проект урока по литературному чтению Носов "Федина задача"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
проект урока по литературному чтению Носов "Федина задача"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_urokapo_literaturnomu_chteniyu_borisovoy_t.e._84_shk.docx | 48.83 КБ |
prezentatsiya_k_proektu.pptx | 2.1 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по теме: Н. Носов «Федина задача
Проект урока
- Общие сведения о проекте:
- Литературное чтение
- 3 класс
- УМК «Школа России»
- Литературное чтение - Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.
- Раздел «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» урок 117. Н. Носов «Федина задача»
2) Тема урока - Н. Носов «Федина задача» урок ознакомления с новым материалом
3) Задачи урока
- Развитие познавательных логических УУД анализа и обобщения на основе умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- Развитие регулятивного УУД итогового самоконтроля на основе соотнесения составленного текста и его модели»
- Развитие коммуникативного УУД умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение
4) Ожидаемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-осознают значимость чтения для дальнейшего обучения; -понимают цель чтения; -используют простейшие приемы анализа произведения; -устанавливают причинно-следственные связи. | Регулятивные УУД - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять учебное задание, используя план; - осуществлять самооценку, взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания; - соотносить результат с поставленной целью. Познавательные УУД - определять черты характера героя и обосновывать своё мнение; - определять отношение автора к героям и обосновывать своё мнение; - определять особенности сатирического произведения. - придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Коммуникативные УУД - формулировать высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; принятие образа «хорошего ученика»; - первоначальные представления о нравственных понятиях («поступок», «честность», «верность слову»), отраженных в литературных произведениях; - умения самостоятельно понимать поступки героев рассказа; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор; - способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца. . |
5) Оборудование урока.
Компьютер, проектор, экран, презентация; Учебник Литературного чтения. Учебник для 3 класса начальной школы
В 2 частях. Часть 2 (сост. Л. Ф. Климанова и др.). Карточки с заданиями для групп. Работа с толковым словарем Ожегова. Аудиозапись рассказа Н.Носова»Федина задача» в исполнении Л.Дурова
6) План урока с хронометражем
1. Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу (2 мин.).
2. Постановка цели. Актуализация знаний (6 минут).
3. Изучение нового материала (10мин.)
- Первичное восприятие текста
-Работа над текстом до начала чтения
-Прослушивание аудиозаписи рассказа Н.Носова»Федина задача» в исполнении Л.Дурова
- Словарная работа
4. Физкультминутка (3 мин.)
5. Самостоятельное чтение (5 мин)
6. Закрепление изученного материала (15мин)
-проверка понимания, работа с текстом
-групповая работа
-экспериментальная деятельность
- чтение и анализ пословиц
7. Подведение итогов (3 мин)
8. Домашнее задание (1 мин)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Теоретическое обоснование |
1.Организационный этап | Прозвенел звонок. Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи друг другу | Дети делятся на группы | |
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания» | – Мы с вами продолжим знакомство с одним замечательным детским писателем, а каким, вы узнаете, разгадав кроссворд. Слайд 2
С произведением, какого писателя мы познакомимся на уроке? Слай№3 | Дети читают задание про себя. В группах обсуждают. Ответ дает представитель группы. Фантазёры Автомобиль Карасик Огородники Находчивость Носов | Личностные УУД -мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Предметные УУД - соотносить автора и название произведения Познавательные УУД: умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УУД: - умение оформлять свои мысли в устной форме; - умение работать в группах. |
Цель: включение нового знания в систему знаний Итог урока Домашнее задание | - Скажите, пожалуйста: «Те рассказы Носова, которые вы прочитали, какие они по характеру?» - Кто являются главными героями в рассказах Н. Носова. -Так какие же эти Носовские мальчишки? В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич Носов не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное и очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках. Мы на сегодняшнем уроке продолжаем знакомиться с произведением Н. Носова. Но чтобы узнать с каким нужно расшифровать его. Слайд 4 Ачадаз анидеф - Сформулируйте цель урока. Первичное восприятие 1) Работа над текстом до начала чтения:
- Понравилось вам произведение? - Подтвердились ваши предположения по заглавию, рисунку? - К какому жанру относится произведение? 3) Словарная работа Какие трудные или не знакомые слова вы услышали в тексте? Где мы можем найти значение этих слов? Перед вами лежат толковые словари Ожегова. Найдите и прочитайте значение этих слов. Слайд 6 Рокочущим басом – низким мужским голосом Борзая – быстрая ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК - высокий служебный чин (должность) в России до революции. В МОРЕ ПОЛУДЁННОМ – в море в середине, в полдень. КАФТАН – удлинённый пиджак Чурбан – глупый человек Физминутка под музыку «В траве сидел кузнечик». (напомнить детям, что слова песни принадлежат Н. Н. Носову) Слайд 7 Самостоятельное чтение рассказа. - Самостоятельно прочитайте рассказ (шёпотом). Читая, обратите внимание на задания. Работа в группах. (Если дети затрудняются в ответе, предлагаем найти его в рассказе) 1 группа. Сколько всего задач прочитал Федя? 2 группа. Сколько концертных номеров прослушал Федя? 3 группа. Сколько раз Федя прочитал задачу? 4 группа. Сколько мелодий исполнялось со словами «колокольчик»? - Скажите, в тексте есть моменты, когда Федя разговаривает, рассуждает? Найдите в тексте. - Он разговаривает с кем-то или с самим собой. - Какой тип речи он использует? (монолог или диалог) Работа над произведением. - Понравился вам рассказ? - Почему Феде не удалось решить задачу? - Какой из трёх типов текста здесь преобладает? - Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа. -Назови главного героя рассказа. -Опиши героя. (внешность, лицо, одежда, манеры поведения). -Как вы думаете в каком классе учится Федя? (задача…450 мешков…) - На кого похож герой произведения Федя Рыбкин, назови героев других произведений, почему? - Что рассмешило, что показалось грустным? - В чём главная идея этого произведения? - О чём нам предлагает задуматься автор? Работа в парах. (Проверка по образцу – слайд.8) Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи. (Приложение 2) - Сколько времени было затрачено Федей на попытку решить задачу, если каждой музыкальное произведение длилось около 3 минут? - Какая песня полностью затормозила работу над задачей? Эксперемтальная деятельность Слайд 9 Учитель предлагает каждой группе решить задачу из рассказа под музыкальное сопровождение. - почему у вас получились разные ответы - о чем песня, кто вспомнит слова. -Какой можно сделать вывод Слайд 10 Чтение и анализ пословиц. Прочитайте пословицы и скажите: - Какая пословица больше подходит к нашему тексту? За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Ум хорошо, а два лучше. Делу время, потехе час. Сделал дело, гуляй смело. Чему учит нас произведение Носова? - В чем заключена его главная мысль? - Нужны ли ребятам его сатирические рассказы? Для чего? – Что нужно для того, чтобы вы смогли быстро и правильно сделать домашнее задание? Домашнее задание выбери сам Слайд 11
| (Добрые, смешные, весёлые) Главными героями рассказов Носова являются мальчишки. Они изобретательные, энергичные, добрые, честные, Предположения детей: - поменять местами буквы - прочитать задом наперед Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение. Рассуждение детей Рассуждение и высказывание детей. Рокочущим басом, борзая, титулярный советник, в море полудённом, кафтан, чурбан. В толковом словаре Ожегова. Работа в парах. Федя прочитал 2 задачи 6 концертных номеров прослушал Федя. 5 раз Федя прочитал задачу. 2 мелодии исполнялись со словами колокольчик. Дети работают с текстом Монолог потому, что…. Понравился потому, что… Не понравился, потому, что… Потому, что Федя отвлекался Повествование Федя Рыбкин Рассуждение детей «Золотые слова» М.М.Зощенко мальчик и девочка Лёля, «Великие путешественники» М.М.Зощенко дети, похожи все допускали глупые ошибки. Самостоятельная работа детей Самостоятельная деятельность детей. Сравнение результатов. Рассуждение детей (отвлекала песня) Вывод: делать два дела сразу - решать и слушать песню - трудно, практически невозможно! Каждая группа выдвигает гипотезу, и аргументируют свой ответ. Каждая группа высказывает свою точку зрения. | Регулятивные: целеполагание, коррекция, саморегуляция; Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Умение полно и точно выражать свои мысли; Познавательные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ; Структурирование знаний; Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); Установление причинно-следственных связей;
Предметные УУД - прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрациям - воспринимать текст на слух Регулятивные: Контроль, коррекция. Оценка. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачами и условиями коммуникации; Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Построение логической цепи рассуждений; Доказательство; . Познавательные УУД -Понимать цель чтения и осмысливать прочитанное. -высказывать и аргументировать своё мнение к прочитанному Личностные УУД - Соотносит поступки и события Коммуникативные УУД -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - умение работать в паре, в группах Познавательные УУД - анализ, синтез, сравнение - Самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера - Определять основную и второстепенную информацию Личностные УУД Устанавливать взаимосвязь между целью учебной деятельности и мотивом Познавательные УУД -определять направление текста обосновывать своё мнение - строить логические цепи рассуждения Познавательные УУД -Устанавливать причинно-следственные связи. - анализ, синтез, сравнение Регулятивные УУД - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности Коммуникативные УУД -умение работать в паре, в группах. -умение оформлять свои мысли в устной форме; Познавательные УУД -Устанавливать причинно-следственные связи. - анализ, синтез, сравнение Коммуникативные УУД - слушать и слышать других, приходить к общему мнению |
Приложение 1
- В этом рассказе дети придумывают истории и выкладывают их друг другу, но при этом, они соревнуются в том, кто больше навыдумывает. Но здесь им встречается Игорь, который сам съел варенье, а маме сказал, что это сделала его младшая сестра. Ребятам стало жалко девочку, и они купили ей мороженое.
Карточки к кроссворду.
- В этом рассказе описывается спор двух мальчиков, которые во дворе увидели автомобиль и разошлись во мнении «Волга» или «Москвич». Затем у одного из товарищей возникла идея прокатиться на бампере машины, но никто из водителей не соглашался на просьбу.
- История о том, как мама сделала подарок сыну Виталику. И это был аквариум с красивой рыбкой карасиком. Вначале ребенок ухаживал за ней, а потом ему надоело, и он решил поменяться с товарищем на свисток.
- В пионерском лагере идет соревнование у кого будет лучший огород. Победитель получит красное знамя. Проигравший пугало.
- История о том, как трое ребят остались дома одни и решили поиграть в прятки, несмотря на то, что мест, чтобы спрятаться, было не так много, один из них спрятался так, что его никак не могли найти. В процессе поисков вся квартира была в сплошном беспорядке, после чего еще целый час понадобиться для ее уборки.
Приложение 2
Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи.
Музыкальный номер (песня) | Эмоциональное состояние | |
«Блоха» ♪ |
Федя начал злиться, даже ругаться. | |
«Он был титулярный советник, она – генеральская дочь» ♪ |
Попытка сосредоточить внимание (тёр уши обеими руками, словно они у него замерзли, старался не обращать внимания на радио) не привела к решению математической задачи. | |
«Легко на сердце от песни весёлой!» ♪ |
Мальчик забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт. Эта песенка очень понравилась Феде. | |
«Однозвучно гремит колокольчик» ♪ |
Колокольчик утомительно гремит, и Федя тоже устал. Повтор слова колокольчик уже во второй песне вызвал у него бурю негодования. - Опять про колокольчик! …Совсем запутали!... Хоть из дому беги, с ума сойти! – восклицает Федя. | |
«Колокольчики мои» ♪ |
- Очень нам нужно ещё алмазы считать! Тут ещё мешки с мукой никак не сосчитаешь! Двадцать раз прочитал задачу – и ничего не понял! Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошёл к своему другу Сорокину. | |
«Песня индийского гостя» («Не счесть алмазов в каменных пещерах») ♪ |
«Плохая песня», - решил мальчик. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4 5 ф а н т а з ё р ы а в т о м о б и л ь к а р а с и к о г о р о д н и к и н а х о д ч и в о с т ь
А н и д е ф а ч а д а з Ф е д и н а з а д а ч а
Словарная работа Рокочущим басом - Александр Пирогов Оперный певец низким мужским голосом Борзая- быстрая Титулярный Советник - высокий служебный чин (должность) в России до революции. В море полудённом - море в полдень. Кафтан - удлинённый пиджак Чурбан- глупый человек
Установите соответствие между номером в концерте и его влиянием на поведение Феди во время решения задачи. Музыкальный номер (песня) Эмоциональное состояние «Блоха» ♪ Колокольчики, которые гремели в этой песне, словно звонок в школе, напоминали о возвращении к работе над задачей. Но рассеянность сыграла с мальчиком злую шутку: была прочитана совсем другая задача. Федя начал злиться, даже ругаться. «Он был титулярный советник, она – генеральская дочь» ♪ Проблема – «кто такой титулярный советник?» - осталась не разрешена, так такая преграда как небольшой словарный запас свойственна детям младшего школьного возраста. Попытка сосредоточить внимание (тёр уши обеими руками, словно они у него замерзли, старался не обращать внимания на радио) не привела к решению математической задачи. «Легко на сердце от песни весёлой!» ♪ Жизнерадостной настрой песни целиком привлёк внимание Феди. Мальчик забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт. Эта песенка очень понравилась Феде . «Однозвучно гремит колокольчик» ♪ Простые слова о колокольчиках ввели мальчика в полное замешательство. Колокольчик утомительно гремит , и Федя тоже устал. Повтор слова колокольчик уже во второй песне вызвал у него бурю негодования. - Опять про колокольчик! …Совсем запутали!... Хоть из дому беги, с ума сойти! – восклицает Федя. «Колокольчики мои» ♪ Слова этой песни как бы в насмешку над самим Федей (над его неумением справиться с задачей, со счётом) становятся последней каплей в терпении мальчика. Он принимает решение – обраться к товарищу, чтобы, наконец, закончить это «наказание». - Очень нам нужно ещё алмазы считать! Тут ещё мешки с мукой никак не сосчитаешь! Двадцать раз прочитал задачу – и ничего не понял! Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил радио и пошёл к своему другу Сорокину. «Песня индийского гостя» («Не счесть алмазов в каменных пещерах») ♪ Детское образное восприятие, отсутствие иронического настроя не позволили Феде постичь смысл широко известной песни М. Мусоргского. Вопрос - «как портной справился со своей задачей?» - остался без ответа, не смотря на то, что песня была прослушана полностью. «Плохая песня», - решил мальчик.
Чтение и анализ пословиц За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Ум хорошо, а два лучше. Делу время, потехе час . Сделал дело, гуляй смело.
Домашнее задание 1. Нарисовать рисунки к произведению 2. Пересказ 3. Попробуйте сами написать смешной рассказ
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по литературному чтению 1 класс
В данном уроке предоставлен материал занятия с использованием технологии критического мышления....
Проект урока по литературному чтению "Устное народное творчество"
Урок «Устное народное творчество» по предмету « Литературное чтение» разработан для учащихся 2 класса, занимающихся по УМК « Школа России» авторов- Л Ф Климанова, В Горецкий, М...
Проект урока по литературному чтению "Твердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"
Тема урокаТвердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши. Класс1классПредметЛитературное чтениеПедагогическая цель Создать условия для открытия новых знаний, познакомить учащихся с тверд...
Конспект урока по литературному чтению "Федина задача"
Конспек урока...
Конспект урока по литературному чтению "Федина задача"
Федина задача...
Конспект урока по литературному чтению "Федина задача"
Тема: Н.Н. НОСОВ “ФЕДИНА ЗАДАЧА”Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении Н.Н. Носова «Федина задача», о жизни и творчестве писа...
Проект урока по литературному чтению с использованием ИКТ (2 класс). Необычные уроки письма. Ю. Кушак «Почтовая история». Составление модели письма.
На данном уроке обучающиеся учатся использовать понятия адресат, адресант, знаково-символическими средствами, в том числе моделями для решения задач....