Конспект урока по обучению грамоте "Чтение слов с буквой ж. Сочетания жи-ши"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Шмелева Елена Владимировна

Закрепление знаний о согласной букве ж, знакомство с сочетаниями жи-ши.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 1 классе

Тема: Чтение слов с буквой ж. Сочетания жи-ши.

Цели урока:

-закрепить знания учащихся о согласной букве ж;  познакомить с сочетаниями жи-ши;

-развивать речь, логическое мышление, память;

-воспитание доброго, дружеского отношения друг к другу.

Оборудование: плакат «Страна шипящих звуков»; лента букв; слоги жа, жо, жу, же, жи; рисунки: кот Леопольд, чиж, жаба, жук, жираф, журавлик, жеребенок, ежи, мыши, ужи, стрижи, ерши, зимние пейзажи, снежинки; слова  «дружба», «дружный», «дружить»; пословица  «Где дружбой дорожат, там враги дрожат»; текст «Первые снежинки».

 

Ход урока

I.Оргмомент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

II.Постановка целей и задач урока.

-Ребята, по какой стране мы с вами путешествуем? (Мы путешествуем по стране шипящих звуков.)

-Почему она так называется? (Там живут шипящие звуки.)

-Назовите эти звуки. ([ч], [ш], [ж])

-С какими ее жителями мы познакомились на прошлом уроке? (Мы познакомились со звуком [ж].)

-Расскажите все, что вы знаете о жителях этой страны.

([ч’] – согласный, глухой, мягкий;

[ш] – согласный, глухой, твердый;

[ж] – согласный, звонкий, твердый)

-Какие правила существуют в этой стране?

( Ча – пиши с гласной а.

Чу – пиши с гласной у.

Ши – пиши с гласной и)

-Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним правилом этой страны. Продолжим работу над звуком [ж].

III.Повторение пройденного материала.

1.Работа с «лентой букв».

-Страна шипящих звуков очень большая. В нее приезжает очень много гостей. Это другие звуки. Все они очень дружат между собой. Посмотрим на «ленту букв» и увидим, кто часто приезжает в страну шипящих звуков. У каждой буквы есть свой домик

-Кто живет в красном домике? (Там живут гласные буквы.)

-Назовем их. (хором)

-Какие буквы обозначают мягкость согласного звука? (я, и, е)

Какие из них могут обозначать два звука? (я, е)

-Когда они обозначают два звука? (Когда стоят в начале слова и после гласного.)

-Кто живет в синем домике? (Там живут согласные буквы.)

-Почему они живут на двух этажах? (На верхнем – звонкие согласные, на нижнем – глухие согласные.)

-Назовем звуки верхнего этажа.

-Назовем звуки нижнего этажа.

-Какая буква живет отдельно? (ь)

-Почему? (Она не обозначает звука.)

-Какую работу она выполняет? (Она обозначает мягкость согласного звука.)

2.Чтение слогов-слияния.

-Все звуки очень дружные. Однажды к звуку [ж] пришли гласные и встали рядом.

-Прочитаем, что у них получилось.

жа               же

жо               жи

жу

-Придумаем слова, в которых есть эти слоги. (Жаба, жаворонок, жук, журавль, жеребенок, жизнь, жетон, животное, жираф.)

Физкультминутка

(чистоговорка)

Жа-жа-жа – мы поймали ужа.

Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.

Жи-жи-жи – к нам ползут уже ужи.

3.Чтение слов и пословицы.

-В стране шипящих звуков есть очень важные слова. Там все эти слова знают и очень их берегут. Прочитаем эти слова.

ДРУЖБА

ДРУЖИТЬ
ДРУЖНЫЕ

-Почему эти слова очень важные?

-Что значит дружить?

-Кого мы можем назвать другом?

-Для чего нужны друзья?

-Прочитаем пословицу.

ГДЕ ДРУЖБОЙ ДОРОЖАТ, ТАМ ВРАГИ ДРОЖАТ.

-Что означает слово «дорожат»? (берегут, хранят)

-Что значит «дрожат»? (боятся)

-Что означает эта пословица?

-Назовите героя мультфильма, который хотел жить дружно. (Кот Леопольд)

-С кем он хотел дружить? (Он хотел дружить с мышами.)

-Как мы с вами должны жить? (Мы должны дружить.)

4.Стихи о животных на букву ж.

-В стране шипящих звуков дружат не только звуки, но и разные животные. Расскажем стихи о некоторых из них.

1) Жаба ждет, раздув живот,

    Жук летит ей прямо в рот.

2) Жук упал и встать не может,

    Ждет он, кто ему поможет.

3) Мне очень нравится жираф

    Высокий рост и кроткий нрав.

    Жирафа – он ведь выше всех, боятся даже львы,

    Но не вскружил такой успех жирафу головы.

4) Журавлик длинноногий

    Ждет маму у дороги.

5) Иго-го – кричит ребенок.

     Значит это – жеребенок.

-Назовите животных на букву ж.

Физкультминутка

Жук.

На лужайке, по ромашкам

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу-жу-жу

Я с ромашками дружу

Тихо на ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

IV.Работа над новым материалом.

1.Работа над текстом «Первые снежинки»

- В стране шипящих звуков есть несколько правил, которые все соблюдают. Чтобы мы могли спокойно путешествовать по ней, мы это правило тоже должны выучить.

-Какое сейчас время года? (Сейчас зима.)

-Какай месяц? (декабрь)

- Какие изменения в природе происходят в конце осени? (Замерзают лужи. Падают снежинки.)

-На уроке рисования мы с вами нарисовали красивые снежинки. Посмотрим на них. Все они разные и очень красивые.

-Сколько слогов  в слове «снежинки»? (3)

-Почему?

-Прочитаем текст на стр.150.

-Как он называется?

Первые снежинки.

    Уже стали замерзать лужи. Закружились пушистые снежинки.

1) чтение всеми детьми;

2) чтение по предложениям.

-О каких изменениях в природе здесь говорится?

-Посмотрите внимательно на текст. В каком слове вам встретилось правило страны шипящих звуков? (В слове «пушистые».)

-Какое это правило? (Ши пиши с гласной И.)

-Подчеркнем это сочетание.

-Назовите слова, в которых есть звук [ж].

-Мы сейчас произнесем эти слова, а вы скажите, какой звук вы слышите после звука [ж]. (Снежинки, закружились, лужи.)

-Какой звук вы слышите, после звука [ж]? ([ы])

-Но посмотрите внимательно на эти слова. С какой буквой написано сочетание жи? (Пишется буква и.)

-Какое правило нам надо запомнить?

                                       Жи-ши – пиши с гласной И.

Жи-ши, жи-ши

С буквой И всегда пиши

Мыши, ежики, ужи,

Лыжи, лужи, камыши.

-Произнесем правило страны шипящих звуков.

-В каком из главных слов есть это правило? (В слове «дружить»)

2. Чтение слов с сочетаниями жи-ши.

Чижи – чиж

Стрижи – стриж

Малыши – малыш

Карандаши – карандаш

Жил – шил

- Прочитаем слова.

- Кто такие стриж и чиж?

-Назовите слова, которые обозначают много предметов.

-Назовите слова, которые обозначают один предмет.

-Подчеркнем сочетания жи – ши.

Ученики по одному выходят к доске и подчеркивают сочетания жи-ши.

-Как пишется жи-ши?

Физкультминутка

Червячок влез на цветок.

Чиж слетел и клюнул его в бок.

3.Работа с текстом «Чиж»

-В стране шипящих звуков жил-был чиж. Но однажды пришли плохие люди и поймали его. Они посадили его в клетку.

-Прочитаем на стр.151  текст об этом чиже.

1) чтение вслух;

2) чтение по предложениям.

-Кто был у Вари?

-Где жил чиж?

-Что сказала Варя чижу?

-Что ответил чиж?

-Как вы думаете, что нужно сделать Варе, чтобы чиж запел?

-Почему?

- Назовите слова, в которых есть звук [ж].

-Чему учит этот рассказ?

4. Игра «Кто – Где»

-Вышли как-то ежи, мыши, ужи, стрижи, ерши погулять и заблудились. Ребята, поможем отыскать им свои дома.

-Соединим линиями животное и то место, где оно живет.

Ежи            в реке.

Мыши        в небе.

Ужи           в поле.

Стрижи     в болоте.

Ерши         в лесу.

-Какие правила соблюдаются в этих словах?

V. Итог урока.

-По какой стране мы сегодня путешествовали?

-Какие правила существуют в этой стране?

-Как все живут в этой стране?

-А как мы с вами должны жить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте "Письмо строчной буквы «в»"

Данные уроки учитель может использовать полностью или частично, творчески реализуя в собственной педагогической практике с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учеников....

Конспект урока по обучению грамоте "Звук ш, буквы Ш ш"

Тема:  Звук ш, буквы Ш  ш. Закрепление пройденных букв. Цель: Повторение и закрепление ранее изученных букв. Задачи: 1.Продолжать учить читать  свободно и находить слова с сочетанием ...

Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"

Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквами Бб и звуками , обозначающих их"...

Конспект урока по обучению грамоте "Звук [г]. Буквы Г,г

Урок по обучению грамоте в 1 классе...

План-конспект урока по обучению грамоте. Письмо строчной буквы «н»

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА «Письмо строчной буквы «н» в 1 «А» классе 2012-2013 учебный год Учитель: Агафонова Л. А. Тип урока: Урок – игра Цель урока: обучающиеся должны знать алгоритм написания ...

Конспект урока по обучению грамоте "Знакомство с буквой Ц,ц"

На уроке дети знакомятся  с новым звуком [ц], буквами Ц,ц. Задания направлены на развитие  фонематического слуха и речи, умения обобщать, внимания и памяти, познавательного инт...