Разработка урока по литературному чтению "Как мужик гусей делил"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Федоренко Ольга Ивановна

Алгоритм урока соответствует требованиям здоровьясбережения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_3_klass.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

имени Маршала Советского Союза А.А. Гречко

Федоренко Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

Литературное чтение 3 класс УМК «Гармония»

Тема урока: «Как мужик гусей делил»

                        Русская народная сказка

Цель: развитие умения акцентировать, формировать речевые умения, навыки    

           чтения, слушания, рассказывания.

Ход урока:

           Звуковая разминка (выполняется коллективно, дома перед зеркалом –

           самостоятельно)

  1. Артикуляция:

гласные: а, о, у, ы, и, э

сочетания: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о,

                    аоуиэ, аиуоэ

         согласные:  бкзстрмнвзршлнх

  1. Чтение и анализ сказки:

а) выразительное чтение текста учеником.

    - Какое настроение вызвало у вас прочитанное?

    - Когда происходят события сказки? Какие слова и выражения помогли вам  

      это понять?

б) словарная работа (С.И.Ожегов)

     Барин – в дореволюционной России: человек из привилегированных, эксплуататорских классов. Сейчас в разговорной лексике говорят о человеке, который не любит трудиться сам и предпочитает перекладывать работу на других (заочное путешествие в прошлое, использование ИКТ)

     - Кто действует в сказке?

     - С чего всё началось?

     - Как характеризует бедного мужика то, что просить он идёт не с пустыми

       руками?

     - Почему богатый мужик понёс барину пять гусей?

       На что он надеялся?

     - Что не учёл богатый мужик?  (Что в семье барина было 6 человек)

     - Как характеризуют все эти действия богатого?                                                            

       (Оказался жадным и глупым)

     - Чему барин удивлялся, когда общался с бедным мужиком?

       (У него быстро срабатывала смекалка и мужик всегда оставался с

        прибылью)

  1. Самостоятельное чтение учащимися «про себя»:

     - Определите границы частей.

     - Сколько частей в сказке? (дайте ответ на русском и английском языках)          Почему?

     - Прочитайте 1 часть.

     - Чему смеялся барин?

     - Понравились ли ему ответы мужика? Как об этом можно догадаться?

     - Почему барин прогнал богатого? За что наградил бедного мужика?

             - Постарайтесь сформировать главную мысль сказки.

        Русская пословица: «Голь на выдумку хитра» применяется

       к разным житейским случаям)

  4. Физкультурная минутка:

Гуси весело гуляли,

Всех лягушек разогнали.

Покачались, покачались.

Тину с лапок обобрали, обобрали.

Шейкой длинной повертели,

Всю округу осмотрели.

К солнцу сладко потянулись, потянулись.

Все стряхнулись, все стряхнулись.

И, укрывшись в камышах,

Затаились, улыбнулись.

   5. Включение в систему знаний и повторение:

          а) составим графический рисунок к данному произведению ( самопроверка по      эталону: м - мужик, Б - барин, б - богатый, 1г.- 1 гусь, 5г.- 5 гусей, + наградил,

               - прогнал)

                                                                                                                                                                   

+

-

1 г.

5 г.

Б

Б

м

б

         

           б) отметь значком «+», какой из названных объектов природы плавает, но не умеет бегать или летать:

1. курица                                      3. гусь

    2. аист           4. филин

          в) «Кто быстрее?» На паласе рассыпаны предложения из текста. Требуется найти те, в которых есть сочетания:

                * существительное + прилагательное;

                * местоимение + глагол

       

           г) работа с мозаикой (каждому ученику дается цветная картинка, разрезанная по линиям, ребенок выкладывает из нее изображение гуся).

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог):

    - К какой из групп вы отнесёте прочитанную нами сказку:

      а) волшебная сказка; б) бытовая сказка;  в) сказка о животных?

      Ответ обоснуйте.

         (Бытовая, так как в ней нет волшебства, она связана с бытом людей;

          главный герой умный, хитрый, расторопный, оставляет ни с чем того,

          кто сильнее и богаче, чтобы самому добиться успеха)

     - Выполняется ли в сказке основной закон?

            (Да. Добро побеждает зло. Бедный мужик оставил в глупом положении

            богатого).

   - Чем мы сегодня занимались на уроке? Ответим по буквам.

       Мозаику складывали,

       Учились находить ответы на вопросы

       Делали физкультурную минутку

       Развивали речь

       Ездили в заочное путешествие

       Цель урока выполнили.

    - Какое слово получилось? Я желаю вам быть мудрыми.

           

Приложение

         

          Пояснительная записка

 Работа представлена по второму направлению «Начальная школа»

 Тема урока: «Как мужик гусей делил» Русская народная сказка

 Программа УМК «Гармония»

 Автор Кубасова О.В.

 Учебник – Литературное чтение 3 класс, часть 1

 Раздел «Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца»

3 часа в неделю

3 урок в изучаемой теме

Характеристика класса: 25 учеников со средним уровнем развития

Этапы урока:

  1. Упражнения звуковой разминки развивают подвижность речевого аппарата

(дома перед зеркалом учащиеся самостоятельно выполняют данные задания).  

  1. Выразительное чтение учеником текста позволяет сочетать коллективную и

индивидуальную работу на уроке, учить работать с текстом.

  1. Словарная работа направлена на организацию учащихся к самостоятельному

чтению, с помощью подводящего диалога учащиеся в коммуникативной форме формулируют главную мысль сказки, что далее фиксируется в языке вербально и  в знаках (с целью определения объёма внимания, скорости его распределения).

  1. Физкультурная минутка включает различные упражнения: ходьба на месте,

потягивание с подниманием рук вверх, приседание, наклоны и повороты туловища. В результате выполнения несложных упражнений работоспособность детей повышается.

  1. На этапе включение в систему знаний и повторение выявляются границы    

применимости нового знания и выполняются задания, направленные на осмысление учебного материала (межпредметная связь)  

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) фиксирует содержание,

изученное на уроке, соотносится цель и результаты, намечаются дальнейшие цели деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как мужик гусей делил

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме " Русская народная сказка. «Как мужик гусей делил». ( Образовательная модель «Школа 2100…»)....

Методическая разработка урока по литературному чтению в системе учебников «Школа XXI века». Тема урока: М.Пришвин «Ёжик».

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по теме М.Пришвин "Ёжик". УМК "Начальная школа 21 века". Цель урока: создать условия для приобретения опыта самостоятельной читательс...

Разработка урока по литературному чтению для 4 класса на тему: Обобщающий урок по сказке Г.Х. Андерсена "Русалочка". УМК "Школа России"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с тербованиями ФГОС. На уроке используются различные методы и приёмы для обобщения и систематизации знаний: викторина, восстановление дефорирован...

Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)

Планы-конспекты к урокам по теме "Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)", 3 класс, "Школа-2100"...

Методическая разработка урока по музыке для первого класса " Дела давно минувших дней"

Разработка урока для первого класса - это важный материал в подготовке учителя к уроку музыки....