В.А. Сухомлинский "Трудно быть человеком"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Якобчук Лилия Владимировна

Урок внеклассного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. В. Сухомлинский. ”Трудно быть человеком”.

Цели урока: расширять и закреплять знания детей о творчестве гениального педагога В.А. Сухомлинского. Формировать нравственные качества учащихся. Совершенствовать навыки осознанного чтения; умения анализировать события; учить выражать своё отношение к героям произведений; учить работать в группах.

Развивать критическое мышление, связную речь, словарный запас, творческий подход к поставленным задачам.

Воспитывать интерес к книге, нравственные качества: доброту, благодарность.

Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, иллюстрации к рассказам и сказкам В. Сухомлинского, карточки с номером  и частью текста (у каждого ученика), пословицы на карточках, выставка книг писателя, ассоциативный куст, сенкан.

Тип урока: урок внеклассного чтения

Методы, приёмы, формы работы:

  • технология работы в группах;
  • презентации прочитанных рассказов;
  • предвидение текста по названию и опорным словам;
  • метод ”Джигсоу”;
  • «Мозговой штурм»
  • Методика «Синквейн»

Ход урока

  1. Организация класса.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Друг на друга посмотрите,         

На меня теперь взгляните.

Потихонечку садитесь

На уроке не ленитесь.

  1. Сообщение темы и задач урока

- Дети, посмотрите на доску и прочитайте пословицы

От добра добра не ищут.

Добра желаешь, добро и делай!

Жизнь дана на добрые дела.

- Какой темой объединены эти пословицы?

Тема нашего урока тесно связана с этим словом, прочитайте её.

  1.  Актуализация опорных знаний.
  1. Беседа. Биография В.А. Сухомлинского.
  • Кто на портрете?
  • Кто это такой?
  • Что знаем из биографии? (ответы детей)
  • Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 года в селе Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области в селе селянина – бедняка.  
  • Отец его, Александр Емельянович, был столяром. Семья имела небольшой участок земли и занималась сельским хозяйством. Он принадлежал к образованным и уважаемым людям села.  Делал заметки в районную газету и преподавал трудовое обучение в сельской школе.
  • Мама, Оксана Авдеевна,  работала в колхозе.
  • В 1933 году Василий окончил семилетнюю школу. Одноклассники вспоминали, что у Василия был чудесный характер. Он был энергичным, жизнерадостным мальчиком.
  • Всех учил ”Устные задания можно выполнять пока идёте домой. Идёте вместе и вспоминаете, что рассказывал учитель на уроке”.
  • Учился в Кременчугском пединституте на факультете языка и литературы, но вынужден был бросить учёбу в связи с болезнью. Позднее он работал учителем украинского языка и литературы в 5–7 классах и продолжал заочно учиться. После окончания института  работал учителем украинского и русского языка и завучем.

2. Рассказ учителя

  • Послушайте, ребята, ещё сведения  из жизни Сухомлинского.

В 1941 году, когда началась война, Василий Александрович был направлен на фронт. Но воевал недолго. В 1942 году его ранили. После 5 месячного лечения он был отправлен домой и работал в родном селе. Там он работал руководителем отдела образования. С 1945 года начал писать свои первые статьи, рассказы, сказки для детей. В 1948 году стал директором Павлышской средней школы. Учитель не представлял ни одного дня без своих любимых учеников и готовый был отдать им своё сердце. Поэтому одну из своих книг назвал ”Сердце отдаю детям”. (Демонстрация книги). 2 сентября 1970 года Василия Александровича не стало. Перестало биться сердце выдающегося педагога. Он после себя оставил большую  и светлую память. Посмотрите на нашу выставку книг В. Сухомлинского. В его сочинениях преобладает доброта, так как сам был добрым человеком, и хотел, чтобы вы, дети, выросли добрыми, чуткими, трудолюбивыми, чтобы любили отца и маму, свой отчий дом и нашу большую Родину.

  1. Проверка домашнего задания.

Есть выражение: ”Скажи мне, с кем ты дружишь, и я скажу тебе, кто ты”. С таким же правом можно сказать: ”Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты”. Человек любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён умными, добрыми и верными друзьями.

  • Как вы думаете, что это за друзья? Правильно друзья эти – книги. Огромный и поучительный мир врывается к нам со страниц любимых книг.
  • Сегодня на урок мы готовили рассказы и сказки В.А. Сухомлинского.
  • Как вы думаете, почему мы выбрали рассказы этого выдающегося педагога? ( Его книги учат быть добрыми, вежливыми, трудолюбивыми, красивыми, охранять красоту, любить и охранять природу.)
  • К каким произведениям выполнены эти иллюстрации? (”Пурпурный цветок”, ”Праздник первого хлеба”, ”Доброе слово”, ”Самый скупой в мире дед”, ”Какой след должен оставить человек на земле”, ”Возьми ещё один цветок, Тина”).
  • Какие ещё рассказы вы читали, и какие иллюстрации к ним подготовили? Проведём презентацию некоторых прочитанных рассказов (”Борщ со свежим хлебом”, ”Скажи человеку ”Здравствуйте”, ”Старый и Новый год”, ”Потому что я – человек”), (ответ учащихся и оценивание).
  1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня на уроке мы с вами вместе познакомимся еще с одним рассказом В. Сухомлинского. ”Трудно быть человеком” (Приложение 1)

1. Артикуляционная минутка.

Перед чтением подготовим наш речевой аппарат к правильной и красивой речи.

  • Чистоговорка.

За – за – за – уходи домой коза.

Са – са – са – в лесу бегает лиса.

Ос – ос – ос – на поляне много ос.

Ро – ро – ро – на полу стоит ведро.

Ор – ор – ор – подмели мы двор

–– Скороговорка:

Повтори без запинки: на осинке росинки засверкали утром перламутром.

  1. Изучение и закрепление нового материала.
  1. Предвидение текста по названию и опорным словам.

Ребята, по названию и опорным словам  определите содержание рассказа.

«Трудно быть человеком»

Из леса, хуторок, колодец, отдохнуть, поблагодарить, повернулась.

  1. Словарная работа.

Прежде чем приступить к работе скажите, что такое ХУТОР (повторить хором).

ХУТОР – маленькая деревня на краю леса.

  1. Обсуждение детей в группах (устно).
  • Дети,  выдержите в своих рассказах: зачин, основную часть и концовку.
  1. Рассказы детей по группам.
  2. Физминутка

Мы танцуем «Хлопай - топай»

   Мы танцуем «Хлопай - топай»

(Шагаем на месте.)

     Утром, днем и вечером!

     Лучший танец

(Хлопаем в ладоши.)

     «Хлопай - топай»,

(Топаем ногами.)

     Когда делать нечего…

(Шагаем на месте.)

     Кем бы ни был ты – отличник,

(Приседаем.)

     Иль совсем наоборот,

(Повороты влево – вправо.)

     Разучите танец этот

(Хлопаем в ладоши.)

     И танцуйте целый год!

(Топаем ногами.)

  1. Ознакомление с текстом методом ”Джигсоу” (учащиеся в домашних группах получают карточку с номером и часть текста, на партах таблички с номерами, и каждый учащийся  по своим номером переходит в экспертную  группу, в группе читают свою часть, пересказывают её друг другу, возвращаются в свои домашние группы и пересказывают весь рассказ друг другу по частям). (Приложение 2)
  •   Каждый получил номер с определённой частью рассказа (поднимите руки 1 номера, 2 номера и т. д. Инструктаж, куда идти каждому номеру).
  •    Сейчас вы перейдёте по своим номерам, прочитаете свою часть, перескажите её друг другу, вернётесь в свои группы и перескажите весь рассказ друг другу по частям.
  •   Приступили к работе.
  •  Вернулись в свои группы. Продолжаем работу.
  1. Пересказ рассказа одной из групп у доски. (Оценивание учащихся).
  • Перескажет нам весь рассказ 2 группа.
  • Теперь определим, какая из групп первоначально угадала правильное содержание рассказа.
  1. Беседа по содержанию.
  • О ком наш рассказ?
  • Кто помог уставшим детям?
  • Какую ошибку совершили дети в рассказе?
  • Почему девочка решила вернуться и поблагодарить женщину?
  • Как вы думаете, почему за Марийкой пошли все дети?
  • Кого в этом рассказе можно осудить и почему?
  • Как вы понимаете выражение ”Трудно быть человеком”?
  • Чему научил нас В. Сухомлинский, написав этот рассказ? (Быть добрыми, вежливыми, честными, культурными, благодарными).
  1. Работа с пословицами.
  • Поработаем с деформированными пословицами
  • У вас на столах лежат слова, вам необходимо из данных слов составить половицы.

Жизнь дана на добрые дела.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

  • Как вы думаете, какая из этих пословиц подходит к нашему рассказу и почему?
  • Какое наивысшее человеческое качество мы должны воспитать в себе? (Доброту).
  1. Технология «Мозговой штурм»
  • С какими словами ассоциируется слово ”Доброта”. Слова записывает каждая группа на листочке и анализируем.

  1. Подведение итогов.
  • Подведём итоги нашей работы.
  • Какие новые сведения узнали из жизни Василия Александровича Сухомлинского?
  • С каким рассказом познакомились?
  • Чему научил нас этот рассказ?
  • Каждая группа подведёт сейчас свой итог, составит сенкан.

Синквейн.

Что? Доброта.

Какая?

Что делает?

Предложение

Синоним

  • Спасибо за хорошую работу.

VI. Домашнее задание.

Прочитать рассказы из книги ”Сердце отдаю детям”. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся рассказу.

Учитель читает стихотворение

Я желаю вам добра

                Я желаю вам добра –

                Доброй ночи до утра,

                Всем желаю добрых снов,

                Добрых дел и добрых слов.

                Уведёт ли вас дорога

                От любимого порога,

                Пусть вам скажет

                Кто – нибудь:

                ”В добрый час

и в добрый путь!”

Я желаю, чтобы с вами

Людям было веселей,

Чтобы добрыми глазами

Вы смотрели на людей,

Чтобы были справедливы

И в решениях –  мудры.

К ЛЮДЯМ БУДЕТЕ ДОБРЫ ВЫ –

ЛЮДИ БУДУТ К ВАМ ДОБРЫ.

Приложение 1

ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

- А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. -Её глаза стали тревожными.

Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

- Ну что же... - сказал Роман, - это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?

- Cтоит - сказала Марийка. - Ну разве тебе не стыдно перед собой, Роман?

Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.

  • Вы как хотите, - сказала Марийка, - а я вернусь и поблагодарю женщину...
  • Почему? Ну скажи, почему это нужно обязательно? - спросил Роман... - Ведь мы так устали...
  • Потому что мы люди...

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, вместе со всеми. Трудно быть человеком... - подумал он.

Приложение 2

  1. Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды.
  1. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату.
  1. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!

Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:

    -А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. -Её глаза стали тревожными.

4.  Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.

     - Ну что же... - сказал Роман, - это небольшая беда. Женщина уже и  забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи? -Cтоит - сказала Марийка.

- Ну разве тебе не стыдно перед собой, Роман?

5. Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно. -Вы как хотите, - сказала Марийка, - а я вернусь и поблагодарю женщину... - Почему? Ну скажи, почему это нужно обязательно? - спросил Роман...

- Ведь мы так устали...

  1. Потому что мы люди...

Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.

Трудно быть человеком... - подумал он.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе»

С первых шагов вхождения ребенка в мир знаний необходимо раскрыть перед ним сущность нравственности, ее содержание, самоценность, формы ее проявления в мыслях, чувствах, словах, поступ...

Классный час "Самая главная в жизни "профессия"-быть Человеком"

Классный час в 4 классе, проектная работа....

Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.

Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...

Тема: Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Урок литературного чтения, 4 класс

Урок литературного чтения, по теме Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» .Цель урока : способствовать формированию представлений учащихся о доброте к...

Квест-игра по русскому языку "Должен грамотным быть человек"

Материал для проведения досуга в группе продленного дня...

Классный час " Быть человеком - что это значит"

Формирование нравственных ценностей...