Конспект урока с презентацией по литературному чтению "М. Твен "Приключения Тома Сойера"(отрывки) 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Зеленцова Елена Алексеевна

Познакомиться с творчеством Марка Твена, прочитать отрывки из произведения "Приключения Тома Сойера", обсудить поступки главных действующих лиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx21.95 КБ
Файл literaturnoe_chtenie.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 4 класс

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Цель:

- познакомиться с произведением Марка Твена, обсудить поступки главных  действующих  лиц.

Задачи:

  1. прививать интерес к зарубежной литературе,
  2. отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям,
  3. развивать память, речь, мышление, умение отвечать на вопросы.
  4. высказывать собственные суждения и давать им обоснование.

1.Организационный момент

- На прошлом уроке мы начали знакомство с произведениями зарубежных писателей о детях. Назовите автора. (Виктор Мари Гюго)

-Назовите произведение, с которым мы познакомились на прошлом уроке.

- Какое задание вы получили к уроку (познакомиться с произведение М. Твена « Том Сойер», подготовить краткую биографию писателя)

2.Проверка домашнего задания. Биография Марка Твена.

Марк Твен (Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс) – выдающийся американский писатель. Родился в городе Флориде штата Миссури 30 ноября 1835 года. Когда умер отец семейства, старший сын занялся изданием газеты и Сэмюэл вносил туда свой непосильный вклад.

 С началом Гражданской войны, юноша отправился работать лоцманов на пароходе. В июле 1861 года он уехал подальше от войны на запад, где в это время добывали серебро. Не найдя себя в карьере старателя, он вновь занялся журналистикой. Он устроился в одну газету в Вирджинии и начал писать под псевдонимом Марк Твен.

В 1865 году после распространения юмористической истории Марка Твена по всей стране, к нему пришел первый успех.

Наиболее популярные книги писателя – «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера».

- Марк Твен это его настоящее имя? (Псевдоним)

- А настоящее? (Сэмюэл Клеменс)

- Как называется произведение, которое вы читали дома? ("Приключения Тома Сойера")

- К какому жанру относится это произведение? (Роман отличается от повести объёмом, сложностью содержания и более широким захватом описываемых явлений)

Сообщение цели урока.

- Определите цель нашего урока (познакомиться с произведением Марка Твена, обсудить поступки главных действующих лиц,  сделать выводы)

- Для того, чтобы понять автора, его идею, мы должны выявить систему образов произведения. А что такое "идея"? (Главная мысль, то, ради чего автор изображает определённые события, создаёт образы.)

Словарная работа

Обетованная- желанная

Ярд- единица измерения расстояния (1 ярд-0,9 метров)

Фут- мера длины, равная 30 см 5 мм

Мулат- потомок от смешанных браков темнокожих и белых

Масса- молодой господин

Миссис- госпожа

Работа по учебнику.

- Кто в нашем тексте литературный герой - главное действующее лицо произведения? (Том Сойер)

- О каком событии идёт речь в данной главе? (Покраска забора)

- В какой день недели разворачивается событие? (Суббота)

- С чего начинает автор повествование в этой главе? (С описания пейзажа)

- Как вы думаете, почему?

- Найдите описание в тексте и прочитайте.

- Какие эпитеты использует автор?

- Какое настроение бывает у вас  от предстоящего выходного дня? (Радость)

- Вот и Том Сойер вышел на улицу с таким же настроением. И вдруг оно резко меняется. Прочитайте, как об этом говорит автор.

-Как вы думаете почему?

- Найдите в тексте предположения где Том понимает, что ему не справиться с поставленной задачей.

-Кто появляется вскоре во дворе? (Джим)

- Что предлагает Том Джиму?

- Как вы думаете, зачем Том предложил Джиму сходить за водой?

-Какое чувство вызывает у вас это предложение? (Смех)

- Почему сделка не состоялась?

- Какая новая мысль зарождается у Тома? (Мысль о подкупе)

- Почему  Джим в последнюю минуту отказывается от  предложения Тома?

Чтение по ролям

Диалог Тома и Джима

- Какая гениальная идея возникает у Тома?  Как автор это описывает?  Найдите и зачитайте в тексте.(Никто из мальчишек…..Вдохновение, гениальная мысль)

- Какой новый герой появляется вскоре. (Бен Роджерс).

- Чего боялся Том от Бена? (насмешек)

-Мог ли Том показать Бену как трудна его работа.

Чтение по ролям.

Диалог Тома и Бена

- В чём проявляется юмор писателя?

- Как Тому удалось трудную работу (покраску забора) превратить в интересную игру? Зачитайте.

- Что заработал за день Том Сойёр? Зачитайте.

Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию в учебнике. Соответствует ли она тому, как Твен рисует героев, обстановку?

- Насколько важный эпизод выбрал художник для иллюстрирования? Найдите в тексте отрывок к иллюстрации и прочитайте.

Характеристика главного героя.

- Кто же такой Том? Каким вы его себе представляете? (Том - фантазёр и мечтатель, у него горячее сердце, но ещё более пылкое воображение, он не может без игры)

- Какой великий закон человеческих поступков и действий открыл Том?

- Для кого была написана эта книга? Как об этом говорит сам автор? Прочитайте.

Итог урока.

- Недостойной, скучной и неинтересной жизни Марк Твен не принимал никогда - ни для себя, ни для своих героев. И поэтому никогда не станут скучными и неинтересными его книги.

- Мы не прощаемся с Марком Твеном. Впереди у нас знакомство с ещё одним замечательным произведением - "Приключения Гекльберри Финна".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приключения Тома Сойера » Марк Твен

Слайд 2

познакомиться с произведением Марка Твена, обсудить поступки главных действующих лиц. Цель урока :

Слайд 3

Марк Твен Сэ́мюэл Лэ́нгхорн Кле́менс 1835-1910

Слайд 4

Обетованная - Толковый словарик желанная

Слайд 5

Ярд - Фут - Толковый словарик единица измерения расстояния ( 1 ярд= 0,9 метров) мера длины, равная 30 см 5 мм 30 ярдов-27,4 метров 9 футов- 2,7 метров

Слайд 6

Мулат - Масса - Миссис - Толковый словарик потомок от смешанных браков темнокожих и белых молодой господин госпожа

Слайд 7

Том Сойер остроумный энергичный предприимчивый ? ? ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по литературному чтению во 2 классе на тему: Даниил Хармс. «Веселые чижи».

Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему:  Даниил Хармс. «Веселые чижи»....

Конспекты уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России.

Два конспекта уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России.

Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс Илья Муромец и Соловей-разбойник

Конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс Илья Муромец и Соловей-разбойник...

Конспект урока с презентацией по литературному чтению для 3 класса Тема: «А. Куприн. Слон.» Урок 2.

Цели: продолжить знакомство с рассказом А. Куприна «Слон», учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа. Задачи: Образовательные: 1. Учить пр...

Конспект урока и презентация по литературному чтению "Лев и собачка" 3 класс

Технологическая карта урока и презентация по литературному чтению 3 класс "Лев и собачка". К конспекту сделана презентация....

Урок литературного чтения "Приключения Тома Сойера" 4 класс

Тип урока:  изучение нового материала.Цель: ознакомить с жизнью и творчеством М. Твена; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, чтения по ролям, прививать интерес к зарубежно...