Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ВЕСЕЛЫЙ ХОРОВОД
Раздел включает произведения малых фольклорных жанров: заклички, небылицы, приговорки, потешки, перевертыши. Кроме того,в этом разделе учащиеся знакомятся с детскими авторскими произведениями, созданными на основе фольклора. Цель данного раздела заключается в развитии интереса к мировой культуре, в частности к русской культуре, в воспитании любви к своему народу.
Понятия:
_ Малые жанры устного народного творчества (фольклор): заклички, приговорки, потешки, небылицы, перевертыши.
_ Прикладное искусство, музей народного творчества.
_ Традиции русского народа: праздники, игры, гулянья.
_ Перевод.
Урок 1
Задачи урока
_ познакомить с особенностями малых жанров устного народного творчества (фольклор);
_ работа с репродукцией картины Б. Кустодиева «Масленица»;
_ развивать интерес к предметам старины, представленным в музеях прикладного искусства;
_ воспитание эстетического вкуса.
Планируемые достижения учащихся:
_ формирование умения распознавать особенности фольклорных форм;
_ формирование умения осмысленного восприятия произведения живописи;
_ формирование умения участвовать в коллективном обсуждении;
_ знакомство с культурно-историческим наследием и осмысление его значения.
План урока
- Прилетели два облачка: грустное, веселое. СЛАЙД 1
1)выбрали веселое
2) подарок- подсказка работы на уроке
- Целеполагание (первая грань куба)
1)Отгадывание название раздела
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
1 | А | О | Е | Ё | Х | С | В |
2 | Й | Ы | И | Р | Л | Д |
7,1 | 3,1 | 6,1 | 4,1 | 5,2 | 2,2 | 1,2 |
5,1 | 2,1 | 4,2 | 2,1 | 7,1 | 2,1 | 6,2 |
СЛАЙД 2
ВЕСЁЛЫЙ ХОРОВОД
2) Прочитать термины, которые должны знать в этом разделе. Попытка объяснения этих терминов из имеющихся знаний по теме «Устное народное творчество»
СЛАЙД 3 3) Определение темы урока, постановка цели : выполнения задания, чтение текста диалога Ани и Вани с.90
4)Для чего народ придумал пословицы, поговорки, скороговорки..?
Чтение сообщения И.И.Самоварова с.90
СЛАЙД 4 Словарь: прикладное искусство- это то, к чему приложено умение делать что-то руками
- Повторение пройденного ( вторая грань куба)
1)- Расскажи, что ты знаешь о том, как люди жили в древние времена.
2)- Отгадай, каких мастеров предметы? СЛАЙД 5
3)- Только ли трудились древние люди? (Сообщение И.И.Самоварова с.91) Закрыть слайды
- Поиграем (третья грань куба)
1)- О каких народных играх вы узнали?
- Какие игры вы знаете и играете до сих пор?
2) Видео. Игра лапта(историческая справка). Дворовые игры.
3) –На уроке мы играть в лапту не будем, а вот потешку разыграем в парах
(Работа в парах. Повторить правила работы в парах )
Потешка (Карточка1.)
- Как дела?
- Вот так (кулачок, большой палец вверх)
- Как бежим?
- Вот так (сидя переступаем ножками)
- В даль летим? (руки как крылья)
- Как ждем обед? (рука на локоть, ладонь к щеке)
- Машем как? (до свидания рукой)
- Спим с утра? (ладошки сомкнули, под щеку)
- А шалим? (щеки надуваем и сдуваем пальчиками)
4) Физминутка с потешкой (Карточка моя)
- Воробей(машем крыльями) живёт на крыше(руки домиком над головой),
- в тёплой норке (ладони лодочкой) домик (руки домиком над головой) мышки(качать головой- пи-пи-пи),
- у лягушки (ладони с растопыренными пальцами по коленям ква- ква) дом (руки домиком над головой) в пруду (руки сцепили перед собой кольцом)
- домик птички- пеночки (крылышками машем) в саду (руки вверх над головой машем влево- вправо- деревья),
- эй, цыплёнок(сделали клювик большим и указательным пальцами- пи-пи-пи- обеими руками поочерёдно), где твой дом?
- А у мамы под крылом, а мамы под крылом(хлопаем предплечьем)
5) Для чего, же народ придумал потешки?
СЛАЙД 6
- Встречайте гостей (четвёртая грань куба )
- Звучит народная музыка. Входят скоморохи
Скоморох1.- Здравствуйте, гости дорогие!
Скоморох2.- - Веселья вам да радости!
Скоморох1.- Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус,
Скоморох2.- кому – сказку, кому – правду, кому – песенку
Скоморох1.- С давних времен русский народ добросовестно трудился, но и о развлечениях не забывал.
Скоморох2.- Недаром в пословице говорится: «Делу - время, потехе – час». Когда работа была закончена, собирались у околицы и стар и мал и тешили друг друга небывальщиной, да неслыханной.
Скоморох1.- Вот и я старину скажу стародавнюю,
Стародавнюю, да небывалую.
По поднебесью медведь летит, головой вертит.
Уж он лапами лохматыми помахивает
Уж он хвостиком коротким потравливает…
Скоморох2.- Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Малых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят.
Скоморохи вместе.-Верите или нет? (Дети отвечают- Нет)
Скоморохи вместе.-Вот и есть вам 100 лягушек на обед
- Скоморохи уводят нас в мир небылицы. Что же такое небылица?
- СЛАЙД 7 Групповая работа (разыграть небылицу)
- Повторение правил групповой работы
(Карточка2.)
1 ребенок. - Что за диво?
Вот так диво!
Дива я не вижу тут!
Дети ВСЕ ВМЕСТЕ: - Не любо – не слушай, а врать не мешай!
2 ребенок. – Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Мышки ехали верхом
В откидной карете.
3 ребенок. – А за нею во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
4 ребенок. – Это не чудо, не диковина:
Я видел чудеса чуднее того!
С горы корова на лыжах катится
Расставя ноги, глаза выпуча.
5 ребенок. – И тому диву не дивуйтеся,
Я видал чудеса чуднее того.
6 ребенок. – Синее море огнем горит,
Бела рыба по небу летит,
По чистому полю корабль бежит,
Серый волк у руля стоит,
7 ребенок. А красная лисица потявкивает:
Хоть вправо держи, хоть влево держи,
Это вам и чудо и диковинка,
И невиданное диво и неслыханное!
- Поход в музейный дом
1)Чтение объяснения значения слова традиции
2)- Есть ли в вашей семье традиции?
3) Работа с репродукцией с картины. (Посмотреть фамилию автора СЛАЙД 8
( Б. Кустодиев.( Биография автора)), название картины- Масленица. Сообщение о русском народном празднике) СЛАЙД 9
4) Нам необходимо как можно больше рассказать о том, что мы увидим на картине.
- рассмотрение(вдали, краски, место), изучение (вблизи, с использованием лупы)
5) Сообщение учителя
Народные праздники были излюбленной темой в творчестве Б. Кустодиева. И первое место среди них занимает веселая, шумная, хлебосольная масленица. Глядя на эту картину, «Масленица», трудно себе представить, что она создавалась художником в ту пору, когда он был уже тяжело и неизлечимо болен. Парализованный, навсегда прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил: «Мой мир – это моя комната». Но в тоже время: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».
Я думаю, что удалось. Давайте это докажем.
6)Составление рассказа об увиденном по плану (Карточка3):
- Что изображено на картине?
- Какой изображена местность?
- Какие постройки вы видите?
- Давно ли выпал снег?
- Как изображены люди?
- Кто привлекает больше внимания? Почему?
- Какими средствами художник создает праздничную атмосферу народного гулянья?(каким цветом показаны люди, природа)
- Какие чувства вы испытываете, глядя на картину?
- Рефлексия (шестая грань куба)
- Выберите и наклейте смайлик с вашим настроением на грань куба - Заключение
Пословицы, поговорки, потешки, небылицы — все это малые формы устного народного творчества (или фольклора).
Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов:folk — народ и lore — мудрость.
Для фольклора характерна естественная народная речь. Она поражает богатством выразительных средств, напевностью.
В устном народном творчестве отражается весь свод правил народной жизни. Благодаря фольклору ребенок легче входил в окружающий мир, полнее ощущал прелесть родной природы, усваивал представления народа о красоте, знакомился с обычаями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....