Звук а и его обозначение буквами а,я
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Звук а и его обозначение буквами а,я"  разработан в УМК "Гармония".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте

УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)

Тема: Буквы А а - Я

Тип урока: урок введения нового знания.

Цель урока: познакомить школьников с буквой я и её «работой» -  обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди        согласного; учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами а – я.

Формирование УУД:

Личностные:

- воспитывать интерес к родному языку, к «тайнам» языка;

- формировать понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека.

Регулятивные:

-  формировать умение планировать и оценивать учебные действия в связи с поставленной задачей;

- оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы, контролировать и оценивать свои действия;

Познавательные:

- ознакомить с двумя способами обозначения звука А в зависимости от предшествующего согласного звука;

- познакомить с ролью букв А, Я в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков;

- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников, как способ получения информации;

Коммуникативные:

- осознавать речь (говорение, слушание, чтение), как способ устного и письменного общения людей;

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.  

Педагогические  технологии:

- проблемно – диалогическая;

- здровьесберегающая;

-игровая;

-технология сотрудничества;

-технология оценивания;

- информационно- коммуникативная технология.

 

Ожидаемые результаты:

- умение детьми вычленять звук [а] в словах, записывать его соответствующей буквой в зависимости от предшествующего    

  согласного звука;

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

- улучшение результатов обучения;

- развитие творчества у учащихся.

Структура

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Психологический настрой учащихся.

Организационный  момент

2.Актуализация знаний учащихся

Создание благоприятной рабочей обстановки.

Включение учащихся в Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока.

Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.

-Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение.

Слайд №2

   

-Похлопайте в ладошки те , у кого настроение соответствует первой картинке, второй картинке, третьей картинке.

(Учителю необходимо обязательно подбодрить учащихся, которые хлопали к третьей картинке)

-Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным.

К нам на урок пришли звуковички (картинка звуковичков).  Какие задания они могут предложить нам?

Слайд №3

-Назовите признаки гласных звуков,

…согласных звуков.

Дети настраиваются на работу.

Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение.

Учащиеся показывают с помощью хлопков  своё настроение.

Дети объясняют, что можно дать характеристику гласным и согласным звукам; составить звуковую схему слова; написать звуковой диктант.

При произношении гласных звуков рот открыт, преграды в нём нет, слышится голос, гласный звук бывает ударный или безударный, образует слог.

При произношении согласных звуков во рту есть преграда, и слышится шум, согласные звуки бывают твёрдые или мягкие, звонкие и  глухие, слог не образуют.

Физминутка

     

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

Работа в парах.

Закрепление понятия о гласных и согласных звуках путём звукового анализа слов: ОСА, ЛУК, ДЫМ

По щелчку появляются

-картинка

-квадратик звука

-его условное обозначение

-количество слогов;

-ударный и безударный гласный

(аналогичная работа звуковой анализ слов: лук, мел)

- Повторим стихотворение про гласные звуки:

Гласных звуков ровно шесть.

Их нетрудно перечесть:

А-О-У-Э-Ы-И

Звуки гласные мои.

-Посмотрите на положение губ детей и скажите, какие гласные звуки они произносят.

Слайд №4

Игра «Назови звук»

-Я буду загадывать загадки, вы отгадываете, картинка- ответ появится только в том случае, если вы ответите правильно.

Вы должны назвать первый звук  в слове, показать соответствующую карточку из «звукового» пенала и доказать свой выбор (аист, радуга, парта, улитка, пила, иголка).

Слайд №5

1. Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

(Аист)

2. Крашеное коромысло

Над рекой повисло.

(Радуга)

3. Стоит чудесная скамья,

За ней уселись ты да я.

Скамья ведет обоих нас

Из года в год,

Из класса в класс.

(Парта)

4. По дорожке лезут рожки -

Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко —

Рожки спрятались опять.

(Улитка)

5. Доску грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска, —

Знать, невкусная доска.

(Пила)

6. Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает.

(Игла)

-Какую работу выполняли?

Самолёты загудели, Самолёты полетели.

На полянку тихо сели, и снова полетели.

-Поработаем в паре.

Повторим правила работы в парах.

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

- Похлопайте в ладоши те, кто доволен своей работой.

- Дети проговаривают вместе с учителем.

-Девочка под №1 раскрыла широко рот, она произносит  звук[а]

и т.д.

По каждому названному звуку дети объясняют, какой он, гласный или согласный, и почему; показывают соответствующую карточку:

              согласный твёрдый глухой

 

              согласный твёрдый звонкий

               согласный мягкий

глухой

согласный мягкий звонкий

               гласный (ударный

или   безударный)                        

- Отгадывали загадки и давали характеристику звукам.

Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия самолёта:

вращения руками, руки в стороны и наклоны вправо и влево, приседание, руки в стороны и наклоны вправо и влево

Дети вспоминают правила работы в парах:

- думаю сам;

-высказываю свое мнение;

-выслушиваю соседа;

-приходим к общему мнению.

Составление детьми схем в тетради.

Проверка. Оценивание работы в паре по шкале «Правильности»в тетрадях по чтению:

-звезда наверху - всё правильно

-звезда посередине - есть 1-2 ошибки

-звезда внизу - есть 3 и более ошибок.

3. Введение нового знания

Ознакомление с ролью букв в обозначении звука [а]  после твёрдых и мягких согласных, с их важной ролью ориентиров при чтении.

«Открытие» детьми нового знания

Физминутка

Создание условий  для выявления «Чего мы ещё не знаем?»

По щелчку появляется схема слова

По щелчку появляются

-картинка мак

-квадратик первого звука, его условное обозначение

-квадратик второго звука, его условное обозначение

-квадратик третьего звука, его условное обозначение

-обозначение слога

-буква А

(аналогичная работа)

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

                   

Слайд №9

-Кто из вас сумеет отгадать слово к данной схеме?

Почему назвали столько много слов?

-Согласных и гласных звуков много и мы используем одинаковые значки; поэтому нельзя точно сказать, какой звук обозначен каждым из этих значков, и какое слово зашифровано.

-Расскажите о звуковом составе слова.

Назовите гласный звук. Кто из вас знает, какой значок – буква необходим нам для обозначения звука [асловеПоказ буквы А, а.Слайд №1

- Вы видите, что в Азбуке две буквы А: одна- строчная, другая - заглавная. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.

-Какой звук мы будем обозначать этой буквой?    

Составление звуковой схемы  слова МЯЧ.

Слайд№13

-Назовите гласный звук в этом слове.

-Возьмём уже известную нам букву А для обозначения звука а.

Слайд№ 14

-Попробуйте прочесть, получается слово или нет?

Слайд № 15

-В чём же затруднения?

- А кто из вас знает, какой значок- буква есть для обозначения звука [а] после мягкого согласного звука  в этом слове?

Слайд № 16

Показ буквы Я, я.

Слайд №17

- Вы видите, что в Азбуке две буквы Я: одна - строчная, другая - заглавная. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Эта буква стоит самой последней в Азбуке

-Какой звук будем обозначать этой буквой?

-Давайте ещё раз произнесём слова МАК и МЯЧ и вслушаемся в первый звук.

-Что вы заметили?

-Да, в слове МЯЧ для обозначения звука [а]  нужна другая буква, это буква Я

 -Как узнать: когда для обозначения звука [а]  используется буква А, а когда буква Я?

Итак, мы с вами открыли ещё одну тайну букв родного языка

Буквы А, Я показывают, как читать согласные перед ними.

А- сигнал, что согласный читать твёрдо, Я- сигнал, что согласный читать мягко.

-Итак,  мы с вами, не умея ещё писать, открыли

правило грамотного письма: если звук [а]  

стоит после         ,то,  пишем А;

если звук [а]  стоит после        , то пишем Я.

Разучим стихотворение:

Буква А и буква Я- нам нужны для звука [а].

Слышать нужно звук согласный,

Он нам всем подскажет ясно:

После твердых – буква А.

После мягких буква – Я.

-С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз)

-Вы проснулись? (смотрят в бинокль)

-С добрым утром ручки!

-Вы проснулись? (хлопают)

-С добрым утром ножки!

-Вы проснулись? (топают)

-С добрым утром, солнце!

Предположения детей: рак, сом, дом, кот, дым, пар, нос и т.д.

Дети проводят звуковой анализ слова: слышим первый звук [м], он согласный, так как воздух встретил преграду: закрыты губы, звук твёрдый, звонкий.

Следующий звук [а], он гласный, так как рот открыт, воздух изо рта выходит свободно.

Следующий звук [к], он согласный, так как воздух встретил преграду: горло, звук твёрдый, глухой..

В этом слове 1 слог, так как один гласный звук.

Многие дети скажут: буква А

Многие дети скажут : буква А

-Буквой А обозначим звук [а]  

- Слышим первый звук [м*], он согласный, так как воздух встретил преграду: закрыты губы, звук мягкий, звонкий.

Следующий звук [а], он гласный, так как рот открыт, воздух изо рта выходит свободно.

Следующий звук [ч*], он согласный, так как воздух встретил преграду: зубы и язык, звук мягкий, глухой..

В этом слове 1 слог, так как один гласный звук.

-В этом слове тоже звук [а]

-Нет.

- Для обозначения звука а нужна другая буква

Есть в классе дети, которые скажут: буква Я.

- Звук [а]  обозначим буквой Я

-В слове МАК звук [м]  произносится твёрдо, а в слове МЯЧ звук [м*]  произносится мягко.

Предположения детей, а может быть они сами выведут правило: после твёрдых согласных звук [а]  обозначается буквой А, а после мягких согласных звук [а]  обозначается буквой Я.

Дети проговаривают вместе с учителем.

5.Первичное закрепление.

6.Итог.

7. Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.

Работа по учебнику стр.8.

-Проверьте, правильно ли расположена буква в таблице, подсказывающей правило чтения.

_Итак, сделайте вывод о работе букв А и Я по таблице.

Слайд № 18,19

-Найдите в учебнике слоги

Слайд № 20

-Вначале прочтём слоги по строкам, затем по столбикам, помння правило чтения.

-Найдите слово.

-Продолжаем чтение.

-Читаем хором 3.и 4 строки.

-После каких согласных пишется буква А , после каких –буква Я?

Чтение  1 столбика  слов подготовленными детьми.

-Возьмите карандаш и соедините ниточкой слово с картинкой.

-Почему от слова «шляпка» 2 ниточки?

Чтение 2 столбика слов.

-Все ли значения слов вам понятны?

Работа по постановке ударения и обозначения безударных гласных (1 столбик – у доски, 2 сам-но)

-Посмотрите на картинку, кто изображён?

Слайд № 21

-Давайте хором прочтём слова, которые издают эти животные.

Слайд №22

-Найдите в Букваре слово со звёздочкой, те дети, которые умеют читать, прочтите это слово, остальные ребята подчеркните изученные буквы.

-Хитрый Вопросик перепутал лова в предложении, нам нужно распутать эту путаницу.

-С чем познакомились?

-Что нового узнали?

Слайд № 23

-Откройте свои сердечки и поделитесь, кому на уроке было интересно.

-Какими красками вы раскрасили бы урок?

-В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока

-Сравните его с тем, какое настроение было в начале урока. Похлопайте те у кого оно стало лучше.

-Спасибо всем за урок. Молодцы! Слайд № 23.

Дети работают в учебнике

Уточнение значения слов при помощи Толкового словаря.

-Утёнок и лягушонок.

-Мы познакомились со звуком [а]  и буквами А, Я. Узнали, что звук [а]  можно записать двумя буквами.

- Если мы произносим после твёрдых согласных звук [а], то в слове записывается этот звук  буквой А.

-Если после мягких согласных звук [а], то  записывается буквой Я.

Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение и сравнивают его с предыдущим


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Обучению грамоте в 1 классе по теме «Закрепление. Звук [a ] и его обозначение буквами А, Я.»

Содержание материала урока соответствует уровню и особенностям восприятия младших школьников, хорошо подходит для формирования самостоятельного мышления и активной учебной деятельности, для разв...

Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.

На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....

"Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"

Урок -КВН обучения грамоте по теме:  "Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных  звуков"...

Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я

УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а]  и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...

конспект урока и презентация на тему "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е".

Резработка урока обучения грамоте в 1 класе по теме "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е". К конспекту урока прилагается презентация "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е"....

"Звук а и его обозначение буквами а,я" - презентация

Презентация  "Звук а и его обозначение буквами а,я" была  создана для открытого урока в рамках муниципального семинара "Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения обесп...

Звук [а] и его обозначение буквой Аа. Письмо заглавной и строчной буквы Аа.

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе...