Урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Медвежонок рождается не больше пятисот граммов и свободно умещается на ладони взрослого человека
Ёж круглый год питается змеями.
На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики.
«Золотая клетка соловья не красит» Первая страница
«Мой маленький друг» Вторая страница Друга нашел - клад отыскал Человек без друзей - что дерево без корней
Четвероногие друзья! Их не любить никак нельзя. Они помощники в труде – Надежные, примерные, Они и выручат в беде, И в дружбе очень верные.
Спешит могучий сенбернар К вершине перевала Там снежный прогремел обвал, Метель отбушевала… На помощь человек зовет, Он там погибнуть может, Но сенбернар его найдет, В беде ему поможет.
«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил» Третья страница
Пусть герои рассказов дарят нам тепло . Пусть добро навеки побеждает зло.
Сочинение: «Мой маленький друг». 2. «Мой любимый мультфильм о животных». - Можно использовать план, по которому мы работали на уроке. - Оформите свою работу рисунками. Четвертая страница
Не дразните собак, не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек. И тогда воробьи песенкой разбудят, А царапать и кусать вас никто не будет. Если очень шуметь около берлоги, То придется потом уносить вам ноги. И пчела просто так тоже не пристанет. Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет. Ни к чему обижать бабочку на ветке, Веселее в лесу от ее расцветки. Не пугайте жуков с длинными усами, И поверьте, что жуки вас не тронут сами. Если вам по душе красота земная, Берегите её, устали не зная. Непременно тогда станем мы друзьями, А про кошек и собак пойте вместе с нами!
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по разделу
Слайд 1 « Животные в вашем доме »
Устный журнал «Добро в твоем сердце»
Цели урока:
- совершенствовать навыки беглого, осознанного, выразительного чтения;
- развивать творчество, воображение, обогащать словарный запас;
- воспитывать ответственное отношение за судьбу четвероногого друга, нравственные качества.
Ход урока:
I. Организационный момент
Здравствуйте!
Поклонившись, мы, друг другу сказали,
Хотя были совсем не знакомы,
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь
Мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца,
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней,
Сделалась жизнь?
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали.
1. Проверка домашнего задания
Игра «Бывает или нет».
Слайд 2
Медвежонок рождается не больше пятисот граммов и свободно умещается на ладони взрослого человека. ( Да. Бывает.)
- Какое произведение о медвежонке мы читали? Почему рассказчику пришлось расстаться со зверьком?
Слайд 3
Еж круглый год питается змеями. (Нет. Основная пища – насекомые. Ловит он их только в теплое время. Зимой впадает в спячку.)
- Прочитайте стихотворение о еже В. Берестова .
Какое слово в стихотворении выражает идею автора? (свободный)
Слайд 4
На дворе мороз, а в гнезде – голенькие птенчики? (Бывает. Это клесты. Пища клестов – еловые и сосновые шишки, которые созревают в конце года, поэтому и птенцы появляются осенью и зимой.)
- Про какого клеста мы узнали из произведения Ю.Коваля? Что особенно запомнилось?
Стихотворение «Пони» (исполняется песня) Слайд 5
2. Проверочная работа по разделу.
Слайд 6
1. Соедини фамилию автора, название произведения и его героев.
Ю.Коринец «Капитан Клюквин» собаки
В.Драгунский «Любимый пони» ежик
Ю.Коваль « Дымка и Антон» медвежонок
Ю.Мориц «Ханг и Чанг» клест
… … лошадка
Д.Н.Мамин-Сибиряк «Медведко»
В.Берестов «Прощание с другом»
2. Напиши, кто такие:
Антон Дыхов- собака
Медведко- медведь
Капитан Клюквин- клёст
Ханг- собака
Тузик Мурашовский- собака
(Проверка работы)
II. Сообщение темы, цели урока.
Сегодня мы будем говорить о тех, кто просто живёт рядом с нами и своим присутствием приносит счастье и радость в наши дома.
Тема нашей встречи……
Разгадайте ее, пожалуйста, сами.
ДОБРО В ТВОЕМ СЕРДЦЕ (на доске)
1. Первое слово – это существительное, лексическое значение которого – нечто положительное, хорошее, несущее благо, полезное, противоположное злу.
Качество, украшающее человека изнутри. ДОБРО
2. Второе слово – предлог: буква стоит в алфавите третьей по счету.
«В»
3. Дайте развернутое определение следующему слову (местоимение, начальная форма которого «ты»).
ТВОЕМ
4. Последнее слово – главный внутренний орган человека.
СЕРДЦЕ
Что же получилось?
ДОБРО В ТВОЕМ СЕРДЦЕ. Это предложение и будет девизом нашего урока. Мы с Вами закончили раздел, который называется «Животные в нашем доме». Сегодня обобщение по данному разделу, где встретились с добрыми людьми, их бескорыстными поступками. Заслушаем историческую справку о братьях наших меньших. Продолжим ориентироваться в тексте, многократно обращаться к нему, выявляя новые подробности.
Работа по развитию речи
- Ребята, а как Вы думаете: легко ли быть добрым?
- Подберите смысловые ассоциации к слову «ДОБРО»
ДОБРО – это красота,
душевность,
ласка,
тепло,
счастье,
веселье,
жизнь,
отзывчивость,
любовь,
праздник,
мама,
смех,
улыбка,
семья.
- Выделение понравившегося слова. Почему?
Ученик:
Добрым быть совсем, совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, ни конфета.
Только надо, надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Учитель:
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Какие замечательные слова!
- Сегодня мы составим журнал, который расскажет о взаимоотношениях людей и животных. Это необыкновенный журнал. Его можно только услышать, его так и называют: устный журнал. В нашем журнале будет 4 страницы.
Слайд 7
Первая страница «Золотая клетка соловья не красит».
1. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Прекрасно любое животное на свободе
Соловья украшает его трель, оленя - рога, лося - красивый бег.
- Представьте себе на минуту лес без зверей, луг без насекомых, речку без рыбы. Страшная картина. Стоит ли, защищая диких животных, приносить их домой? Вспомните произведения, где авторы дают нам совет, а помогут нам в этом следующие герои.
Слайд 8
Медведь.
Отгадайте загадку:
Кто в лесу глухом живет,
Неуклюжий косолапый,
Летом ест малину мед,
А зимой сосет он лапу
Я - хищник. Но охочусь не так уж часто. Зато, если встречу в лесу заросли малины - поем ягоду. А найду гнездо диких пчел - с большой охотой полакомлюсь медом. Могу отыскать грибы, выкопать из земли корешки растений. А как мне жилось у человека, вы уже знаете. Расскажите обо всех моих ночных приключениях.
(Ученики пересказывают соответствующий отрывок из рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Медведко»)
Медведь.
Теперь я объявляю конкурс «Раз, два, три – говори».
Как только я скажу эти слова, Вы называете меня, как это делал Д.Н. Мамин-Сибиряк в своем произведении. Кто последний скажет, тот и победит.
(Это слова: живая рукавица, забавный зверь, медвежонок, медведко, притихший зверек, маленький увалень, упрямый зверь, маленький гость...)
-К какой мысли подводит нас автор произведения?
(Несовместимость жизни в доме человека и дикого зверя)
Слайд 9
2. Звучит песня «Резиновый ежик». (Муз. С. Никитина, стихи К. Мориц, исполняют Т. и С.Никитины).
Физ .минутка.
После прослушивания или исполнения:
- Кто герой этой песни? (Игрушечный ежик.)
- А в каком произведении этого раздела герой тоже ежик, но живой, настоящий? (В. Берестов «Прощание с другом»)
- Прочитайте стихотворение наизусть.
- Счастливый ли конец у этого стихотворения? Почему вы так думаете?
- Послушайте стихотворение И. Пивоваровой «Ежик».
(Читают наизусть подготовленные ученики.)
Нашли в лесу мы ежика
И принесли домой.
Пускай по кухне бегает,
Колючий и смешной!
Пускай ворчит сердито,
Пыхтит, как паровоз.
Пускай сует повсюду
Свой круглый черный нос!
Ему мы дали коврик
И чашку с молоком,
А утром он вернется
В тенистый бурелом.
Где тихо и прохладно,
Где ландыши стоят,
Где ждут его ежиха
И пятеро ежат.
- Зачем взяли ежика ребята домой? (Ради забавы.)
- Что бы вы им посоветовали? Где лучше всего любоваться ежиком?
- Почему животные выбирают свободу, а не жизнь на всем готовом у человека дома?
Слайд 10
Вторая страница «Мой маленький друг».
- Вспомните пословицы о дружбе:
(Друг - зеркало друга.
Друга нашел - клад отыскал.
Человек без друзей - что дерево без корней.)
- Есть ли у вас четвероногий или пернатый друг? Расскажите о нем по плану.
План (записан на доске)
1) Как зовут вашего друга? Кто он?
2) Опиши его внешность.
3) Расскажи о повадках.
4) Вспомни интересный случай.
(Ученики составляют рассказы. Это одновременно и подготовительная работа к написанию сочинения.)
- Очень интересные у вас получились рассказы о ваших маленьких друзьях.
Слайд 11
Четвероногие друзья!
Их не любить никак нельзя.
Они помощники в труде –
Надежные, примерные,
Они и выручат в беде,
И в дружбе очень верные.
- Как звали собак у Юрия Коринца? (Ханг и Чанг).
- А у Виктора Драгунского? (Дымка, Антон).
- Что объединяет эти два рассказа? (Общность сюжетов: пение животных под аккомпанемент хозяев).
- В каких словах заключена идея рассказа «Ханг и Чанг» («Не такой человек был мой дядя, чтобы продавать своих друзей»).
Вот какие наши четвероногие друзья.
Друг – приятель – это одно и то же? (Нет).
Дети поясняют значение слов «друг», «приятель».
Друг-это Приятель-это
Не путайте эти понятия.
Слайд 12
Историческая справка. (Ученица)
Считается, что предок домашней собаки – волк – был первым животным, которого человек принял в свой дом. Это произошло 20 тысяч лет назад. Постепенно человек приучил собаку сторожить дом, помогать на охоте, охранять скот.
На Руси с древних времен собаки помогали охотникам.
У Петра I была собака – связная. Она разносила его письма и распоряжения.
В Санкт – Петербургской полиции служил пес по кличке Султан. Он вернул пострадавшим людям украденные у них ценности на общую сумму в 2 миллиона рублей.
Сенбернар по кличке Барри спас в альпийских горах 40 человек. В метель и пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся с пути.
Л.Н. Толстой написал рассказ о пожарной собаке по кличке Боб, которая вынесла из огня 12 маленьких детей.
Собаки – таможенники научились находить взрывчатку, и даже оружие, которым могут воспользоваться бандиты, террористы, также они находят наркотики.
Слайд 13
Спешит могучий сенбернар,
К вершине перевала,
Там снежный прогремел обвал,
Метель отбушевала…
На помощь человек зовет,
Он там погибнуть может,
Но сенбернар его найдет,
В беде ему поможет.
Слайд 14
Историческая справка. (Ученик)
В разные времена и в разных странах к кошке относились по- разному.
В Древнем Египте ее боготворили, оказывали всякие почести. Смертная казнь карала того, кто преднамеренно убьет хотя бы одного из стражей хлебных амбаров. Если же кошка умирала своей смертью, ее оплакивали, осыпали дарами в виде высушенных мышей.
В Европе в средние века кошку преследовали, так как считали, что в ней поселился дьявол. Особенно не везло черным котам, считалось, что они приносят в дом несчастье.
В Японии в XVII веке существовала легенда: владельцу небольшой чайной лавки, чьи дела шли плохо, подарили статуэтку кошки. Она ожила и стала работать за кассой магазина. Это стало сенсацией, все больше людей заходили в чайную, чтобы увидеть такое чудо. Благодаря этому торговля пошла хорошо, и с тех пор во всех чайных Японии держат кошек.
Может быть, все это выдумка, но так или иначе, кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет и до сих пор остается загадочным и таинственным существом.
Слайд 15
Третья страница «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Подготовленные ученики читают наизусть отрывок из стихотворения А. Барто «Думают ли звери?»
Я думаю о том:
Умеют думать звери?
Вот, шевельнув хвостом.
Котенок входит в двери.
Он думает о том.
Что будет с ним потом?
Есть мысли у телят?
Я видел, как телята
Хвостами шевелят
И вдаль глядят куда-то...
Бывают у собак
Нерадостные мысли,
Задумается пес -
И уши вниз повисли.
- Согласны ли вы с героем стихотворения, что собаки, кошки умеют думать.
Что их может в жизни огорчать?
К. Паустовский писал: «Однажды хозяин собаки отправился в путешествие и не взял с собой собаку. Пес не смог этого перенести, убежал на берег, бросился в воду и утонул…»
О собачьей преданности ходят легенды, а всегда ли мы, люди, внимательны к своим питомцам?
В один из осенних дней 1974 года в московском аэропорту Внуково шла посадка на отлетающий в Норильск самолет. Один из пассажиров был с овчаркой. На собаку был билет, но в самолет ее не пустили - не оказалось справки от врача. И тогда хозяин обнял пса, сиял ошейник и... улетел, оставив собаку на аэродроме. Овчарка осталась ждать. Она поселилась на аэродроме и в течение почти двух лет каждый день встречала все прилетавшие во Внуково самолеты. Собака подбегала к трапу и днем, и ночью, и в лютый мороз, и в зной и терпеливо ждала, пока с борта не сходил последний пассажир.
- Мы читали с вами произведения, в которых герои очень любили животных и заботились о своих маленьких друзьях.
- Вспомните сказку А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Какой секрет Лис открыл Маленькому принцу?
(«Зорко одно лишь сердце». Самого главного глазами не увидишь. Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».)
- Помните эти мудрые слова. Окружите любовью и заботой того, кто живет рядом с вами. И пусть наш журнал закрывается этими словами.
«Мы в ответе за тех, кого приручили» (хором)
Итог урока
Защищая природу, человек защищает себя. Кто в детстве спас птицу, защитил муравья, во взрослой жизни тоже будет защищать все живое, не позволит срубить лес, не нарушит тишину заповедных лесов, озер. Человек в этом мире – старший по разуму и по старшинству – должен заботиться обо всем на Земле.
А вот сейчас слово Вам. Пусть каждый из Вас скажет, напишет свое слово о доброте. Вспомните, когда Вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое, но такое. От чего другому человеку стало приятно, а у Вас на душе светлее. Не может быть, чтобы Вы никогда никому не сделали ничего доброго – ни человеку, ни растению, ни животному.
Перед каждым из Вас волшебный листок. Напишите на нем кратко, какое доброе дело Вы совершили за свою жизнь, от которого Вам и окружающим Вас людям стало радостно.
Зачитывать мы не будем, кричать о своих добрых делах не стоит, потому что, как гласит английская пословица: «Кто добр поистине, добро творит в молчании».
Посмотрите, доброта – это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.
Слайд 16
Пусть герои рассказов дарят нам тепло.
Пусть добро навеки побеждает зло.
Но наш журнал не совсем завершен. Осталась еще одна страница. Это страница для самостоятельной работы.
Слайд 17
6. Домашнее задание.
Сочинение:
1. Мой маленький друг.
2. Мой любимый мультфильм о животных.
Можно использовать план, по которому мы работали на уроке.
Оформите свою работу рисунками.
В заключение нашей встречи я хочу поблагодарить Вас за работу, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надежными людьми. Если во время урока вы не были равнодушными, если сказанные слова разбудили сердце, затронули душу, если вам было интересно на уроке, покажите свои сердечки.
Слайд 18 (песня)
Песня «Не дразните собак»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....