Как мужик гусей делил
план-конспект урока чтения (3 класс) по теме

Коннова Светлана Владимировна

 

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе по теме " Русская народная сказка. «Как мужик гусей делил». 

( Образовательная модель «Школа 2100…»). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ СОШ № 15 г. Ковров

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе.

Тема: Русская народная сказка

            «Как мужик гусей делил».  

( Образовательная модель «Школа 2100…»).

Учитель начальных классов: Коннова С. В.

 

2012 г.

Цели урока:

  1. Продолжить формировать у учащихся приёмы понимания прочитанного: обучать прогнозированию содержания текста на основе иллюстрации и заглавия.
  2. Совершенствовать навыки чтения учеников.
  3. Развивать у школьников умение делить текст на части по готовому плану.
  4. Развивать речь, мышление детей.
  5. Воспитывать у учащихся нравственные чувства.

Ход урока.

Ι Оргмомент. О чём- то скрипит половица,

                             И спице опять не спится,

                             Присев на кровати подушки

                             Уже навострили ушки…

                             И сразу же меняются лица,

                             Меняются звуки и краски…

                             Тихонько скрипит половица,

                              По комнате ходит сказка.

ΙΙ. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1.Ответы на вопросы.

- Как называется раздел, который мы с вами изучаем?

«И кот учёный свои мне сказки говорил…»

- Посмотрите на доску. Что вы видите?

(Крышу, окно.)

- У нас есть крыша, окно, но нет дома. Давайте построим дом сказок.

(На полосках «брёвнышках»- ответы.)

  1. - Что такое сказка? (Жанр устного народного творчества.)

Учитель из «брёвен» строит дом.

  1. - Кто умело рассказывал сказки? (Сказители.)
  2. - Какие виды сказок вы знаете? (Волшебная, бытовая, анималистическая, богатырская.)
  3. – По авторской принадлежности сказки бывают…(Народные,

литературные.)

Сказка

жанр устного народного творчества.

сказители

волшебная                                    

бытовая

анималистическая

богатырская

народная

литературная              

5) – Что объединяет сказки разных народов?  

(Главная тема – борьба добра со злом.)

- Вспомните сказочные «приметы» и назовите их.

(Зачин, «троекратный» повтор, волшебные герои, волшебные события, концовка, устойчивые выражения.)

  1. Проверка д/з.

- Какую сказку мы прочитали недавно?

(«Никита Кожемяка».)

- К какому виду сказок относится эта сказка?

(Богатырская.) Почему? (Описывается историческое событие).

- Какими чертами характера обладал Никита Кожемяка?

 (Сильный, смелый, защитник, находчивым).

- Расскажите как Никита Кожемяка поборол змея.

- Впереди нас ждёт новая встреча с интересной сказкой.

ΙΙΙ. Работа с текстом до чтения.

1. Работа с заглавием. Фронтальная беседа.

- Прочитайте название сказки. («Как мужик гусей делил».)

- Какая сказка по авторской принадлежности? (Народная). Какой народ её сочинил?  

Назовите тему урока. (Тема: )

Учитель открывает карточку.

2. Работа с иллюстрацией.

-Рассмотрите иллюстрацию.

-Кого вы видите? (Мужик отдыхает на печи, женщина с детьми.)

- Как вы предполагаете, к какому виду сказок можно отнести эту сказку? ( Бытовая.) Почему?

- Можно ли по названию сказки  и иллюстрации предположить,

о чём пойдёт речь? (Мужик отдыхал. Жена занималась с детьми.

Кто- то попросил его разделить гусей.)

- Как вы думаете, можно ли на всех разделить одного гуся? Как?

(Нельзя разделить. Можно.)

- Давайте прочитаем, как же мужик разделил гуся в сказке.

ΙV. Работа с текстом во время чтения.

  1. Чтение 1 части «про себя».

– Прочитайте 1 часть сказки «про себя». Отметьте карандашом

слова, смысл которых вам непонятен.

- Оправдались ли наши предположения?

2. Словарная работа. Работа в группах со словарём Ожегова.

- В тесте сказки вам встретились трудные слова. Значения некоторых из них можно узнать…(По толковому словарю.)

- Объединитесь в группы. Найдите и прочитайте значение указанного слова. (Каждой группе по одному слову.)  

Помещик –     богатый человек, владеющий землёй.

Крестьянин -  сельский житель, который работает на земле,                    

                          выращивает скот.  

Гостинец –      подарок.

Барин -             обращение к богатому человеку.

Усадьба -         земля помещика.

     Куль -              мешок.

  1. Проверка. (По одному выступающему от группы.)

- Нашли ли мы ответ на вопрос, как мужик гуся делил? (Да.)

 Выборочное чтение. Прочитайте, как он это сделал?  

- За что барин одарил Степана? (За сообразительность,  оригинальность.)

- Что можно сказать о Степане?

На доске.

Степан

находчивый

смекалистый

хитрый

умный

сообразительный

- Как дальше будут развиваться события? (Предположения детей.)

(Степан будет помогать соседу делить гусей.)

  1. Чтение «вслух» по плану 2 части сказки.

- Давайте разделим при чтении текст на части по плану.

План.

1)В гостях у бедного крестьянина.

2)Гостинец барину.

  1.               ?

   

- Прочитайте 1 заголовок плана. О чём будет  1 часть?

- Давайте её отыщем. Начнём читать сказку и как только, по вашему мнению, часть закончится, поднимите сигнал.

Чтение «вслух» отрывка до предложения «Та и не стала долго стоять, живо приходить домой».

- Почему богатый крестьянин сам не пошёл к соседу, а отправил свою жену? (Он не хочет показаться заинтересованным, на Степана смотрит свысока.)

- Всё ли рассказала жена Степана? (Нет, она не рассказала, за что именно был щедро награждён Степан.)

-  Как вы думаете, как поступит богатый крестьянин?

( Пойдёт к помещику с подарком, понесёт много гусей.)

- Прочитайте название 2 части плана.

- О чём нужно прочитать?

- Покажите сигнал во время чтения, когда часть закончится.

Чтение «вслух» отрывка до предложения «Когда зашёл богатый мужик к помещику».

Ответы на вопросы:

- Как вы понимаете  «богатый мужик и его жена были очень завидливые? Карточка (завидливые). Как сейчас мы называем таких людей? (завистливые).

(Завидовали соседу.)

- Значит, они какие? (Жадные.)

-  Что же можно сказать про Евдокима?

На доске:

(Евдоким)  

жадный

завистливый

- Сколько гусей принёс Евдоким помещику?

(Пять гусей.)

- Почему не одного, а пять гусей?

(Хотел, чтобы барин его щедро наградил, больше соседа.)

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?

(Помещик попросит его разделить гусей на всех.)

- Как вы считаете, барин наградит богатого крестьянина?

 - Осталась ещё одна часть. Прочитаем её.

Чтение «вслух» последнего отрывка.

- Наградил ли барин богатого крестьянина?

(Нет, мы не узнали, он не разделил гусей.)                      

- Что можно сказать про Евдокима? (Дополним его характеристику.)

Евдоким

жадный

глуповатый

несообразительный

- Как можно озаглавить 3 часть плана? (Как разделить гусей?)

- Кто будет помогать делить гусей? (Степан.)

- Как вы считаете, справится ли Степан с заданием?

  1. Чтение «про себя» 3 части. Работа в парах.

1.- Прочитайте 3 часть сказки и подготовьте 1 вопрос по содержанию для своего соседа.

(Дети читают часть, задают вопросы друг другу.)

2. Проверка. (Учитель спрашивает у ученика: - Какой вопрос ты задала своему соседу? Как ты ответил?)

- Как мужик разделил 5 гусей?

(Отдал 1 гуся барину с женой – их стало трое.

Отдал 1 гуся их сыновьям – их стало трое.

Отдал 1 гуся дочкам барина – их стало двое.

Оставшихся 2 гусей взял себе – их стало трое.)

V. Работа с текстом после чтения. 

- Чем закончилась сказка?

(Барин щедро наградил Степана.)

- За что он его одарил?

( За ум, смекалку.)

Дополнительно:

- Прочитайте на доске высказывание  английского учёного XVΙ века Френсиса Бекона, который писал:

«Глупость одного человека – удача для другого».

- Согласны ли вы с этим высказыванием?  

- Кого в сказке можно назвать глуповатым? (Евдокима.)

- Почему? (не смог разделить гусей.)

- Кому сопутствовала удача? (Степану.)

- Почему?

(Барин его щедро наградил.)

- За что его наградил помещик? (За ум, сообразительность.)

- Можно ли сказать, что «глупость одного – удача для другого?»

- Народная сказка – источник мудрости. Чему учит нас эта сказка?

(Быть находчивыми, смекалистыми.)

- И тогда удача будет на вашей стороне.

 

VΙ. Итог урока. Рефлексия.

- Понравилась ли вам сказка? Кто из героев вам понравился? Почему? Что вызвало затруднение? У кого всё получилось?

VΙΙ. Домашнее задание.

-Перечитать сказку, подготовиться к чтению « по ролям».

Творческое задание. Подготовиться к инсценированию сказки.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению на тему:"Басня Л.Н.Толстого "Как мужик убрал камень"

Конспект урока составлен по учебнику Л.Ф. Климановой для 4 класса.Урок составлен в технологии деятельностного метода. На уроке предусматривается использование мультимедийной презентации....

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»...

«Как можно рассказать о мужике и медведе языком слов и мультипликации. Приёмы создания сказочного и анимационного образа»

На предлагаемом уроке ученики более подробно исследуют образы сказочных героев, созданных языком слов и анимации. Сравнивают два жанра: жанр словесного произведения и анимации. Данная работа поможет д...

Разработка урока по литературному чтению "Как мужик гусей делил"

Алгоритм урока соответствует требованиям здоровьясбережения детей....

Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)

Планы-конспекты к урокам по теме "Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей делил»)", 3 класс, "Школа-2100"...

Презентация к сказке Л.Н. Толстого "Как мужик гуся делил"

Презентация к речевой конференции по мотивам сказки Л.Н. Толстого "Как мужик гуся делил"...