Конспект урока по обучению грамоте (чтение)
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Зайцева Елена Ивановна

Документ содержит конспекты уроков по обучению грамоте (чтению) «Звук [а], буква Я – показатель мягкости согласного звука» и « Звуки [с] и [с’]. Буквы с, С.   Чтение текста «Россия».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cht_1kl.doc45 КБ
Файл cht_1_kl.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: «Звук [а], буква Я – показатель мягкости согласного звука»

Задачи урока: 1. Образовательные: Сформировать представление о фонетической роли звука [а] и его обозначении буквой Я после согласной буквы; о букве Я как показателе мягкости согласного звука;

                               2.Развивающие:  Развивать фонематический слух и культуру   звукопроизношения; речевую деятельность; память, внимание, мышление;

                               3. Воспитательные:    Воспитывать культуру учебного труда;

Методы обучения: фронтальная беседа, устный опрос, объяснительно-иллюстративный, метод устных упражнений, самостоятельная работа

Форма организации работы учащихся: фронтальная, самостоятельная, творческая

Формы и приёмы контроля: пошаговый, с помощью системы упражнений;  фронтальный

Литература: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. «Азбука» Под редакцией М.Л.Каленчук. Издательство Москва, «Академкнига/учебник», 2014 г.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, компьютер, карточки для самостоятельной работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

СЛАЙД 1

-Покажите мне и себе свою готовность к уроку. У нас с вами всё получится.

  1. Актуализация знаний.

      -С какой буквой мы с вами познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились с буквой Я) 

СЛАЙД 2 (предметы с буквой Я)

-Найдите предметы, в которых есть буква Я.

-Чем необычна эта буква? (Она обозначает два звука [й´а])

-В какой позиции она обозначает два звука? (В начале слова, после гласной буквы)

-Выполним звуковой анализ слова ЯК в книжках для печатания.

([й, а к]).

СЛАЙД 3 (слово Зоя)

-Сейчас вы будете работать в паре. Вам необходимо составить слово.

-Составьте слово. (Зоя)

-Сколько звуков обозначает буква Я? (2 звука, потому что стоит после гласной буквы О) (ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ)

-Определим количество слогов в слове Зоя. (2 слога, потому что 2 гласные буквы) (ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ)

-Определим ударную гласную.  (ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ)

-Молодцы!

  1. Сообщение темы и цели урока.

-Оказывается, буква Я хранит в себе ещё одну тайну. А вот какую, мы с вами сегодня и попытаемся узнать.

  1. Работа по теме.

  1. Наблюдение за положением буквы Я в слове.

СЛАЙД 4

-Прочитаем слова. Какие слова вы бы взяли в первую группу, а какие  - во вторую? (1 – аллея, ягода; 2 – поляна) (ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ)

-Давайте докажем. (1 группа– буква Я обозначает два звука, т.к. стоит после гласной и в начале слова) (ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ) (ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ)

     -А какой же звук обозначает буква Я в слове поляна?  (Звук [а])   (ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ)

-Как вы думаете, почему только один звук? (Стоит после согласной) (ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ)

2. Обозначение мягкости согласных звуков.

   -Откройте учебники на стр. 38.

         -Прочитаем слоги в левом столбике: ма, на, ла, ра.

   -Что вы можете сказать о согласных звуках?  (Они твёрдые)

             -Что повлияло на твёрдость согласного звука? (Буква «а»)

             -Прочитаем слоги в правом столбике: мя, ня, ля, ря.

         -Что вы можете сказать о согласных звуках?  (Они мягкие)

          -Что повлияло на мягкость согласного звука? (Буква «я») СЛАЙД 5  (ЩЕЛЧОК МЫШЬЮ)

          -Какой звук обозначила буква Я?  ([а]) СЛАЙД 5 (ЩЕЛЧОК  МЫШЬЮ)

   -Где должна стоять буква Я, чтобы обозначить мягкость согласного  звука и обозначить звук [а]? (Буква Я должна стоять после согласной буквы)

ИГРА «Проверь себя!» СЛАЙД 6

   -В каком слоге буква Я обозначила звук [а]? (В слоге ЛЯ)

ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 8 - 13

  3. Чтение слогов. СЛАЙД 14

    4.  Чтение слов стр. 38

   -Читаем слово по слогам. Определяем ударность гласного звука.          

    5. Чтение предложений.

            -Прочитаем  первое предложение. Что такое лиана? (Это вьющееся растение)

СЛАЙД 15

-Прочитаем второе предложение. Что такое лилия? (Это цветок)

СЛАЙД 16

-Что такое лимон? (Это плод)

СЛАЙД 17

СЛАЙД 18

-Прочитайте предложение. (Катя уронила лимон)

-Какой цветовой карточкой обозначим слово Катя? (Красной, т.к. это слово-предмет)

-А почему в предложении нам встретилось слово Катя, а не, например, слово Рая? (Потому что в слове Катя буква Я обозначила мягкость согласного звука и только один звук [а])

-Почему? (Потому что стоит после согласной буквы)

-Какой цветовой карточкой обозначим слово уронила? (Синей, т.к. это слово-действие)

-Какой карточкой обозначим слово лимон? (Красной, т.к. это слово-предмет)

V. Закрепление.

      -Перед вами лежат две карточки. Раскрасьте букву Я на той карточке, где  она обозначила один звук [а].

ЯМ                     МЯ

     

-Проверяем. (МЯ)

      -К доске выйдет … и подчеркнёт тот слог, в котором вы должны были бы раскрасить букву Я.

VI. Итог.

      -Какой же ещё один секрет мы узнали о букве Я? (Она обозначает мягкость согласного звука и после согласного звука обозначает звук [а])

     -Оцените свою работу карточкой

     -Большое вам спасибо за работу.



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ

УМК «Перспективная начальная школа»

Тема урока: « Звуки [с] и [с’]. Буквы с, С.   Чтение текста «Россия».

Задачи урока: 1. Образовательные: Познакомить детей с глухими согласными [с] и [с’], буквой «с». Учить дифференцировать эти звуки по твёрдости-мягкости. Упражнять учеников в чтении слогов, слов и текстов;

                          2. Развивающие: Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения. Формировать у уч-ся понимание смыслоразличительной функции фонем;

                          3. Воспитательные: Воспитывать культуру учебного труда.

Методы обучения: фронтальная беседа, устный опрос, объяснительно-иллюстративный, метод устных упражнений, самостоятельная работа

Форма организации работы учащихся: фронтальная, самостоятельная,  творческая.

Формы и приёмы контроля: пошаговый, с помощью системы упражнений;  фронтальный, самооценка и взаимооценка.

Литература: Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. «Азбука». Под редакцией М.Л.Каленчук. Издательство Москва, «Академкнига/учебник», 2014 г.

Оборудование: проверочные карточки, картины «Опавшие листья» И.И.Бродский, «Заросший пруд» В.А.Серов, «Октябрь» В.А.Серов, «Уборка урожая».

Ход урока:

  1. Орг. момент.
  2. Проверка д/з.

        Чтение на стр. 55

III.  Актуализация знаний уч-ся.

      -Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

Работа по ленте букв.

IV. Сообщение темы и цели урока.

      -Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает.

V. Работа по теме.

   1. Звуковой анализ слов.

-У нас в гостях Буратино. Чем необычен этот герой? (у него длинный нос)

-Произнесите слово «нос» и скажите, какой звук вы услышали последним? (звук [с]).

-Попробуйте его пропеть. Он какой? (согласный, твёрдый, глухой)

 (в ходе анализа записываем звуки на доску)

       [нос]

-Кто это? (лось)

-Что вы знаете об этом животном?

-Проведём звуковой анализ слова.

        (в ходе анализа записываем звуки на доску)

       [лос’]

-Какой звук вы услышали последним? (звук [с’]).

-Сделайте вывод. (он согласный, мягкий, глухой)

        -Прочитаем слова: [нос], [лос’].

Игра «Том – Тим»

         -Если услышите звук [с’], то хлопните в ладоши, если [с], то – тишина.

(САД, СЕНЯ, КАРАСЬ, РИС, КОЛОС, БУСЫ, СИНИЙ, СУП, СЯДЬ)

2. Знакомство с буквой.

-Звуки [с] и [с’] обозначают буквой «эс».

-Найдите эту букву в кассе.

-А какие слова мы напишем с большой буквы С? (имена, фамилии и т.п.)

3. Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели.

     -Произнесите слово, которое обозначает название предмета, изображённого на картинке. (соты)

    -Назовите звуки этого слова. ([соты])

    -Покатаемся на волнах: с    о    т    ы

    -Прочитаем слово по слогам. А теперь – орфоэпически.

     -Произнесите слово, которое обозначает название предмета, изображённого на картинке. (рысь)

    -Назовите звуки этого слова. ([рыс’])

    -Покатаемся на волнах: р    ы    сь    

    -Прочитаем слово по слогам. А теперь – орфоэпически.

4. Чтение слогов.

-Прочитаем слоги на стр. 56 (по рядам: 3 ряд – 1 ст., 2 ряд – 2 ст., 1 ряд – 3 ст.)

Игра «Дополни слог до слова»

са…, се…, ус… .

5. Чтение слов.

   -Будем читать слова на стр. 57.

ФИЗМИНУТКА

6. Работа с текстом.

   -Послушайте чтение текста «Россия», стр. 57.

   -А что у нас с вами является малой родиной? (п. Гигант)

7. Индивидуальная работа.

   -1 РЯД будет самостоятельно читать текст «Россия». ЗАДАНИЕ: выберите подходящую к тексту картину.

   -2 РЯД будет читать слова.

   -3 РЯД  будет читать слоги.

   (2 и 3 ряды проверяются в индивидуальном порядке)

   -Послушаем чтение детей 1-ог ряда.

   -Какую картину вы выбрали для этого текста?

VI. Закрепление.

        -Найдите в своей таблице букву «С».

VII. Итог урока. Оценивание.

        -С какой буквой мы с вами сегодня познакомились?

        -Какие звуки обозначает эта буква? ([с] и [с’])


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова) ...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 г классе УМК « Гармония » «Парные согласные звуки [п],[п’],[б],[б’] и буквы П,п и Б,б» ( с исользованием ИКТ )

Конспект урока по обучению грамоте проведенный  в 1классе.Цель урока: формирование умений различать парные согласные звуки [п],[п;],[б],[б;] и буквы П,п, Б,б. Урок с яркой презентацией....

конспект урока по обучению грамоте (чтение) Буква Лл. Закрепление.

Урок посвящён  закреплению всего изученного  ранее и, особенно, буквы Лл. Созданы условия для чтения  слогов, слов , составление  слов и предложений, чтение  текста. Уро...

Конспект урока по обучению грамоте (чтению) в 1 классе. Тема: рассказ "Весна".

В конспекте отражены основные этапы работы напрвленные на развитие  самостоятельного и осознонного чтения первоклассников о ограниченными возможностями слуха....

Конспект урока по обучению грамоте "Чтение слов с буквой ж. Сочетания жи-ши"

Закрепление знаний о согласной букве ж, знакомство с сочетаниями жи-ши....

Конспект урока по обучению грамоте (чтению) " Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении".

Учебный материал предполагает работу по формированию у первоклассников  осмысленного чтения предложений....