Воспитание любви к чтению в младшем школьном возрасте.
консультация (1 класс) по теме

Будаева Наталья Николаевна

Я хочу побеседовать с ВАМИ, дорогие родители, обсудить следующие вопросы:

  • Что делать, если ребёнок не любит читать.
  • Как выбрать книги для чтения.
  • Как беседовать с детьми о прочитанном.
  • Как надо рассматривать иллюстрации в книге.
  • Что такое гигиена чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyubov_k_chteniyu.docx23.74 КБ
Файл Вебинары для родителей45.96 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Как воспитать у ребёнка любовь к чтению?

        "Что надо сделать, чтобы ребёнок полюбил чтение?” – часто спрашивают родители. "Мы покупаем много книг, а ребёнок и не смотрит на них”.

Конечно, ошибаются те родители, которые считают, что стоит купить книгу, как она сразу понравится ребёнку. Со стороны родителей требуется большое внимание к чтению младшего школьника, помощь и руководство его чтением. Надо научить детей любить книгу.

        Большинство младших школьников любит читать книгу.

Но сами выбирать книгу они не могут. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за подбором книг для детского чтения.

Для каждого детского возраста существуют рекомендательные списки литературы ''Что читать детям''. Они имеются в каждой школьной и районной библиотеке. В эти списки, составленные с учетом возраста детей, включены произведения художественной и научно – популярной литературы, книги классиков и современных писателей, русская и зарубежная литература, поэзия и проза.

        Родители должны следить, чтобы в руки детей попадали книги, предназначенные для их возраста.

Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики: сказки, рассказы о животных и растениях, приключения, рассказы о войне и героях, о мирном труде взрослых и детей, о школе, о музыке, искусстве.

Подбирая книги, надо учитывать индивидуальные интересы детей. Ребята, особенно мальчики, часто увлекаются только приключенческой литературой. Эта тяга к приключениям, острым, захватывающим сюжетом вполне естественна, но надо направить ее в нужное русло. Надо проследить, чтобы книги приключенческого жанра не были единственными в чтении детей, чтобы в их руки не попадали книги, предназначенные для взрослых.

Если ребенка особенно интересует жизнь растений или животных, новые машины, путешествия, следует подобрать книги, из которых он мог бы получить новые и интересные для него сведения.

Особенно надо обратить внимание на развитие у детей интереса к научно– популярной литературе. Учащиеся должны читать доступные для них книги географии, естествознанию, технике.

Родители должны помочь ребёнку развивать технику чтения, для этого надо упражнять его в чтении вслух, чтобы взрослые могли контролировать правильность чтения. Поэтому родителям надо быть особенно внимательными к подбору первых книг для самостоятельного чтения. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Так, например, своя собственная библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает у детей интерес к книге.

Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями книги и желанием узнать, что произойдёт с героями книги дальше, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые должны потом спросить его, о чём он прочитал, похвалить его за самостоятельность, выразить надежду, что теперь всегда сам он будет читать.

Воспитание любви к книге проходит значительно быстрее и легче в тех семьях, где взрослые сами любят читать, много говорят о книгах, отдают свой досуг чтению. Если отец и мать не находят времени для чтения книг, то, конечно, приохотить ребёнка к чтению бывает труднее.

Как ребёнок должен читать книгу? Надо приучить детей начинать чтение с обложки титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки книги, издательства и год издания.

Надо чтобы ребёнок читал книгу внимательно.

Для детей младшего школьного возраста большое воспитательное значение имеет просматривание иллюстраций. Они помогают ребёнку понять и осмыслить прочитанное. Многие картинки дают возможность представить себе те явления и предметы, которые ребёнок не может увидеть непосредственно.

Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах: живя далеко от моря, увидеть пароходы и бушующий океан, узнать, как живут дети в других государствах.

Важно научить детей рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали.

Очень хорошо, когда дети рассказывают о прочитанном. Рассказывая, ребёнок развивает свою речь, у него вырабатывается умение выделять главное в книге. В процессе рассказа более четко формируется отношение к поступкам героев, к описываемым событиям. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?

Вопросы о прочитанном важны и потому, что родители могут проконтролировать чтение ребёнка: всю ли книжку он прочитал, всё ли понял в ней, правильно ли его мнение о поведении героев. Такие вопросы дисциплинируют детей, позволяют более внимательно читать и запоминать прочитанное. Надо поощрять стремление детей нарисовать самому картинку к прочитанному.

Очень хорошо если в семье практикуются совместные чтения книг вслух. Это сближает детей и родителей, помогает родителям лучше узнать ребят, понять их увлечения и интересы.

Как вместе читать?

Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут вместе и будут читать. Читать вслух следует по очереди, сегодня читает отец, завтра сын и т. д. Чтение вслух– полезная тренировка для детей: они привыкают читать выразительно, громко и чётко.

Надо определить продолжительность чтения не более 45 минут с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.

Хорошо когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильное мнение, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном.

В семье воспитывается культура обращения с книгой. Во-первых, надо приучить детей беречь книгу. Дети должны знать, что книгу нельзя бросать, рвать, рисовать на ней, загибать углы страниц, вырезать из неё картинки. Особенно надо бережно относиться к библиотечной книге. Её надо обернуть в чистую бумагу и, прочитав, сдать точно в срок.

Необходимо также приучать детей соблюдать основные правила гигиены чтения. Дети должны знать, что глаза надо беречь. Нельзя читать при слабом освещении. Лампа должна быть со стороны левой руки ребёнка, свет от неё не должен попадать в глаза, а падать только на поверхность стола, где лежит книга. При чтении следует давать короткий отдых глазам.

Памятка

1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.

4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.

5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.

6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.

7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.

8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства,

делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.

11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.

12. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.

Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.



Предварительный просмотр:

logoSinij.tif

Дорогие родители!

Приглашаем Вас на новый цикл вебинаров от издательства «Просвещение – родителям!».

Если Вы хотите знать о современных тенденциях развития и использования учебной и научно-познавательной продукции издательства для Вас и Ваших детей, принимать активное участие в становлении успешной личности Вашего ребенка, эти вебинары для Вас!

Вебинар – это форма онлайн общения с издательством, в ходе которого можно получить полезную информацию и задать вопросы нашим авторам и редакторам, известным ученым, психологам и педагогам.

Инструкция для участника вебинара в Приложении 2.

Обратите внимание, что Вы можете присылать нам свои пожелания по темам вебинаров на адрес NTyurmina@prosv.ru и Ваши пожелания будут обязательно учтены!

Расписание вебинаров для родителей на январь-февраль 2015 года:

Дата и время: Среда, 21 января 2015 г., 16.0017.00 (мск)

Тема: «Как воспитывать любовь к чтению в начальной школе (из цикла «Просвещение»  родителям!»)»

Вебинар для родителей учащихся 1-4 классов.

Ведущий вебинара: Алла Георгиевна Дигина, ведущий методист редакции русского языка и литературного чтения Центра начального образования издательства «Просвещение». 

Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/393460

Дата и время: Четверг, 22 января 2015 г., 16.0017.00 (мск)

Тема: «Итоговое сочинение по литературе – готовимся дома (из цикла «Просвещение» родителям!»)»

Вебинар для родителей учащихся 8-9, 10-11 классов.

Ведущий вебинара: Светлана Игоревна Красовская, доктор филологических наук, профессор, заведующая редакцией русского языка и литературы издательства «Просвещение». 

Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/422740

Дата и время: Четверг, 5 февраля 2015 г., 16.0017.00 (мск)

Тема: «Роль родителей в формировании у детей положительного отношения и интереса к самостоятельным занятиям физической культурой (из цикла «Просвещение» родителям!»)»

Вебинар для родителей учащихся 1-4, 5-6 классов.

Ведущий вебинара: Ольга Александровна Рычева, методист Центра художественно-эстетического и физического образования издательства «Просвещение».

Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/430485

Дата и время: Среда, 11 февраля 2015 г., 16.0017.00 (мск)

Тема: «Особенности учебников комплекта «Школа России», по которым учатся наши дети (из цикла «Просвещение»  родителям!»)»

Вебинар для родителей дошкольников и учащихся 1-4 классов.

Ведущий вебинара: Инна Валерьевна Чернецова-Рождественская, соавтор методических пособий по русскому языку и обучению грамоте, ведущий методист редакции русского  языка и литературного чтения Центра начального образования издательства «Просвещение».

Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/430467

Дата и время: Четверг, 12 февраля 2015 г., 16.0017.00 (мск)

Тема: «Как помочь ребёнку по математике (из цикла «Просвещение»  родителям!»)»

Вебинар для родителей учащихся 5-6 классов.

Ведущий вебинара: Наталья Васильевна Сафонова, координатор по математике Центра «Сферы» издательства «Просвещение».

Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/430479

Дата и время: Пятница, 13 февраля 2015 г., 15.0017.00 (мск)

Тема: «Ключ к школьному успеху: родителям об образовательных стандартах (из цикла «Просвещение»  родителям!»)»

Вебинар для родителей учащихся 1-4 классов.

Ведущий вебинара: Ольга Борисовна Логинова, кандидат педагогических наук, научный консультант научно-образовательного центра издательства «Просвещение».

Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/430471

Дата и время: Вторник, 17 февраля 2015 г., 13.0014.00 (мск)

Тема: «Читаем и размышляем вместе с ребёнком (из цикла «Просвещение» – родителям!»)»

Вебинар для родителей учащихся 1-4, 5-6 классов.

Ведущий вебинара: Татьяна Гелиевна Галактионова, доктор педагогических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.

Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/430475

Дата и время: Среда, 25 февраля 2015 г., 16.0017.00

Тема: «Особенности учебников комплекта «Перспектива», по которым учатся наши дети (из цикла «Просвещение»  родителям!»)»

Вебинар для родителей учащихся 1-4 классов.

Ведущий вебинара: Инна Валерьевна Чернецова-Рождественская, соавтор методических пособий по русскому языку и обучению грамоте, ведущий методист редакции русского  языка и литературного чтения Центра начального образования издательства «Просвещение».

Ссылка для участия: http://my.webinar.ru/event/430477

Приложение 2

Инструкция для участника вебинара

1. Рекомендации к интернет соединению:

Интернет соединение разделяется на входящий и исходящий трафик. Для участия в вебинаре важно, чтобы входящая скорость была стабильной и быстрой (мин. 512 кбит/с).

2. Рекомендации к програмному обеспечению:

На компьютере должны быть установлены:

- браузер (Mozilla Firefox или Google Chrome);

- проигрыватель Adobe Flash Player.

Компания Webinar.ru рекомендует использовать браузер Mozilla Firefox, как наиболее стабильный.

3. Рекомендации по техническому оборудованию:

Для участия в вебинаре через сервис Webinar.ru Вам потребуется наушники/колонки для прослушивания голоса спикера.

4. Проверка всех компонентов перед началом вебинара:

За 1 день или ранее до начала мероприятия:

- обновить Adobe Flash Player: http://get.adobe.com/flashplayer/

- пройти «тест системы»: webinar.ru/faq_and_support/system_test

5. Участие в вебинаре:

- зарегистрируйтесь на мероприятие по предлагаемой регистрационной форме;

- в назначенный день и время зайдите по ссылке, которая придет вам на электронную почту;

- перед началом вебинара проверьте настройки громкости колонок/наушников;

- в ходе вебинара в окне «Общий чат» можно общаться со слушателями вебинара, в окне «Вопросы» можно задавать вопрос ведущему вебинара.

6. Полезные ссылки:

- Google Chrome: http://www.google.com/intl/ru/chrome/

- Mozilla Firefox: http://mozilla.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ВОСПИТАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Республиканская конференция по самопознанию:"Совместная работа школы и семьи по воспитанию нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста"...

Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста

Статья призвана сформировать у детей толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....

«Воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста любви к книге, чтению»

У чтения и детской литературы в современном мире появилось много конкурентов в виде различных кружков, секций, студий раннего развития, а также телевидения и интернета.Как же сделать так, чтобы ...

Из опыта работы "Привитие любви к чтению в младшем школьном возрасте"

Из опыта работы, раскрываем приемы и способы привития учащимся  интереса к чтению...