Урок обучения грамоте 1 класс "Звуки [б,б'], буквы Б,б."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Магомедова Людмила Абдулкадировна

Знакомство с согласными звуками и буквой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_b.doc733.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Цели урока (предметные):

       - знакомство со звуками [б], [б'] и буквой, которая их обозначает;

       - формирование навыка чтения слогов, слов, предложений;

       - развитие фонематического слуха;

       - обогащение словарного запаса детей;

       - развитие связной устной речи учащихся.

       Формирование универсальных  учебных  действий (УУД):

            Познавательные УУД:

         -формирование  умения  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

          умения на основе анализа объектов делать выводы; умения  обобщать и классифицировать по

           признакам; умения ориентироваться на развороте учебника; умения находить ответы на  

          вопросы в иллюстрации.

            Коммуникативные УУД:

        -формирование  умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в

         соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение  

         работать в паре.

           Регулятивные УУД:

        - формирование  умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной

          задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умения осуществлять

          познавательную и личностную рефлексию.

          Личностные УУД:

        -  формирование  мотивации к обучению , умения  выражать свои эмоции.

Оборудование: мультимедийный проектор, учебник «Азбука», карточки для индивидуальной

                              работы  учащихся, отрезки шерстяной пряжи длиной 50 см на каждого учащегося,

                           рисунок двух печатных букв Б б, карточки для работы в паре, рисунки листьев со

                           слогами, рисунки  солнышек  для этапа рефлексии.

        Ход урока:

     I. Орг. момент.

    Гулять сегодня некогда.

    Мы заняты другим.

    Пришли сегодня гости к нам,

    И мы их удивим.

    Наш весёлый 1 класс

    Вам покажет всё сейчас.

    То, чего достигли мы,

    Находясь ещё в пути.

    Я желаю вам сохранять хорошее настроение на протяжении всего урока. Пожелаем друг другу    удачи. (Ученики  хлопают друг друга по ладоням.)

     II. Актуализация знаний.

Самостоятельная работа по карточкам.

- У вас на столах лежат карточки с буквами. Слайд № 2

        К з М П С н рТ

        

      Нужно разделить буквы на две группы. На верхней строчке напечатайте буквы  глухих

      согласных звуков, на нижней  строчке – буквы звонких согласных  звуков.

- Проверим. Назовём правильно буквы звонких согласных звуков.

            - Назовём  правильно буквы глухих согласных звуков.

              - На какие группы ещё можно разделить эти буквы?

        - Что пишем с заглавной буквы?

        -Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки?

        - Какие называются гласными? Согласными?

-Оцените свою работу на волшебной линеечке:  все ли  буквы правильно разделены на группы.

(На линейке ребята ставят крестик на определённом уровне в зависимости от того, насколько верно выполнено задание).

       III. Сравнительный фонетический анализ слов.

- Рассмотрите рисунки. Найдите одинаковый звук в словах.  Слайд № 3.

- Как звучит барабан? ( Бум-бум)

- Как блеет баран? ( Бе-е)

      IV. Формулирование  учащимися темы урока.
            - Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

(Мы познакомимся со звуками [б] и [б’],  буквами, которые  их обозначают; будем читать слоги, слова и тексты с новыми буквами).

      V.  Решение учебной задачи.

        -Сегодня мы отправимся с вами на экскурсию в зоопарк.  Слайд № 4

1. - Кого же мы увидим первым?

                  - Вот так лошадка! –

                   Воскликнул Андрейка, -

                  Словно большая тетрадка в линейку!

     -Кого увидел мальчик? Слайд 5.

     - Произнесите слово. Сколько в нём слогов?

       Произнесите первый слог. Из чего он состоит?

       Произнесите второй слог. Из чего он состоит?

 - Произнесите первый слог и выделите голосом последний звук.

-  Произнесите звук [б]. Какой он, гласный или согласный? Почему?

 - [б] , твердый или мягкий?

- Положите руки на горлышко: какой ещё этот звук? Расскажите, что вы узнали о звуке [б].

2. - А вот к кормушке прилетели ГОЛУБИ. Только они растерялись – не знают, какая кормушка предназначена для них. Поможем им. Слайд №  6

    Произнесите слово. Сколько в нём слогов? Из чего состоят слоги?

- Назовите 3 слог. Что слышим вначале?

- Произнесите [б,]. Какой он, гласный или согласный? Почему?

- [б,], твердый или мягкий?

- Положите руки на горлышко: произнесите звук  [б,] . Какой звук, звонкий или глухой?

- Расскажите, что вы узнали о звуке [б,].

- Что общего в звуках [б] и [б']? (Эти звуки - согласные, звонкие).

- Чем отличаются эти звуки? (Звук [б] – твёрдый, а звук [б'] – мягкий)

- Какой буквой   можно обозначить эти звуки? (  буквой «б»).

3.  - Для обозначения звуков [б,] и [б] служит буква Б, б.  Слайд 7

- Если посмотреть вокруг, то многие предметы могут напоминать по своей форме букву Б.

- Послушаем стихи и узнаем на что похожа эта буква.  Слайд 8

V. Физминутка.  Слайды  9-19.

VI. Ознакомление с буквами Б,б. Чтение слогов, слов с буквой Б.

1.  Конструирование буквы «Б» из ниток.

Итак, мы попали в сектор Б. Поможем расставить указатели.

  - Возьмите ниточку и сконструируйте эту букву. Договоритесь в парах, кто будет делать заглавную, а кто строчную букву.

- А теперь пропишите букву в тетрадях. Слайд 21.

Домашнее задание.

Мини-проект «Спрячь букву «Б» в любой предмет» (по желанию).

2. - А вот и жители сектора Б. Прочитайте, кто здесь обитает? Слайд 22.

- У вас на столах лежат карточки с изображением этих животных. Вам предстоит работа в парах.

Проведите  дорожки: зеленые к животным, в названии которых встречается  звук ,] , а синие – со звука [б].

                                                         

- К каким животным можно попасть по зеленым дорожкам?

- Синие дорожки приведет нас к кому?

3.                     Букву новую узнали,
Образ мы её создали,
А теперь мы без тревоги

        Дружно прочитаем слоги.

 –Впереди пригорок – попробуем подняться. Слайд 23.

- Прочитайте слияния, в которых буква Б обозначает мягкий звук.

- Придумайте слова с любым слогом.

- Прочитайте, какие я придумала слова. Слайд 24-25.

 4. Разгадывание ребуса.   Слайд  26.

- Кто такая бабочка?

-А  какое  ещё  значение имеет это слово Бабочка?

Бабочка предлагает вам отдохнуть и сделать зарядку для глаз.

VII.Физминутка. Слайды 27-46.

VIII.  Закрепление. Чтение слов и предложений.

1.- Вот мы побывали в гостях у всех жителей зоопарка. Нам пора возвращаться в класс. Наш обратный путь лежит по аллее парка.  Слайд  47.

 -Взгляните, под ногами рассыпались ковром кленовые листья. А листья-то непростые, что-то на них написано. Прочитайте  только слоги  с новой буквой. ( Листья на доске.)

-На листьях зашифрованы какие-то слова: как мы можем их прочитать?

-Назовите лишнее слово. Почему?

- А вот и мимо нас бежит белочка.

Рассказ учителя о белке.  Слайд 48.

Белка обыкновенная это мелкий, красивый и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом. Летом основным  цветом  окраски является рыжий и его тона, зимой – серый и черный, иногда с коричневыми пятнышками. Брюшко всегда светлое или даже белое. Окрас меха зависитот среды обитания животного. Если белка проживает в лиственных лесах и городских парках, то у нее будет красно-бурый цвет, если же в хвойных, то там будут встречаться белки  черного или темно-бурого цвета. Так белка приспосабливается к окружающей среде. В темном хвойном лесу темно-коричневая белка менее заметна, а значит, более защищена от хищников и людей, чем огненно-рыжая, и наоборот. Свои убежища белка устраивает только на деревьях. В условия города белки могут селиться и в скворечниках. В лиственных лесах они преимущественно живут в дуплах, а  в хвойных лесах,   строят  гайны. Это гнёзда шарообразной формы из сухих веток. Через каждые 2-3 дня животные меняют убежища и перемещаются в другое. Меню белки достаточно богато: орехи, семена ягоды, травянистые растения, личинки насекомых и мелкие животных. Они с удовольствием поедают птенцов и яйца, разоряя, гнезда певчих птиц.

2.  Работа по учебнику. Стр. 97.

-Вот  мы и в классе.

- * Подчеркните слова с буквой б. Прочитайте текст.

- Где были дети?

-Какие деревья росли в лесу?

-Кого увидели в парке?

- Что вас удивило в тексте?

-Как можно назвать этот рассказ?        

IX. В резерв времени:

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 96  и скажите, фрагмент какой сказки изображен  на ней?

- Да. Это «Сказка о царе Салтане», написанная А.С. Пушкиным. Слайд 49.

- Прочитаем, что как описывает белку поэт. Чтение читающими детьми.

Работа над фразеологизмом. Слайд 50.

-Крутиться   как белка в колесе- пребывать в постоянных хлопотах, заботах, имея множество разных дел.

 X. Итог. Рефлексия.

-Наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итоги. Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?

-Удалось ли нам ее достичь? И чему мы научились?

-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?

- Если вы довольны своей работой, поднимите                               Слайд 51.

А кто не сохранил хорошее настроение, кому было трудно -

- Урок окончен! Спасибо за урок! Слайд 52.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».

Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...

Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100

Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...

урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.

Урок - путешествие .Знакомство  со  звуками  с,  сь  и  буквами  Сс.УМК  Перспективная  начальная  школа.К  уроку  прилагается  презент...

Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"

Цель урокаПознакомить со звуками [м  м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...

Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).

В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....

1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"

На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования  навыков техники письма,- отработки навыков письма  с изученными б...

Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."

Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....