Звук а и его обозначение буквами а,я
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме "Звук а и его обозначение буквами а,я" разработан в УМК "Гармония".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте
УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)
Тема: Буквы А а - Я
Тип урока: урок введения нового знания.
Цель урока: познакомить школьников с буквой я и её «работой» - обозначать звук [а] и указывать на мягкость стоящего впереди согласного; учить применять правило чтения прямых слогов при встрече с буквами а – я.
Формирование УУД:
Личностные:
- воспитывать интерес к родному языку, к «тайнам» языка;
- формировать понимание того, что ясная, правильная речь – показатель культуры человека.
Регулятивные:
- формировать умение планировать и оценивать учебные действия в связи с поставленной задачей;
- оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы, контролировать и оценивать свои действия;
Познавательные:
- ознакомить с двумя способами обозначения звука А в зависимости от предшествующего согласного звука;
- познакомить с ролью букв А, Я в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков;
- воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников, как способ получения информации;
Коммуникативные:
- осознавать речь (говорение, слушание, чтение), как способ устного и письменного общения людей;
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- проблемно – диалогическая;
- здровьесберегающая;
-игровая;
-технология сотрудничества;
-технология оценивания;
- информационно- коммуникативная технология.
Ожидаемые результаты:
- умение детьми вычленять звук [а] в словах, записывать его соответствующей буквой в зависимости от предшествующего
согласного звука;
- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;
- улучшение результатов обучения;
- развитие творчества у учащихся.
Структура | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Психологический настрой учащихся. Организационный момент 2.Актуализация знаний учащихся | Создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. -В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение. Слайд №2
-Похлопайте в ладошки те , у кого настроение соответствует первой картинке, второй картинке, третьей картинке. (Учителю необходимо обязательно подбодрить учащихся, которые хлопали к третьей картинке) -Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным. К нам на урок пришли звуковички (картинка звуковичков). Какие задания они могут предложить нам? Слайд №3 -Назовите признаки гласных звуков, …согласных звуков. | Дети настраиваются на работу. Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение. Учащиеся показывают с помощью хлопков своё настроение. Дети объясняют, что можно дать характеристику гласным и согласным звукам; составить звуковую схему слова; написать звуковой диктант. При произношении гласных звуков рот открыт, преграды в нём нет, слышится голос, гласный звук бывает ударный или безударный, образует слог. При произношении согласных звуков во рту есть преграда, и слышится шум, согласные звуки бывают твёрдые или мягкие, звонкие и глухие, слог не образуют. |
Физминутка |
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. Работа в парах. Закрепление понятия о гласных и согласных звуках путём звукового анализа слов: ОСА, ЛУК, ДЫМ По щелчку появляются -картинка -квадратик звука -его условное обозначение -количество слогов; -ударный и безударный гласный (аналогичная работа звуковой анализ слов: лук, мел) | - Повторим стихотворение про гласные звуки: Гласных звуков ровно шесть. Их нетрудно перечесть: А-О-У-Э-Ы-И Звуки гласные мои. -Посмотрите на положение губ детей и скажите, какие гласные звуки они произносят. Слайд №4 Игра «Назови звук» -Я буду загадывать загадки, вы отгадываете, картинка- ответ появится только в том случае, если вы ответите правильно. Вы должны назвать первый звук в слове, показать соответствующую карточку из «звукового» пенала и доказать свой выбор (аист, радуга, парта, улитка, пила, иголка). Слайд №5 1. Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. (Аист) 2. Крашеное коромысло Над рекой повисло. (Радуга) 3. Стоит чудесная скамья, За ней уселись ты да я. Скамья ведет обоих нас Из года в год, Из класса в класс. (Парта) 4. По дорожке лезут рожки - Вы не будете бодать? Я потрогал их немножко — Рожки спрятались опять. (Улитка) 5. Доску грызла и кусала, На пол крошек набросала, Но не съела ни куска, — Знать, невкусная доска. (Пила) 6. Всех на свете обшивает, Что сошьет – не надевает. (Игла) -Какую работу выполняли? Самолёты загудели, Самолёты полетели. На полянку тихо сели, и снова полетели. -Поработаем в паре. Повторим правила работы в парах. Слайд №6 Слайд №7 Слайд №8 - Похлопайте в ладоши те, кто доволен своей работой. | - Дети проговаривают вместе с учителем. -Девочка под №1 раскрыла широко рот, она произносит звук[а] и т.д. По каждому названному звуку дети объясняют, какой он, гласный или согласный, и почему; показывают соответствующую карточку: согласный твёрдый глухой
согласный твёрдый звонкий согласный мягкий глухой согласный мягкий звонкий гласный (ударный или безударный) - Отгадывали загадки и давали характеристику звукам. Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия самолёта: вращения руками, руки в стороны и наклоны вправо и влево, приседание, руки в стороны и наклоны вправо и влево Дети вспоминают правила работы в парах: - думаю сам; -высказываю свое мнение; -выслушиваю соседа; -приходим к общему мнению. Составление детьми схем в тетради. Проверка. Оценивание работы в паре по шкале «Правильности»в тетрадях по чтению: -звезда наверху - всё правильно -звезда посередине - есть 1-2 ошибки -звезда внизу - есть 3 и более ошибок. |
3. Введение нового знания Ознакомление с ролью букв в обозначении звука [а] после твёрдых и мягких согласных, с их важной ролью ориентиров при чтении. «Открытие» детьми нового знания Физминутка | Создание условий для выявления «Чего мы ещё не знаем?» По щелчку появляется схема слова По щелчку появляются -картинка мак -квадратик первого звука, его условное обозначение -квадратик второго звука, его условное обозначение -квадратик третьего звука, его условное обозначение -обозначение слога -буква А (аналогичная работа) Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся. |
Слайд №9 -Кто из вас сумеет отгадать слово к данной схеме? Почему назвали столько много слов? -Согласных и гласных звуков много и мы используем одинаковые значки; поэтому нельзя точно сказать, какой звук обозначен каждым из этих значков, и какое слово зашифровано. -Расскажите о звуковом составе слова. Назовите гласный звук. Кто из вас знает, какой значок – буква необходим нам для обозначения звука [асловеПоказ буквы А, а.Слайд №1 - Вы видите, что в Азбуке две буквы А: одна- строчная, другая - заглавная. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка. -Какой звук мы будем обозначать этой буквой? Составление звуковой схемы слова МЯЧ. Слайд№13 -Назовите гласный звук в этом слове. -Возьмём уже известную нам букву А для обозначения звука а. Слайд№ 14 -Попробуйте прочесть, получается слово или нет? Слайд № 15 -В чём же затруднения? - А кто из вас знает, какой значок- буква есть для обозначения звука [а] после мягкого согласного звука в этом слове? Слайд № 16 Показ буквы Я, я. Слайд №17 - Вы видите, что в Азбуке две буквы Я: одна - строчная, другая - заглавная. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Эта буква стоит самой последней в Азбуке -Какой звук будем обозначать этой буквой? -Давайте ещё раз произнесём слова МАК и МЯЧ и вслушаемся в первый звук. -Что вы заметили? -Да, в слове МЯЧ для обозначения звука [а] нужна другая буква, это буква Я -Как узнать: когда для обозначения звука [а] используется буква А, а когда буква Я? Итак, мы с вами открыли ещё одну тайну букв родного языка Буквы А, Я показывают, как читать согласные перед ними. А- сигнал, что согласный читать твёрдо, Я- сигнал, что согласный читать мягко. -Итак, мы с вами, не умея ещё писать, открыли правило грамотного письма: если звук [а] стоит после ,то, пишем А; если звук [а] стоит после , то пишем Я. Разучим стихотворение: Буква А и буква Я- нам нужны для звука [а]. Слышать нужно звук согласный, Он нам всем подскажет ясно: После твердых – буква А. После мягких буква – Я. -С добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз) -Вы проснулись? (смотрят в бинокль) -С добрым утром ручки! -Вы проснулись? (хлопают) -С добрым утром ножки! -Вы проснулись? (топают) -С добрым утром, солнце! | Предположения детей: рак, сом, дом, кот, дым, пар, нос и т.д. Дети проводят звуковой анализ слова: слышим первый звук [м], он согласный, так как воздух встретил преграду: закрыты губы, звук твёрдый, звонкий. Следующий звук [а], он гласный, так как рот открыт, воздух изо рта выходит свободно. Следующий звук [к], он согласный, так как воздух встретил преграду: горло, звук твёрдый, глухой.. В этом слове 1 слог, так как один гласный звук. Многие дети скажут: буква А Многие дети скажут : буква А -Буквой А обозначим звук [а] - Слышим первый звук [м*], он согласный, так как воздух встретил преграду: закрыты губы, звук мягкий, звонкий. Следующий звук [а], он гласный, так как рот открыт, воздух изо рта выходит свободно. Следующий звук [ч*], он согласный, так как воздух встретил преграду: зубы и язык, звук мягкий, глухой.. В этом слове 1 слог, так как один гласный звук. -В этом слове тоже звук [а] -Нет. - Для обозначения звука а нужна другая буква Есть в классе дети, которые скажут: буква Я. - Звук [а] обозначим буквой Я -В слове МАК звук [м] произносится твёрдо, а в слове МЯЧ звук [м*] произносится мягко. Предположения детей, а может быть они сами выведут правило: после твёрдых согласных звук [а] обозначается буквой А, а после мягких согласных звук [а] обозначается буквой Я. Дети проговаривают вместе с учителем. |
5.Первичное закрепление. 6.Итог. 7. Рефлексия | Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса. | Работа по учебнику стр.8. -Проверьте, правильно ли расположена буква в таблице, подсказывающей правило чтения. _Итак, сделайте вывод о работе букв А и Я по таблице. Слайд № 18,19 -Найдите в учебнике слоги Слайд № 20 -Вначале прочтём слоги по строкам, затем по столбикам, помння правило чтения. -Найдите слово. -Продолжаем чтение. -Читаем хором 3.и 4 строки. -После каких согласных пишется буква А , после каких –буква Я? Чтение 1 столбика слов подготовленными детьми. -Возьмите карандаш и соедините ниточкой слово с картинкой. -Почему от слова «шляпка» 2 ниточки? Чтение 2 столбика слов. -Все ли значения слов вам понятны? Работа по постановке ударения и обозначения безударных гласных (1 столбик – у доски, 2 сам-но) -Посмотрите на картинку, кто изображён? Слайд № 21 -Давайте хором прочтём слова, которые издают эти животные. Слайд №22 -Найдите в Букваре слово со звёздочкой, те дети, которые умеют читать, прочтите это слово, остальные ребята подчеркните изученные буквы. -Хитрый Вопросик перепутал лова в предложении, нам нужно распутать эту путаницу. -С чем познакомились? -Что нового узнали? Слайд № 23 -Откройте свои сердечки и поделитесь, кому на уроке было интересно. -Какими красками вы раскрасили бы урок? -В своих тетрадях в «квадратике настроения» нарисуйте условным знаком свое настроение после урока -Сравните его с тем, какое настроение было в начале урока. Похлопайте те у кого оно стало лучше. -Спасибо всем за урок. Молодцы! Слайд № 23. | Дети работают в учебнике Уточнение значения слов при помощи Толкового словаря. -Утёнок и лягушонок. -Мы познакомились со звуком [а] и буквами А, Я. Узнали, что звук [а] можно записать двумя буквами. - Если мы произносим после твёрдых согласных звук [а], то в слове записывается этот звук буквой А. -Если после мягких согласных звук [а], то записывается буквой Я. Дети с помощью рисунков солнышка, солнышка с тучкой, тучки показывают своё настроение и сравнивают его с предыдущим |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по Обучению грамоте в 1 классе по теме «Закрепление. Звук [a ] и его обозначение буквами А, Я.»
Содержание материала урока соответствует уровню и особенностям восприятия младших школьников, хорошо подходит для формирования самостоятельного мышления и активной учебной деятельности, для разв...
Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.
На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....
"Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"
Урок -КВН обучения грамоте по теме: "Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твердых и мягких согласных звуков"...
Методическая разработка урока обучения грамоте Звук [а] и его обозначение буквами А, Я
УМК «Гармония» 1 класс. Обучение грамоте (чтение)Тема: Звук [а] и его обозначение буквами А, Я.Тип урока: урок введения нового знания. Цель урока: познакомить учащихся с гласным звуко...
конспект урока и презентация на тему "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е".
Резработка урока обучения грамоте в 1 класе по теме "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е". К конспекту урока прилагается презентация "Звук [э] и его обозначение буквами Э, Е"....
"Звук а и его обозначение буквами а,я" - презентация
Презентация "Звук а и его обозначение буквами а,я" была создана для открытого урока в рамках муниципального семинара "Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения обесп...
Звук [а] и его обозначение буквой Аа. Письмо заглавной и строчной буквы Аа.
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе...