Конспект урока по обучению грамоте "Чтение слов с буквой ж. Сочетания жи-ши"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Закрепление знаний о согласной букве ж, знакомство с сочетаниями жи-ши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения в 1 классе
Тема: Чтение слов с буквой ж. Сочетания жи-ши.
Цели урока:
-закрепить знания учащихся о согласной букве ж; познакомить с сочетаниями жи-ши;
-развивать речь, логическое мышление, память;
-воспитание доброго, дружеского отношения друг к другу.
Оборудование: плакат «Страна шипящих звуков»; лента букв; слоги жа, жо, жу, же, жи; рисунки: кот Леопольд, чиж, жаба, жук, жираф, журавлик, жеребенок, ежи, мыши, ужи, стрижи, ерши, зимние пейзажи, снежинки; слова «дружба», «дружный», «дружить»; пословица «Где дружбой дорожат, там враги дрожат»; текст «Первые снежинки».
Ход урока
I.Оргмомент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
II.Постановка целей и задач урока.
-Ребята, по какой стране мы с вами путешествуем? (Мы путешествуем по стране шипящих звуков.)
-Почему она так называется? (Там живут шипящие звуки.)
-Назовите эти звуки. ([ч], [ш], [ж])
-С какими ее жителями мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились со звуком [ж].)
-Расскажите все, что вы знаете о жителях этой страны.
([ч’] – согласный, глухой, мягкий;
[ш] – согласный, глухой, твердый;
[ж] – согласный, звонкий, твердый)
-Какие правила существуют в этой стране?
( Ча – пиши с гласной а.
Чу – пиши с гласной у.
Ши – пиши с гласной и)
-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним правилом этой страны. Продолжим работу над звуком [ж].
III.Повторение пройденного материала.
1.Работа с «лентой букв».
-Страна шипящих звуков очень большая. В нее приезжает очень много гостей. Это другие звуки. Все они очень дружат между собой. Посмотрим на «ленту букв» и увидим, кто часто приезжает в страну шипящих звуков. У каждой буквы есть свой домик
-Кто живет в красном домике? (Там живут гласные буквы.)
-Назовем их. (хором)
-Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? (я, и, е)
Какие из них могут обозначать два звука? (я, е)
-Когда они обозначают два звука? (Когда стоят в начале слова и после гласного.)
-Кто живет в синем домике? (Там живут согласные буквы.)
-Почему они живут на двух этажах? (На верхнем – звонкие согласные, на нижнем – глухие согласные.)
-Назовем звуки верхнего этажа.
-Назовем звуки нижнего этажа.
-Какая буква живет отдельно? (ь)
-Почему? (Она не обозначает звука.)
-Какую работу она выполняет? (Она обозначает мягкость согласного звука.)
2.Чтение слогов-слияния.
-Все звуки очень дружные. Однажды к звуку [ж] пришли гласные и встали рядом.
-Прочитаем, что у них получилось.
жа же
жо жи
жу
-Придумаем слова, в которых есть эти слоги. (Жаба, жаворонок, жук, журавль, жеребенок, жизнь, жетон, животное, жираф.)
Физкультминутка
(чистоговорка)
Жа-жа-жа – мы поймали ужа.
Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
Жи-жи-жи – к нам ползут уже ужи.
3.Чтение слов и пословицы.
-В стране шипящих звуков есть очень важные слова. Там все эти слова знают и очень их берегут. Прочитаем эти слова.
ДРУЖБА
ДРУЖИТЬ
ДРУЖНЫЕ
-Почему эти слова очень важные?
-Что значит дружить?
-Кого мы можем назвать другом?
-Для чего нужны друзья?
-Прочитаем пословицу.
ГДЕ ДРУЖБОЙ ДОРОЖАТ, ТАМ ВРАГИ ДРОЖАТ.
-Что означает слово «дорожат»? (берегут, хранят)
-Что значит «дрожат»? (боятся)
-Что означает эта пословица?
-Назовите героя мультфильма, который хотел жить дружно. (Кот Леопольд)
-С кем он хотел дружить? (Он хотел дружить с мышами.)
-Как мы с вами должны жить? (Мы должны дружить.)
4.Стихи о животных на букву ж.
-В стране шипящих звуков дружат не только звуки, но и разные животные. Расскажем стихи о некоторых из них.
1) Жаба ждет, раздув живот,
Жук летит ей прямо в рот.
2) Жук упал и встать не может,
Ждет он, кто ему поможет.
3) Мне очень нравится жираф
Высокий рост и кроткий нрав.
Жирафа – он ведь выше всех, боятся даже львы,
Но не вскружил такой успех жирафу головы.
4) Журавлик длинноногий
Ждет маму у дороги.
5) Иго-го – кричит ребенок.
Значит это – жеребенок.
-Назовите животных на букву ж.
Физкультминутка
Жук.
На лужайке, по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу-жу-жу
Я с ромашками дружу
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
IV.Работа над новым материалом.
1.Работа над текстом «Первые снежинки»
- В стране шипящих звуков есть несколько правил, которые все соблюдают. Чтобы мы могли спокойно путешествовать по ней, мы это правило тоже должны выучить.
-Какое сейчас время года? (Сейчас зима.)
-Какай месяц? (декабрь)
- Какие изменения в природе происходят в конце осени? (Замерзают лужи. Падают снежинки.)
-На уроке рисования мы с вами нарисовали красивые снежинки. Посмотрим на них. Все они разные и очень красивые.
-Сколько слогов в слове «снежинки»? (3)
-Почему?
-Прочитаем текст на стр.150.
-Как он называется?
Первые снежинки.
Уже стали замерзать лужи. Закружились пушистые снежинки.
1) чтение всеми детьми;
2) чтение по предложениям.
-О каких изменениях в природе здесь говорится?
-Посмотрите внимательно на текст. В каком слове вам встретилось правило страны шипящих звуков? (В слове «пушистые».)
-Какое это правило? (Ши пиши с гласной И.)
-Подчеркнем это сочетание.
-Назовите слова, в которых есть звук [ж].
-Мы сейчас произнесем эти слова, а вы скажите, какой звук вы слышите после звука [ж]. (Снежинки, закружились, лужи.)
-Какой звук вы слышите, после звука [ж]? ([ы])
-Но посмотрите внимательно на эти слова. С какой буквой написано сочетание жи? (Пишется буква и.)
-Какое правило нам надо запомнить?
Жи-ши – пиши с гласной И.
Жи-ши, жи-ши
С буквой И всегда пиши
Мыши, ежики, ужи,
Лыжи, лужи, камыши.
-Произнесем правило страны шипящих звуков.
-В каком из главных слов есть это правило? (В слове «дружить»)
2. Чтение слов с сочетаниями жи-ши.
Чижи – чиж
Стрижи – стриж
Малыши – малыш
Карандаши – карандаш
Жил – шил
- Прочитаем слова.
- Кто такие стриж и чиж?
-Назовите слова, которые обозначают много предметов.
-Назовите слова, которые обозначают один предмет.
-Подчеркнем сочетания жи – ши.
Ученики по одному выходят к доске и подчеркивают сочетания жи-ши.
-Как пишется жи-ши?
Физкультминутка
Червячок влез на цветок.
Чиж слетел и клюнул его в бок.
3.Работа с текстом «Чиж»
-В стране шипящих звуков жил-был чиж. Но однажды пришли плохие люди и поймали его. Они посадили его в клетку.
-Прочитаем на стр.151 текст об этом чиже.
1) чтение вслух;
2) чтение по предложениям.
-Кто был у Вари?
-Где жил чиж?
-Что сказала Варя чижу?
-Что ответил чиж?
-Как вы думаете, что нужно сделать Варе, чтобы чиж запел?
-Почему?
- Назовите слова, в которых есть звук [ж].
-Чему учит этот рассказ?
4. Игра «Кто – Где»
-Вышли как-то ежи, мыши, ужи, стрижи, ерши погулять и заблудились. Ребята, поможем отыскать им свои дома.
-Соединим линиями животное и то место, где оно живет.
Ежи в реке.
Мыши в небе.
Ужи в поле.
Стрижи в болоте.
Ерши в лесу.
-Какие правила соблюдаются в этих словах?
V. Итог урока.
-По какой стране мы сегодня путешествовали?
-Какие правила существуют в этой стране?
-Как все живут в этой стране?
-А как мы с вами должны жить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте "Письмо строчной буквы «в»"
Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....
Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"
Тема: Звук ш, буквы Ш ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать свободно и находить слова с сочетанием ...
Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"
Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"...
Конспект урока по обучению грамоте "Звук [г]. Буквы Г,г
Урок по обучению грамоте в 1 классе...
План-конспект урока по обучению грамоте. Письмо строчной буквы «н»
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н» в 1 «А» классе 2012-2013 учебный год Учитель: Агафонова Л. А. Тип урока: Урок – игра Цель урока: обучающиеся должны знать алгоритм написания ...
Конспект урока по обучению грамоте "Звук и буква Д, д".
Урок составлен по УМК "Начальная школа XXI века". В конспекте отражена деятельность учителя, ученика и комментарии к формируемым УУД....