Конспект урока по литературному чтению. В. Драгунский "Девочка на шаре"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению. В. Драгунский "Девочка на шаре".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В. Драгунский "Девочка на шаре" | 35.56 КБ |
карточка | 11.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
- Воспитательные цели:
- Учить умению видеть в простом и обыденном что-то особенное.
- Постараться проникнуть в мысли рассказа и понять, что же хотел сказать автор своим рассказом.
- Образовательные цели:
- Учить глубокому прочтению прозаического произведения.
- Добиваться полноценного эстетического восприятия текста.
- Учить пониманию того, что не сказано словами, а выражено совокупностью художественных средств.
- Учить работать над художественными средствами передачи авторского отношения к герою, событиям.
- Развивающие цели:
- Развивать воссоздающее воображение и образное мышление учащихся, используя их представление о героях рассказа как о живых людях.
- Учить и развивать переход от анализа к синтезу, художественному целому.
- Развивать понимание характера человека, мотивов поступков, мыслей, чувств Дениса по внутренним проявлениям
- Развивать у учащихся умение понимать себя, свой мир, поступки.
- Введение в тему урока.
Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Сегодня на уроке много гостей. а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не покидало вас в течение всего урока.
Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
У. – Ребята, какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературного чтения?
(пытаемся понять, как на нас воздействует красота)
Над каким произведение работали?
Где происходят события, которые так потрясли главного героя?
Слайд 1
Здравствуйте, ребята! Этими словами вас всегда приветствуют в цирке перед началом представления его участники, приветствую вас и я. Вы, конечно, не раз бывали в цирке и любите искусство отважных, ловких и веселых. Цирк я тоже люблю.
Сегодня на уроке мы завершим работу над произведением В. Драгунского “Девочка на шаре”.
Вы многое узнали о цирке из рассказа, постарайтесь разгадать, о ком или о чем я прочитала в толковом словаре.
КРОССВОРД
Слайд 2
1.Человек, идущий по канату.
2.Человек, сохраняющий равновесие в трудных положениях тела, например, стоя на цилиндрах (мячах).
3. Фокусник, цирковой артист, который ловко подбрасывает и ловит на лету различные предметы.
4. Искусный гимнаст, исполнитель сложных гимнастических номеров в цирке.
Ученик читает из толкового словаря: “Цирк – буквально круг. Здание для цирковых представлений. С древности проводились на круглых аренах соревнования – гонки колесниц. В перерывах между гонками выступали акробаты, эквилибристы, комики, дрессировщики”.
Вместе с героями отправляемся в цирк.
Слайд 3
Учитель читает стихотворение
Что можно на свете красивым назвать?
Заснеженный город, иль водную гладь?
Морскую волну, или солнечный свет?
Прошу, помогите и дайте ответ.
На доске прикреплен ватман, на котором изображено небо. Учитель раздает детям звездочки из цветной бумаги.
- Напишите на своих звездочках слово или словосочетание, обозначающее для вас красоту.
После этого дети выходят к доске, читают свое слово и прикрепляют свою звездочку на небо.
Учитель делает вывод: не может быть одного мнения. Для каждого человека красота имеет разные проявления.
3.Сообщение темы урока.
Слайд 4
- Тема нашего урока «Красота меняет человека», продолжим работу над произведением В.Драгунского «Девочка на шаре».
На уроке мы будем учиться работать с текстом, будем учиться красиво и правильно говорить, будем учиться рассуждать о прочитанном.
4. Беседа о творчестве В.Драгунского, работа с литературными терминами.
- К какому литературному жанру относится это произведение? (рассказ)
- Какие бывают рассказы? (научные и художественные)
- Какой это рассказ? (художественный)
- Докажите, что художественный. ( есть сюжет и художественный вымысел)
- Смешные или грустные рассказы пишет Драгунский?
- А этот рассказ? (смешной и немножко грустный)
- Кто главный герой рассказа «Девочка на шаре? ( Денис Кораблев)
- Почему во всех рассказах В.Драгунского главный герой Денис Кораблев?
- Вы уже знаете некоторые факты из биографии писателя. Сегодня вы узнаете новые.
Слайд 5
Знаете ли вы, что В.Драгунский по профессии был актером? Когда окончилась Великая Отечественная война, он к удивлению всех друзей, ушел из театра и стал работать Рыжим клоуном на манеже Московского цирка. Он очень любил детей. Он говорил: « Ни одного дня без работы для детей, ни одного ребенка без радости…»
- Поэтому, наверно, не случайно появился такой рассказ, как «Девочка на шаре».
5. Работа над произведением
(Беседа – размышление.)
“Художник- автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель”, - говорил С.Я. Маршак.
Итак, вернемся к нашему рассказу.
- Какие картины предстали перед вами, когда вы читали произведение Виктора Драгунского “Девочка на шаре” (перечисляют: “Я увидел…”, “Я представил…”,)
- Какие звуки услышали? (стр. 141 – оркестр, барабаны, трубы; крики, шум, хохот, звон колокольчиков, стук, рычание, хлопанье.) Отвечают: “Я услышал…”
- Какие запахи? (особенные) - Как об этом говорит автор?
- Какие своеобразные воспоминания остались у Дениски после первого посещения цирка? Почему?
- Каким мы видим Дениску? (радостным, счастливым, самокритичным)
Найдите и прочитайте, (выборочное чтение)
девочки:
1) Что понравилось мальчику, когда он пришел в цирк во второй раз? (стр.141 – начало части 2)
мальчики:
2) Какой эпизод показался вам наиболее смешным? (стр.141 – “и вдруг жонглер…”)
- Чем так поразила Дениску эквилибристка – девочка на шаре? (“…он никогда не видел таких маленьких и красивых девочек, … и это было как в сказке…”)
- Кто желает творчески пересказать отрывок о выступлении девочки? (до слов “…не видел ничего такого подобного”)
- Почему Дениска уже ни на что не хотел смотреть? (он хотел сохранить в памяти образ девочки, лучше ее запомнить)
- Зачитайте, как пишет об этом автор. Кто желает прочитать?
- Как поступил Дениска, когда объявили антракт? Найдите ответ в тексте.
- О чем он думал после представления, когда шел домой?
- Папа спросил сына про цирк. Что ответил мальчик на вопрос отца? Найдите это место в тексте. Прочитайте диалог без слов автора.
Учитель: И Денис стал ждать…
- Какие слова, выражения использует автор, чтобы передать чувство ожидания мальчика? (Не длинная неделя, а длиннющая; повторение союза “и”; выражение “каждый день думал”).
- Осуществилась ли мечта Дениса? Найдите ответ на вопрос.
6. Физминутка
Мы осанку исправляем,
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз,
Улыбайся и садись.
7. Работа над произведением
- Увидел ли Денис девочку на шаре во второй раз?
- О чем он подумал, когда ее выступление не было объявлено? Зачитайте этот отрывок.
- Почему на самом деле не состоялось выступление Танечки Воронцовой? Давайте прочитаем по ролям.
- В какой момент вам стало грустно?
- Почему, несмотря на то, что папе было интересно в цирке, он выполнил Денискину просьбу уйти домой?
(Высказывания детей: “Я думаю… Я предполагаю… Я считаю”)
- Как вы объясните: почему Денис действовал так, а не иначе?
(Учитель зачитывает отрывок.)
- Почему у Дениса возникли именно такие мысли, а не другие?
Наводящий вопрос: - Что скрыто за этими словами героя? (тоска, печаль, желание увидеть Таню)
- Что предложил папа сыну по пути из цирка домой? Зачем?
(Высказывания детей: “Хотел поддержать сына. Увести от грустных мыслей. Поднять настроение. Порадовать.”)
- Прочитайте строчки из текста, доказывающие, что отец понимает сына, а Дениска чувствует поддержку отца и очень благодарен ему за это. Давайте прочитаем хором.
- Как вы думаете, почему же у папы было очень серьезное и грустное лицо? (переживал, волновался, поддерживал сына, сострадал, сопереживал)
8.Сравнительный анализ отрывков.
Слайд 6
Душевное состояние и настроение папы в цирке и после посещения цирка | Душевное состояние и настроение Дениски в цирке и после посещения цирка |
1.Не мешай, пожалуйста. Это очень интересно! Самое то! 2.Он был весёлый и довольный. 3.Пошли, Дениска! Сейчас будут львы! Косматые, рыжие – ужас! Бежим смотреть. 4.Папа молчал. Ему видно было не до меня. 5.Зайдём в кафе»Мороженое». Смутузим по две порции, а? 6.Он прибавил шагу и крепко сжал мою руку. Он шёл очень быстро. У него было очень серьёзное и грустное лицо. | 1.Да ну. Это ерунда на постном масле! Это не то. 2.Папа, пойдём скорей узнаем, где же девочка на шаре! 3.Пойдём домой, папа. 4.Владивосток- это на самом конце карты. Туда, если поездом, целый месяц проедешь… 5.Не хочется что-то, папа. 6.Он шёл очень быстро, и я еле-еле поспевал за ним. Почему он не разговаривал со мной? |
- Мы видим, как автор постоянно противопоставляет нам состояние и поведение Дениски и папы. С противопоставлением мы уже знакомы – это антонимы. Но здесь противопоставляются не слова, а целые предложения и фразы. Такой приём называется антитеза. Запишите в тетрадь.
Слайд 7
Антитеза – художественный приём противопоставления.
- Каким вы видите автора произведения? (добрым, сочувствующим, переживающим, понимающим)
- Как он относится к своим героям? (сопереживает вместе с ними, страдает)
- Разделяете ли вы его отношение?
- Как вы понимаете слова: “Счастье – это когда тебя понимают…”
- А как вы понимаете своих родителей, а они – вас? Расскажите, какие у вас взаимоотношения в семье с родителями?
- Какое желание возникло у вас после прочтения рассказа “Девочка на шаре”? (дописать, продолжить, желание стать эквилибристом, жонглером)
- Пофантазируйте. Каким вы представляете себе будущее героев? Как, по вашему мнению, сложится их судьба?
- Не напомнило ли вам это произведение что-либо из вашей собственной жизни?
- Расскажите, а если бы вам пришлось оказаться в подобной ситуации, как бы вы чувствовали себя, как бы действовали?
9. Закрепление. Проверка знаний
- А теперь давайте проверим, как внимательно вы читали рассказ? Работа в группах.
1 группа
1. По сколько порций мороженого предложил съесть папа Дениске? (по 2)
2. Над чем ужасно расхохотался Дениска, когда был в цирке в первый раз? (Когда один акробат полез на голову другому…)
3. В кого попал Мишка мячиком? (В дирижера).
4. Куда уехала Танечка Воронцова вместе с родителями? (Во Владивосток).
5.Что не понравилось Денису во время выступления львов? (“И мне не понравилось, что укротитель все время таскал их за хвосты, как будто это были не львы, а дохлые кошки”.)
6. Какого цвета было платье у Тани Воронцовой? (серебристого)
7. На каком ряду сидели папа и Денис, когда пришли в цирк? (на 2-м)
2 группа
Озаглавливание частей рассказа.
Цитатный план.
- В этот раз все увижу, как следует.
- Все так хохотали, что чуть не умерли.
- Я таких девочек никогда не видел.
- Пойдем в следующее воскресенье в цирк!
- Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.
- Пойдем домой, папа.
- Почему он не разговаривал со мной?
3 группа
Составить свой план рассказа
4 группа
Восстановить последовательность предложенных отрывков по плану.
10. Работа с картинами.
Слайд 8
Самое время сходить в картинную галерею и посмотреть картину испанского художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре».
а) Рассмотрите картину. Кто эти люди, юноша и девочка?
(Видимо, гимнасты цирка.)
б) Как их изображает художник, какой прием лежит в основе изображения?
(Прием контраста – мощный юноша и хрупкая, тоненькая девочка.)
в) Что делают юноша и девочка?
(Возможно репетируют цирковой номер. )
в) Как можно назвать изображаемый момент из жизни артистов? Здесь возможны аплодисменты?
( Это рабочий, будничный момент из жизни артистов)
г) Где находятся артисты?
(Это артисты бродячего цирка, которые переезжают с места на место и репетируют они за городом.)
д) Что вы скажете про цветовую гамму картины? Сравните с цветовой гаммой картин К.Малевича «Сенокос», М.Шагала «Автопортрет с семью пальцами».
(Цвета блеклые, неяркие. Цвета: серо-голубые, серовато-черные, желтовато-розовый, сиреневые.)
е) Почему именно такую гамму использует художник?
( Это рабочие будни, триумф и успех впереди. Здесь только рождается цирковой номер.)
ж) Эти два человека работают на арене вместе или в отдельных цирковых номерах? Можно ли утверждать, что между юношей и девочкой полное взаимопонимание?
( Девочка тренируется не просто на глазах у юноши, а совсем рядом. Она готова выслушать его советы. Юноша смотрит на девочку серьезно, по-доброму. Выражение его лица создают впечатление силы, уверенности, готовности прийти на помощь, надежности. Здесь царит взаимопонимание, а это большое счастье.)
з) Неужели Пикассо читал Драгунского?
Обратимся за консультацией к автору учебника. Найдем ее в разделе Музей.
(зачитывают текст на стр. 174)
Слайд 9
и) Перед вами еще одна картина.
Портрет Сарры Фермор художника Ивана Вишнякова находится в Санкт-Петербурге, в Государственном Русском музее.
- Рассмотрите картину.
-Как вы думаете, маленькая графиня Сарра Фермор изображена на портрете торжественно, парадно или обыденно, по-домашнему?
-Что помогло вам догадаться?
(Одежда – нарядное расшитое платье взрослой дамы,
Поза – стоит во весь рост, позирует художнику.
Жесты – в одной руке держит веер, изящно вывернув кисть, другой рукой придерживает складки платья.
Прическа – парик напудренный, который надевали только на выход.
Фон – тяжелая драпировка ткани слева, колонна справа – обязательные атрибуты парадного портрета.)
-Сарре нравиться изображать взрослую девочку?
- Рассмотрите внимательно выражение лица девочки.
(Взгляд – серьезный и задумчивый, она вовсе не глупая кокетка.
Девочка с упоением играет роль взрослой.)
11. Рассуждения о красоте.
-Почему обе эти картины украшают главу «Красота спасет мир»?
Если бы Денис Кораблев увидел девочку не во время выступления, а рядом с собой, в качестве зрителя, она бы произвела на него такое же впечатление?
Обобщение: Нет! Гармония красоты и волшебной силы искусства произвели такое впечатление на Дениску.
- Вы согласны со мной, красота бывает разной: есть внешняя красота, а есть внутренняя?
- В чем красота картины Пабло Пикассо?
Обобщение ответов: Я здесь вижу внутреннюю красоту. Гармонию, которая держится на двух таких разных фигурах – хрупкой гимнастки и сильного атлета.
Гармония взаимоотношения, взаимопонимания
- В чем красота Сары Фермор?
Обобщение ответов: Гармония внешней красоты и богатого внутреннего мира.
- Вы верите, что красота растворена в окружающем нас мире, нужно только уметь ее замечать?
(приведите примеры)
Обобщение ответов детей: Огромное количество людей смотрят на одно и то же, а видят разное.
Надо учиться видеть красоту в окружающем нас мире, ценить эту красоту и самим стараться быть красивыми и внешне и внутренне.
12.Подведение итогов урока.
Каждому ребенку выдается звезда из цветной бумаги. На ней ученик пишет предложение о том, как на нас может воздействовать красота. Каждый ученик выходит к доске, читает свое предложение и прикрепляет звезду на небо. Таким образом к концу урока на доске появляются звезды, которые зажгли дети.
придумать продолжение рассказа, что может произойти через несколько лет; выразительное чтение по ролям.
14. Итог урока
- Итак, о чем же хотел рассказать автор в этом грустном и серьезном рассказе? (О взаимоотношениях отца и сына, о взаимопонимании, о глубине чувств ребенка, о необходимости учиться понимать друг друга).
- Поделитесь своими мыслями и чувствами об этом рассказе.
Самооценка
Слайд 10
Домашнее задание15. Пересказ от имени главного героя.
- Представьте, что Денис – это вы. Расскажите от имени главного героя, как побывали в цирке Денис с папой. Вспомните, какое состояние души было у Дениса, настроение, какие он чувства испытывал? Постарайтесь передать это в своем рассказе.
Творческая работа.
- Какое чувство возникло у вас к папе Дениски и к самому Денису?
- Попробуем выразить это чувство в творческой работе.
- Послушайте задание: Нарисовать светлое, доброе чувство любви родителей к детям, мальчика к девочке.
- Как по-вашему, что такое взаимопонимание между родителями и детьми?
Предварительный просмотр:
Цитатный план.
1.Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.
2.Пойдем в следующее воскресенье в цирк!
3.В этот раз все увижу, как следует.
4.Почему он не разговаривал со мной?
5.Заиграла музыка, и все кинулись рассаживаться.
6.Я таких девочек никогда не видел.
7.Пойдем домой, папа.
Цитатный план.
1. В этот раз все увижу, как следует.
2. Все так хохотали, что чуть не умерли.
3. Я таких девочек никогда не видел.
4. Пойдем в следующее воскресенье в цирк!
5. Посмотрим, что он запоет, когда увидит девочку на шаре.
6. Пойдем домой, папа.
7. Почему он не разговаривал со мной?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"
Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...
Конспект урока по литературному чтению А.В. Жигулин. « О,Родина! В неярком блеске...»(4 класс,литературное чтение)
Конспект урока по литературному чтегнию для 4 класса...
Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».
Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...