Методическая разработка занятия - викторины по теме: Братья Гримм «Маленькие человечки»
методическая разработка по чтению (2 класс)

Урок внеклассного чтения по теме «Братья Гримм «Маленькие человечки» 

Урок построен таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Они обращаются к своему опыту и своих одноклассников, при этом вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, все включены в учебный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_literatura.docx34.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа № 655

Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока

Братья Гримм «Маленькие человечки».

Литературное чтение

2 класс

УМК «Начальная школа 21 века»

Автор:

Пермякова Ирина Александровна, учитель начальных классов

 

Санкт-Петербург

2019

Аннотация урока

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода, развития критического мышления, формирования типа правильной читательской деятельности, проблемно-диалогового обучения. Во время урока происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необъяснимое беспокойство. Методы и приёмы организации деятельности учеников на данном уроке ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Данный урок носит не оценочный, а в большей степени развивающий характер.

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Братья Гримм «Маленькие человечки»  разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. УМК «Начальная школа 21 века».

Урок построен таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Они обращаются к своему опыту и своих одноклассников, при этом вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, все включены в учебный процесс.

Введение

Раньше основная задача по отношению к ученику на уроках литературного чтения сводилось к формуле «Прочти и перескажи». Теперь необходимо развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации. Эти читательские умения не только оттачивают умы учащихся, но и служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах, являются необходимым условием успешного участия в большинстве сфер взрослой жизни. Сегодня важно не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает системно - деятельностный подход. Данная технология применима и к урокам литературного чтения в начальной школе.

Основная часть

Технологическая карта урока 

Организационная информация

Предмет

Литературное чтение

Класс

2

Тема

Братья Гримм «Маленькие человечки».

Автор урока

Пермякова Ирина Александровна, учитель начальных классов;

Образовательное учреждение

«ГБОУ школа № 655»

Тип урока 

Применение знаний и способов действий на уроке

Педагогические задачи урока

Способствовать расширению читательского опыта посредством чтения сказок зарубежных писателей, развитию этнокультурной компетентности; создать условия для обучения выделению национальных особенностей сказок и их героев, подробному и сжатому пересказу.

Планируемые результаты

Предметные: выделяют национальные особенности сказок и их героев; замечают эмоционально-оценочные слова, характеризующие героя, его поступки; определяют отношение к нему окружающих персонажей

Метапредметные:

познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; осознанно и произвольно строят речевые высказывания; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; овладевают смысловым чтением художественных текстов; выделяют существенную информацию из текстов;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие; оценивают правильность выполнения действия;

коммуникативные: высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника

Личностные: испытывают потребность в систематическом чтении

Ресурсы:

-Л.А.Ефросинина Учебник для 2 класса, рабочая тетрадь № 1 для 2 класса.- М.: Вентана-Граф.

 -мультимедийный проектор, презентация;

-портреты писателей Братьев Гримм

Организация пространства

фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Методы и приемы обучения: проблемный, поисковый, проектная деятельность; беседа, фронтальный опрос, практическая работа, самостоятельная работа.

Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методический комментарий

1.

Самоопределение к деятельности.

Цель: Создание условия для возникновения потребности включения в деятельность

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы - старательные!

Мы - отлично учимся!

Все у нас получится!

-Что вы ждете от сегодняшнего урока?

Проверка готовности к уроку. Включение в работу.

Мотивационная готовность  к учебной деятельности.

2

Проверка домашнего задания.

1. Моделирование обложки

2. Краткий пересказ.

3. Цифровой диктант

С произведением каких авторов мы познакомились на прошлом уроке?

Назовите произведение.

Составьте модель обложки.

Давайте вспомним план сказки, который мы составили на прошлом уроке.  (слайд) 

1.        Встреча друзей.

2.        Ночь в лесу.

3.        Друзья выгоняют разбойников из дома.

4.        У страха глаза велики.

Сейчас, мы проверим, внимательно ли вы прочли сказку. Я буду читать вопросы. Если ответ «да», вы ставите на листочке цифру «1», если «нет» - «0».

1.  Сказка «Бременские музыканты» народная?

2. Сказка «Бременские музыканты» авторская?

3. Герои сказки жили в старинном русском городе Бремене?

4. Бремен – немецкий город?

5. Осел, собака, петух – герои сказки «Бременские музыканты»?

6. Герои сказки шли в Бремен послушать музыку?

7. Герои сказки решили стать уличными музыкантами?

8. Герои сказки пострадали от жестокости своих хозяев?

Проверяем: 0 1 0 1 1 0 1 1.

Кто выполнил задание без ошибок?

Кто допустил ошибки, но исправил в ходе проверки?

- Вильгельма и Якоба Грима.

- «Бременские музыканты».

Выполняют модель обложки

Учащиеся пересказывают сказку по плану. (1-2 ученика)

На приготовленных листочках записывают ответы.

Учащиеся сверяют свои ответы с записью на доске. Если есть ошибки, то исправляют.

Формирование:

Регулятивных УУД

(формулировать проблему, самостоятельно выделять и формулировать цель,  выбирать способы решения проблемы).

 Коммуникативных УУД– ответы на вопросы. Познавательных УУД - развитие логического мышления,  умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

Личностных УУД: действие смыслообразования, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

3

Актуализация знаний.

Цель: тренировка мыслительных операций, актуализация ЗУН необходимых  для открытия нового.

Сказки каких народов вы знаете?

Мы с вами прочитали много сказок, давайте вспомним их. 

-Что же такое сказка?

- Какие виды сказок знаете?

Сегодня мы прочитаем еще одну сказку Братьев Гримм «Маленькие человечки». .

 В конце урока мы определим вид этой сказки.

Английские, норвежские, русские, украинские. «Колосок», «Бременские музыканты» …

Устное народное творчество, о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил

авторские и народные

Формирование коммуникативных УУД : формирование умения слушать и понимать других; умения строить

речевое высказывание в соответствии с поставленными  задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; формирование умения работать)

4.

Постановка учебной задачи

Цель: создание проблемной ситуации.

А теперь откройте учебник и внимательно рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке? Что же на самом деле произойдет в сказке? Узнать мы сможем, прочитав сказку.

Рассматривают иллюстрации и строят предположения, о чем эта сказка.

Отвечают на вопросы.

.

Отработка регулятивных УУД

(планирование, прогнозирование), познавательных(логические – решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Формирование регулятивных УУД

(формулировать проблему)

 Коммуникативных – ответы на вопросы. Познавательные УУД - развитие логического мышления

Физкультминутка

5

Работа над темой урока

1.Чтение произведения

Цель: включение детей в ситуацию поиска решения учебной задачи.

2. Беседа.

3. Словарная работа.

4. Моделирование обложки

5. Чтение и анализ 1-й части произведения.

Первичное чтение учителя

1. - Читаем до слов «.. две пары сапог…»

- О ком сказка?

- Как жил сапожник?

- Что утром увидел на столе?

- Почему он так быстро продавал свои сапоги?

2. - Читаем до слов «…сразу исчезли…»

- Изменилась ли жизнь сапожника? Как?

- Как сапожник решил узнать, кто ему помогает?

- Кто же это был?

-А как работали маленькие человечки?

-Как представляете себе концовку сказки?

3. - Читаем до конца.

- Как решили отблагодарить сапожник и его жена маленьких человечков?

- Как вы думаете, чем закончится сказка?

- Как вели себя маленькие человечки, когда увидели одежду?

- Посмотрите на доску. При чтении сказки вам встретятся новые слова:

ЗАГОТОВКИ – выкройка из кожи

СТЕЖОК – часть шва – расстояние между двумя проколами иголки

ШИЛО – инструмент для прокалывания дырочек в коже

ТАЧАЛИ – шили

- Определите жанр и тему произведения.

- Кто автор сказки?

- Назовите заголовок произведения.

- Представьте произведение по модели обложки.

- А теперь начнем читать. Возьмите в руки простые карандаши и выделите непонятные слова и выражения.

- Что вам запомнилось?

- Вспомните, какую сказку, очень похожую на эту, мы читали?

- В чем отличия?

Ученики слушают чтение учителя.

Беседуют по содержанию каждой части отдельно. Отвечают на вопросы.

Высказывают общее мнение по всей сказке.

Объясняют значение слов, которые понятны им и выслушивают объяснения учителя при затруднении.

Сказка

Братья Гримм

“Маленькие человечки”

Представляют модель

обложки.

Читают сильные ученики.

обложки

сказка – авторская.

Читают, отвечают на вопросы.

Формирование познавательных УУД: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативных УУД:

умение выражать свои мысли, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Познавательные УУД: общеучебные: смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: отработка полученных теоретических знаний на практике.

А сейчас составляем синквейн.

Для этого к героям подбираем 2 прилагательных, описывающие их характер, 3 глагола, определяющие их действия, и синоним

 Кто герой: маленькие человечки

- Какие они: добрые, трудолюбивые

- Что делали: шили, танцевали, изчезали

- Синоним: гномы

Учащиеся каждой группы работают над своим заданием.

После того, как задания выполнены, ученики обсуждают в полголоса свои ответы в группах. Один ответ из каждой группы прослушивается всеми.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение выражать свои мысли.

Регулятивные: коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

7

Рефлексия деятельности.

Цель: Самооценка детьми собственной деятельности.

- Для чего люди придумали эту сказку? О чем она заставляет задуматься?

- Какие черты характера будете воспитывать в себе?

Продолжи предложения.

Своей работой на уроке я…

Моё настроение …

Урок для меня показался…

На уроке я…

Материал урока мне был…

Домашнее задание:

Прочитайте любую сказку Братьев Гримм.

Отвечают на вопросы.

Аргументируют свое мнение при

ответах на вопросы. Формулируют вывод на основе полученных знаний.

Записывают задание на дом, задают вопросы.

Познавательные:

общенаучные:

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

        

Системно - деятельностный подход в преподавании литературного чтения – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия, которая дает возможность учителю стать  мастером своего дела, работать на высокий результат, формировать у учеников универсальные учебные действия и готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

 Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Сама жизнь требует новой работы с содержанием образования. Сегодняшние первоклашки и второклашки через какие -нибудь 15 лет будут продвигать Россию в ведущие державы. В ситуации усиливающейся конкуренции между государствами будущее будет за теми странами, которые сейчас много вкладывают в образование подрастающего поколения, стремятся сделать из сегодняшних школьников завтрашних лидеров, способных развивать экономику и промышленность, способных вывести свои страны на передовой рубеж развития.

 Потому так важно формировать у ребенка, пришедшего в школу, правильную гражданскую активную позицию, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на решение этих важных задач и направлена моя деятельность.

На этапе самоопределения   учебной деятельности и актуализации знаний создала проблемную ситуацию, которая предполагает наличие разных вариантов решения проблем.

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации проектной деятельности.

На этапе самостоятельной работы в систему использую индивидуальную и парную формы работы, организую индивидуальную ликвидацию пробелов в знаниях обучающихся на основе самоконтроля и взаимоконтроля.

Особого внимания заслуживает этап рефлексии учебной деятельности. На данном этапе применим прием «Продолжи предложение», с помощью которого ученики высказывают свое мнение об уроке.

 Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями.

Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решила следующие задачи:

 -  помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;

 -  развиваю творческие способности;

 - предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;

- осуществляю личностно-ориентированную направленность;

- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;

- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.

Литературное чтение в начальной школе специфично: ученик должен освоить чтение как речевую и в то же время как читательскую деятельность, а поэтому необходимо параллельно работать над навыками чтения (речевой деятельностью) и осознанным восприятием литературного произведения, детской книги.

Список литературы

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в двух частях. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  2. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Словарь-справочник «Книгочей». 1-4 классы. Электронное учебное пособие на CD. – М.: Вентана-Граф, 2012.
  3. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. –  М.: Вентана-Граф, 2012.
  4. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс: методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2013.  
  5. Ефросинина Л.А.. Литературное чтение в начальной школе : оценка достижения планируемых результатов обучения : контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2013.  

Приложение

1. Карточки для ответов.

Ф.И. ученика _____________________

1

2

3

4

5

6

7

8

2. Синквейн:

1 группа –

2 группа –

3 группа –

Кто герой?

Какие они?

Что делали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по сказке братьев Гримм "Маленькие человечки"

Тест предназначен для проверки знаний по содержанию  сказки братьев Гримм "Маленькие человечки"...

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "Братья Гримм"Маленькие человечки"

Презентация является сопровождением к уроку литературного чтения во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

Мини-спектакль в начальной школе. Инсценировка сказки братьев Гримм «Маленькие человечки».

Автор предлагает в качестве внеклассной работы по литературному чтению использовать инсценировки произведений. Сказка братьев Гримм «Маленькие человечки» адаптирована для постановки на сцене младшими ...

Тест по сказке Братьев Гримм "Маленькие человечки"

Тест по литературному чтению для 2 класса по УМК "Начальная школа № 21" по сказке Братьев Гримм "Маленькие человечки"...

Разработка урока по литературному чтению Б.Гримм "Маленькие человечки"

Разработка урока по литературному чтению Б.Гримм "Маленькие человечки"...

Методическая разработка игры-викторины на тему "По следам войны 1812 года"

Игра-викторина расчитана на один урок. Представлена в виде презентации. Критерий оценивания разробатывает каждый учитель самостоятельно....

Методическая разработка занятия - викторины "Зимушка - зима!"

Методическая разработка занятия - викторины "Зимушка - зима!"Для работы в группе продленного дня, 1 класс...