урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Как мужик камень убрал" (басня). Сравнеие предложений инженеров и мужика. Отметить черты характера мужика: ум, хитрость, благородство,находчивость.Понять в чем заключается главная мысль басни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
566088.docx | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Школа№6
|
Конспект урока по литературному чтению
Тема: Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
Выполнила: учитель начальных классов
Вахтанина Наталья Николаевна
г Феодосия
2016г
УМК: Школа России
Класс: 4
Тема: Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
Цель: изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»; показать учащимся, что басня может быть в прозаической форме
Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль басни; что басни могут быть как в стихотворной, так и в прозаической форме
Понимать: особенности литературных жанров; роль выразительных средств языка с целью выявления отношения автора к своим героям и персонажам.
Применять: уметь отличать басню от других литературных жанров; определять мораль басни, аллегорию; уметь давать характеристику героям с опорой на слова басни.
Анализ: произведения Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»; пословицы с целью определения морали басни;
Синтез: творческое задание – сочинить басню
Оценка: собственно сочинённой басни, для дальнейшей учебной и речевой деятельности
Диагностические цели:
- Что смогут узнать дети?
Что такое аллегория. Узнают о том, что басни могут быть в прозаичной форме.
(этап анализа)
- Какие понятия дети освоят или будут продолжать осваивать на уроке?
Будут продолжать осваивать литературные жанры (этап подготовки к восприятию); представления об авторском отношении и способах его выражения в тексте.
- Чему научатся?
- научатся определять авторское отношение к персонажам и их поступкам;
- научатся отличать басню от других литературных жанров;
- научатся определять мораль и аллегорию в басне.
4. В какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения?
- ученики в конце урока (этап обобщения) смогут найти нужную пословицу и соотнести её с моралью басни
- дома учащиеся смогут сочинить басню
Оборудование:
Для учителя:
Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; аудиозапись басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень»
Для учащихся:
Учебник Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова «Литературное чтение»; тетрадь, дневник, пенал
Список использованной литературы
- С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению, 4 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 240 с.
- Т.В. Рыжкова Теоретические основы и технологии начального литературного образования. М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 416 с.
План урока
- Организационный этап
- Подготовка школьников к восприятию литературного произведения
- Первое восприятие
- Выявление специфики восприятия
- Постановка учебной задачи
- Этап перечитывания и анализа произведения
- Обобщение . Рефлексия
- Объяснение домашнего задания
Ход урока
- Организационный этап
Учитель: Итак, у нас урок чтения. Проверьте: у вас на парте должен быть учебник, тетрадь, дневник и пенал. Кто готов к уроку, может сесть.
- Подготовка школьников к восприятию литературного произведения
Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие литературные жанры мы изучали?
Учащиеся: Сказка, рассказ, стихотворение, басня.
Учитель: Что вы можете рассказать о данных жанрах?
Учитель ответы учащихся записывает на доске в виде схем.
Учащиеся: Сказка
литературная народная волшебные о животных бытовые
Рассказ
прозаическое произведение, в котором изображаются одно или несколько событий жизни героя. Предложения по цели высказывания - повествовательные.
Лирические стихотворения
выражаются чувства автора имеется ритм обычно стихи
небольшого размера.
Басня
В стихах ? герои имеет поучение (мораль) аллегория в басне высмеиваются
людские пороки
Учитель: К последней схеме мы вернёмся в конце урока.
- Первое восприятие
Учитель: Послушайте произведение.
Учащиеся прослушивают аудиозапись басни.
Учитель: Какие слова показались трудными?
Есть ли такие слова, которые непонятны?
Объясните значение слов:
Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта. Подле камня - возле.
Выдумка – вымысел, изобретение.
- Выявление специфики восприятия
Учитель: Понравилось ли вам произведение?
Учащиеся: да, интересный и в то же время очень простой способ предложил мужик.
Учитель: Кто герои (участники) произведения?
Учащиеся: Люди, имеющие техническое образование и простой мужик.
Учитель: К какому жанру вы бы отнесли данное произведение? Аргументируйте свой ответ.
Учащиеся: К рассказу, так как это прозаическое произведение. Предложения по цели высказывания – повествовательные. Наблюдается динамика происходящих событий.
Учащиеся: К басне, так как высмеиваются пороки людей. Имеется мораль. Но не понятно, почему она в прозаической форме, а не в стихотворной.
- Постановка учебной задачи
Учитель: является ли это произведение басней?
Чтобы доказать, что это произведение - басня, давайте сначала ответим на вопросы? Эти вопросы я вам предлагаю сформулировать самостоятельно и записать их.
- Этап перечитывания и анализа произведения
Учитель: Прочитайте произведение про себя. Запишите свои вопросы в тетрадку.
Проверка вопросов и выбор наиболее подходящих для ответа на главный вопрос урока…
Учитель: Где происходит действие?
Учащиеся: в городе, на площади
Учитель: Назовите участников?
Учащиеся: Инженеры и мужик
Учитель: Какая стояла задача перед инженерами?
Учащиеся: убрать с дороги камень
Учитель: Что предложил 1 инженер? Найдите и прочитайте в тексте.
Учитель: Что предложил 2 инженер? Найдите и прочитайте в тексте.
Учитель: Как бы вы охарактеризовали этих людей? Что их объединяет? Почему не пришлось воспользоваться помощью людей, имеющих хорошее образование, разбирающихся (на первый взгляд) в своём деле?
Учащиеся: ситуация конфликта, спор.
Учитель: Кто и как решил эту задачу?
Учащиеся: простой мужик
- Что помогло простому мужику решить данную проблему?
Учитель: За что ему дали еще 100 руб.?
Учащиеся: Потому что он проявил смекалку, предложил «умную выдумку».
Пословица: Голь на выдумки хитра. Значение пословицы: Пословица говорит о том, что человек находясь в состоянии острой нехватки чего-либо, становится изобретательным и способным обойтись малыми средствами для достижения поставленной цели.
Учитель: За какие деньги инженеры хотели убрать камень?
Учащиеся: за 6 тыс. и 8 тыс.
Учитель: Что вы можете сказать об инженерах? Какие они?
Учащиеся: Они жадные, набивают себе цену при помощи силы.
Учитель: Кто вызвал удивление инженеров?
Учащиеся: мужик
Учитель: Как вы его себе представляете? Какими чертами характера обладал мужик?
Учащиеся: простой, умный, сообразительный.
- Запишите характеристики персонажей в сравнительную таблицу. Подтвердите характеристики словами из текста.
Инженеры | Мужик | |
Общие характеристики | Поиск решения одного дела | |
отличия | Образованные «инженеры», не думают, набивают цену, богатые | Бедный, простой, умный, сообразительный, делает дело. |
Попробуйте составить антонимический ряд с опорой на характеристики героев.
Самоучка – получили образование, мыслящий – не думающие, одарённый – бездарные, бедный – богатый, умный – глупый, делает дело – набивают цену…
Учитель: Давайте вернёмся к главному вопросу урока. Является ли это произведение басней?
Учитывая такие разные характеристики, подумайте, что автор хочет показать читателю, чему научить своим произведением? К какому выводу Толстой приводит читателя? (Мораль)
Учащиеся: да, это произведение учит нас быть нежадными, сообразительным.
Учитель: А что такое мораль?
Учащиеся: Поучительный вывод, наставление, какие-то правила
Учитель: В чём заключается главная мысль – мораль басни Льва Николаевича?
Учащиеся: Важна не столько сила, сколько смекалка
Учитель: В баснях часто встречается аллегория. Что это такое?
Учащиеся: Аллегория - иносказание
Учитель: Верно, АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.
Учитель: Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой?
Учащиеся: инженеров для того чтобы показать силу и мужика - смекалку.
Учитель: В какой форме написано произведение?
Учащиеся: в прозаической
Учитель: Итак, какой мы можем сделать вывод?
Учащиеся:
- Произведение «Как мужик убрал камень» является басней, так как имеет аллегорию и мораль.
- Басня может быть в стихотворной и в прозаической форме.
- Обобщение
Учитель: какое слово нужно добавить в схему?
Учащиеся: в прозе
Басня
в стихах в прозе имеет поучение (мораль) аллегория в басне высмеиваются
людские пороки
Учитель: Запишите схему к себе в тетрадь.
Сейчас проявите смекалку и сообразительность.
На доске появляются пословицы.
Учитель: Выберите пословицу, которая больше всех подходит к нашей басне, и запишите её в тетрадь. Устно аргументируйте свой ответ.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом.
1. Мало что хотеть, надо знать да уметь.
2. Ленивые руки не родня умной голове.
3. Каков мастер, такова и работа.
4. Недаром говорится, что дело мастера боится.
5. Сила ломит всё, а ум силу.
6. Голь на выдумку хитра.
Учащиеся: Сила ломит всё, а ум силу.
Учитель: Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это называется моралью.
Объяснение домашнего задания
Учитель: Ваше домашнее задание:
- выразительно читать изученную басню
– сочинить свою басню, предварительно подобрав к ней пословицу.
- Организационный момент
Учитель: Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!
Итог урока
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....