конспект урока по чтению 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок чтения. 2 класс.
Тема: В.И.Даль «Старик-годовик»
Цели и задачи урока:
1.Познакомить детей с творчеством В.И. Даля.
2. Развивать навыки выразительного чтения
3.Развивать умения восстанавливать деформированный текст.
4. Развивать творческое мышление, внимание, память. Речь.
5. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- Словарь В. И. Даля;
- Книги В.И. Даля;
- Карточки с деформированным текстом;
- Загадки о временах года, днях недели.
Ход урока.
I . Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть басни И.А. Крылова «Лебедь. Рак и щука».
III. Постановка цели урока. Чтение в учебнике рассказа о В. И. далее. В ходе чтения показать детям словарь Даля и несколько народных сказок в его обработке.
- Сегодня мы познакомились с одной из сказок Даля, но это не простая сказка, а сказка- легенда. Я вам сейчас её прочту, а вы попробуете отгадать, о чем идет речь ? ( чтение сказки и ответы детей)
IV. Изучение нового материала.
- Первичное чтение.
Учитель читает сказку –загадку «Старик- годовик», дети следят по учебнику.
2.
Проверка понимания содержания:
- О чем же идет речь в сказке?
- Сто это за птицы вылетали из рукава Старика-годовика первый раз?
- Что произошло в природе?
- Назовите вторую тройку птиц. Что произошло в природе с прилётом этих птиц?
- Какая третья тройка птиц прилетела? Что принесли эти птицы?
- Назовите четвертую тройку птиц. Какие изменения произошли в природе?
- Сколько крыльев у каждой птицы? Что это за крылья?
- Сколько перьев в крыле у каждой птицы? Что это за перья7
- Сколько половин у каждого пера? Что значит: «у каждого пера одна половина белая, а другая черная»?
-В сказке говорится , что у каждого крыла своё имя. Можете назвать имена?
V. Физкультминутка
Наше поле опустело,
Опустел и лес и сад.
Гуси серые летели
На поляну тихо сели.
Посидели, посидели,
Походили, походили,
Поклевали, поклевали,
Потом быстро побежали.
VI. Закрепление нового материала.
- Выборочное чтение.
- сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы должны отгадать, о чем идет речь и найти в тексте, как описывает В.И.Даль.
а) Что за гуси пролетают,
по семь в каждой стае,
Друг за дружкою летят,
не воротишь их назад .
б)Четыре ковра рукодельницы ткут.
Один за другим их на землю кладут.
Белый , зеленый, пестрый и желтый.
Ответ здесь мудреный его нашел ты?
В) Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом, все покрылось серебром.
Г)Прошла по лугам. По лесам и полям
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закрома. Сказала: «за мною нагрянет зима!»
Д0 Пришла , улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели
Река пробудилась, растаяли льды
В наряд белоснежный оделись сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
И птицы пропели: вить гнезда пора!
Е)Оно за весною к нам в гости идет.
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
- Творческое задание.
Класс делится на две группы. Каждой группе учитель раздает карточки
С деформированным текстом. О двух временах года. Дети должны убрать из текста предложения, которые не относятся к описанию данного времени года.
Чтобы проверить работу, учитель читает неправильный вариант текста, затем дети читают испраленный вариант. – Каждая группа получила по две карточки
- Весна.
Застучала за окошком звонкая капель. Потеплел воздух, потемнел и осел снег. На кустах и деревьях пожелтела листва. Около стволов из под снега поднимаются робкие стрелы зеленой травы. Птицы готовятся к перелету на юг. Скоро выбросят первые сережки деревья. Поплывут по реке первые льдины. Насекомые начнут прятаться в щели. Скоро ручьи наполнят лес весенним журчанием.
ЛЕТО.
Наступило жаркое лето. Дети бегут на речку поплавать в теплой воде. Поспела в лесу земляника. Подули холодные ветры. В июле на лугах идет сенокос. Трава выросла высокая, высокая. Хлопья снега падают на деревья и кусты. Ягоды усыпали все лесные полянки. На снегу лисьи и волчьи следы. Дни становятся длиннее, а ночи короче. В небе ярко светят звезды. Птицы начинают вить гнезда.
ЗИМА.
Побелели поля. Подул теплый свежий ветерок. По опушкам леса вырастают грибы. Тонким льдом покрылась река, как в сказке. Ходит Зима, оглядывается по сторонам. Запорошила все снегом, завалила сугробами лес и посылает мороз за морозом. Зайцам белые шубки подарила. А птицы стали строить гнезда. Ребята заливают каток водой. Скоро они будут кататься по гладкому льду. Трава заблестит от росы.
ОСЕНЬ.
Трава пожелтела. Птицы тронулись на юг. По небу плывут серые тучи. Лесная поляна пестреет цветами. С огородов и полей убрали последние овощи. Над цветами жужжат пчелы. Над опустевшими полями ходят низкие тучи. Весело распевают птицы. Только ветер шуршит сухими листьями.
- итак. Проверили, вы неплохо умеете описывать времена года.
- Назовите осенние месяцы. Зимние. Весенние. Летние.
- В виде кого представлял Владимир Иванович Даль месяцы?
- А теперь закройте глаза и представьте себе этих сказочных птиц. Попробуйте нарисовать одну тройку. Что обязательно должно быть у каждой птицы? ( четыре крыла). Почему?
VII. Домашнее задание.
Сочинить загадки о временах года.
VIII. Итог урока.
На доске выставка рисунков птиц. Анализ рисунков.
- Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Собирая материал для создания своего словаря, русский народный фольклор, он исколесил всю Россию, побывал даже в Сибири и на Урале. Он любил и понимал родной язык, умел вслушиваться и вдумываться в русское слово. Благодаря этому человеку, сегодня на уроке мы с вами по-новому представили себе времена года, месяцы и недели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Для чего руки нужны?" Конспект урока литературного чтения в 1 классе по учебнику Кубасовой О.В. «Литературное чтение» (УМК «Гармония»)
Цель урока: показать значение трудовой деятельности в жизни человека на примере рассказа Е.Пермяка «Для чего руки нужны»....
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Чтение слов, предложений с изученными буквами"
Цель данного урока: тренироваться в правильном чтении слов и предложений с изученными буквами. Урок проводиться с примененим ЦОР (Г.О. Аствацатуров, Л.Е.Шевченко «Развитие речи»...
План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс
Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...
План - конспект урока литературного чтения во 2 классе (по учебнику « Литературное чтение» 2 класс. Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого. УМК «Школа России»).
Тема: М.М.Пришвин «Ребята и утята».Цель: познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина и его рассказом «Ребята и утята».; организовать эмоционально-эстетическое воспр...