Урок обучения грамоте 1 класс "Звуки [б,б'], буквы Б,б."
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цели урока (предметные):
- знакомство со звуками [б], [б'] и буквой, которая их обозначает;
- формирование навыка чтения слогов, слов, предложений;
- развитие фонематического слуха;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие связной устной речи учащихся.
Формирование универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:
-формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
умения на основе анализа объектов делать выводы; умения обобщать и классифицировать по
признакам; умения ориентироваться на развороте учебника; умения находить ответы на
вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
-формирование умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в
соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение
работать в паре.
Регулятивные УУД:
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей; прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умения осуществлять
познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
- формирование мотивации к обучению , умения выражать свои эмоции.
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник «Азбука», карточки для индивидуальной
работы учащихся, отрезки шерстяной пряжи длиной 50 см на каждого учащегося,
рисунок двух печатных букв Б б, карточки для работы в паре, рисунки листьев со
слогами, рисунки солнышек для этапа рефлексии.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Гулять сегодня некогда.
Мы заняты другим.
Пришли сегодня гости к нам,
И мы их удивим.
Наш весёлый 1 класс
Вам покажет всё сейчас.
То, чего достигли мы,
Находясь ещё в пути.
Я желаю вам сохранять хорошее настроение на протяжении всего урока. Пожелаем друг другу удачи. (Ученики хлопают друг друга по ладоням.)
II. Актуализация знаний.
Самостоятельная работа по карточкам.
- У вас на столах лежат карточки с буквами. Слайд № 2
К з М П С н рТ
Нужно разделить буквы на две группы. На верхней строчке напечатайте буквы глухих
согласных звуков, на нижней строчке – буквы звонких согласных звуков.
- Проверим. Назовём правильно буквы звонких согласных звуков.
- Назовём правильно буквы глухих согласных звуков.
- На какие группы ещё можно разделить эти буквы?
- Что пишем с заглавной буквы?
-Вспомните, на какие группы можно разделить все звуки?
- Какие называются гласными? Согласными?
-Оцените свою работу на волшебной линеечке: все ли буквы правильно разделены на группы.
(На линейке ребята ставят крестик на определённом уровне в зависимости от того, насколько верно выполнено задание).
III. Сравнительный фонетический анализ слов.
- Рассмотрите рисунки. Найдите одинаковый звук в словах. Слайд № 3.
- Как звучит барабан? ( Бум-бум)
- Как блеет баран? ( Бе-е)
IV. Формулирование учащимися темы урока.
- Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?
(Мы познакомимся со звуками [б] и [б’], буквами, которые их обозначают; будем читать слоги, слова и тексты с новыми буквами).
V. Решение учебной задачи.
-Сегодня мы отправимся с вами на экскурсию в зоопарк. Слайд № 4
1. - Кого же мы увидим первым?
- Вот так лошадка! –
Воскликнул Андрейка, -
Словно большая тетрадка в линейку!
-Кого увидел мальчик? Слайд 5.
- Произнесите слово. Сколько в нём слогов?
Произнесите первый слог. Из чего он состоит?
Произнесите второй слог. Из чего он состоит?
- Произнесите первый слог и выделите голосом последний звук.
- Произнесите звук [б]. Какой он, гласный или согласный? Почему?
- [б] , твердый или мягкий?
- Положите руки на горлышко: какой ещё этот звук? Расскажите, что вы узнали о звуке [б].
2. - А вот к кормушке прилетели ГОЛУБИ. Только они растерялись – не знают, какая кормушка предназначена для них. Поможем им. Слайд № 6
Произнесите слово. Сколько в нём слогов? Из чего состоят слоги?
- Назовите 3 слог. Что слышим вначале?
- Произнесите [б,]. Какой он, гласный или согласный? Почему?
- [б,], твердый или мягкий?
- Положите руки на горлышко: произнесите звук [б,] . Какой звук, звонкий или глухой?
- Расскажите, что вы узнали о звуке [б,].
- Что общего в звуках [б] и [б']? (Эти звуки - согласные, звонкие).
- Чем отличаются эти звуки? (Звук [б] – твёрдый, а звук [б'] – мягкий)
- Какой буквой можно обозначить эти звуки? ( буквой «б»).
3. - Для обозначения звуков [б,] и [б] служит буква Б, б. Слайд 7
- Если посмотреть вокруг, то многие предметы могут напоминать по своей форме букву Б.
- Послушаем стихи и узнаем на что похожа эта буква. Слайд 8
V. Физминутка. Слайды 9-19.
VI. Ознакомление с буквами Б,б. Чтение слогов, слов с буквой Б.
1. Конструирование буквы «Б» из ниток.
Итак, мы попали в сектор Б. Поможем расставить указатели.
- Возьмите ниточку и сконструируйте эту букву. Договоритесь в парах, кто будет делать заглавную, а кто строчную букву.
- А теперь пропишите букву в тетрадях. Слайд 21.
Домашнее задание.
Мини-проект «Спрячь букву «Б» в любой предмет» (по желанию).
2. - А вот и жители сектора Б. Прочитайте, кто здесь обитает? Слайд 22.
- У вас на столах лежат карточки с изображением этих животных. Вам предстоит работа в парах.
Проведите дорожки: зеленые к животным, в названии которых встречается звук [б,] , а синие – со звука [б].
- К каким животным можно попасть по зеленым дорожкам?
- Синие дорожки приведет нас к кому?
3. Букву новую узнали,
Образ мы её создали,
А теперь мы без тревоги
Дружно прочитаем слоги.
–Впереди пригорок – попробуем подняться. Слайд 23.
- Прочитайте слияния, в которых буква Б обозначает мягкий звук.
- Придумайте слова с любым слогом.
- Прочитайте, какие я придумала слова. Слайд 24-25.
4. Разгадывание ребуса. Слайд 26.
- Кто такая бабочка?
-А какое ещё значение имеет это слово Бабочка?
Бабочка предлагает вам отдохнуть и сделать зарядку для глаз.
VII.Физминутка. Слайды 27-46.
VIII. Закрепление. Чтение слов и предложений.
1.- Вот мы побывали в гостях у всех жителей зоопарка. Нам пора возвращаться в класс. Наш обратный путь лежит по аллее парка. Слайд 47.
-Взгляните, под ногами рассыпались ковром кленовые листья. А листья-то непростые, что-то на них написано. Прочитайте только слоги с новой буквой. ( Листья на доске.)
-На листьях зашифрованы какие-то слова: как мы можем их прочитать?
-Назовите лишнее слово. Почему?
- А вот и мимо нас бежит белочка.
Рассказ учителя о белке. Слайд 48.
Белка обыкновенная это мелкий, красивый и ловкий зверек с вытянутым телом и очень пушистым хвостом. Летом основным цветом окраски является рыжий и его тона, зимой – серый и черный, иногда с коричневыми пятнышками. Брюшко всегда светлое или даже белое. Окрас меха зависитот среды обитания животного. Если белка проживает в лиственных лесах и городских парках, то у нее будет красно-бурый цвет, если же в хвойных, то там будут встречаться белки черного или темно-бурого цвета. Так белка приспосабливается к окружающей среде. В темном хвойном лесу темно-коричневая белка менее заметна, а значит, более защищена от хищников и людей, чем огненно-рыжая, и наоборот. Свои убежища белка устраивает только на деревьях. В условия города белки могут селиться и в скворечниках. В лиственных лесах они преимущественно живут в дуплах, а в хвойных лесах, строят гайны. Это гнёзда шарообразной формы из сухих веток. Через каждые 2-3 дня животные меняют убежища и перемещаются в другое. Меню белки достаточно богато: орехи, семена ягоды, травянистые растения, личинки насекомых и мелкие животных. Они с удовольствием поедают птенцов и яйца, разоряя, гнезда певчих птиц.
2. Работа по учебнику. Стр. 97.
-Вот мы и в классе.
- * Подчеркните слова с буквой б. Прочитайте текст.
- Где были дети?
-Какие деревья росли в лесу?
-Кого увидели в парке?
- Что вас удивило в тексте?
-Как можно назвать этот рассказ?
IX. В резерв времени:
- Рассмотрите иллюстрацию на странице 96 и скажите, фрагмент какой сказки изображен на ней?
- Да. Это «Сказка о царе Салтане», написанная А.С. Пушкиным. Слайд 49.
- Прочитаем, что как описывает белку поэт. Чтение читающими детьми.
Работа над фразеологизмом. Слайд 50.
-Крутиться как белка в колесе- пребывать в постоянных хлопотах, заботах, имея множество разных дел.
X. Итог. Рефлексия.
-Наш урок подходит к концу. Давайте подведем его итоги. Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?
-Удалось ли нам ее достичь? И чему мы научились?
-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?
- Если вы довольны своей работой, поднимите Слайд 51.
А кто не сохранил хорошее настроение, кому было трудно -
- Урок окончен! Спасибо за урок! Слайд 52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте и письму. Тема: «Буквы П, п, обозначающие согласные звуки [п]. [п’]».
Конспект урока обучения грамоте и письму по программе "Школа России"...
Презентация к уроку обучения грамоте "Гласный звук [o], буква о". Школа 2100
Конспект урока для интерактивной доски Smart. Конспект составлен в соответствии с методическими рекомендациями для учителей О. В. Пронинрй, И. И. Кремлёвой...
урок обучения грамоте " Звуки с, сь. Буквы Сс.
Урок - путешествие .Знакомство со звуками с, сь и буквами Сс.УМК Перспективная начальная школа.К уроку прилагается презент...
Урок обучения грамоте "Знакомство с согласной буквой М м, звуками [м], [м,]. Письмо заглавной и строчной букв М м"
Цель урокаПознакомить со звуками [м м,], буквой М м. Научить писать заглавную и строчную букву М м.Основные понятия темыСтрочная буква, заглавная буква, гласный звук...
Урок обучения грамоте: « Звуки [ ф ], [ ф`], Буквы Ф, ф (урок – путешествие).
В ходе морского путешествия учащиеся знакомятся с новыми звуками и буквами. Разнообразные упражнения направлены на совершенствование чтения первоклассников....
1 класс Урок обучение грамоте по теме "Заглавная буква Ю. Написание заглавной буквы Ю. Упражнения в письме"
На данном уроке создаются условия для:- формирования понятия "Письмо заглавной буквы Ю", - совершенствования навыков техники письма,- отработки навыков письма с изученными б...
Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."
Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....