Тема. Братья Гримм. «Госпожа Метелица».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Поршина Ольга Ивановна

Прославление любви к труду и других человеческих добродетелей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. Братья Гримм. «Госпожа Метелица».

 Прославление любви к труду и других человеческих добродетелей

Цель: помочь ученикам глубже осознать идейно-художественное содержание сказки; развивать навыки соотнесения сказочных событий с реальными; умение анализировать образы героев с их поступками и моральными качествами; воспитывать трудолюбие, честность и другие моральные качества, что составляют общечеловеческие ценности.

Планируемые результаты:

Предметные:

Формировать умения у учащихся полноценно воспринимать художественный текст;

Развивать умения определять тему, главную мысль произведения;

Метапредметные:

 Познавательные УУД:

Развивать умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

Развивать творческое мышление;

 Коммуникативные УУД:

Развивать умение слушать и понимать речь других;

Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

 Регулятивные УУД:

Развивать умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

 Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Личностные:

Развивать умения высказывать свое отношение к героям, выражать свои эмоции;

Формировать умения адекватно оценивать свою работу.

Оборудование: учебник, компьютер, презентация, интерактивная доска

Используемые учебники и учебные пособия: 

Голованова М.В. Литературное чтение . 4 класс учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения.

 Используемая методическая литература: 

Братья Гримм Сказки 

                                ХОД УРОКА

  1. Мотивация учебной деятельности школьников

Слайд 1.

- Сегодня у нас урок литературного чтения. На нашем уроке присутствует много гостей. Уроки в присутствии гостей мы уже проводили. Если хотите, можете пока оглянуться и посмотреть на них. А теперь, посмотрели друг на друга, улыбнулись и сели.

- С давних времен люди понимали, что неутомимый труд - это источник их благополучия, самой жизни. Поэтому с детства приучали детей к труду. Сначала с помощью сказок, игр, а затем и поручая выполнять различные несложные хозяйственные дела. Примером такой учебной сказки есть «Госпожа Метелица», с которой вы познакомитесь. Поскольку мы изучаем художественное произведение, то на сегодняшнем уроке попробуем определить своеобразие его конфликта, охарактеризовать образы героев и дать ответы на вопросы, почему для дочери и падчерицы одна и та же приключение закончилась совсем по-разному.

II. Объявление темы и цели урока  

Слайд2

 Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Пожелаем всем удачи –

За работу в добрый час!

Слайд3

     На сегодняшнем уроке мы с вами, ребята, познакомимся с творчеством известных немецких сказочников Братьев Гримм и с их сказкой «Госпожа Метелица». Мы будем ее выразительно читать, отвечать на вопросы и высказывать свое мнение. Имя нашего урока -  «…И спешите, вы, друзья, делать добрые дела».

II.   Проверка домашнего задания.

Слайд 4.

-А теперь, приступим к домашнему заданию. Какое было домашнее задание?

- Выразительное чтение сказки Максима Горького « Самовар» по ролям.

Чтение отрывка сказки М.Горького «Самовар» по ролям.

  1. Работа по теме урока - Братья Гримм «Госпожа Метелица».

 Слайд 5-12 . Рассказ учителя из биографии Братьев Гримм.

Давным-давно в Германии в одной большой семье  жили братья.  Братьев было пять, да ещё маленькая сестрица.Отец их служил судьёй, а добрая матушка вела хозяйство. Самыми старшими и более смышлёными были два брата Якоб и Вильгельм. Якоб всего на 13 месяцев был старше Вильгельма. Мальчики жили в бедной семье, в маленьком немецком городке Ганау.

.Якоба и Вильгельма на попечение взяла тётушка, но почти сразу отдала учиться в лицей. В лицее были очень хорошие учителя. Каждый день у братьев было по 10-11 уроков - тяжело, но они старались получить как можно больше знаний. Окончив лицей, братья поступили в университет, чтобы стать юристами. Ведь когда-то юристом был их отец. Закончив университет, Якоб стал учёным человеком и начал работать.  Но постепенно он стал понимать, что это дело ему не нравится. А нравится другое - занятие литературой, читать, писать статьи. Что бы быть поближе к книгам Якоб устроил на другую работу.

Он стал работать библиотекарем. Более того, он привлёк к своему любимому делу брата Вильгельма, который тоже закончил университет. Но Вильгельм очень часто болел и нуждался в заботе.   Их называли «Старик и малыш». Ведь старший был рассудительным, серьёзным, ответственным человеком, а младший мягким, спокойным, романтичным. 

Однажды им пришла в голову идея. «А не заняться ли нам собиранием народных сказок?»- подумали они. И поехали братья по всем уголкам своей страны Германии, разыскивая и записывая немецкие сказки. Много сказок собрали и записали братья Гримм. Но что сними делать? Сказка спит, если её не читают. Проснётся и зазвучит она только тогда, когда её начнут читать люди.

    2. Откройте учебник на странице 94.

Прочитайте название произведения и рассмотрите внимательно иллюстрацию на странице 97.

А теперь, попробуем определить по названию и иллюстрации содержание этой сказки.  

Скажите, пожалуйста, ребята, о ком эта сказка, как вы думаете?

                - ответы учащихся. (Это сказка об одной девочке, о Госпоже Метелице)

3. Запись даты темы урока в тетрадях.

IV.                      Словарная работа.

Слайд 13.

   Во время чтения сказки нам встретятся такие слова, значения, которых нам нужно будет уточнить. Вот эти слова:

     Веретено, падчерица, лицом нехороша, очнулась, стосковалась по дому (запись в тетради).

  V. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз «Круг». Представить себе большой круг. Обводить его глазами. Сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

 VI. Изучение новой темы. Работа по учебнику стр. 94- 98.

          1.Чтение сказки 1части Братьев Гримм (читают учитель и хорошо читающие ученики).

          2. О ком говорится в  1 части? (О падчерице и о Госпоже Метелице))

         3.  Ответы на вопросы по стр.98

          4. Какая это сказка – бытовая, о животных или волшебная? (Это сказка волшебная)

           5. Что вы можете сказать о падчерице: она ленивая или трудолюбивая?

           6.   Вспомните, какую народную сказку напоминает вам начало сказки «Госпожа Метелица»? (Золушка).

 VIII. Вторичное выборочное чтение. Работа над содержанием.

Слайд 14-16   1. Найдите в сказке отрывки, которые подходят к этим иллюстрациям слайдам

Слайд 17        2. Найдите в тексте отрывки, которые характеризуют падчерицу как старательную и трудолюбивую.

Слайд 18.        3.Какая она Госпожа Метелица?

Слайд 19      4. С чем сравнивается снег в сказке Братьев Гримм? Как об этом написано в сказке, найдите и прочитайте.

                       5.Придумайте свое сравнение для снега: «Снег похож на …»

Слайд 20  Как изменилась падчерица?

Слайд 21   что запел петушок?

                      

 IX.  Частичное перечитывание текста, выборочное чтение. ( Игра)

         Сейчас мы с вами проведем игру и проверим, кто из вас читал сказку внимательно. Я буду читать начало какого – либо предложения. А вы должны найти его и прочитать до конца.

 XII. Домашнее задание.

     Слайд 12.

       Прочитать сказку 1 часть. Нарисовать свою иллюстрацию к 1 главе.

 XIII. Итог урока.

            - О ком мы узнали на уроке?

        - Вам понравилась падчерица?

        - Кто является олицетворением добра в этой сказке?

   Слайд13.

         Ребята, вы очень хорошо поработали на уроке, молодцы! Учитель выставляет отметки. Вы хорошо потрудились. Спасибо за урок!

Урок окончен.

  Открытый урок по литературному чтению

Тема  «Братья Гримм

 «Госпожа Метелица».

Прославление любви к труду и других человеческих добродетелей.

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 4

Школа: МБОУ «Пичпандинская СОШ »

Учитель: Поршина Ольга Ивановна

УМК: « Школа России»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе. Тема: Братья Гримм «Бременские музыканты».

Данный урок представлен в игровой форме, за основу которого взята игра "Большие буквы" , благодаря тому что урок представляет собой в некотором роде развлечение, восприятие детей существенно меняется,...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: Братья Гримм "Храбрый портной"

Цель:  систематизировать знания о творчестве Бр. Гримм и познакомить со сказкой «Храбрый портной»Задачи:- познакомить с биографией Бр. Гримм и новым произведением;- определять содержание сказки п...

Урок литературного чтения по теме "Братья Гримм. "Семеро храбрецов"

Урок литературного чтения по теме "Братья Гримм. "Семеро храбрецов" по УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф. Виноградовой по учебнику "Литературное чтение 2 класс" Л.А. Ефросининой...

Тема: Братья Гримм. «Госпожа Метелица " 4 класс

Тема: Братья Гримм. «Госпожа Метелица " 4 класс...

конспект урока литературного чтения по теме: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»

Тема: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»Цели деятельности учителя:-  формировать представление о литературных сказках зарубежных писателей;-  формировать навыки литературоведческого ана...

Методическая разработка занятия - викторины по теме: Братья Гримм «Маленькие человечки»

Урок внеклассного чтения по теме «Братья Гримм «Маленькие человечки» Урок построен таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей ...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс Сказка братьев Гримм "Госпожа Метелица"

Автор конспекта урока:Громова Ирина Сергеевнаг. Санкт-Петербург, Московский р-он, ГБОУ школа № 663Тема урока: Сказка братьев Гримм "Госпожа Метелица"Цель: Формировать понятие о зарубежных пи...