Урок литературного чтения "Л.Н.Толстой. Не лениться. Косточка."
план-конспект урока по чтению на тему
конспект урока литературного чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._ne_lenitsya._kostochka.docx | 42.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Учитель: Скачилова Ольга Викторовна
1»Б» класс
Тема урока: Л. Н. Толстой «Не лениться», «Косточка».
Цели: создать условия для осознания учениками-читателями воспитательного воздействия художественного текста.
Задачи урока:
- Обучать детей осмысленному и вдумчивому чтению, стимулирующему к работе на уроке учащихся разного уровня мышления, имеющих различный словарный запас.
- Развивать способность детей высказать собственное мнение, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли.
- Воспитывать у детей чувство сопереживания, великодушия, умения прощать.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Планируемые результаты.
Предметные УУД: Обобщить первоначальное представление о дружбе и друзьях, о нравственно-этических понятиях (обман, лень, доброта, совесть, трудолюбие, честность и др.)
Личностные: развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, семье, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: умение договариваться, находить общее решение.
- Организационный этап.
- Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты, не теряем.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Работа в паре.
Читателю.
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
Всю жизнь свою учись читать
Внимательно, серьёзно.
Я так прошу тебя – учись читать,
Пока не поздно. Р. Сеф.
-Прочитайте стихотворение шёпотом. Прочитайте выразительно.
- С какой просьбой обращается автор к своим читателям?
-Как вы думаете, почему в урок я включила такую речевую разминку?
-Разве вы ещё не умеете читать?
- Как понимаете слова: «Всю жизнь свою учись читать внимательно, серьёзно…»?
Вывод: Уметь читать – понимать, что автор хотел сказать своим произведением, чему хочет научить, от чего предостеречь.
- Актуализация знаний.
Познавательные УУД: развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; находить ответы на вопросы.
Регулятивные УУД: развитие умения высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом; развитие умения определять цель деятельности на уроке.
-С какими произведениями Л.Н. Толстого мы уже познакомились? О чём писал Л.Н. Толстой?
Составление кластера по творчеству Л.Н. Толстого.
Л.Н. Толстой
О детях о природе о Родине
Басни были рассказы сказки былины
- Все ли знаете об этом писателе?
Метод «Чтение с пометами». Тексты на партах. Работа в паре.
При чтении биографии писателя карандашом выставлять пометки на полях.
V уже знал
+ узнал новое
? хочу узнать
Лев Николаевич Толстой (1828-1910)
Лев Николаевич Толстой жил почти 200 лет назад. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Всю жизнь, 82 года, Л.Н. Толстой посвятил литературе. Лев Николаевич Толстой был не просто писателем, а графом, владельцем больших земельных угодий и нескольких деревень. Он очень любил и уважал своих крестьян. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Для них Лев Николаевич написал «Азбуку», «Книги для чтения».
Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.
Проверка.
Великого классика нет в живых уже 100 лет. А произведения его живут, их читают, их любят взрослые и дети.
-Почему? (предположения детей). Ответ мы и будем искать в его произведениях.
Физминутка для глаз.
- Первичное восприятие и усвоение новых знаний.
Познавательные УУД: развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов;
выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других;строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме;
умение работать в паре.
Личностные УУД: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции словами; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
1) Методический прием «Предположение».
- Прочитайте название произведения.
Как вы думаете, о чём оно будет, определите его тему.
(Л.Н. Толстой «Не лениться»).
Проверим наши предположения. Текст читает учитель.
Первичная проверка понимания.
-Понравился рассказ? Почему?
-Какие непонятные слова встретились в тексте?
Сопрела - сгнить, истлеть; сгноиться или позадхлеть, испортиться в тепле и сырости. Кожи, мука сопрела, слежались.
Какую важную мысль автор сообщает читателям?
Выберите пословицы, которые подходят к произведению.
- Дружба заботой, да подмогой крепка.
- Кто поздно встаёт, у того хлеба недостаёт.
- Согласье в семье - богатство.
- Каждое семя знает своё время.
2) Прочитайте произведение выразительно друг другу в паре. Взаимооценивание.
3) Сегодня мы будем работать ещё с одним рассказом «Косточка», который специально для детей написал Л.Н.Толстой.
Чтение учителем рассказа с остановками:
- «Он всё ходил мимо слив...»
- Как думаете, что дальше сделает Ваня? Как ещё он мог поступить?
2. «Она сказала отцу…»
- Как вы думаете, как поступит отец? Как он ещё мог поступить?
4) Работа с текстом после чтения:
- Понравился ли вам рассказ? Почему?
- Кто из его героев вам понравился? Почему?
- Хотели бы вы оказаться на месте Вани?
- Почему нет? (Он стыдился своих поступков.)
- Если да, как бы вы поступили на месте Вани? (Попросил бы у мамы.)
- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему?
Л. Н. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумывал и в этом случае с Ваней.
- Подумайте, к какому жанру отнес Л.Н.Толстой свой рассказ «Косточка», если это было на самом деле? (Быль)
Сейчас былью мы называем произведение о том, что произошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, многие предметы появляются (компьютер, сотовый телефон), а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которые их называли. Так и слово горница редко стало встречаться в нашей речи.
-Найдем в толковом словаре значение слова «горница».
Динамическая пауза.
Встаньте, пожалуйста. Поиграем: если пословица мною будет сказана верно, присядьте; если неверно, то поднимите руку, чтобы её исправить. Итак, слушайте:
- Ветра не удержишь, правды не скроешь.
- Сначала делай, а потом думай. (Сначала думай, а потом делай)
- Совесть душу тормошит.
- Лучше сладкая правда, чем горькая ложь. (Лучше горькая правда, чем сладкая дождь).
- Ложь чёрной ниткой шита. (Ложь белой ниткой шита).
- В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
- Ссора в своей семье до первого взгляда.
- Дерево держится корнями, а человек семьёй.
- На что лад, коли в семье клад. (На что клад, коли в семье лад.)
Найдите в тексте все глаголы, обозначающие, что делал Ваня и подчеркните их. ( Не ел, нюхал, ходил, не удержался, схватил, съел, покраснел, сказал, побледнел,сказал, заплакал).
- Зачем автор так подробно описывает переживания мальчика? (Автор объясняет, почему он совершил плохой поступок, рассказывает, как тот боролся с собой, как ему было стыдно)
- Почему этот рассказ назван поучительным? - Чему учит эта история? (Не совершать плохих поступков, за которые потом будет стыдно).
-О чём этот рассказ? (О лжи, о совести).
- О ком рассказ?
-Кто ещё вам симпатичен в рассказе?
Это рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга.
Можем предположить теперь, зачем Л.Н.Толстой написал «Косточку»?
(Наверное, чтобы мы поняли, что надо любить и понимать других, что надо уметь прощать. Не обманывать. А если обманул, надо признаться. Близкие тебя поймут и помогут).
- Написание синквейна про Ваню.
Познавательные УУД: выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы;
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других; оформлять свои мысли в письменной форме.
Регулятивные УУД: развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с текстом; интерпретировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД: развиваем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Написание синквейна про Ваню:
-На первой строчке напишите, о ком идёт речь в рассказе. Кто главный герой?
-Напишите слова, которые характеризуют Ваню. Какой он?
-Напишите три слова, которые отвечают на вопрос: что делал Ваня?
-Как вы относитесь к тому, о чём написано в рассказе?
-Можно ли одним словом выразить свою мысль, своё отношение к прочитанному? Что почувствовал Ваня?
Напишем предложение.
В любом сочинении должен быть вывод. Нужно самое главное слово, несколько слов, пословицу, которые определяют всю суть рассказа.
Ваня:
Маленький, красный
съел, покраснел, заплакал
Все тайное становится явным.
Стыдно
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
Регулятивные УУД: формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
-Что нового вы узнали на уроке?
-Что повторили из того, что уже знали?
-На какие вопросы получили ответы?
-За что вы себя могли бы похвалить?
-Чем важен сегодняшний урок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения. Л.Толстой "Филипок".
Знакомство с рассказом....
урок литературного чтения Алексей Толстой "Весна"
Урок литературного чтения проводится в 4 классе по теме "Путешествие в мир звуков и красок". Это урок на котором дети наблюдают, анализируют, делают выводы. Небольшое по объёму произведение, а с...
Методическая разработка урока литературного чтения Л. Толстой "Прыжок"
Урок проведен в рамках недели литературного чтения. Показан опыт работы учителя по развитию умения учащихся работать в группах и в парах....
Презентация к уроку литературного чтения Л. Толстой "Прыжок"
Презентация содержит сведения об авторе, слайды к рассказу....
урок литературного чтения "Л.Толстой. Какая бывает роса на траве"
В данном уроке представлены три стратегии смыслового чтения....
Конспект урока литературного чтения Л.Толстой "Пожарные собаки". 1 класс. перспектива.
Конспект урока литернатурное чтение по произведению ЛТолстого "Пожарные собаки".1 класс. перспектива....
Презентация к уроку литературного чтения Л. Толстой
Данная презентация разработана для урока литературного чтения во 2 классе Л.Толстой "Филипок".(закрепление)...