Урок обучения грамоте. 1 класс ОС-2100
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте .Урок 21.
Тема: гласный звук [ы], буква ы. Понятие о словах в единственном и множественном числе.
Цель: познакомить с гласным звуком [ы], буква ы, ввести понятие о словах в единственном и множественном числе.
Задачи:
– формирование умение выделять звук в слове и обозначать его буквой, умения составлять схемы слов на основе звуко-буквенного анализа;
- развитие фонематического слуха;
- приобщение детей к русской литературе.
Оборудование: карточки с печатными буквами, картинки, цветные карточки для составления схем слов.
Этапы урока | Ход урока |
Ι. Актуализация знаний | 1. Сказка «Обиженная буква» - В некотором царстве, в некотором государстве, название которого вы легко отгадаете. Состоит оно из 7 букв, 6 звуков, двух слогов, второй слог – ударный, пятый звук [а] , а 6 звук мягкий звонкий согласный… (Букварь), … Жили-были буквы. 2. Фонетическая разминка – Назовите все изученные буквы. (А, О, И, Г, П, Т, Р.) – Можно ли эти буквы разделить на группы? На какие? – Назовите только согласные звуки. – А теперь назовите только гласные звуки. - Жили буквы, не тужили. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания | - Но однажды случилось невероятное : горько разрыдалась одна буква. Ей стало так обидно? Почему? А все потому, что другие буквы не пускают ее на первое место в словах. Кто хочет узнать, что же это за буква? - Кто из вас уже сообразил, что нам надо сделать, чтобы узнать эту букву- незнакомку? План (примерный)
Знакомство с новым звуком. 1).Отгадайте загадки. У родителей и деток Под полом таится, Что любит мышка? Золотая голова Голова велика, (На доске вывешиваются картинки- отгадки.) 2)Работа со словами по рисункам. Составление схем. Выделение звука из слов. (У доски работают дети по желанию, а остальные печатают схемы слов по выбору в тетради) Проверка: – Сколько звуков в слове сыр? - Сколько гласных звуков? (Один: [ы].) – Сколько слогов? (Один.) – Обозначьте этот гласный звук на схеме. – Что можете рассказать о звуке [ы]? 3) Знакомство со звуком [ы] и буквой ы. – Найдите на доске букву, обозначающую звук [ы]. Звук [ы] обозначается буквой ы. Учитель показывает печатную букву. – Что напоминает эта буква? (Предположения детей.) Вот топор, полено рядом – Получилось то, что надо. Получилась буква Ы, Все мы знать её должны. (В. Степанов) Физкультминутка. Работа в тетради по печатанию – Давайте напечатаем эту букву: ы Делаем вывод: Буква ы – дает звук [ы] – он гласный, может быть ударным или безударным. Стр.54 – человечек. – Скажите, а где в слове может находиться звук [ы]? Давайте ещё раз более чётко произнесём эти слова, повторяя новый звук. (Произносим, повторяя несколько раз новый звук: РЫЫЫ-БЫЫЫ) Просмотр фильма о букве Ы. |
ΙΙΙ. Применение нового знания | 1. Работа в «Букваре» – Вот мы и познакомились с новой буквой. Как вы думаете, какая работа нас ждёт в дальнейшем? (Учим детей прогнозировать следующий этап знакомства с новыми звуками и буквой.) – Откройте учебники на с. 44. 1) Чтение слогов. а) – Какой столбик слогов мы ещё не читали? – Почему? – А теперь? (Если дети испытывают затруднение: Прочитайте слоги в третьем столбике.) б) – Я вам назову слог из третьего столбика, а вы договорите его до слова. в) – А теперь прочитайте первые слоги в первом, втором и третьем столбике. – Чем они отличаются? – Вторые слоги в первом, втором и третьем столбике. – Третьи. – Четвёртые. – Что заметили? – Как произносятся согласные звуки перед Ы? (Твёрдо.) – Какой точкой отметите согласные звуки в слогах? (Синей.) 2) Чтение пар слов. – Найдите столбики слов под кубиками. – Прочитайте первую пару слов. (Тропа – тропы.) – Что такое тропа? (Небольшая дорога.) – Чем отличаются слова в этой паре? (Тропа – одна, тропы – много.) – На какую букву оканчивается слово, обозначающее один предмет? (На букву А.) – А слово, обозначающее много предметов? (На букву Ы.) В порядке пропедевтики учитель может сказать, что первое слово обозначает один предмет, по-другому говорят, что оно стоит в единственном числе. Когда слово называет много предметов – оно стоит во множественном числе. После того как ученики прочитают все слова, составят с многозначным словом пороги предложения, надо сделать вывод: на конце слов во множественном числе может быть буква Ы или буква И.
Физкультминутка. 2. Игра «Найди пару: один – много». Учитель называет слово, ученики определяют число и называют пару. Например: лиса (лисы), парты (парта). Слова для игры: стол, книга, окно. – На какую ещё букву могут оканчиваться слова во множественном числе? 4. Работа в «Букваре» – Что мы уже учились сегодня читать и писать? (Буквы, слоги, слова.) – Что можно составить из слов? (Предложение.) Составление предложений по рисункам. – Найдите два кубика внизу с. 44 «Букваря». – Как одним словом можно подписать первый рисунок? (Тигр.) – Второй рисунок? (Тигры.) – Составьте предложение с первым словом. – Теперь со вторым словом. (Тигры выступают в цирке.) 5) Работа с текстом «Лесная хатка» Н. Сладкова. – Посмотрите на с. 45. Что мы там видим? (Текст.) А) Работа с текстом до чтения. – Рассмотрите иллюстрацию. – Кто нарисован? (Смотрите, какие у зверька мощный хвост и мощные лапы.) – Где живёт этот зверёк? (В воде.) – Как он передвигается? (Плавает.) – Прочитаем заглавие. – Что такое хатка? (Изба, дом.) – А где так называют дом? (Чаще на Украине.) – Странно, почему же тогда «Лесная хатка»? – Кто рассказал нам об этом зверьке? Прочитайте фамилию автора. – Как вы думаете, о чём этот текст? – Проверим? Б) Работа с текстом во время чтения. а) Чтение учителем с комментированием. – Я прочитаю, а вы послушайте, всё ли в тексте так, как нарисовал наш художник и как предполагали мы. Кто-то построил из брёвен хатку на берегу. (Догадались, почему «Лесная хатка»?) Щели, как и положено, мхом заткнул, глиной замазал. (А зачем в доме щели затыкать?) Хороша получилась хатка, только без окон и без дверей. (Как же в неё войти?) Любопытно, кто в такой странной хате живёт? (Правда, а кто?) Строили лесную хатку дровосеки-бобры. (Догадались, почему нет окон и дверей? Посмотрите на рисунок, это один из строителей.) «Рубили» деревья зубами, зубами же и «распиливали» на брёвнышки. Сучья и брёвна в кучу складывали, щели конопатили (то есть закрывали щели). И замазывали, чтобы не поддувало зимой, не морозило. (Вот, оказывается, зачем конопатили мхом, замазывали глиной.) А что в хате и ни окон, и ни дверей, так они и не нужны бобрам. Была бы дыра в полу: бултых в подполье-подводье – и на дне. А там с осени припасены сочные сучки и ветки – грызи на выбор. б) Выявление первичного восприятия. – Внимательно ли прочитал текст наш художник? (Есть несоответствие: на картинке – бобёр в воде.) – Правда ли, что бобрам не нужны окна и двери? – Почему слова «рубили», «распиливали» в кавычках? (Потому что пользовались не топором и пилой, а зубами.) – Где находят бобры корм зимой? в) Повторное чтение. Выборочное чтение. – Из чего же бобры строят хатку? Зачитайте. – Как выглядит хатка бобра? – Как автор называет героя текста? – Как строили бобры свой дом? Покажите, какие движения они делали. – Как попадает в свой домик бобёр? Какими словами называет автор вход в домик? – Как бобёр готовится к зиме? – Какой хитрец бобёр, вот как построил хатку. Это и защита от врагов. Так просто ничего не бывает: если нет окон, дверей – значит, в этом есть необходимость. Бобёр не может бороться с врагами на суше. Хорошо ему только в воде. Очень интересный зверёк. В) После чтения – Какие новые для себя слова вы встретили в тексте? – Что они означают? – Что вы узнали о жизни бобра? Бобры – очень интересные животные. Из-за их меха 30 лет назад численность бобров сократилась. Были созданы заповедники, где учёные-специалисты наблюдали за жизнью зверьков, делали всё, чтобы увеличить их численность, даже строили сами эти домики-хатки, а бобры их с удовольствием занимали. |
ΙV. Итог | – Какой же была тема сегодняшнего урока? – Что узнали нового? – Все ли пункты плана выполнили? – Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе? – Приведите примеры. – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Как бы оценили своё настроение после урока? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обучения грамоте в 1 классе по ОС "Школа 2100". Тема: "Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи".
Урок по курсу "Обучение грамоте" по теме "Звук [ж], буквы Ж, ж. Письмо слов с жи" был проведен в нетрадиционной форме: путешествие...
конспект урока обучения грамоте по теме: "Звуки [д], [д\'] и буква д". 1 класс. Образовательная система "Школа 2100"
Конспект урока обучения грамоте по программе "Школа 2100"....
Конспект урока обучения грамоте.(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш.
Урок в 1 классе по теме «Согласный звук [ш], буква ш» разработан в соответствии с требованиями ФГОС по программе «Школа 2100». Это урок «открытия» новых знаний. Он проведён по технологии проблем...
Разработка урока обучение грамоте 1 класс программа"Школа 2100"тема"Строчная гласная буква«я» и её звуки"
Конспект урока для 1 класса программа "Школа 2100" тема" Строчная гласная буква «я» и её звуки " к конспекту приложена презентация ...
К уроку обучения грамоте: "Упражнения в чтении и письме. Многоточие". (Урок 47) 1 класс Школа 2100
Презентация к уроку обучения грамоте. Можно использовать для интерактивной доски и мультимедиапроектора....
Разработка урока обучения грамоте с реализацией системно - деятельностного подхода по теме "Написание заглавной буквы З" 1 класс, программа 2100, презентация к уроку.
Отдельные части урока и презентации могут использоваться и в других УМК: это словарная работа, написание предложения по картинкам и работа с многозначными словами....
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе "Развитие умения выделять корень слова" (ОС "Школа 2100") с использованием технологии продуктивного обучения
Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Развитие умения выделять корень слова, наблюдение над написанием однокоренных слов" с использованием технологии продукт...