Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Урок по разделу "Веселый хоровод"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselyy_horovod-_plan_uroka.docx52.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   ВЕСЕЛЫЙ ХОРОВОД

Раздел включает произведения малых фольклорных жанров: заклички, небылицы, приговорки, потешки, перевертыши. Кроме того,в этом разделе учащиеся знакомятся с детскими авторскими произведениями, созданными на основе фольклора. Цель данного раздела заключается в развитии интереса к мировой культуре, в частности к русской культуре, в воспитании любви к своему народу.

Понятия:

_ Малые жанры устного народного творчества (фольклор): заклички, приговорки, потешки, небылицы, перевертыши.

_ Прикладное искусство, музей народного творчества.

_ Традиции русского народа: праздники, игры, гулянья.

_ Перевод.

Урок 1

Задачи урока

_ познакомить с особенностями малых жанров устного народного творчества (фольклор);

_ работа с репродукцией картины Б. Кустодиева «Масленица»;

_ развивать интерес к предметам старины, представленным в музеях прикладного искусства;

_ воспитание эстетического вкуса.

Планируемые достижения учащихся:

_ формирование умения распознавать особенности фольклорных форм;

_ формирование умения осмысленного восприятия произведения живописи;

_ формирование умения участвовать в коллективном обсуждении;

_ знакомство с культурно-историческим наследием и осмысление его значения.

План урока

  1. Прилетели два облачка: грустное, веселое. СЛАЙД 1

1)выбрали веселое

2) подарок- подсказка работы на уроке

  1. Целеполагание (первая грань куба)

1)Отгадывание название раздела

1

2

3

4

5

6

7

1

А

О

Е

Ё

Х

С

В

2

Й

Ы

И

Р

Л

Д

солнышко 05

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

7,1

3,1

6,1

4,1

5,2

2,2

1,2

5,1

2,1

4,2

2,1

7,1

2,1

6,2

СЛАЙД 2

ВЕСЁЛЫЙ ХОРОВОД

                2) Прочитать термины, которые должны знать в этом разделе. Попытка объяснения этих терминов из имеющихся знаний по теме «Устное народное творчество»

              СЛАЙД 3 3) Определение темы урока, постановка цели : выполнения задания, чтение текста диалога  Ани и Вани с.90

                4)Для чего народ придумал пословицы, поговорки, скороговорки..?
Чтение сообщения И.И.Самоварова с.90

СЛАЙД 4 Словарь: прикладное искусство- это то, к чему приложено умение делать что-то руками

  1. Повторение пройденного ( вторая грань куба)

1)- Расскажи, что ты знаешь о том, как люди жили в древние времена.

2)-  Отгадай, каких мастеров предметы?   СЛАЙД 5

3)- Только ли трудились древние люди? (Сообщение И.И.Самоварова с.91) Закрыть слайды

  1. Поиграем (третья грань куба)

1)- О каких народных играх вы узнали?

  - Какие игры вы знаете и играете до сих пор?

2) Видео. Игра лапта(историческая справка). Дворовые игры.

3) –На уроке мы играть в лапту не будем, а вот потешку разыграем в парах

(Работа в парах. Повторить правила работы в парах )

Потешка (Карточка1.)

- Как дела?

- Вот так (кулачок, большой палец вверх)

- Как бежим?

- Вот так (сидя переступаем ножками)

- В даль  летим?  (руки как крылья)

- Как ждем обед? (рука на локоть, ладонь к щеке)

- Машем как?  (до свидания рукой)

- Спим с утра?  (ладошки сомкнули, под щеку)

- А шалим? (щеки надуваем и сдуваем пальчиками)

4) Физминутка с потешкой (Карточка моя)

- Воробей(машем крыльями) живёт на крыше(руки домиком над головой),

- в тёплой норке (ладони лодочкой) домик (руки домиком над головой) мышки(качать головой- пи-пи-пи),

- у лягушки (ладони с растопыренными пальцами по коленям ква- ква) дом (руки домиком над головой) в пруду (руки сцепили перед собой кольцом)

- домик птички- пеночки (крылышками машем) в саду (руки вверх над головой машем влево- вправо- деревья),

- эй, цыплёнок(сделали клювик большим и указательным пальцами- пи-пи-пи- обеими руками поочерёдно), где твой дом?

- А у мамы под крылом, а мамы под крылом(хлопаем предплечьем)

5) Для чего, же народ придумал потешки?        

СЛАЙД 6

  1. Встречайте гостей (четвёртая грань куба http://foneyes.ru/img/picture/Apr/08/2421dfe20cd74dce0c6cd7fde18f80d0/2.jpg)
  1. Звучит народная музыка. Входят скоморохи

Скоморох1.- Здравствуйте, гости дорогие!

Скоморох2.- - Веселья вам да радости!

Скоморох1.- Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус,

Скоморох2.- кому – сказку, кому – правду, кому – песенку

Скоморох1.- С давних времен русский народ добросовестно трудился, но и  о развлечениях не забывал.

Скоморох2.- Недаром в пословице говорится: «Делу - время, потехе – час». Когда работа была закончена, собирались у околицы и стар и мал и тешили друг друга небывальщиной, да неслыханной.

Скоморох1.- Вот и я старину  скажу стародавнюю,

Стародавнюю, да небывалую.

По поднебесью медведь летит, головой вертит.

Уж он лапами лохматыми помахивает

Уж он хвостиком коротким потравливает…

Скоморох2.- Свинья на ели гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела,

Малых деточек, поросяточек.

Поросяточки по сучкам висят,

По сучкам висят, полететь хотят.
Скоморохи вместе.-Верите или нет? (Дети отвечают- Нет)
Скоморохи вместе.-
Вот и есть вам 100 лягушек на обед

  1. Скоморохи уводят нас в мир небылицы. Что же такое небылица?
  2. СЛАЙД 7    Групповая работа (разыграть небылицу)
  3. Повторение правил групповой работы
    (Карточка2.)

1 ребенок.     -  Что за диво?

                                               Вот так диво!

                                              Дива я не вижу тут!

Дети ВСЕ ВМЕСТЕ:   -  Не любо – не слушай, а врать не мешай!

2 ребенок.   – Рано утром, вечерком,

                        Поздно на рассвете

                        Мышки ехали верхом

                        В откидной карете.

3 ребенок.     – А за нею во всю прыть

                         Тихими шагами

                         Волк старался переплыть

                         Миску с пирогами.

4 ребенок.  – Это не чудо, не диковина:

                       Я видел чудеса чуднее того!

                        С горы корова на лыжах катится

                        Расставя ноги, глаза выпуча.

5 ребенок.      – И тому диву не дивуйтеся,

                        Я  видал чудеса чуднее того.

6 ребенок.     – Синее море огнем горит,

                           Бела рыба по небу летит,

                           По чистому полю корабль бежит,

                           Серый волк у руля стоит,
7 ребенок.       А красная лисица потявкивает:

                            Хоть вправо держи, хоть влево держи,

                           Это вам и чудо и диковинка,

                            И невиданное диво и неслыханное!

  1. Поход в музейный дом      

1)Чтение объяснения значения слова традиции

2)- Есть ли в вашей семье традиции?

3) Работа с репродукцией с картины. (Посмотреть фамилию автора СЛАЙД 8      

( Б. Кустодиев.( Биография автора)),  название картины- Масленица.  Сообщение о русском народном празднике)  СЛАЙД 9      

4) Нам необходимо как можно больше рассказать о том, что мы увидим на картине.

- рассмотрение(вдали, краски, место), изучение (вблизи, с использованием лупы)

5) Сообщение учителя
Народные праздники были излюбленной темой в творчестве Б. Кустодиева. И первое место среди них занимает веселая, шумная, хлебосольная масленица. Глядя на эту картину, «Масленица», трудно себе представить, что она создавалась художником в ту пору, когда он был уже тяжело и неизлечимо болен. Парализованный, навсегда прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил: «Мой мир – это моя комната». Но в тоже время: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому – это было всегда единственным «сюжетом» моих картин».

Я думаю, что удалось. Давайте это докажем.

6)Составление рассказа об увиденном по плану (Карточка3):

- Что изображено на картине?
- Какой изображена местность?
- Какие постройки вы видите?
- Давно ли выпал снег?
- Как изображены люди?
- Кто привлекает больше внимания? Почему?
- Какими средствами художник создает праздничную атмосферу народного гулянья?(каким цветом показаны люди, природа)
- Какие чувства вы испытываете, глядя на картину?

  1. Рефлексия (шестая грань куба)
    -  
    Выберите и наклейте смайлик с вашим настроением на грань куба
  2. Заключение
    Пословицы, поговорки, потешки, небылицы — все это малые формы устного народного творчества (или фольклора).

Слово «фольклор» произошло от соединения двух английских слов:folk — народ и lore — мудрость. 

Для фольклора характерна естественная народная речь. Она поражает богатством выразительных средств, напевностью.

 В устном народном творчестве отражается весь свод правил народной жизни. Благодаря фольклору ребенок легче входил в окружающий мир, полнее ощущал прелесть родной природы, усваивал представления народа о красоте, знакомился с обычаями.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...