Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
Планируемые метапредметные результаты
|
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Ф М:беседа П:эмоциональный настрой | Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Сергеевна, и сегодня я буду вести у вас урок литературного чтения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте хорошего дня своему товарищу, тихонечко садитесь. | Приветствуют учителя, включаются в учебную деятельность. классная работа.
| К:проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф М:репродуктивный П:речевая разминка | Проводит речевую разминку. -А теперь посмотрите на слайд, вы видите стихотворение, давайте его прочитаем с разными эмоциями (радость, грусть, удивление, тревога) Зайку бросила хозяйка - Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. -На этом уроке мы продолжаем знакомится с творчеством А.П.Платонова – знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя.
| Учащиеся выполняют задание учителя, участвуют в беседе.
| К:читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения; Р:выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия | Презентация |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М:беседа П:ответы на вопросы | Подводит к формулировке темы и целей урока. - Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них. - Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства, прочитав рассказ Андрея Платоновича «Еще мама». Прочитав это произведение, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель. -Посмотрите, какое интересное название у произведения. -Как еще можно назвать маму? Мама, Мамочка, Мамуля, Маменька, Матушка, Родимая -На какое слово похоже слово родимая? -Рассмотрите иллюстрации на с. 137, 141. -О чём, по-вашему, рассказ? -Кто герои рассказа? -Какими могут быть события в рассказе с таким названием? | Формулируют тему и цели.
Выбирают слова.
-Родина.
-Предположение детей. -Артём его мама и учительница. | П:анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль Р:принимать цель чтения, удерживать её в памяти | Презентация, учебник |
"Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф М:объяснение П:разбор незнакомых слов
Ф М:беседа П:ответы на вопросы
Ф М:работа с книгой П:анализ текста | Знакомит с произведением. В тексте вам могут встретится незнакомые слова. Давайте их разберём -Послушаем, как объясняется значение слова в толковом словаре. Оробел Изгородь Горевать Спозаранку Ступай Первичное восприятие произведения -К какому жанру относится прочитанное произведение? -Почему вы так решили? Докажите. Давайте обратимся к словарю. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова Н.Ю.Шведовой сказано: «Рассказ-…повествовательное произведение небольшого размера». Анализ текста -Кто главный герой в рассказе? -Почему рассказ называется «Еще мама»? -Правильно ли поступила мама, отправив одного Артема в школу? -Кто из вас побежал бы следом за мамой, а кто пошел бы в школу, как Артем? -С какими чувствами Артем расставался с матерью? -С кем он встретился по дороге в школу? -Как учительница встретила его в школе? -Почему она оставила его на коленях? -Почему Артем не слушал учительницу? -Почему учительница оставила его после уроков? -Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться? -Какие слова учительница написала на доске? Почему именно эти слова? | Знакомятся с произведением. Разбирают незнакомые слова. - Оробел - испугаться, бояться чего-либо, струсить. Изгородь – лёгкий забор. Горевать – сокрушаться, кручиниться, тосковать, печалиться, грустить. Спозаранку – с раннего утра. Ступай – шагать, ходить, идти. -Рассказ. -Все события происходят в реальной жизни. -Мальчик Артём. -Потому что учительница в школе была Артёму как мама. -Предположения детей. -Боялся её оставить одну, думал, что будет скучать или что-то с ней случиться. -С гусем, собакой и мальчишками которых не знал. -Увидела, что он скучает по маме и взяла его на руки. -Потому что он скучал по маме, она хотела его успокоить. -Он думал о маме. -Она поступила как заботливая мама, промыла его рану. -Сказала, что если он не будет учиться, то мама расстроиться. -Родина и мама, мальчик скучал по маме и поэтому старательно старался написать это слово.
| Р: выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия
П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;
П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;
| Презентация, учебник |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф М:работа с книгой П:анализ текста | Ведёт беседу. -Смелый, добрый, воспитанный, ответственный, заботливый -О ком можно так сказать? -Какими еще прилагательными можно описать характер героя? -Попробуем дать характеристику маме Артема. -Найдите, как автор описывает чувства матери при расставании с сыном. -Как надо относиться к родителям? -А теперь составим характеристику учительнице? Добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая. -Прочитайте, как автор описывает учительницу. -С какими людьми вам хотелось бы общаться? -Как надо относиться к учителям?
| Участвуют в беседе. -Об Артёме -Заботливая, добрая, понимающая -Находят в тексте высказывание детей дети выбирают- добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая высказывают своё предположение.
| П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя; К: читать текст с разными интонациями, передавая своё отношение к событиям, героям произведения;
| Учебник |
Физкультминутка |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | П М:работа с книгой П:составление плана
Ф М:беседа П:ответы на вопросы | Задает самостоятельную работу. -Сейчас самостоятельно в парах попробуйте составить план рассказа. Частей должно быть 7. Расскажите, как вы будете составлять план? 1.Выделить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения. 2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки. 3. Запишите свой заголовок к каждой части. 4. Проверьте себя по книге, определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное? Составление плана: 1.Мама провожает сына в школу. 2. По дороге в школу. 3. Первое впечатление. 4. Знакомство с учительницей. 5. Первый урок в жизни Артёма. 6.Урок продолжается. 7. Пора снова в школу Проверка. -Ребята ответьте мне на вопрос. Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ? | Выполняют самостоятельную работу. 1.Выделить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения. 2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки. 3. Запишите свой заголовок к каждой части. 4. Проверь себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное.
| П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя; Р: осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении своей части работы, оценивать свой вклад в общее дело
П: анализировать текст: обосновывать принадлежность к жанру, определять тему и главную мысль, делить текст на части, озаглавливать их, находить в тексте заданный эпизод, определять композицию произведения, характеризовать героя;
| Раздаточный материал ввиде карточек, презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф М:беседа П:ответы на вопросы | Закрепляет материал, задает задание в рабочей тетради. - С каким произведением познакомились на уроке? - Кто его автор? - Ребята, почему автор назвал рассказ «Ещё мама»? - Какую главную мысль хотел донести до нас автор? Задает домашнее задание. - Откройте свои дневники, запишите домашнее задание. Нарисовать на листе формата А4 иллюстрацию к понравившемуся отрывку. | Участвуют в обсуждении. - «Ещё мама». -А.П. Платонов -Учительница в школе стала Артёму как мама.
| Р: выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия
| Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М:беседа П:ответы на вопросы | Подводит итоги урока. - Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки. Вопросы | «Да» | «Нет» | Я хорошо работал на уроке. |
|
| Я без ошибок выполнил самостоятельную работу. |
|
| Я много нового узнал на уроке. |
|
|
- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да». - Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет». - Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да». | Участвуют в беседе. Оценивают свою работу на уроке. | Р: выполнять действия контроля/самоконтроля и оценки процесса и результата деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия
| Раздаточный материал ввиде карточек |