В.А. Сухомлинский "Трудно быть человеком"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок внеклассного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_v._suhomlinskiy_trudno_byt_chelovekom.docx | 29.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. В. Сухомлинский. ”Трудно быть человеком”.
Цели урока: расширять и закреплять знания детей о творчестве гениального педагога В.А. Сухомлинского. Формировать нравственные качества учащихся. Совершенствовать навыки осознанного чтения; умения анализировать события; учить выражать своё отношение к героям произведений; учить работать в группах.
Развивать критическое мышление, связную речь, словарный запас, творческий подход к поставленным задачам.
Воспитывать интерес к книге, нравственные качества: доброту, благодарность.
Оборудование: портрет В.А. Сухомлинского, иллюстрации к рассказам и сказкам В. Сухомлинского, карточки с номером и частью текста (у каждого ученика), пословицы на карточках, выставка книг писателя, ассоциативный куст, сенкан.
Тип урока: урок внеклассного чтения
Методы, приёмы, формы работы:
- технология работы в группах;
- презентации прочитанных рассказов;
- предвидение текста по названию и опорным словам;
- метод ”Джигсоу”;
- «Мозговой штурм»
- Методика «Синквейн»
Ход урока
- Организация класса.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Друг на друга посмотрите,
На меня теперь взгляните.
Потихонечку садитесь
На уроке не ленитесь.
- Сообщение темы и задач урока
- Дети, посмотрите на доску и прочитайте пословицы
От добра добра не ищут.
Добра желаешь, добро и делай!
Жизнь дана на добрые дела.
- Какой темой объединены эти пословицы?
Тема нашего урока тесно связана с этим словом, прочитайте её.
- Актуализация опорных знаний.
- Беседа. Биография В.А. Сухомлинского.
- Кто на портрете?
- Кто это такой?
- Что знаем из биографии? (ответы детей)
- Родился Василий Александрович Сухомлинский 28 сентября 1918 года в селе Васильевка Онуфриевского района Кировоградской области в селе селянина – бедняка.
- Отец его, Александр Емельянович, был столяром. Семья имела небольшой участок земли и занималась сельским хозяйством. Он принадлежал к образованным и уважаемым людям села. Делал заметки в районную газету и преподавал трудовое обучение в сельской школе.
- Мама, Оксана Авдеевна, работала в колхозе.
- В 1933 году Василий окончил семилетнюю школу. Одноклассники вспоминали, что у Василия был чудесный характер. Он был энергичным, жизнерадостным мальчиком.
- Всех учил ”Устные задания можно выполнять пока идёте домой. Идёте вместе и вспоминаете, что рассказывал учитель на уроке”.
- Учился в Кременчугском пединституте на факультете языка и литературы, но вынужден был бросить учёбу в связи с болезнью. Позднее он работал учителем украинского языка и литературы в 5–7 классах и продолжал заочно учиться. После окончания института работал учителем украинского и русского языка и завучем.
2. Рассказ учителя
- Послушайте, ребята, ещё сведения из жизни Сухомлинского.
В 1941 году, когда началась война, Василий Александрович был направлен на фронт. Но воевал недолго. В 1942 году его ранили. После 5 месячного лечения он был отправлен домой и работал в родном селе. Там он работал руководителем отдела образования. С 1945 года начал писать свои первые статьи, рассказы, сказки для детей. В 1948 году стал директором Павлышской средней школы. Учитель не представлял ни одного дня без своих любимых учеников и готовый был отдать им своё сердце. Поэтому одну из своих книг назвал ”Сердце отдаю детям”. (Демонстрация книги). 2 сентября 1970 года Василия Александровича не стало. Перестало биться сердце выдающегося педагога. Он после себя оставил большую и светлую память. Посмотрите на нашу выставку книг В. Сухомлинского. В его сочинениях преобладает доброта, так как сам был добрым человеком, и хотел, чтобы вы, дети, выросли добрыми, чуткими, трудолюбивыми, чтобы любили отца и маму, свой отчий дом и нашу большую Родину.
- Проверка домашнего задания.
Есть выражение: ”Скажи мне, с кем ты дружишь, и я скажу тебе, кто ты”. С таким же правом можно сказать: ”Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты”. Человек любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён умными, добрыми и верными друзьями.
- Как вы думаете, что это за друзья? Правильно друзья эти – книги. Огромный и поучительный мир врывается к нам со страниц любимых книг.
- Сегодня на урок мы готовили рассказы и сказки В.А. Сухомлинского.
- Как вы думаете, почему мы выбрали рассказы этого выдающегося педагога? ( Его книги учат быть добрыми, вежливыми, трудолюбивыми, красивыми, охранять красоту, любить и охранять природу.)
- К каким произведениям выполнены эти иллюстрации? (”Пурпурный цветок”, ”Праздник первого хлеба”, ”Доброе слово”, ”Самый скупой в мире дед”, ”Какой след должен оставить человек на земле”, ”Возьми ещё один цветок, Тина”).
- Какие ещё рассказы вы читали, и какие иллюстрации к ним подготовили? Проведём презентацию некоторых прочитанных рассказов (”Борщ со свежим хлебом”, ”Скажи человеку ”Здравствуйте”, ”Старый и Новый год”, ”Потому что я – человек”), (ответ учащихся и оценивание).
- Мотивация учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы с вами вместе познакомимся еще с одним рассказом В. Сухомлинского. ”Трудно быть человеком” (Приложение 1)
1. Артикуляционная минутка.
Перед чтением подготовим наш речевой аппарат к правильной и красивой речи.
- Чистоговорка.
За – за – за – уходи домой коза.
Са – са – са – в лесу бегает лиса.
Ос – ос – ос – на поляне много ос.
Ро – ро – ро – на полу стоит ведро.
Ор – ор – ор – подмели мы двор
–– Скороговорка:
Повтори без запинки: на осинке росинки засверкали утром перламутром.
- Изучение и закрепление нового материала.
- Предвидение текста по названию и опорным словам.
Ребята, по названию и опорным словам определите содержание рассказа.
«Трудно быть человеком»
Из леса, хуторок, колодец, отдохнуть, поблагодарить, повернулась.
- Словарная работа.
Прежде чем приступить к работе скажите, что такое ХУТОР (повторить хором).
ХУТОР – маленькая деревня на краю леса.
- Обсуждение детей в группах (устно).
- Дети, выдержите в своих рассказах: зачин, основную часть и концовку.
- Рассказы детей по группам.
- Физминутка
Мы танцуем «Хлопай - топай»
Мы танцуем «Хлопай - топай»
(Шагаем на месте.)
Утром, днем и вечером!
Лучший танец
(Хлопаем в ладоши.)
«Хлопай - топай»,
(Топаем ногами.)
Когда делать нечего…
(Шагаем на месте.)
Кем бы ни был ты – отличник,
(Приседаем.)
Иль совсем наоборот,
(Повороты влево – вправо.)
Разучите танец этот
(Хлопаем в ладоши.)
И танцуйте целый год!
(Топаем ногами.)
- Ознакомление с текстом методом ”Джигсоу” (учащиеся в домашних группах получают карточку с номером и часть текста, на партах таблички с номерами, и каждый учащийся по своим номером переходит в экспертную группу, в группе читают свою часть, пересказывают её друг другу, возвращаются в свои домашние группы и пересказывают весь рассказ друг другу по частям). (Приложение 2)
- Каждый получил номер с определённой частью рассказа (поднимите руки 1 номера, 2 номера и т. д. Инструктаж, куда идти каждому номеру).
- Сейчас вы перейдёте по своим номерам, прочитаете свою часть, перескажите её друг другу, вернётесь в свои группы и перескажите весь рассказ друг другу по частям.
- Приступили к работе.
- Вернулись в свои группы. Продолжаем работу.
- Пересказ рассказа одной из групп у доски. (Оценивание учащихся).
- Перескажет нам весь рассказ 2 группа.
- Теперь определим, какая из групп первоначально угадала правильное содержание рассказа.
- Беседа по содержанию.
- О ком наш рассказ?
- Кто помог уставшим детям?
- Какую ошибку совершили дети в рассказе?
- Почему девочка решила вернуться и поблагодарить женщину?
- Как вы думаете, почему за Марийкой пошли все дети?
- Кого в этом рассказе можно осудить и почему?
- Как вы понимаете выражение ”Трудно быть человеком”?
- Чему научил нас В. Сухомлинский, написав этот рассказ? (Быть добрыми, вежливыми, честными, культурными, благодарными).
- Работа с пословицами.
- Поработаем с деформированными пословицами
- У вас на столах лежат слова, вам необходимо из данных слов составить половицы.
Жизнь дана на добрые дела.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
- Как вы думаете, какая из этих пословиц подходит к нашему рассказу и почему?
- Какое наивысшее человеческое качество мы должны воспитать в себе? (Доброту).
- Технология «Мозговой штурм»
- С какими словами ассоциируется слово ”Доброта”. Слова записывает каждая группа на листочке и анализируем.
- Подведение итогов.
- Подведём итоги нашей работы.
- Какие новые сведения узнали из жизни Василия Александровича Сухомлинского?
- С каким рассказом познакомились?
- Чему научил нас этот рассказ?
- Каждая группа подведёт сейчас свой итог, составит сенкан.
Синквейн.
Что? Доброта.
Какая?
Что делает?
Предложение
Синоним
- Спасибо за хорошую работу.
VI. Домашнее задание.
Прочитать рассказы из книги ”Сердце отдаю детям”. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся рассказу.
Учитель читает стихотворение
Я желаю вам добра
Я желаю вам добра –
Доброй ночи до утра,
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов.
Уведёт ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет
Кто – нибудь:
”В добрый час
и в добрый путь!”
Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях – мудры.
К ЛЮДЯМ БУДЕТЕ ДОБРЫ ВЫ –
ЛЮДИ БУДУТ К ВАМ ДОБРЫ.
Приложение 1
ТРУДНО БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.
Дети возвращались из леса, где они провели целый день. Путь домой лежал через небольшой хуторок, что расположился в долине, за несколько километров от села. Уставшие дети едва дошли до хуторка. Они заглянули в крайнюю хату попросить воды. Из хаты вышла женщина, за ней выбежал маленький мальчик. Женщина достала из колодца воду, поставила ведро на стол посреди двора, а сама пошла в хату. Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
- А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. -Её глаза стали тревожными.
Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
- Ну что же... - сказал Роман, - это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи?
- Cтоит - сказала Марийка. - Ну разве тебе не стыдно перед собой, Роман?
Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно.
- Вы как хотите, - сказала Марийка, - а я вернусь и поблагодарю женщину...
- Почему? Ну скажи, почему это нужно обязательно? - спросил Роман... - Ведь мы так устали...
- Потому что мы люди...
Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, вместе со всеми. Трудно быть человеком... - подумал он.
Приложение 2
|
|
- Дети напились воды, отдохнули на траве. Где и силы взялись!
Когда они отошли на километр от хуторка, Марийка вспомнила:
-А ведь мы не поблагодарили женщину за воду. -Её глаза стали тревожными.
4. Дети остановились. В самом деле, они забыли поблагодарить.
- Ну что же... - сказал Роман, - это небольшая беда. Женщина уже и забыла, наверное. Разве стоит возвращаться из-за такой мелочи? -Cтоит - сказала Марийка.
- Ну разве тебе не стыдно перед собой, Роман?
5. Роман усмехнулся. Видно, что ему не было стыдно. -Вы как хотите, - сказала Марийка, - а я вернусь и поблагодарю женщину... - Почему? Ну скажи, почему это нужно обязательно? - спросил Роман...
- Ведь мы так устали...
- Потому что мы люди...
Она повернулась и пошла к хуторку. За ней пошли все. Роман постоял с минутку на дороге и, вздохнув, пошёл вместе со всеми.
Трудно быть человеком... - подумал он.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе»
С первых шагов вхождения ребенка в мир знаний необходимо раскрыть перед ним сущность нравственности, ее содержание, самоценность, формы ее проявления в мыслях, чувствах, словах, поступ...
Классный час "Самая главная в жизни "профессия"-быть Человеком"
Классный час в 4 классе, проектная работа....
Описание использования Современных технологий в рамках воспитательно-образовательного пространства в процессе реализации, апробации и адаптации авторской образовательной программы «Какое счастье быть человеком!» (Самосовершенствование личности 1-11 класс.
Процесс формирования и воспитания зреющей личности включает в себяиндивидно-групповой компонент. Ведь именно в групповом и, конечно же, успешном взаимодействии, учащемуся предстоит предъявить значимой...
Тема: Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» Урок литературного чтения, 4 класс
Урок литературного чтения, по теме Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш» .Цель урока : способствовать формированию представлений учащихся о доброте к...
Квест-игра по русскому языку "Должен грамотным быть человек"
Материал для проведения досуга в группе продленного дня...
Классный час " Быть человеком - что это значит"
Формирование нравственных ценностей...
Презентация классного часа "Лучшая в мире профессия - быть человеком".
Презентация классного часа....