнать

Её думы заботы.

Ребята, сегодня мы продолжим работу над произведением Андрея Платонова «Ещё мама».

— Понравился ли вам рассказ?

__Вы дома ещё раз прочитали это произведение и самостоятельно попробовали ответить на вопросы в конце рассказа.

__ Но я вам вчера задавала вопрос, на который вы не смогли мне сразу ответить. Как он звучал?

__Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ?

(Читает доклад ребёнок)

Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских.

А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), испытать горечь безвозвратных утрат (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.

    Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна.

  Платонов писал: -“Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”.

     Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какие-то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей”

 Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».

— Почему рассказ называется «Ещё мама»?

 (Смысл названия рассказа  видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким людям)

__Теперь переходим непосредственно к рассказу.

— Какое главное событие изображает писатель в рассказе?

(Артём впервые пошёл в школу).

— Как воспринимает школу Артём? (Не хочет идти в школу)

__ Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу.

__Почему мама со всем соглашается?

(она любит сына)

__Сколько лиц участвует в данном диалоге?

Приветствовать учителя;

Настраиваться эмоционально на урок;

Читать с разной интонацией и темпом;

Читать и объяснять устойчивые выражения;

Ответы учащихся на поставленные вопросы

Р: положительный  настрой ребят на урок, создание благоприятной обстановки на уроке.

П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах;

П: осознавать смысл  слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут;

4.

5.

Постановка учебных задач

Словесн.: составление слов

Работа по теме урока

Так почему же Артём не хочет идти в школу?

(Ему не хочется расставаться с мамой, оставлять её одну).

Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к матери?

(Он любит её и считает, что мама без него заскучает)

Какой же основной замысел хочет показать автор в произведения.

(Любовь мальчика к матери)

А как повела себя мама, когда прошло лето?

(Взяла сына за руку и повела в школу)

__Почему Артём не стал противиться?

( Артем очень любит свою маму, не захотел её огорчать.) (Чтение эпизода)

— С какой целью Артём говорит с матерью о смерти?

__Какой наказ дала мама Артёму?

(чтение эпизода по ролям)

— Кого встречает Артём по дороге в школу?

(Гусака, который клювом защемил штанину у Артёма)

__Найдите в тексте строчку, где Артём размышляет об этой птице.

__ Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов?

(Он переживал за маму)

— Почему Артём, услышав разговор детей во дворе школы, хотел уйти домой?

(Он не понимал, что они говорили)

— Как учительница Аполлинария Николаевна отнеслась к Артёму?

(Найдём ответ в тексте)

__Прочитаем описание учительницы.

__С кем сравнивает автор Аполлинарию Николаевну?

__Что говорит автор о глазах учительницы? (весело смотрели, будто играть с ним хотела в игру)

__А что говорится о запахе? (пахло от неё также как и от матери, тёплым хлебом и сухой травой)

— О чём думает Артём на уроке?

(Найдём ответ в тексте)

__ Как эти мысли мальчика характеризуют его? (Заботливый,  любящий

—Посмотрите на рисунок и скажите, какую помощь оказала учительница Артёму после уроков?

__Какими качествами характера обладает учительница? (сопереживание, сострадание)

__Найдём в тексте и прочитаем по цепочке, как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой.

Составлять слова;

Определять тему урока;

Ставить цели урока;

участвовать в обсуждении

К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока,

6.

Физкультминутка

- Ребята, но прежде чем приступить к чтению давайте немного отдохнём:

Рано утром, на полянке,
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой топ-топ!
Правой ножкой топ-топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Вы резвиться не устали?

 

Выполнять движения;

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

7.

Продолжение работы по теме урока. Решение частных задач.

Практич.: чтение учителем

Практич.: чтение по цепочке

Словесн: ответы на вопросы;

— Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе? (Он увидел в учительнице черты своей мамы)

__Почему рассказ называется «Еще мама»?

(Он полюбил свою учительницу, как ещё одну маму) 

Самостоятельное составление плана рассказа.

1. (Пронумеруйте в правильной последовательности план рассказа.)

2. (Задание выполняется в паре. Третий пункт требует уточнения: составляем сложный план. Учёба в школе делится на следующие эпизоды: (Записаны на доске)

— В чём заключается смысл названия рассказа?

 (Смысл названия рассказа  видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким людям)

__Случалось ли вам переживать то же самое, что и герою?

__За кого в рассказе вы больше всего переживали и радовались?

Читать;

Слушать и следить;

Составление плана рассказа;

Работать в паре

Анализировать рассказ;

Высказывать свою точку зрения, рассказывать о своих переживаниях

Р: Читать в соответствии с целью чтения:

выразительно;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

8.

Рефлексия. Подведение итогов

__Какие чувства вы испытываете, когда вас понимают?

__А когда нет?

__У кого появилось желание представить продолжение рассказа?

Подводить итог урока;

Р: понимание причин успеха в учёбе;

Р: осуществлять итоговый контроль по результату;

9.

Домашнее задание

Перечитать рассказ Андрея Платонова «Ещё мама», подготовить пересказ отрывка, который сильней всего взволновал. Или придумать продолжение.  Выполнить рисунок (по желанию)

Записывать домашнее задание;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Цветок на земле"(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Ещё мама"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Ещё мама"(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению по теме: «Еще мама» 3класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности: знакомство учащихся с произведением   А.П.Платонова  «Цветок на земле», формирование навыков выразительного чтенияПланируемые результатыПредметные:Знать: ...

Конспект урока по литературному чтению А. Платонов «Ещё мама» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство детей с новым произведением А. Платонова «Еще мама». Планируемые результаты:Предметные: уметь определять главную мысль произведения, рассказывать...

Технологическая карта урока по литературному чтению "А.Платонов «Ещё мама»" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока:  формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа «Ещё мама» А.П.Платонова Задачи урока...