Программа кружка "Час чтения"
календарно-тематическое планирование по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа кружка "Час чтения" для начальной школы. Содержит пояснительную записку и тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_chas_chteniya.docx | 100.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:
заседание МО заседание МС директор школы
___ _ __ 2016г. ____ _____2016г. ________ И.Н. Савельева
Протокол №1 Протокол №1 ___ ______ 2016г.
Председатель : Н.А. Андрусевич Председатель:
____________________ _____________________
Рабочая программа кружка
«Час чтения»
1- 4 класс
Программу составила Иванова Фаина Владимировна
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Час чтения» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.). В авторскую программу внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «В мире книг», автор Ефросинина Л.А.) внесены изменения в календарно-тематическое планирование, включены произведения из перечня «100 книг» по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению" (Письмо Минобрнауки России № НТ-41/08 от 16.01.2013 г),
Программа «Час чтения» реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.,
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение, создаются условия условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «Час чтения» рассчитана на 4 года обучения, для обучающихся 7-10 лет. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Программа «Час чтения» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 час в неделю во внеурочное время
1. Результаты освоения курса «Час чтения»
Результаты освоения курса «Час чтения» соответствуют требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
По итогам освоения программы выпускник научится:
- находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
- определять тему и главную мысль текста;
- делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;
- понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
- понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
- понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
- работать с несколькими источниками информации;
- сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом:преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
- пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
- соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
- формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;
- сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
- составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
- делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
- высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
- оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
- участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
- сопоставлять различные точки зрения;
- соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
- в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
.
Предметные результаты:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
- уметь воспринимать и понимать прочитанный текст;
- учить отвечать на вопросы по содержанию;
Регулятивные универсальные учебные действия:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные универсальные учебные действия::
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
- составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
- пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
- развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
Коммуникативные универсальные учебные действия::
- участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
- находить книгу в открытом библиотечном фонде;
- выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
- сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
- формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;
- характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;
- сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
- слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
- овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
- систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
2. Содержание курса «Час чтения»
Русские народные сказки ,Н Носов. Мишкина каша.Живая шляпа. Приключения Незнайки.,Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Трое из Простоквашино.,А. Волков . Волшебник Изумрудного города.,В. Губарев.Королевство кривых зеркал.,В. Драгунский. Денискины рассказы.,А. Гайдар Чук и Гек. Тимур и его команда.,А. Старостин. Куликовская битва.,Алексин А.Г. В стране вечных каникул.,К. Булычев Приключения Алисы.,Олеша Ю.К. Три толстяка.,Рыбаков А Котик. Бронзовая птица.Выстрел.,Ишимова А.О. История России в рассказах для детей., Паустовский К. Золотой линь (рассказы). Мещерская сторона , художественная литература краеведческой направленности (Саамские сказки., Сказки народов Севера, стихи Г. Васильева)
№ | Содержание | Формы организации | Вид деятельности |
1 | Народный фольклор. Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Саамские сказки. «Чахкли»«Семилетний стрелок из лука» Летописи. Рукописные книги.Былины и сказы о защитниках Отечества Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | Экскурсия в школьную библиотеку. Правила поведения в библиотеке, урок-КВН, подготовка устных журналов; урок-сказка с использованием инсценировки, творческая работа «Сочини загадку, литературные игры | работа в группах; характеристика книги; определение темы и жанра; выбор книги на заданную тему; |
2 | Книги о Родине и родной природе (Паустовский К., Житков Б.С. Виталий Бианки М. Пришвин Листопадничек,А. Старостин.Д. Мамин-Сибиряк,Н.Сладков Как медвежонок сам себя напугал,В. Сутеев Палочка – выручалочка, Мешок яблок; Е.Чарушин.Волчишко, Кошка Маруська., Е.Пермяк. Пичугин мост.П.П. Бажов.Уральские сказы | Урок-конкурс, урок-викторина,урок-КВН по прочитанным произведениям; участие в конкурсах чтецов прозы и стихов; | работа в группах; самостоятельная работа с книгой; устный отзыв; классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру; характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;создание иллюстраций, плакатов;самостоятельное чтение; беседа и рассуждение по прочитанному произведению; слушание,чтение и рассматривание книги; |
3 | О наших сверстниках ННосов.Мишкина каша; Николай Носов. Живая шляпа. Огурцы; М. Пришвин. Ребята и утята; Толстой Л.Н. Рассказы для детей. В. Осеева. Волшебное слово. Почему? Синие листья. Сыновья.Динка; Е.Пермяк. Два рассказа; В. Драгунский. Денискины рассказы; Михалков С.В. Всё начинается с детства; А. Гайдар.Чук и Гек. Тимур и его команда; Рыбаков А. Котик, Бронзовая птица, Выстрел; Зощенко М.М. Рассказы для детей; Э.Успенский. Над нашей квартирой;.В.Галявкин. Тетрадки под дождем;Е.Велтисов. Мальчик из чемодана; | Урок-КВН по прочитанным произведениям; урок-викторина; театрализации; занятие-интервью; урок-проект; диспут; беседа-дискуссия; литературная игра; | Смысловое чтение; осмысление цели чтения; выбор вида чтения в зависимости от цели; оформление книжек-малышек с мини-сочинениями; подготовка устных журналов; создание схемы (модели) отношений героев; составление вопросов по произведению; |
4 | Родная литература А. Барто .Игрушки; К.ЧуковскийБармалей; С. Маршак. Усатый полосатый. Детки в клетке; В. Волков. Волшебник Изумрудного города; А.Губарев Королевство кривых зеркал; Прокофьева С. Приключения жёлтого чемоданчика; Е. Пермяк. Бумажный змей. Пропавшие нитки и другие сказки;А. Приставкин. Портрет отца;Э. Успенский.Трое из Простоквашино.Чебурашка, Крокодил Гена и его друзья; Алексин А.Г. В стране вечных каникул; К. Булычев. Приключения Алисы; Носов Н.Н. Приключения Незнайки; Олеша Ю.К. Три толстяка; Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино; С. Баруздин. Как Алёше учиться надоело; Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени; Гераскина Л. В стране невыученных уроков; Н.Шер. Рассказы о русских писателях;Стихи Р. Рождественского; | Урок-КВН по прочитанным произведениям; урок-викторина; урок-сказка с использованием инсценировки; час «тихого чтения»; устный журнал; диспут; литературная игра; конкурс чтецов; | Смысловое чтение ;выбор вида чтения в зависимости от цели;различие видов текста; выбор текста, соответствующий поставленной учебной задаче;монологические высказывания; анализ произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных); подготовка устных журналов; подготовка материала для классной газеты; самостоятельная работа с книгой; семейное чтение; самостоятельное чтение; |
5 | Зарубежная литература Марк Твен. Принц и нищий; Перро Ш. Волшебные сказки. Мальчик с пальчик; Эрих Распе.Самый правдивый человек на земле, Приключения барона Мюнхгаузена; Эрнст Теодор Гофман. Щелкунчик и Мышиный король; Ж. Верн Таинственный остров; Р. Киплинг Рики-Тики-Тави, Кошка, которая гуляла сама по себе;С. Лагерлёф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями;А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше; Ганс Христиан Андерсен. Сказки. | Урок-КВН по прочитанным произведениям; урок-викторина; урок-сказка с использованием инсценировки; конкурс-кроссворд; семейное чтение; литературный ринг; час тихого чтения; | смысловое чтение; творческая работа; аннотация на книгу; составление «сказочного словаря»;монологические высказывания; семейное чтение; самостоятельная работа с книгой; подготовка материала для классной газеты; |
6 | Моя книжная полка Художественные книги. Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Элементы книги. Книга-произведение и книга-сборник. Книги-сборники. Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Художники-оформители. Любимая книга. | Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов; выставка книг «По страницам любимых книг»;мини-проекты; работа в группах;рукописная книга; творческий урок; библиотечный урок;презентация любимой книги; конкурс-кроссворд; | Анализ собственной работы; составление устных монологических высказываний;сравнение иллюстраций с содержанием текста; подготовка устных журналов;материалов для классной газеты; практическая работа со справочной литературой; |
Формы проведения мероприятий:
- урок-сказка с использованием инсценировки
- театрализации;
- урок-конкурс
- урок-викторина
- урок-КВН по прочитанным произведениям;
- проведение народных праздников, посиделок, народных забав.
- библиотечный урок
- проект, мини-проект
- литературная игра
- игра-драматизация
- читательская конференция
- занятие-диспут
- литературный ринг
- устный журнал
- литературная гостиная
Деятельность учащихся:
- чтение – рассматривание книг
- чтение вслух
- рассказывание
- проектная деятельность.
- составление кроссвордов и викторин по прочитанным произведениям;
- моделирование обложки книги;
- участие в конкурсах чтецов прозы и стихов;
- подготовка устных журналов;
- создание иллюстраций, плакатов;
- оформление книжек-малышек с мини-сочинениями;
- разучивание повторяющихся четверостиший.
- парад домашних творческих достижений
- час тихого чтения
3. Тематическое планирование
№ | Разделы | 1 кл | 2 кл | 3 кл | 4 кл | Всего |
1 | Народный фольклор | 5 | 4 | 5 | 3 | 17 |
2 | Книги о Родине и родной природе | 9 | 8 | 7 | 4 | 28 |
3 | О наших сверстниках | 6 | 6 | 6 | 5 | 23 |
4 | Родная литература | 6 | 4 | 5 | 10 | 25 |
5 | Зарубежная литература | 1 | 3 | 6 | 5 | 15 |
6 | Моя книжная полка | 6 | 9 | 5 | 7 | 27 |
Всего | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
Тематическое планирование 1 класс
Тема | Содержание | Количество часов |
1.Народный фольклор | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Докучные сказки. Сказка про сороку и рака. (1) | 5 |
«Ни окошек, ни дверей». Загадки (1) Творческая работа «Сочини загадку». | ||
Экскурсия в библиотеку (1) | ||
Русские народные сказки* Урок-сказка с использованием инсценировки (1) | ||
Саамские сказки.Литературные игры (1) | ||
2.Книги о Родине и родной природе | Стихи о родной природе. Конкурс чтецов. (2) | 9 |
М. Пришвин. Ёж. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (2) | ||
Н.Сладков. Как медвежонок сам себя напугал. Викторина. (2) | ||
В.В.Бианки. Плавунчик. Самостоятельное чтение. (2) | ||
В.В.Бианки. Кто чем поёт? Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (2) | ||
В. Сутеев. Мешок яблок. Самостоятельное чтение. (2) | ||
В. Сутеев. Палочка – выручалочка.Беседа и рассуждение по прочитанному (2) | ||
Е.Чарушин. Волчишко. Самостоятельное чтение (2) | ||
Стихи о Родине. Конкурс (2) | ||
3.О наших сверстниках | В. Осеева. Синие листья. Схема (модель) отношений героев (3) | 6 |
Михалков С.В. «Всё начинается с детства» Беседа-дискуссия (3) | ||
Толстой Л.Н. Рассказы для детей. Самостоятельная работа с книгой.(3) | ||
С. Баруздин. Как Алёше учиться надоело. Схема (модель) отношений героев (3) | ||
Е.Пермяк. Два рассказа. Схема (модель) отношений героев (3) | ||
Э.Успенский. Над нашей квартирой. (3)Разучивание повторяющихся четверостиший. | ||
4. Родная литература | А. Барто. Игрушки. Разучивание четверостиший. (4) | 6 |
С.Маршак. Усатый полосатый. Творческая работа.(4) | ||
К.Чуковский. Бармалей. Викторина. (4) | ||
С. Маршак. Детки в клетке. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (4) | ||
Носов Н.Н. Приключения Незнайки. Самостоятельная работа с книгой (4) | ||
Носов Н.Н. Приключения Незнайки. Семейное чтение. (4) | ||
5. Зарубежная литература | Ш. Перро. Мальчик с пальчик. Самостоятельная работа с книгой(5) | 1 |
6. Моя книжная полка | Парад домашних творческих достижений «В стране Вообразилии» (6) | 6 |
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.(6) | ||
Художники-оформители. Практическая работа в библиотеке.(6) | ||
Любимая книга.Создание иллюстраций. (6) | ||
Книжная полка. Библиотечный урок. (6) | ||
Выставка книг «По страницам любимых книг» (6) |
Тематическое планирование 2 класс
Тема | Содержание | Количество часов |
1.Народный фольклор | Урок-викторина. Роль книги в жизни человека. (1) | 4 |
Народный фольклор. Книги-сборники. Библиотечный урок (1) | ||
Русские народные сказки.Инсценировка одной из сказок. (1) | ||
Саамские сказки. Литературные игры (1) | ||
2.Книги о Родине и родной природе | М. Пришвин. Листопадничек. Мини – проект «Осень в моём городе» (2) | 8 |
Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Беседа и рассуждение по прочитанному. (2) | ||
А. Приставкин. Портрет отца. Самостоятельное чтение. (2) | ||
Стихи о родной природе. Конкурс чтецов. (2) | ||
Литературная игра. В.В.Бианки. Кто чем поёт? (2) | ||
Е.Пермяк. Пичугин мост.Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах» (2) | ||
Софья Могилевская. Сказка о громком барабане. Составление устных иллюстраций к произведению. (2) | ||
Беседа-дискуссия. Е.Чарушин. Кошка Маруська.(2) | ||
3.О наших сверстниках | В. Осеева. Волшебное слово.Схема (модель) отношений героев (3) | 6 |
А. Гайдар. Чук и Гек. Подготовка устных журналов. (3) | ||
Э.Успенский. Чебурашка. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (3) | ||
Урок-викторина. Алексин А.Г. В стране вечных каникул (3) | ||
Н.Носов. Огурцы. Беседа-дискуссия. (3) | ||
Зощенко М.М. Рассказы для детей Подготовка устных журналов. (3) | ||
4. Родная литература | Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Урок-КВН.(4) | 4 |
Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино. Урок-викторина. (4) | ||
Е. Пермяк. Бумажный змей. Рассуждение по прочитанному. (4) | ||
С. Маршак. Детки в клетке. Урок-викторина. (4) | ||
5. Зарубежная литература | Андерсен Г.Х. Пастушка и трубочист. Самостоятельное чтение. (5) | 3 |
Р. Киплинг. Рики-Тики-Тави. Семейное чтение. (5) | ||
Перро Ш. Волшебные сказки. Самостоятельное чтение. (5) | ||
6. Моя книжная полка | Книги-сборники. Смысловое чтение. (6) | 9 |
Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля. Библиотечный урок (6) | ||
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. (6) | ||
Творческая работа. Очерк о любимой книге. (6) | ||
Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Библиотечный урок (6) | ||
Учебная книга и её справочный аппарат. Практическая работа.(6) | ||
Конкурс «Пословицы о книге и учении». (6) | ||
Выставка книг «По страницам любимых книг» (6) | ||
Презентация любимой книги. (6) |
Тематическое планирование 3 класс
Тема | Содержание | Количество часов |
1.Народный фольклор | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. Творческая работа (1) | 5 |
Книги-сборники. Жанры фольклора. Работа в группах. (1) | ||
Русские народные сказки. Инсценировка. (1) | ||
Мифы и легенды. Моделирование обложки книги. (1) | ||
Сказки северных народов. Урок-викторина. (1) | ||
2.Книги о Родине и родной природе | А. Старостин. Куликовская битва. Викторина. (2) | 7 |
Б.Житков. Мангуста. Викторина (2) | ||
Конкурс чтецов « Родная природа» (2) | ||
Виталий Бианки. Путешествие по страницам книг. (2) | ||
Е. Пермяк.Пропавшие нитки и другие сказки. Создание иллюстраций.(2) | ||
Паустовский К. Рассуждение по прочитанным произведениям.(2) | ||
Е.Чарушин. Почему Тюпу прозвали Тюпой. Создание иллюстраций, (2) | ||
3.О наших сверстниках | Н. Носов о детях. Создание схемы (модели) отношений героев (3) | 6 |
Рыбаков А. Кортик. Самостоятельное чтение. (3) | ||
М.Зощенко. Глупая история. Диспут. (3) | ||
Гайдар А.П. Тимур и его команда. Самостоятельная работа с книгой. (3) | ||
Зощенко М.М. Рассказы для детей. Викторина. (3) | ||
Н.Носов Витя Малеев в школе и дома. КВН (3) | ||
4. Родная литература | Гераскина Л. В стране невыученных уроков. Семейное чтение.(4) | 5 |
Э. Успенский. Трое из Простоквашино. Урок-викторина. (4) | ||
В. Волков. Волшебник Изумрудного города. Смысловое чтение. (4) | ||
Конкурс чтецов. Стихи Г. Васильева. (4) | ||
А. Погорельский. Чёрная курица. Самостоятельная работа с книгой. (4) | ||
5. Зарубежная литература | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Семейное чтение. (5) | 6 |
Час тихого чтения. Перро Ш. Волшебные сказки. (5) | ||
Ганс Христиан Андерсен. Сказки. Урок-викторина. (5) | ||
А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше. Самостоятельное чтение.(5) | ||
Литературный ринг. А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше. (5) | ||
Р.Распе Самый правдивый человек на земле. Составление «сказочного словаря».(5) | ||
6. Моя книжная полка | Библиотечный урок «Хвала книге». (6) | 5 |
Детские энциклопедии о растениях, животных.Библиотечный урок. (6) | ||
Практическая работа со справочной литературой. (6) | ||
Любимая сказка. Урок-сказка с использованием инсценировки. (6) | ||
Проверка читательских умений.(6) |
Тематическое планирование 4 класс
Тема | Содержание | Количество часов |
1.Народный фольклор | Былины и сказы о защитниках Отечества. Конференция. (1) | 3 |
Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.(1) | ||
Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. Библиотечный урок. (1) | ||
2.Книги о Родине и родной природе | П. Бажов. Огневушка-поскакушка. Проект по сказке Бажова (2) | 4 |
Конкурс чтецов « Родная природа» (2) | ||
П.П. Бажов. Уральские сказы. Конкурс – кроссворд (2) | ||
К. Паустовский. Далекие годы. Проект на тему «Мир приключений».(2) | ||
3.О наших сверстниках | Рыбаков А. Бронзовая птица. Семейное чтение. (3) | 5 |
Рыбаков А. Выстрел. Самостоятельная работа с книгой. (3) | ||
В.Галявкин. Тетрадки под дождем. Составление вопросов по произведению.(3) | ||
Е.Велтисов. Мальчик из чемодана.Занятие-интервью.( 3) | ||
В.А. Осеева. Динка. Литературная игра по произведениям о долге и храбрости(3) | ||
4. Родная литература | Волков А.М. Огненный бог Марранов. Литературная игра(4) | 10 |
И. Тургенев. Капля жизни. Диспут. (4) | ||
Стихи Р. Рождественского. Конкурс. (4) | ||
Н.Шер. Рассказы о русских писателях. Устный журнал. (4) | ||
Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени. Час «тихого чтения» (4) | ||
Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени. Урок-диспут.(4) | ||
Прокофьева С. Приключения жёлтого чемоданчика. Семейное чтение.(4) | ||
А. Губарев. Королевство кривых зеркал. Устный журнал. (4) | ||
Олеша Ю.К. Три толстяка Анализ произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (4) | ||
Олеша Ю.К. Три толстяка. Определение темы и жанра книги.(4) | ||
5. Зарубежная литература | Эрих Распе. Приключения барона Мюнхгаузена. Урок-КВН. (5) | 5 |
Р. Киплинг. Кошка, которая гуляла сама по себе. Выбор вида чтения в зависимости от цели.(5) | ||
Эрнст Теодор Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король» Смысловое чтение. (5) | ||
Марк Твен. Принц и нищий. Монологические высказывания.(5) | ||
Эрнст Теодор Гофман. Щелкунчик и Мышиный король. Семейное чтение. (5) | ||
6. Моя книжная полка | Словари и энциклопедии. Библиотечный урок. (6) | 7 |
Детские энциклопедии о географии, истории. Библиотечный урок (6) | ||
Классификация книг по авторской принадлежности, теме, жанру. Библиотечный урок. (6) | ||
Книга-произведение и книга-сборник. Литературная игра «Почемучка» (6) | ||
Выбор книги на заданную тему. Библиотечный урок. (6) | ||
Любимая книга. Подготовка материала для классной газеты. (6) | ||
Проверка читательских умений .Урок-КВН по прочитанным произведениям. (6) |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ | Содержание | Дата | Примечание |
1 | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. Докучные сказки. Сказка про сороку и рака. (1) | ||
2 | «Ни окошек, ни дверей». Загадки (1) Творческая работа «Сочини загадку». | ИКТ | |
3 | Экскурсия в библиотеку (1) | ||
4 | Русские народные сказки* Урок-сказка с использованием инсценировки (1) | ТСО | |
5 | Саамские сказки. Литературные игры (1) | ||
6 | А. Барто. Игрушки. Разучивание четверостиший. (4) | ||
7 | С.Маршак. Усатый полосатый. Творческая работа.(4) | ||
8 | К.Чуковский. Бармалей. Викторина. (4) | ||
9 | В. Осеева. Синие листья. Схема (модель) отношений героев (3) | ИКТ | |
10 | Стихи о родной природе. Конкурс чтецов. (2) | ||
11 | Михалков С.В. «Всё начинается с детства» Беседа-дискуссия (3) | ||
12 | М. Пришвин. Ёж. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (2) | ТСО | |
13 | Толстой Л.Н. Рассказы для детей. Самостоятельная работа с книгой.(3) | ||
14 | С. Маршак. Детки в клетке. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (4) | ТСО | |
15 | Н. Сладков. Как медвежонок сам себя напугал. Викторина. (2) | ||
16 | Ш. Перро. Мальчик с пальчик. Самостоятельная работа с книгой(5) | ИКТ | |
17 | Носов Н.Н. Приключения Незнайки. Самостоятельная работа с книгой (4) | ||
18 | Носов Н.Н. Приключения Незнайки. Семейное чтение. (4) | ТСО | |
19 | С. Баруздин. Как Алёше учиться надоело. Схема (модель) отношений героев (3) | ||
20 | В.В.Бианки. Плавунчик. Самостоятельное чтение. (2) | ||
21 | В.В.Бианки. Кто чем поёт? Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (2) | ||
22 | Е.Пермяк. Два рассказа. Схема (модель) отношений героев (3) | ||
23 | Э.Успенский. Над нашей квартирой. (3)Разучивание повторяющихся четверостиший. | ||
24 | Парад домашних творческих достижений «В стране Вообразилии» (6) | ТСО | |
25 | Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке.(6) | ||
26 | Художники-оформители. Практическая работа в библиотеке.(6) | ИКТ | |
27 | Любимая книга.Создание иллюстраций. (6) | ТСО | |
28 | В. Сутеев. Мешок яблок. Самостоятельное чтение. (2) | ||
29 | В. Сутеев. Палочка – выручалочка.Беседа и рассуждение по прочитанному (2) | ||
30 | Е.Чарушин .Волчишко.Самостоятельное чтение (2) | ||
31 | Стихи о Родине. Конкурс (2) | ТСО | |
32 | Книжная полка. Библиотечный урок. (6) | ||
33 | Выставка книг «По страницам любимых книг» (6) |
2 класс
№ | Содержание | Дата | Примечание |
1 | Урок-викторина. Роль книги в жизни человека. (1) | ИКТ | |
2 | Народный фольклор. Книги-сборники. Библиотечный урок (1) | ||
3 | Русские народные сказки.Инсценировка одной из сказок. (1) | ||
4 | В. Осеева. Волшебное слово.Схема (модель) отношений героев (3) | ||
5 | М. Пришвин. Листопадничек. Мини – проект « Осень в моём городе» (2) | ТСО | |
6 | Саамские сказки. Литературные игры (1) | ||
7 | Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Урок-КВН.(4) | ||
8 | Ишимова А.О. История России в рассказах для детей. Беседа и рассуждение по прочитанному. (2) | ||
9 | А. Приставкин. Портрет отца. Самостоятельное чтение. (2) | ||
10 | А. Гайдар. Чук и Гек. Подготовка устных журналов. (3) | ИКТ | |
11 | Стихи о родной природе. Конкурс чтецов. (2) | ||
12 | Толстой А.Н. Золотой ключик, или приключения Буратино. Урок-викторина. (4) | ТСО | |
13 | Книги- сборники. Смысловое чтение. (6) | ||
14 | Э.Успенский. Чебурашка. Сравнение иллюстраций с содержанием текста. (3) | ||
15 | Урок-викторина. Алексин А.Г. В стране вечных каникул (3) | ИКТ | |
16 | Литературная игра. В.В.Бианки. Кто чем поёт? (2) | ||
17 | Е.Пермяк. Пичугин мост. Разгадывание кроссворда « О героях храбрецах» (2) | ТСО | |
18 | Работа с толковыми словарями Ожегова, Даля. Библиотечный урок (6) | ||
19 | Н.Носов. Огурцы. Беседа-дискуссия. (3) | ||
20 | Софья Могилевская. Сказка о громком барабане. Составление устных иллюстраций к произведению. (2) | ||
21 | Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке. (6) | ||
22 | Творческая работа. Очерк о любимой книге. (6) | ИКТ | |
23 | Е. Пермяк. Бумажный змей. Рассуждение по прочитанному. (4) | ||
24 | Андерсен Г.Х. Пастушка и трубочист. Самостоятельное чтение. (5) | ||
25 | Беседа-дискуссия. Е.Чарушин. Кошка Маруська.(2) | ТСО | |
26 | Большеформатная книга в типовом оформлении (книга-произведение). Библиотечный урок (6) | ||
27 | Учебная книга и её справочный аппарат. Практическая работа.(6) | ||
28 | Р. Киплинг. Рики-Тики-Тави. Семейное чтение. (5) | ||
29 | Перро Ш. Волшебные сказки. Самостоятельное чтение. (5) | ||
30 | Зощенко М.М. Рассказы для детей Подготовка устных журналов. (3) | ИКТ | |
31 | С. Маршак. Детки в клетке. Урок-викторина. (4) | ||
32 | Конкурс «Пословицы о книге и учении». (6) | ||
33 | Выставка книг «По страницам любимых книг» (6) | ||
34 | Презентация любимой книги. (6) |
3 класс
№ | Содержание | Дата | Примеча ние |
1 | История создания книги. Первая печатная книга на Руси. Творческая работа (1) | ИКТ | |
2 | Книги-сборники. Жанры фольклора. Работа в группах. (1) | ||
3 | Русские народные сказки. Инсценировка. (1) | ТСО | |
4 | Н. Носов о детях. Создание схемы (модели) отношений героев (3) | ||
5 | Рыбаков А. Кортик. Самостоятельное чтение. (3) | ||
6 | Гераскина Л. В стране невыученных уроков. Семейное чтение.(4) | ||
7 | А. Старостин. Куликовская битва. Викторина. (2) | ИКТ | |
8 | Э. Успенский. Трое из Простоквашино. Урок-викторина. (4) | ||
9 | Библиотечный урок «Хвала книге». (6) | ||
10 | Б.Житков. Мангуста. Викторина (2) | ТСО | |
11 | М.Зощенко. Глупая история. Диспут. (3) | ||
12 | Конкурс чтецов « Родная природа» (2) | ||
13 | С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Семейное чтение. (5) | ИКТ | |
14 | В. Волков. Волшебник Изумрудного города. Смысловое чтение. (4) | ||
15 | Гайдар А.П. Тимур и его команда. Самостоятельная работа с книгой. (3) | ||
16 | Виталий Бианки. Путешествие по страницам книг. (2) | ТСО | |
17 | Зощенко М.М. Рассказы для детей. Викторина. (3) | ||
18 | Час тихого чтения. Перро Ш. Волшебные сказки. (5) | ||
19 | Е. Пермяк. Пропавшие нитки и другие сказки. Создание иллюстраций.(2) | ТСО | |
20 | Мифы и легенды. Моделирование обложки книги. (1) | ИКТ | |
21 | Н.Носов. Витя Малеев в школе и дома. КВН (3) | ||
22 | Конкурс чтецов. Стихи Г. Васильева. (4) | ||
23 | Ганс Христиан Андерсен. Сказки. Урок-викторина. (5) | ИКТ | |
24 | А. Погорельский. Чёрная курица. Самостоятельная работа с книгой. (4) | ||
25 | А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше. Самостоятельное чтение.(5) | ||
26 | Литературный ринг. А. Линдгрен. Три повести о Малыше и Карлсоне, который живёт на крыше. (5) | ||
27 | Паустовский К. Рассуждение по прочитанным произведениям.(2) | ||
28 | Сказки северных народов. Урок-викторина. (1) | ТСО | |
29 | Е.Чарушин. Почему Тюпу прозвали Тюпой. Создание иллюстраций, (2) | ||
30 | Детские энциклопедии о растениях, животных.Библиотечный урок. (6) | ИКТ | |
31 | Практическая работа со справочной литературой. (6) | ||
32 | Р.Распе Самый правдивый человек на земле. Составление «сказочного словаря».(5) | ||
33 | Любимая сказка. Урок-сказка с использованием инсценировки. (6) | ТСО | |
34 | Проверка читательских умений.(6) |
4 класс
№ | Содержание | дата | примечание |
1 | Былины и сказы о защитниках Отечества. Конференция. (1) | ИКТ | |
2 | Исторические (фольклорные) корни литературных произведений на примере летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.(1) | ||
3 | Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. Библиотечный урок. (1) | ||
4 | П. Бажов. Огневушка-поскакушка. Проект по сказке Бажова (2) | ТСО | |
5 | Волков А.М. Огненный бог Марранов. Литературная игра(4) | ||
6 | И. Тургенев. Капля жизни. Диспут. (4) | ||
7 | Стихи Р. Рождественского. Конкурс. (4) | ||
8 | Рыбаков А. Бронзовая птица. Семейное чтение. (3) | ||
9 | Рыбаков А. Выстрел. Самостоятельная работа с книгой. (3) | ||
10 | Конкурс чтецов « Родная природа» (2) | ||
11 | Словари и энциклопедии. Библиотечный урок. (6) | ||
12 | П.П. Бажов. Уральские сказы. Конкурс – кроссворд (2) | ИКТ | |
13 | Детские энциклопедии о географии, истории. Библиотечный урок (6) | ||
14 | Н.Шер. Рассказы о русских писателях. Устный журнал. (4) | ||
15 | Эрих Распе. Приключения барона Мюнхгаузена. Урок-КВН. (5) | ||
16 | Р. Киплинг. Кошка, которая гуляла сама по себе. Выбор вида чтения в зависимости от цели.(5) | ||
17 | Эрнст Теодор Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король» Смысловое чтение. (5) | ИКТ | |
18 | Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени. Час «тихого чтения» (4) | ||
19 | Шварц Е.Л. Сказка о потерянном времени. Урок-диспут.(4) | ТСО | |
20 | Прокофьева С. Приключения жёлтого чемоданчика. Семейное чтение.(4) | ||
21 | А.Губарев. Королевство кривых зеркал. Устный журнал. (4) | ||
22 | Олеша Ю.К. Три толстяка Анализ произведения с целью выделения признаков (существенных, несущественных) (4) | ИКТ | |
23 | Олеша Ю.К. Три толстяка. Определение темы и жанра книги.(4) | ||
24 | Марк Твен. Принц и нищий. Монологические высказывания.(5) | ||
25 | Эрнст Теодор Гофман. Щелкунчик и Мышиный король. Семейное чтение. (5) | ||
26 | Классификация книг по авторской принадлежности, теме, жанру. Библиотечный урок. (6) | ||
27 | В.Галявкин. Тетрадки под дождем. Составление вопросов по произведению.(3) | ТСО | |
28 | К. Паустовский. Далекие годы. Проект на тему «Мир приключений».(2) | ИКТ | |
29 | Е. Велтисов. Мальчик из чемодана. Занятие-интервью. ( 3) | ||
30 | В.А. Осеева. Динка. Литературная игра по произведениям о долге и храбрости(3) | ТСО | |
31 | Книга-произведение и книга-сборник. Литературная игра «Почемучка» (6) | ||
32 | Выбор книги на заданную тему. Библиотечный урок. (6) | ||
33 | Любимая книга. Подготовка материала для классной газеты. (6) | ||
34 | Проверка читательских умений .Урок-КВН по прочитанным произведениям. (6) |
Список произведений из «100книг»
- Русские народные сказки
- Н Носов Мишкина каша.Живая шляпа. Приключения Незнайки
- Эдуард Успенский. Крокодил Гена и его друзья. Трое из Простоквашино
- А. Волков . Волшебник Изумрудного города
- В. Губарев.Королевство кривых зеркал
- В. Драгунский. Денискины рассказы
- А. Гайдар Чук и Гек. Тимур и его команда
- А. Старостин. Куликовская битва
- Алекси н А.Г. В стране вечных каникул
- К. Булычев Приключения Алисы
- Олеша Ю.К. Три толстяка»
- Рыбаков А Котик. Бронзовая птица. Выстрел
- Ишимова А.О. История России в рассказах для детей
- Паустовский К. Золотой линь (рассказы). Мещерская сторона
- Р.Рождественский. Стихи.
Список литературы
- Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
- Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
- Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав.ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская энциклопедия»
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2011. - 168с.
- Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
- Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
- Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под.ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
- Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
- Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.
Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Творческие задания по литературному чтению для самостоятельной работы по основным разделам программы "Литературное чтение" 1 класс УМК "Школа России".
Задания по основным разделам программы "Литературное чтение" УМК "Школа России" 1 класс помогут разнообразить работу на уроке. Представлены задания для развития грамотного чтения: ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...