Из опыта работы "Привитие любви к чтению в младшем школьном возрасте"
проект по чтению (2 класс) на тему
Из опыта работы, раскрываем приемы и способы привития учащимся интереса к чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
privitie_lyubvi_k_chteniyu.docx | 20.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Привитие интереса к чтению
(Из опыта работы Левкив Н.Б., Затолока Е.Н. учителей начальных классов МБОУ СОШ № 40)
По данным Всероссийского Центра Исследования Общественного Мнения от 2012 г. 22% опрошенных являются активными читателями. Именно эта группа граждан стремится ежедневно прочитать хотя бы несколько страниц книги. В тоже время 40% населения по данным соцопросов, не стесняются признаться в том, что вообще не берут в руки книгу.
С данной проблемой столкнулись и мы. Был проведён опрос детей 2 д и 2 б классов. Анкета состояла из трёх вопросов.
1 Любишь ли ты в свободное время читать книги?( 72 % –утвердительно, 28 % отрицательно)
2. Можешь ли назвать недавно прочтённую книгу и её автора?(23% –да,77 %- нет)
3.Как часто ты посещаешь библиотеку? (30% - часто, 47 % – не посещаю,
23% – иногда посещаю)
Также был проведен опрос родителей этих учащихся. В ходе опроса выявлено следующее:
1. Читают ли в вашей семье? (57% -да, 43% -нет)
2. Читаете ли Вы детям? (27% –да, 73% – нет)
3. Ходите ли вы в библиотеку с ребёнком? (18%-да, 46 % -нет, 36% -иногда)
Результаты анкетирования показали падение интереса к чтению у учащихся и отсутствие у родителей желания заниматься данной проблемой.
Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. В наш век научно-технического прогресса дети потеряли интерес к чтению. По нашему мнению причинами снижения интереса к чтению являются:
- Усиление влияния средств массовой информации
- Большинство родителей мало внимания уделяют воспитанию детей;
- Изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми
- Отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников
А между тем чтение для младших школьников – это важный и существенный процесс, который помогает ребёнку познать окружающий его мир, развить память, воображение и ум.
Чтение книг влияет на:
интеллектуальное и эмоциональное развитие,
- расширение кругозора,
- развитие языковой культуры,
- социальное и образовательное развитие;
Привитие интереса к чтению вначале осуществлялось нами на уроках литературного чтения через совершенствование техники чтения, расширение читательского кругозора учащихся с помощью использования ИКТ (презентаций) на уроках. Мы использовала различные формы и методы для приобщения детей к чтению: экспресс – опрос, выразительное чтение по ролям, викторины, жужжащее чтение, чтение-эстафета, чтение по цепочке, театрализация отрывков из произведений, мини-постановки.
На уроках ребята сочиняли сказки и оформляли их в виде мини-книжек. Данный вид работы вызвал интерес у детей и было принято решении составить сборник творческих работ.
Для родителей младших школьников были проведены консультации на тему «Книга в нашей семье» « Моя любимая книга», родительские собрания « Роль чтения в жизни ребёнка», « Чтение- вот лучшее учение», праздник «Читающая семья», а также разработана памятка для родителей по воспитанию интереса к книге, состоялся конкурс домашних библиотек.
А для родителей дошкольников мы организовали выступление на родительских собраниях в детских садах № 51, №150 ( «Теремок», «Рябинка»), приняли участие в проекте педагогического института «Родительский Открытый Университет»
Неоценимую помощь в воспитании интереса к чтению у учащихся нам оказывали школьная и муниципальная библиотеки. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только творческие люди, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это приносит положительные результаты.
Для формирования интереса к книге были проведены разнообразные формы занятий: библиотечные уроки, вечер стихов о зиме, литературный ринг, устный журнал, концерт «Поющие герои сказок»,
На протяжении 4-х лет мы тесно сотрудничаем с муниципальной библиотекой «Алые паруса».Здесь проходят встречи с писателями Восточной Сибири: Волковой Светланой Львовной, Скиф Владимиром Петровичем, Черных Юрием Егоровичем.
Очень интересно прошло и запомнилось детям занятие- праздник « Юбилей Агнии Барто», фестиваль сказок Х.К. Андерсена, литературный праздник по творчеству Э. Успенского, праздник «Читаем книги Л. Пантелеева»
Наши дети любят читать журнал «Сибирячок» . На протяжении нескольких лет сотрудники журнала приезжают к нам в школу и устраивают интересные встречи с героями своих публикаций. Это способствует :
*Привитию интереса к чтению журнала .
*Расширению знаний школьников о сибирской тайге, о Байкале.
*Развитию интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей детей .
*Расширению кругозора учащихся.
*Воспитанию любви и бережного отношения к родному краю, к сибирской природе.
*Совершенствованию навыков информационной культуры.
Интересная и познавательная информация о русских народных куклах, представленная в журнале « Сибирячок» увлекла ребят. Результатом этой деятельности , стало посещение мастер-класса в Доме ремёсел г. Иркутска и изготовление своих кукол.
Наши дети (практически в полном составе) принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах, занимая первые места.
- Региональный дистанционный интеллектуальный конкурс « Я живу в Сибири».
- Участие детей в городском фестивале читательского творчества «Между строк»
- Участие детей в творческом проекте «Пусть всегда будет мир!» от газеты «Аргументы и факты в Восточной Сибири» по произведениям писателей о ВОВ
- Всероссийская дистанционная олимпиада по литературному чтению
«Литературный ринг»
С целью выявления результативности своей деятельности по формированию читательской активности, мы провели повторное анкетирование учащихся.
Мы видим, что увеличилось количество детей, посещающих библиотеки, повысилась сознательность детского чтения. Таким образом, планомерная, систематическая работа по формированию читательской активности дает свои результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы "Технологии развития творчества детей младшего школьного возраста"
Период начального обучения в школе залючает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. ...
Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»(из опыта работы)
В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...
«Использование народного фольклора в воспитание патриотических чувств и любви к родному краю у детей младшего школьного возраста»
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата трад...
Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...
Воспитание любви к чтению в младшем школьном возрасте.
Я хочу побеседовать с ВАМИ, дорогие родители, обсудить следующие вопросы:Что делать, если ребёнок не любит читать.Как выбрать книги для чтения.Как беседовать с детьми о прочитанном.Как надо рассматрив...
«Воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста любви к книге, чтению»
У чтения и детской литературы в современном мире появилось много конкурентов в виде различных кружков, секций, студий раннего развития, а также телевидения и интернета.Как же сделать так, чтобы ...
Воспитание любви к культуре родного края у детей младшего школьного возраста через приобщение к русскому народному музыкальному творчеству.
Возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей культуры родного края....