Конспект урока литературного чтения в 4 классе на тему: В. Гаршин "Сказка о жабе и розе"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Ольга Анатольевна Лимонова

Урок разработан в рамках системно-деятельностного подхода к обучению. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе». Поединок добра и зла. (второй урок)

Цель  урока: формирование уверенности учащихся в том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен на примере произведения В. М. Гаршина «Сказка о Жабе и Розе»

Задачи:

- обучающие : - формировать навык выразительного чтения и умения определять и формулировать идею произведения;

- обучать анализу художественного произведения;

- формировать внимательное отношение к языку художественного произведения;

-развивающие  - способствовать развитию художественного вкуса и интереса к чтению;

- развивать речь учащихся;

- развивать воображение, мышление, творческие способности учащихся.

-воспитательные  - воспитывать умение видеть прекрасное в окружающей действительности, сопереживать;

- воспитывать любовь к музыке и литературе.

 Планируемые результаты:

- предметные: умение работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь);

- метапредметные:

Р: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности;

П:  поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной книге;

К: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре;

- личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем.

Оборудование: карточки с отрывками из текстов, тесты, муз.пьеса    А.Рубинштейна, компьютер.

Ход урока:

I Организационный момент.

Сегодняшний урок я хочу начать с притчи. Однажды змея погналась за бабочкой и преследовала ее день и ночь. Страх придавал бабочке сил, она била крыльями и летела все дальше и дальше. А змея не уставала ползти по пятам. На третий день обессилевшая бабочка почувствовала, что не может больше лететь, она присела на цветок и спросила свою преследовательницу:

– До того как ты меня убьешь, можно задать тебе три вопроса?

– Не в моих привычках предоставлять такие возможности жертвам, ну да ладно, будем считать это твоими предсмертными желаниями, можешь спрашивать.

– Ты питаешься бабочками?

– Нет…

– Я сделала тебе что-то плохое?

– Нет.

– Тогда почему ты хочешь убить меня?

– Ненавижу смотреть, как ты порхаешь!!!

О чем эта причта? (Ненависть, злоба возникает из-за зависти) Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (Наверное, о добре и зле, об их борьбе).

Да, тема сегодняшнего урока – Поединок добра и зла.

II Актуализация знаний.

Вспомним, с каким произведением мы познакомились на прошлом уроке, а помогут нам следующие задания. 2 ряд – выполните тест по содержанию произведения. (проверка -  по ключу ответов на доске)

 3 ряд (работа в парах) – перед вами карточки с отрывками из текстов

 («Сказка о Жабе и Розе» В. Гаршин, «Серая звездочка» Б. Заходер, «Жаба у нас поселилась в саду…» Л. Метлев, «Жаба» Г.Х. Андерсен, «Жаба-торопыга» испанская народная сказка, «Хромка» В. Чаплина )        Что объединяет эти произведения? (Они о жабах)

Рассортируйте тексты на группы:

а) проза – поэзия;

б) народные – авторские;

в) зарубежные – отечественные;

г) по жанрам.

Заполните таблицу на доске:

а) проза

    поэзия

б) народные

   авторские

в) зарубежные

    отечественные

г) сказка

   рассказ

   стихотворение

   басня

По таблице расскажите о произведении «Сказка о Жабе и Розе»

1 ряд – послушайте пьесу А. Рубинштейна. Что связывает эту музыку с прочитанным нами произведением?         

III Целеполагание.

Обратите внимание на заглавие – «Сказка о Жабе и Розе». Почему автор дал такое название? Я предлагаю сегодня ответить на этот вопрос и разгадать некоторые загадки В. Гаршина.

Для этого постараемся найти ответы на вопросы :

-Зачем в произведении дети?

-Почему такой финал?

IVПроверка домашнего задания

На прошлом уроке мы разделили текст на части, и вы должны были составить план: 1 группа – картинный, 2 группа – вопросный, 3 группа – цитатный.

Перечислите части, в которых раскрывается экспозиция произведения.

(1.Рождение розы.

2.Жаба

3.Хозяин цветника

Дети называют соответствующие пункты вопросного и цитатного плана)

Сколько сюжетных линий в сказке? Что мы узнали о героях? Дома вы составляли характеристики  Маши и Васи в виде синквейна, Жабы и Розы – в виде таблицы. Что у вас получилось?

(Синквейн

  Сестра                                                                  Мальчик

Взрослая, заботливая                                      Маленький, хрупкий

Любит, ухаживает, беспокоится                  Мечтает, болеет, умирает

Маша переживает за брата.                          Вася любит свой цветник.

Любовь                                                                 Надежда)

Вы пришли к выводу, что дети – это символы любви и надежды, т.е. они добрые, положительные герои. А жаба и роза?

(Концептуальная таблица

Роза

Жаба

Окружающая обстановка

Распустилась в хорошее майское утро в цветнике. Кругом мирно и спокойно, так чисто и ясно, прекрасное утро, голубое небо, свежий утренний ветерок, лучи сиявшего солнца.

Сырая земля, среди корней куста, выбрала местечко потенистее и посырее.

Внешний вид

Нежный, роскошный бледный цветок розы, лепестки ее были тонкие, на них несколько чистых прозрачных слезинок.

Жирная, старая, грязно-серые бородавчатые лапы, плоское брюхо, безобразная лапа, злые безобразные глаза.

Отношение к жизни

Если бы роза умела плакать, то не от горя, а от счастья жить.

Она не радовалась ни утру, ни солнцу. Она безразлична к окружающему. Ей лень.

-Что необычного в распустившейся розе? Какое сравнение использует автор? (Она точно плакала) От чего плакала роза? (от счастья жить) Разве розы плачут? (это символ, под которым подразумевается человек) Была ли счастлива роза? Докажите словами текста. (Она разливала вокруг себя нежный и тонкий аромат) Символом чего является роза? (символом добра)

Как показана жаба?

Нравится жабе окружающая  ее обстановка? Приятна ли вам жаба? Что главное в жизни жабы? (плотно поесть, отдохнуть. Она ленива и прожорлива. Думает только о себе.) Как называют тех, кто живет только для себя? (эгоистами) Эгоизм -  это черта, присущая человеку. Т.е. жаба – тоже символ. Символ чего? Давайте выясним.

V Работа по теме урока.

В какой момент начинается завязка действия? Прочитайте.

Понравилась ли роза жабе? Почему она решила съесть цветок? (Не знала, как проявить чувства по-другому)

Как вы думаете, что зашевелилось в жабьем сердце? (зависть)

К чему привела зависть? Какое чувство она породила? Прочитайте отрывок по ролям)

Итак, роза понравилась жабе. У детей (а мы отметили, что это добрые герои) ее красота вызывает радость и восхищение («Хорошо, очень хорошо!») а у жабы – зависть и ненависть. Значит, жаба – не добрый герой, а символ зла.

Когда сюжет сказки достигает наивысшего напряжения, кульминации? Прочитайте. (со слов «Роза слушала эту песню…» до « …что погибает»)

Как озаглавили эту часть сказки?

(4.Поединок жабы и розы)

Какие изобразительно-выразительные средства использует здесь автор?

(Эпитеты: бедное создание, скверные липкие лапы, гладкая кора, острыми крепкими шипами, ненавистного ей цветка, самым красивым созданием, звонкого нежного рокота соловья, жабьи глаза, злому животному.

Олицетворения: роза замирала, молилась, забыла, была счастлива, не видела, услышала, поняла, что погибает)

Поединок – это борьба. Мы видим, что жаба стремилась к своей цели, падала и снова лезла вверх, чтобы сорвать цветок. А как боролась роза? Она же не могла двигаться? (У нее были шипы, которые царапали жабу)

Помогло ли это розе спастись? Кто спас ее? То есть, если бы не Маша, зло бы победило? (Физически –да, но не морально. Роза не боялась смерти, она лишь хотела умереть с пользой для других)

Встаньте, кто согласен. Встаньте, кто думает по-другому. (вместо физминутки)

Для чего же писатель включает в сказку детей? (Чтобы Маша спасла розу от жабы).

Но ведь роза все равно умерла?

Какой заголовок дали последней части сказки, развязке?

(5.Последние минуты жизни)

До сих пор сюжеты развивались отдельно. Что происходит в этой части? (Они пересекаются)

Как встретились мальчик и роза? (Мальчик попросил понюхать розу)

Какие чувства испытал малыш? (Наслаждение, удовлетворенность, радость, спокойствие)

А что почувствовала роза? (Поняла, что не зря распустилась, так как принесла мальчику радость, сделала его последние мгновения счастливыми)

Можно ли сказать, что мальчик умер, роза завяла, и они навсегда ушли из жизни? (Нет, мальчик остался в памяти своей сестры, своих близких, а розу засушили, передали другим членам семьи, которые, глядя на этот цветок, вспоминали о мальчике)

Что же сближает розу и мальчика? (Они оба любили прекрасное, оба умирают, но остаются в памяти других людей)

VI Итог урока.

Какова же главная мысль сказки? (Дающий добро – бессмертен, зло обречено) Именно для осознания этого придумал такой финал Всеволод Гаршин.

В чем же смысл названия? (жаба –символ зла, роза – символ добра, сказка о том, что добро не исчезает, оно бессмертно)

У меня возник вопрос : жаба – она плохая или хорошая? (В данном произведении это символ зла, она плохая)

А в природе? (В природе жаба полезна)

VII Домашнее задание.

  1. Пересказ сказки от лица одного из героев.
  2. Мини-сочинение «Несколько слов в защиту жабы»

VIII Рефлексия.

Закончите предложение:

Я узнал…

Было интересно…

Я почувствовал, что…

Я смог…

Я попробовал…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

IX Закончить урок я хочу словами Сергея Островского

«В жизни по-разному можно жить 
В горе можно, и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать, и, не помышляя о чуде
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему: "Ханг и Чанг" Ю.Коринец

Тема: Ю.Коринец «Ханг и Чанг» Цель: Познакомить учащихся с творчеством и произведением Ю.Коринца «Ханг и Чанг» Задачи: 1) Познакомить учащихся с разными породами собак. Учить давать раз...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "Слон" А.И. Куприн

Тема: А. И. Куприн « Слон»УМК : Школа 2100Цель:1. провести литературоведческий и психолого-педагогический анализ текста;2. развивать воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание  уч...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему Астафьев "Бабушка с малиной"

Конспект урока литературного чтения составлен по учебнику В.А. Лазаревой (УМК: «Система развивающего обучения Л.В. Занкова»). Включает в себя 5 этапов ( орг.момент, актуализация знаний, работа по...

Конспект урока (литературное чтение 1 класс) на тему: "Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения"

Урок по УМК "Перспективная начальная школа" с использованием информационных технологий проводится в период обучения грамоте. На уроке дети отрабатывают умения составлять звуковые модели слов, схемы пр...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....