Урок литературного чтения во 2 классе по теме: "Э. Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Задачи урока:
Обучающие:
1) познакомить с жизнью и творчеством Э. Успенского;
2) вспомнить его произведение «Крокодил Гена и его друзья».
Развивающие:
1) развивать навыки выразительного и беглого чтения;
2) развивать умения отвечать на вопросы по прочитанному;
3) развивать память, внимание, мышление;
4) обогащать словарный запас.
Воспитывающие:
1) воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям;
2) воспитывать дисциплинированность;
3) воспитывать любовь к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Баркова Г.В. [237-015-480]
Конспект урока
литературного чтения во 2 классе
УМК «Школа России»
Тема: Э. Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья»)
Учитель начальных классов: Баркова Галина Владимировна
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить с жизнью и творчеством Э. Успенского;
- вспомнить его произведение «Крокодил Гена и его друзья».
Развивающие:
- развивать навыки выразительного и беглого чтения;
- развивать умения отвечать на вопросы по прочитанному;
- развивать память, внимание, мышление;
- обогащать словарный запас.
Воспитывающие:
- воспитывать у учащихся чувство доброты, сопереживания, заботливого отношения к другим людям;
- воспитывать дисциплинированность;
- воспитывать любовь к чтению.
Оборудование к уроку: выставка книг Э. Успенского; мультимедиа проектор; интерактивная доска, презентация, шапочка Винни-Пуха; магнитофон и диск с записью песни «Пусть бегут неуклюже»; тесты для учащихся; анаграммы.
Этапы урока | Цели и задачи на этапе | Оборудование | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Хроно-метраж |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I.Организационный момент. ЗСТ: релаксация, фиксирование оса-нки, положитель- ная мотивация дея- тельности учащих- ся | Поприветствовать гостей, настроить детей на работу, создать хорошее настроение. | Интерактивная доска, слайд 2: Итак, друзья, внимание, Ведь прозвенел звонок, Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок. | - Ребята, к нам сегодня на урок пришли гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь. А теперь улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Улыбки ваши располагают к приятному общению. Садитесь поудобнее, начнём скорей урок. - Руки? (На месте!) -Ноги? (На месте!) - Локти? (У края!) - Спина? (Прямая!) | Учащиеся здороваются с гостями, поворачиваются к своим соседям по парте и улыбаются друг другу, потом учителю. Тихо садятся за парты, фиксируют осанку. 3 человека становятся за конторки. | 0,5 минут |
II.Актуализация знаний. Постановка задач урока. | Поставить учебные задачи; развивать мышление, речь. | Слайд 3: Девиз урока: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться.» | - Прочитайте девиз нашего урока. - Объясните смысл пословицы. - Какие задачи мы ставим перед собой на уроке чтения? | Дети читают пословицу, объясняют её смысл; ставят задачи: - учиться читать бегло, грамотно, выразительно; -учиться мыслить, выражать своё мнение; -развивать память, речь, мышление; - получить хорошую отметку. | 1,5 минуты |
III. Речевая разминка. | Развивать артикуляционный аппарат, дикцию. | Слайд 4.
Чтобы разговаривать, Надо выговаривать, Всё правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать, Мы будем выговаривать! Всё правильно и внятно, Чтоб было всё понятно. Слайд 5.
От топота копыт пыль по полю летит. | - Прочитайте чистоговорку по слогам глазами. А теперь читаем вслух: начиная тихо и убыстряя темп. Но помните одно условие – чётко произносите звуки. Готовы? - Прочитайте скороговорку медленно (быстро). - А теперь с разной интонацией: с удивлением, недовольно, насмешливо. | Ребята читают чистоговорку, постепенно убыстряя темп, чётко произнося звуки. Учащиеся читают скороговорку в разном темпе и с разной интонацией. | 2 минуты |
IV.Проверка домашнего задания. IV. Физминутка для глаз. | Проверить усвоение пройденного материала. Развивать интерес к участию в конкурсе чтецов, умение читать выразительно стихи, развивать творческие способности. Сохранение зрения, снятие усталости. | 1.Слайд 6. Вопросы: - Кто написал книгу «Винни-Пух и все-все-все»? - Кто научил Винни-Пуха разговаривать по – русски? - Что приготовили к сегодняшнему уроку? 2.Шапочка Винни-Пуха. Слайды 7, 8. | - Все вы читали книгу «Винни-Пух и все-все-все». Кто её написал? - Кто научил Винни-Пуха разговаривать по-русски? - Что интересного вы приготовили для меня? -Кто желает на время превратиться в Винни-Пуха и рассказать нам одну из песенок? Чтобы вам легче было перевоплотиться, я принесла вам шапочку Винни-Пуха. Её наденет тот, кто будет рассказывать песенки. - Все выступили ярко, выразительно, с хорошим настроением. Давайте поаплодируем нашим артистам. - А теперь отдохнём под песенку Винни-Пуха. | 1.Дети отвечают на вопросы, проверяют правильность ответов на интерактивной доске: - Английский писатель Алан Милн. - Борис Заходер. -Учили наизусть песенки Винни-Пуха. Выступление детей. 2.Учащиеся надевают по очереди шапочку Винни-Пуха и выразительно рассказывают наизусть песенки. (5 человек)
3. Дети аплодируют. Ребята встают, глазами следят за движущимися предметами на экране. Смена учащихся за конторками. | 7 минут 0,5 минут |
V. Сообщение темы урока. | Учить самостоятельно формулировать тему урока. | Слайд 9. Разгадывание шифровки: мчребушокрлатвишзкдащ 2, 4, 5, 6, 10, 12, 16, 18, 20 | - Сегодня мы с вами будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения. Как звали одного из главных героев, вы узнаете, если сможете правильно разгадать шифровку. - Правильно – это Чебурашка. Кто написал это произведение? - А теперь сформулируем тему урока. | Учащиеся разгадывают шифровку, отвечают на вопросы и формулируют тему урока: - Сегодня мы будем изучать произведение Э. Успенского «Чебурашка». | 1 минута |
VI. Подготовитель- ная работа. | Познакомить с жизнью и творчеством Э. Успенского; развивать речь, мышление, обогатить словарный запас. | 1.Слайд 10. Портрет Э. Н. Успенского. 2.Выставка книг Э. Н. Успенского. 3.На доске: «Испокон века – книга растит человека». 4.Слайд 11. Чтение трудных слов: тро-пи-че-ским гип-по-по-там от-пра-вил-ся а-пель-си-на-ми пе-ре-дви-гать-ся пу-те-ше-стви-е не-из-вест-ным соб-ствен-но-го 5.Лексическое значение слов. Слайд 12. Гиппопотам. Слайд13. Тропический лес. Слайд 14. Каюта. Уценённые товары. Телефонная будка. | 1. Знакомство с биографией писателя. - Аня нам подготовила небольшое сообщение о творчестве Э. Успен- ского. 2.Рассматривание книг. - Посмотрите на выставку книг, здесь представлены самые известные и любимые его произведения. - Как вы понимаете смысл высказывания? - Мне очень хочется, чтобы книга стала для вас самым лучшим другом. Любите книги, читайте их. 3.Словарно-лексическая работа. - Давайте прочитаем, как Чебурашка появился в городе. Но сначала Чебурашка просит нас выполнить некоторые задания: а)прочитайте слова по слогам, затем целыми словами; б) прочитайте с разной интона-цией (радостно, грустно, как будто большой секрет) - Какие слова не понятны? (Выяснение значения слов) | Рассказывает подготовленный ученик. Дети: «Из поколения в поколение люди передают в книгах знания, народную мудрость, учат нас жить» Учащиеся читают слова на экране по слогам, потом целыми словами с разной интонацией. Ребята объясняют значение слов, поочерёдно выходят к интерактивной доске и проверяют правильность своих суждений. Смена учащихся за конторками. | 7,5 минут |
VII. Первичное чтение текста. | Познакомить детей с отрывком «Чебурашка» из произведения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья» | Учебники у детей. | - Откройте учебники на стр. 137, будем читать отрывок «цепочкой». | Дети читают «цепочкой» по одному предложению. | 5 минут |
VIII. Физкультми-нутка. ЗСТ: смена деятельности, двигательная активность. | Дать возможность детям отдохнуть, подвигаться. | Магнитофон, аудиозапись песни «Пусть бегут неуклюже» | - Кто стал другом Чебурашки? - Сейчас он споёт песенку, а мы с вами проведём танцевальную разминку. | - Крокодил Гена. Ребята танцуют под музыку. | 0,5 минут |
IX. Проверка первичного восприятия текста. | Проверить понимание содержания. | Учебники у детей. | - Где жил Чебурашка? - Как попал в ящик с апельсина-ми? - Как оказался в магазине? - Почему у него такое странное имя? - Куда директор магазина отнёс Чебурашку? - Как вы думаете, почему Чебурашке некому было звонить? | Дети отвечают на вопросы. Смена учащихся за конторками. | 3 минуты |
X. Вторичное чтение и анализ произведения. | Развивать навыки беглого выразительного чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, речь, внимание, мышление. | Учебники у детей. Слайд15. Иллюстрация к тексту. |
- Дочитайте до слов «и улёгся спать». - Что делал Чебурашка, когда проснулся утром? - Как он позавтракал? - Почему ему трудно было передвигаться? 2. Прочитайте ещё 4 абзаца. - Что случилось со спящим Чебурашкой? - Кого увидели продавцы магазина в ящике? - Как вы думаете, почему он был толстым-претолстым? 3. Найдите ответы на вопросы: - Как Чебурашка узнал, что его имя Чебурашка? - Почему его не приняли в зоопарк? - Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник? | «Жужжащее чтение» учащихся и ответы на вопросы по прочитанному. Выборочное чтение. | 7 минут |
XI. Физминутка для глаз «Чебурашка» ЗСТ: смена позы учащихся, двигательная активность. | Сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время урока. | Слайды 16, 17. | - А теперь мы отдохнём немного. Мы теперь не только второклашки, Мы теперь все Чебурашки. | Дети встают из-за парт и выполняют упражнения для глаз. | 0,5 минут |
XII. Упражнения на внимание и мышление. ЗСТ: чередование позы учащихся, смена деятельности. | Развивать внимание, мышление. | Слайд 18. На доске: яцза, ловк, соав, ужк. Слайд 19. Слайд 20. |
- Как звали Носорога? Крокодила? Пёсика? Отличницу? Льва? Жирафу? Старуху-проказницу? Крысу? Девочку – друга Гены? 2. Расшифруйте названия животных: - Кто всё всегда портил? - Старуха Шапокляк поменяла местами буквы в словах: яцза, ловк, соав, ужк. 3. Восстановите текст. - Крыска Лариска утащила буквы гласных: К-жд-м-, к-жд-м- в л-чш—в-р-тс-, К-т-тс-, к-т-тс- г-л-б-й в-г-н. - Споём эту песенку по напечатанному тексту. | Дети разгадывают кроссворд на интерактивной доске. Расшифровывают названия животных у доски: заяц, волк, сова, жук. Восстанавливают текст песни «Голубой вагон» и, стоя, поют по напечатанному тексту. | 3 минуты |
XIII.Работа по выполнению теста. Взаимопроверка. | Проверить усвоение учащимися нового материала. | Слайд 21 Слайд22. | О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова (СТР.184-186) Тест. (Приложение 1) | Дети выбирают правильный ответ. Взаимопроверка. Работа в парах 1 – Б, 2 – Б 3 – В, 4 – Б 5 – Б, 6 - А | 3 минуты 2 минуты |
XIV. Итог урока. | Подвести итоги работы на уроке. | Слайд 23. | - С произведением какого автора вы познакомились? - Назовите основную мысль текста? - Давайте вспомним пословицы о дружбе. «Не имей 100 рублей, а имей…(100 друзей)» «Нет друга – ищи, а нашёл - … (береги)». «Хочешь дружить – сам … (будь другом)» «Доброе братство лучше … (богатства)» - Дружбой надо дорожить. Только у добрых людей бывает много друзей. | Дети отвечают на вопросы. - Основная мысль текста: трудно жить одному, хорошо, когда есть верные друзья. Ребята работают на интерактивной доске. | 1,5 минуты |
XV. Домашнее задание. | - Читать – стр. 137 – 142. Подготовить краткий пересказ сказки. По желанию нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. | 0,5 минуты |
Литература:
С.В.Кутявина «Поурочные разработки по литературному чтению 2 класс».
О.В.Узорова «Тесты по литературному чтению»
С. А. Макарова. Преподавание в начальной школе.
Приложение 1.
Тест
1. Как называется сказка, отрывок которой ты прочитал?
A) «Приключения Чебурашки»
Б) «Крокодил Гена и его друзья»
B)«Чебурашка и старуха Шапокляк»
2. Объясни значение выражения «Уценённые товары».
A) мелкие бытовые товары
Б) товары, которые стоят меньше прежней стоимости
B) непродовольственные товары
3. Где жил Чебурашка?
A) в пустыне
Б) на необитаемом острове
B) в тропическом лесу
4. Почему его сначала никак не звали?
A) он был ещё маленький
Б) он ещё не встречался с людьми
B) другие звери с ним не дружили
5. Как он попал в ящик с апельсинами?
- его поймали и посадили туда
- он туда полез за апельсинами
- он туда случайно упал с дерева
6. Куда привезли ящик с апельсинами?
А) во фруктовый магазин большого города
Б) в зоопарк большого города
В) на деревенский рынок
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения 4 класс по теме "Мир семьи в произведении Ю.Яковлева "Мама"
Урок литературного чтения в 4 классе по системе Л.В.Занкова по произведению Ю.Яковлева "Мама"...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)
Цели и задачи урока : 1. Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья») УМК "Школа России" + презентация
Конспект урока по литературному чтениюТема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья») Цели деятельности учителя: ознакомление ...
Рабочий лист по литературному чтению Э. Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья»)
Рабочий лист по литературному чтению Э. Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья»)...
Конспект по литературному чтению, УМК "Школа России", 2 класс, тема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья»)
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Э. Успенского и его произведением «Чебурашка».Планируемые результаты:Предметные:- знать автора Э. Успенского;-...
Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему ".В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения"(УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок. Особенность заголовка произведения» Цели деятельности учителя: формирование представлений у...