Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению по ФГОС.Развивающая система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4klass_liter.docx | 87.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе 4 класс.(136ч 4 часа в неделю)
Цель: увидеть, уловить, почувствовать, понять образ Страны детства, созданный в разных литературных произведениях по специальным писательским или поэтическим законам.
Учебная задача всего учебного года — совершить «путешествие» (прочитать, перечитать, исследовать) в мир художественных произведений, в котором какими-то известными или еще неизвестными способами и приемами создается художественный образ героя, уголка земли, события, приключения, поступка и т. д., так или иначе имеющего отношение к периоду детства в жизни человека.
№ | Тема урока | Содержание | Деятельность детей | Планируемые результаты | Контроль | |||
Дата | Проектирование задач учебного года. 5ч | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
1 2 | Стартовая работа. Анализ ошибок, допущенных в стартовой контрольной работе. | Разноуровневая проверочная работа, работа с оценочным листом, критериальное оценивание. Работа над ошибками. | Выполнение разноуровневой проверочной работы Работа с оценочным листом. Анализ работы. Карта Знаний. | Повторение: лирическое и юмористическое стихотворение, миниатюра, этюд, строфа, звукопись, аллегория; определяют жанры (рассказ, басню, стихотворение, драму) по характерным признакам; выделяют примеры сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания; наблюдение пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях; различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического; в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому; пересказывают сюжет небольшого по объему произведения с использованием авторских изобразительных средств; пересказывают сюжет небольшого по объему произведения от имени определенного лица; восстанавливают порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана); инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя; отличают художественный текст от научно-популярного по существенным признакам; создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению; создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст; делают записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения. | правильно читают словосочетаниями, интонируют в соответствии с пунктуацией незнакомые тексты разных жанров; самостоятельно придумывают заглавия к тексту объемом около 200 слов (выбором ключевого словосочетания); в устной и письменной форме дают развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту; имеют представление о таблице и схеме как способе предъявления информации; структурируют самостоятельно прочитанный текст в соответствии с заданным количеством микротем; составляют модели жанров и изобразительных средств языка; имеют представление о библиотеке: ее назначении и устройстве; в диалоге и коллективном обсуждении могут выступить с развернутым ответом; оценивают ответ одноклассника по предложенным учащимися критериям. способны пользоваться школьным толковым словарем и детскими энциклопедиями под руководством учителя; выступают в роли редактора собственного текста с целью коррекции недочетов; | учащиеся способны видеть в поступках литературных персонажей соответствие или несоответствие нравственным ценностям; понимают общечеловеческий характер нравственных ценностей при многообразии народов, культур и эпох; следуют этическим нормам поведения в коллективе, в паре, в группе при чтении, слушании и обсуждении художественных произведений; проявляют взаимопомощь в случае затруднения собеседников во время исследования произведений; понимают изменение эмоций в художественном произведении и эмоций, проявляющихся при чтении, слушании и обсуждении художественного произведения; проявляют интерес к самостоятельном выбору книги для чтения; | Стартовая работа. Проверка техники чтения. | |
3 | Составление плана ликвидации трудностей и ошибок. | |||||||
4 | Определение задач учебного года через анализ задач стартовой работы. | |||||||
5 | Составление «карты» основных задач учебного года. | |||||||
Раздел I. Когда сбываются мечты…15ч | ||||||||
1 (6) | Вводный урок. Детские мечты… Как о них рассказать? Б. Заходер. «Считалия». | Знакомство с учебником. Тема мечты в произведениях разных авторов. Считалки. | Наблюдение за темой детской мечты в литературе и способами ее раскрытия в разных жанрах. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Парная и групповая работа по созданию образа Страны детства. Наблюдения за разными авторскими произведениями и приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Сравнительный анализ текстов о детях, детстве. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений. Работа с разными информационными источниками. Членение текста на микротемы, составление плана. Иллюстрирование произведений о детстве. Презентация работ. Подготовка портфолио. Драматизация произведений. | Ориентируется в литературоведческих понятиях и терминах. Читает выразительно поэтическое произведение. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – эпиграф | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения. | ||
2(7) 3(8) 4(9) | «Приметы детства».Акцентное вычитывание текстов. О.О. Дриз. Семицветная страна; Настроение. Тон произведения. Ю.П. Мориц. Это очень интересно; Сочинение в любом жанре (рассказ, сказка, стихотворение) «Моя Страна детства» Приемы создания художественного образа «детства». А. Мелякова. Мои мечты. | Реализация авторского замысла в художественных образах детства. «Приметы детства». Разные способы изображения этих примет. Творчество ребёнка, создавшего свою Страну детства. Настроение. Тон произведения. Событие. Детство – начало творческой биографии автора – ключ к пониманию дальнейшей жизни. Приемы создания художественного образа «детства». | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах. К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. | Сочинение в любом жанре (рассказ, сказка, стихотворение) «Моя Страна детства» О.О. Дриз. Семицветная страна; Выучить Ю.П. Мориц. Это очень интересно; Выучить. А. Мелякова. Мои мечты. Выучить. | ||
5(10) 6(11) | Зачем и для кого В.Ф. Одоевский создал свой городок в табакерке? В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. Разбивка текста на микротемы. Подбор заголовков к микротемам. В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. Деление текста на части. План текста. | Изобразительные средства создания сказочной страны. Фантастическое и реальное в сказке. Особенности жанра сказки. Описание табакерки. Путешествие по сказочной стране. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя. Определение особенностей учебного и научно-популярного тек-стов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, опре- деление главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микро-тем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. | Устно передаёт содержание текста по плану. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – фантастическое произведение | П. Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. Знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. | |||
7(12) | О чём в детстве мечтали взрослые? В.Д. Берестов. «Исполнение желаний». «Прятки» | Образ детских желаний в поэтическом произведении. Тон стихотворения.
| Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Читает выразительно поэтическое произведение. | П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях | |||
8(13) | Мечта как особый случай. Странное желание ребёнка. В. Иванова. «Трудный случай». | Событие в рассказе. Переживания героя, способы их изображения в произведении. Настроение. «Урок», полученный героем. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказыва-ния. | Участвует в диалоге: понимает вопросы собеседника и отвечает на них в соответствии с правилами речевого этикета. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – событие | П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Владеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. | Полноценное восприятие художественной литературы. Навыки сотрудничества в разных ситуациях | |||
9(14) 10(15) | Тема мечты в переводах зарубежных детских поэтов и современного автора. У.Д. Смит. Слон; Шэл Силверстейн. Если я был бы; Изобразительные средства в переводах зарубежных детских поэтов и современного автора. | Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Изобразительные приёмы автора. Тон рассказа, настроение героев. Диалоговый характер юмористических стихотворений о мечте. Образ детства в миниатюре. Приемы создания образа детства в миниатюре. | Читает выразительно поэтическое произведение. Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях –изобразительные средства | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. Эмоциональная отзывчивость на прочитанное. | Миниатюра «Если бы я был (а)…» | ||
11(16) | Счастливые ощущения своего «Я» в Детской стране. С. Чёрный. Невероятная история; Изображение в рассказе конфликтной ситуации. Выявление основных фрагментов сюжета Сюжет и композиция повествовательного произведения. С. Чёрный. Невероятная история; | Грустное и весёлое в детстве – одна из основных тем поэтов и писателей для создания образов детства. Сюжет и композиция повествовательного произведения. Основная мысль произведения, выражающая позицию автора. Описание героя. Портрет. Основные фрагменты сюжета. Лирическое стихотворение о детстве. | Читает выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Участвует в диалоге: понимает вопросы собеседника и отвечает на них в соответствии с правилами речевого этикета. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – рассказ, конфликт, художественный образ | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Вести устный диалог, слушать и слышать собеседника. | Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Навыки сотрудничества в разных ситуациях. | Сочинение-рассуждение «Почему хорошо быть ребенком?» | ||
С. Чёрный. Невероятная история;Выучить | ||||||||
12(17) | Реализация авторского замысла в художественных образах детства. М. Агафонова. Хорошо быть маленьким | |||||||
13(18) | Выявление изобразительных средств автора для создания художественного образа детства. М. И. Цветаева. «Мирок» (из сборника «Вечерний альбом») | М.И. Цветаева. Мирок.Выучить. | ||||||
14(19) 15(20) | Я и Пушкин… Пейзажная лирика поэта и тема творчества. А.С. Пушкин. Осень. Деление лирического произведения на смысловые части(строфы). Анализ текста. Метафора творчества. А.С. Пушкин. Осень. | Описание осени (пейзаж). Отношение поэта и героя к осени и творчеству. Рождение поэтического «Я» в момент вдохновения. Образ вдохновения. Изобразительные средства его создания. Метафора творчества. | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – строфа, лирическое произведение | П. Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа, составлять план. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. Навыки сотрудничества в разных ситуациях | Миниатюра на одну из тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…» | ||
А.С. Пушкин. Осень. Выучить. |
Читай, удивляйся, размышляй!
О. Казмирчук «Я большая, мне шесть лет…»; Ю. И. Коваль «Нюрка»; М. Агафонова «Времена года»; В. А. Бахревский «Избяной соловей»; Е. И. Матвеева «Тайное желание»; В. П. Авенариус «Отроческие годы Пушкина (глава «Поэт-дядя и поэт-племянник»); Ю. Д. Левитанский «Что я знаю про стороны света…»; А. Е. Пермяк «Тонкая струна»; Ю. П. Мориц «Чтоб летали мы все и росли».
Раздел 2 Детские пристрастия.12ч.
1(21) 2 (22) 2 | Вводный урок. В чём заключаются секреты детства? Особенности детской поры. Отношение взрослого к своему детству. Образ поэта Н.С. Гумилёва и образ героя в лирическом стихотворении. Разные способы представления пристрастий. Н.С. Гумилёв. Детство Миниатюра на тему «Кто такие дети?» | Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. Разные способы представления пристрастий. Образ поэта. Образ героя. Лирические воспоминания. | Наблюдение за темой детских интересов, увлечений, пристрастий и способами изображения увлечений персонажей в произведениях, разных по жанру, настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа увлечений. Наблюдение за разными авторскими приемами и произведениями. Сравнительный анализ текстов о детях, детстве. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений. Грустного и веселого текстов. Иллюстрирование произведений о детстве. Презентация работ. | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Участвует в диалоге: понимает вопросы собеседника и отвечает на них в соответствии с правилами речевого этикета. | П. Строить сообщения в устной форме. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. Навыки сотрудничества в разных ситуациях Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. Самооценка на основе успешности учебной деятельности. | Миниатюра на тему «Кто такие дети?» |
Н.С. Гумилёв. Детство. Выучить. | |||||||
3(23) | Авторские размышления о детстве. В.Ю. Драгунский. Что я люблю…, …И чего не люблю. | Тема утверждения своего «Я» героем литературных произведений. Герой-рассказчик. Авторское размышление. | Читает про себя: осознаёт прочитанный текст, выделяет в тексте логические части; отвечает на вопросы, используя текст. Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – герой-рассказчик | П. Обработка информации (определение основной и второстепенной информации). Р. Соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе | Миниатюра на тему «Что я люблю», …И чего не люблю» | |
4(24) | Внутренний мир героя… Ю.Д. Левитанский. Что-то случилось…; | Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний. Воспоминание. Герой-рассказчик. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев. Анализ поступков героев с точки зрения морали. | Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Анализирует особенности авторских выразительных средств, соотносит их с жанром произведения. Пересказывает произведение с учётом всех сюжетных линий. | П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения. | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. | ||
5(25) 6(26) 6 | Образ ушедшего детства в рассказе А.А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий». Наблюдение за развитием авторского замысла в повести. А.А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий». | ||||||
7(27) | Способы изображения внутреннего мира персонажа. Выявление кульминации рассказа В. Д. Берестов. «Деньги в детстве»; | Тема денег. Изображение события в «жизни» героя-ребёнка. Стихотворение-воспоминание. Рассказ. Внутренний мир героя и автора. Повествователь. | Конструирует монологическое высказывание, логично и последовательно строит его, выбирает выразительные средства языка. Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях –внутренний мир героя, повествователь | П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру | ||
8(28) | Определение особенностей отзыва. А.Т. Аверченко. Серёжкин рубль. | ||||||
79(29) | Смешное и грустное в произведениях разных жанров Наблюдение за образом рассказчика-повествователя. В. Шульжик. Грустный клоун; С. Чёрный. Счастливый карп. | ||||||
10(30) | Выделение в рассказе и стихотворении деталей, характеризующих поведение персонажа. Конкурс чтецов произведений В. Шульжик. Грустный клоун; С. Чёрный. Счастливый карп. | Тема весёлого и грустного в детстве – одна из самых популярных тем детской литературы. Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нём. Самое впечатляющее художественное произведение. Составление отзыва о нём. | Читает выразительно поэтическое произведение. Составляет план текста: делит его на части, определяет микротемы каждой части, озаглавливает их; пересказывает текст по плану. Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – рассказчик-повествователь | П. Поиск и выделение необходимой информации в художественном тексте. Делить текст на смысловые части, составлять план текста. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. Навыки сотрудничества в разных ситуациях | Сочинение на одну из тем: «Райский денёк»; «Райское местечко» Чёрный. В раю. Выучить. | |
11(31) | «Момент высшей радости».Образ рая в произведении С. Чёрный. В раю. | ||||||
12(32) | Урок-рефлексия. Беседа (конференция) по произведениям учебника | ||||||
Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. Навыки сотрудничества в разных ситуациях. |
Читай, удивляйся, размышляй!
М. Агафонова «На канате»; В. Ю. Драгунский «Друг детства»; В. Д. Берестов «Почему-то в детстве рисовал я…»; Л. Н. Андреев «Петька на даче»; О. Казмирчук «Прогулка»; А. А. Лиханов «Магазин ненаглядных пособий» (отрывок); С. Черный «Цирк»; И. М. Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи»; Ю. Д. Левитанский «Мучительно хочется рисовать».
Раздел3 Штрихи к портрету 15ч.
1(33) | Вводный урок. Сочинение по предложенной теме. Чтение и анализ работ. Сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?» | Чудеса детства. Описание человека. Критерии сочинения-рассуждения. | Наблюдение за темой чудес в детстве, детских переживаний в произведениях. Разных по настроению, образности эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа персонажа, его портрета, внутреннего мира.. Наблюдение за разными авторскими приемами и произведениями. Выразительное чтение портретных характеристик с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов о разных персонажах. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений, грустного и веселого текстов. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. Создание портрета(словесного и нарисованного) | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. Самооценка на основе успешности учебной деятельности | Сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?» |
2(34) | Чем впечатляет портрет детского поэта? О.О. Дриз. Мой портрет. | Портрет и автопортрет. Автобиографическая поэзия. Раскрытие личности автора через образ лирического героя. | Читает выразительно поэтическое произведение. Конструирует монологическое высказывание, логично и последовательно строит его, выбирает выразительные средства языка. | П. Осуществлять анализ текста с выделением существенных и несущественных признаков объектов. Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях. Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру | О.О. Дриз. Мой портрет. Выучить | |
3(35) 4(36) | Литературный автопортрет. А.С. Пушкин. Вы просите у меня мой портрет…; Кульминация автобиографического повествования. С. Чёрный. Детям. | Словесный портрет и автопортрет. «Жизненный урок» – кульминация автобиографического повествования. | Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. | П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания. | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. Навыки сотрудничества в разных ситуациях | С. Чёрный. Детям. А.С. Пушкин. Вы просите у меня мой портрет…; Выучить | |
5(37) 6(38) | Портреты героев в рассказе. Раскрытие характера героя через портрет . А.П. Чехов. Детвора. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Сравнение. А.П. Чехов. Детвора. | Использование художественной детали для создания словесного портрета. Сравнение. Портрет героя произведения. Внутренний мир героя. | Составляет план текста: делит его на части, определяет микротемы каждой части, озаглавливает их; пересказывает текст по плану. | П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Проявление особого интереса к школьному содержанию занятий. Навыки сотрудничества в разных ситуациях | ||
7(39) 8(40) | Образ красоты в стихотворении. Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. Анализ и интерпретация произведения. Иллюстрирование произведения Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка. | Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Событие в лирическом стихотворении. | Воспринимает на слух поэтическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Читает выразительно поэтическое произведение. | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Делить текст на смысловые части, составлять план текста. Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». Принятие образа «хорошего ученика». Способность к оценке своей учебной деятельности. | Выучить Некрасивая девочка. | |
9(41) | Портрет первоклассника в произведении С Черного«Приготовишка»; | Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Конфликт в рассказе. Настроение героев и автора. Диалог героев в эпическом и лирическом произведениях. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю своё отношение к героям в повествовательном тексте. Словесный портрет. Речь героев. Герой-рассказчик. Его внутренний мир. | Конструирует монологическое высказывание, логично и последовательно строит его, выбирает выразительные средства языка. Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – портрет | П. Осуществлять синтез как составление целого из частей. Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе | Миниатюра на одну из тем: «Незабываемый портрет»; «Мой портрет» М.Я. Бородицкая. Первоклассник; Выучить. | |
10(42) | Сцены из детской жизни. М. Я. Бородицкая. «Первоклассник»; | ||||||
11(43) | Чудеса детства в произведении М. И. Цветае- ва. «Жар-Птица» (из сборника «Волшеб- ный фонарь»); | ||||||
12(44) 13(45) | Роль художественной детали в портретах героев повести Л. Н. Толстой. «Ивины» (глава из повести «Детство») Словесный портрет. Речь героев. Герой-рассказчик. Его внутренний мир. Л. Н. Толстой. «Ивины» (глава из повести «Детство») | ||||||
14(46) | Образ необычного рая. Б.Ш. Окуджава. Рай. | ||||||
15(47) | Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради | Прямое и переносное значение слова. Мифологический сюжет стихотворения. | Читает выразительно поэтическое произведение. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого и исследовательского характера. Р. Отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе |
Читай, удивляйся, размышляй!
Ю. Д. Левитанский «Портрет»; А. Т. Аверченко «Галочка»; Шэл Силверстейн (перевод с английского Г. М. Кружкова) «Невеста»; С. Черный «Железное колечко»; Н. С. Гумилев «Попугай»; А. П. Платонов «Еще мама».
Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье.10ч.
1(48) | Вводный урок. Выступления учеников с презентацией любимой книги. Анализ и обсуждение презентации. | Роль книги в жизни человека. Критерии презентации. Особенности жанра. | Наблюдение за темой храма науки в произведениях, разных по настроению. образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию « образа храма науки», его описания. Наблюдение за разными авторскими приемами описания помещений для чтения книг. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Р. Оценивать правильность выполнения действия. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Навыки сотрудничества в разных ситуациях | Сочинение-презентация любимой книги |
2(49) | Встреча с книгой. Общение героя с книгой в произведениях В.А. Лалетина. Бабушка! А, Бабушка! Прочитай мне сказку…; М.И. Цветаева. В субботу. | Чудо общения с книгой. | Читает выразительно поэтическое произведение. | П. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». | ||
3(50) | Образ средневековой и современной библиотеки – «храма науки и искусства». У. Эко. Имя Розы; Акцентное вычитывание текста. У. Эко. Имя Розы; | Художественный образ «храма науки и искусства». Скрипторий – средневековая библиотека. Образ книжного мира, книжного шкафа. Виды информации в книге: научная, художественная. | Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – описание | П. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Р. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе | ||
4(51) | Образ средневековой и современной библиотеки – «храма науки и искусства». В.Д. Берестов. Итак, библиотека, картотека… | ||||||
5(52) | Детские читательские пристрастия. А.А. Лиханов. Детская библиотека; | ||||||
6(53) | Образ библиотеки в произведении В. Берестова «Книжный магазин». | Художественный образ «храма науки и искусства». Читательские интересы авторов. Способы изображения этих интересов. Пушкин и его книжные пристрастия. Образ А.С. Пушкина, созданный в лирическом стихотворении. | Читает выразительно поэтическое произведение. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Принятие образа «хорошего ученика». Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе | Сочинение-отзыв о стихотворении «Книжкина колыбельная», Сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника Сочинение в любом жанре (рассказ, стихотворение, сказка, история и др.) на тему «Моя Страна детства» | |
7(54) | Наблюдения за разными авторскими описаниями помещений для чтения книг. Экскурсия в библиотеку. | ||||||
8(55) | Читательские интересы авторов А. А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе» (отрывок); ; М. Я. Басина. «В садах Лицея» (глава «Любимые творцы») | ||||||
9(56) | Урок-рефлексия. Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!». Чтение и обсуждение сочинений. | ||||||
10(57) | Итоговая поверочная работа по первой части учебника «Детства чудная страна». | Самое интересное произведение учебника. Критерии школьного сочинения-отзыва. | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». |
Читай, удивляйся, размышляй!
Н. С. Гумилёв «Читатель»; А. А. Лиханов «Детская библиотека» (отрывок); А. С. Пушкин «В альбом Пущину»; М. И. Цветаева «Книги в красном переплете».
Книга вторая «Все мы – родом из детства».
Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики26ч.
1(58) | Вводный урок. Подготовка к путешествию. Образ настоящего героя в произведении Ю.Д. Левитанского Кораблик. Сравнительный анализ лирического стихотворения. | Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы. | Наблюдение за темой истинного и ложного героизма в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа истинного героя, его описания. Наблюдение за разными описаниями настоящих и мнимых героев в произведениях(лирических. эпических, драматических, скульптурных и живописных). Выразительное чтение описания поступков персонажей с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями поступков персонажей. Сопоставление повествовательного и драматического произведений. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в драматическом произведении. Работа с разными информационными источниками. Работа в библиотеке. Создание портрета(словесного и нарисованного) Презентация работ. Драматизация произведений. Написание сочинений на предложенную тему о герое, исторической эпохе, подвиге. Виртуальное путешествие в скрипторий, в античную эпоху. | П. Строить сообщения в письменной форме. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Стартовая проверочная работа | |
Истинные и ложные «герои». Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребёнком-фантазёром. Событие-желание в лирическом стихотворении. Биография писателя. Очерк о сказочнике. Строфа. | Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – изобразительные средства | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Устное сочинение «Куда нам плыть?» Б.Ш. Окуджава. Бумажный солдатик. Выучить. | |||
2(59) 3(60) | Биография писателя. Очерк о сказочнике. Г.Х. Андерсен Сравнительный анализ сказки Г.Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик; | ||||||
4(61) | Изобразительные средства в произведении Б.Ш. Окуджава. Бумажный солдатик. | ||||||
5(62) | Экскурсия в библиотеку . Поиск и презентация книг о героях, героических поступках. | Знакомство с каталогом, шифром книги, дается понятие «каталожная карточка», «каталожный разделитель». Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. | |||||
6(63) | Художественный образ капитанов в стихотворении Н.С. Гумилёва Капитаны; Лирический герой в произведении Н.С. Гумилёва Капитаны; | Поэзия о героях-романтиках. Образ капитанов: изображение героики морских сражений, качеств характера. Ритмика стихотворения, тон. Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребёнком-фантазёром. Портрет персонажа, художественная деталь портрета. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. | Читает выразительно поэтическое произведение. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – художественный образ, портрет, художественные детали | П. Составлять план текста, уметь передавать содержание текста в сжатом, выборочном или развёрнутом виде. Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных ситуаций. | Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». | ||
7(64) 8(65) 9(66) | Образ истинного героизма в произведении Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася; Акцентное вычитывание произведения Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася; Деление на части. Озаглавливание. Портрет персонажа, художественная деталь портрета. Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася; | ||||||
10(67) 11(68) | Образ истинного героизма в произведении В.А. Бахревский. Светлячок. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася; В.А. Бахревский. Светлячок. | ||||||
12(69) | Образ детства в стихотворении М.И. Цветаева. Из цикла «Ока»; | Поэзия детства. Шуточное стихотворение. Игровые повторы. Лирическое стихотворение-воспоминание. Описание. | Воспринимает на слух поэтическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – лирическое стихотворение | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «семья», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого». | М.И. Цветаева. Из цикла «Ока»; Выучить. | |
13(70) 14(71) | Способы изображения героинь в стихотворении М.И. Цветаева. Мама на даче. Создание портрета словесного и нарисованного. Презентация работ. М.И. Цветаева. Мама на даче. | М.И. Цветаева. Мама на даче. Выучить. | |||||
15(72) 16(73) 17(74) | Акцентное вычитывание повествовательного текста А.Т. Аверченко. «Предводитель Лохмачёв;» Способы изображения авторитетного героя в рассказе А.Т. Аверченко. «Предводитель Лохмачёв;» Составление плана пересказа . А.Т. Аверченко. «Предводитель Лохмачёв;» | Юмористический рассказ. Повествование. Эпическое произведение. Сюжет. Система персонажей. Система жизненных ценностей. | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях –повествование, рассказ (эпическое произведение), идея | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе | Сочинение-фантазия: «Я - …» | |
18(75) 19(76) | Сравнение героев произведения. Наблюдение за развитием сюжета. А.Т. Аверченко. «Предводитель Лохмачёв;» Сочинение-фантазия: «Я- …» Работа со словарями. | ||||||
20(77) | Акцентное вычитывание текста. Ответы на вопросы В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене. | ||||||
21(78) 22(79) 23(80) | Наблюдение за развитием сюжета и композицией в драматическом произведении. В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене. Инсценирование художественного произведения (его части) В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене. Сочинение в любом жанре на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история». | Драматическое произведение. Пьеса. Конфликт. Действие. Реплика. | Инсценирует художественное произведение (его части): читает по ролям, участвует в драматизации; передаёт особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, тембр, интонация речи, мимика, жесты). Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – драма, пьеса, конфликт, реплика | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Драматизация. Сочинение в любом жанре на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история». | |
24(81) | Способы выражения авторской позиции .Б.В.Заходер. Неужто вы могли забыть? | Юмористический рассказ. Повествование. Эпическое произведение. Сюжет. Система персонажей. Система жизненных ценностей. Чтение вслух. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. | Придумывание вопросов к текстам. Работа в читательском дневнике. | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях –повествование, рассказ (эпическое произведение), идея | Проверочная работа по теме: «Когда рождаются настоящие герои и выдумщики Проект «Наш альманах» | ||
25(82) 26(83) | Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради. Презентация работ. Чтение и обсуждение произведений из раздела «Читай, удивляйся, размышляй!» |
Читай, удивляйся, размышляй!
С. Черный «Когда нет никого дома»; М. Агафонова «У стоматолога»; Ю. Я. Яковлев «Мой верный шмель»; И. А. Дегтярева «Шмель»; И. А. Бунин «Последний шмель».
Раздел II. Уроки детства.17ч
1(84) | Счастливое воспоминание о школе. Лирическое стихотворение Наблюдение за темой произведения А.С. Пушкина «В начале жизни школу помню я…» | Лирическое воспоминание. Мифологические образы в стихотворении. Настроение переживание лирического героя. | Наблюдение за темой уроки детства в произведениях, разных по настроению. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа истинного героя, его описания. Наблюдение за разными описаниями персонажей в произведениях(лирических. эпических, драматических, скульптурных и живописных). Выразительное чтение описания проступков персонажей с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей. Сопоставление повествовательного и драматического произведений. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в драматическом произведении. Работа с разными информационными источниками. Работа в библиотеке. Создание портрета (словесного и нарисованного) Презентация работ. Моделирование жанра отзыва. План. Подробный пересказ текста. | Читает выразительно поэтическое произведение. | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Сочинение-воспоминание на одну из тем: «Этот случай мне запомнился навсегда»; «Я провинился (ась)…»; «Теперь я понимаю, как стоит поступать». |
Читает выразительно поэтическое произведение. | К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. К. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру | |||||
2(85) | Смелость детских поступков. Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец». | Лирическое стихотворение. Учитель и ученик. Впечатление-интерпретация. впечатление-анализ. | |||||
3(86) 4(87) | Изобразительные средства в произведениях А.С. Пушкина «В начале жизни школу помню я…». В.Д. Берестова «Пловец». Выразительное чтение описания проступков персонажей с последующим оцениванием. А.С. Пушкина «В начале жизни школу помню я…». В.Д. Берестова «Пловец». | ||||||
5(88) 6 (89) | Акцентное вычитывание текста Ю.М. Нагибин. Зимний дуб. Авторские описания персонажей в произведении Ю.М. Нагибин. Зимний дуб. | Тема вечности и скоротечности жизни. Отличие школьного урока от «урока жизни». Описание зимнего дуба. Диалог героев. Черты характера человека, проявляющиеся от соприкосновения с миром природы – миром вечности. | Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | ||
7(90) | Выделение основных событий рассказа. Составление плана в соответствии с микротемами Ю.М. Нагибин. Зимний дуб. | ||||||
8(91) | Почему человек и дерево – родственные души? А.А. Фет. Одинокий дуб. Акцентное вычитывание. | Тема связи человека с природой. Способы раскрытия авторского отношения к «событию», описанному в лирическом произведении. Чтение про себя.. Работа с разными видами текста Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих ви-дов текста. | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – риторический вопрос | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Самооценка на основе успешности учебной деятельности | Сочинение-прогноз: допиши строку автора «Я знаю, что деревьям, а не нам…» | |
9(92) 10(93) 11(94) | Акцентное вычитывание. Описание персонажей. Раскрытие их внутреннего мира. А.А.. Фет. Одинокий дуб. Ю.М. Нагибин. Зимний дуб. Сравнительный анализ произведений. Иллюстрирование А.А.. Фет. Одинокий дуб. Ю.М. Нагибин. Зимний дуб. Сочинение-прогноз: допиши строку автора «Я знаю, что деревьям, а не нам…» | ||||||
12(95) | Знакомство с понятием «урок жизни».Святочный рассказ Н.С. Лесков. Неразменный рубль. | Тема совершения ошибки, осознания и исправления её. Святочный рассказ. Евангельская тема рассказа. Легенда и сон как авторские приёмы, способы показа становления личности ребёнка. Тема выбора в жизни человека. Повествование в рассказе. Сюжет и композиция. | Находит и выделяет необходимую информацию в словарях –эпическое произведение, экспозиция | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. К. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе | ||
13(96) | Понятие творческой биографии автора Н.С. Лескова. | ||||||
14(97) | Тепло дерева – тепло человеческого сердца… Как его ощутить? А.А. Фет. Учись у них – у дуба, у берёзы…; | Тема любви и понимания. Тема близости человека и природы. Родство дерева и человека. Пути осознания этого родства. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал. | Создаёт письменный отзыв: определяет тему своего будущего письменного высказывания (о чём бы я хотел сказать). | П. Строить сообщения в письменной форме. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. | Сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором» | |
15(98) | Сопоставление конфликтов в драме и святочном рассказе В.Д. Берестов. Сердцевина. Н.С. Лесков. Неразменный рубль. | Участвует в диалоге: высказывает свою точку зрения, выслушивает мнение одноклассников. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – тема, жанр | |||||
16(99) 17(100) | Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради Чтение произведений из раздела «Читай, удивляйся, размышляй!» | Работа с Интернет-ресурсами по творчеству В.Д. Берестов. Н.С. Лесков. |
Читай, удивляйся, размышляй!
С. Чёрный «Ах, сколько на свете детей…»; А. Т. Аверченко «Учитель Бельмесов»; М. Мерзликина «Я не хочу взрослеть»; В. П. Авенариус «Отроческие годы Пушкина» (гл. XI «Первая «проба» пера»); А. А. Ахматова «Летний сад»; Ю. Я. Яковлев «Учитель»; Я. Аким «Улица»; Ф. А. Искандер «Запретный плод»; В. Д. Берестов «В соседстве с детством»; А. П. Платонов «Цветок на земле».
Раздел III. «Микрогеография» детства.23ч
1(101) | Акцентное вычитывание Наблюдение за жанром художественные мемуары Ю.Д. Левитанский. Воспоминание о скрипке; | Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Автобиография. Понятие творческой биографии автора. Использование автобиографических черт в художественном произведении. Автопортрет в художественном тексте. Приемы его создания. | Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции. Создаёт письменный текст-рассуждение, отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Строить сообщения в письменной форме. Р. Оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения; понимания чувств других людей и сопереживание им. | Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво». | |
2(102) | Акцентное вычитывание произведения Наблюдение за жанром художественные мемуары В.Д. Берестов. Новая песенка. | ||||||
3(103) | Чему научил маленький воробей старого музыканта? А. П. Платонов. «Любовь к родине, или Путешествие воробья»; | Повествование-путешествие. Вымышленное и реальное в рассказе. Образ героя. Образ автора. Образ птицы. Образ памяти. Тема родины в рассказе, ее необычное воплощение. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. | |||||
4(104) | Тема родины в рассказе, ее необычное воплощение. Ю. П. Мориц. «Лето» | ||||||
5(105) 6(106) | Переживания детства. Самые яркие впечатления ребёнка. Тема и основная авторская идея. В.А. Бахревского. Бабочка; Образ бабочки в произведении В.А. Бахревского. Бабочка; | Тема детства. Тема памяти. Сюжет и композиция произведения. Несколько планов рассказа, концентрирующих основной смысл произведения. Образ ночных бабочек – самое яркое воспоминание о детстве. план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. | Читает выразительно поэтическое произведение. | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения; понимания чувств других людей и сопереживание им. Принятие образа «хорошего ученика» | ||
7(107) | Образ бабочки в произведении К.Д. Бальмонта. Бабочка; Изобразительные средства языка. | Читает выразительно поэтическое произведение. | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения; понимания чувств других людей и сопереживание им. Принятие образа «хорошего ученика» | Творческая работа «Создание образа бабочки по выбранному произведению.» | ||
8(108) | Образ бабочки в произведении В.В. Набокова. Ночные бабочки. | ||||||
9(109) | Сравнительный анализ текстов одной тематики. В.А. Бахревского. Бабочка; К.Д. Бальмонта. Бабочка; В.В. Набокова. Ночные бабочки. | ||||||
10(110) | Воспоминания поэта о детстве. Наблюдение за авторскими воспоминаниями И.В. Одоевцевой. На берегах Невы. | Тема материнства. Мемуары. Рассказ поэта, записанный его ученицей. | Читает выразительно прозаическое произведение. | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Использовать речь для регуляции своего действия. К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения; понимания чувств других людей и сопереживание им. Навыки сотрудничества в разных ситуациях | ||
11(111) 12(112) | Ведение личного дневника. Правила ведения. И.В. Одоевцевой. На берегах Невы. Изобразительные средства языка в произведении И.В. Одоевцевой. На берегах Невы. | ||||||
13(113) | Способы передачи впечатлений детства в мемуарах И.В. Одоевцевой. На берегах Невы. | ||||||
14(114) | Зачем человеку писать воспоминания? А.С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывок); | Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Способы изображения героя, его поступков, жизненных событий в жанре воспоминаний. Личность автора, автор биографии, герой автобиографического произведения. | Читает выразительно поэтическое произведение. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – биографический очерк | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. К. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. Самооценка на основе успешности учебной деятельности | Сочинение эссе. Презентация работ. Редактирование. | |
15(115) | В.П. Авенариус. О Пушкине. Отроческие годы Пушкина; | Тема, главная мысль, замысел автобиографического произведения. | |||||
16(116) | Биография автора. А.С. Пушкин. Царское Село. | Сюжет и композиция автобиографического произведения. | |||||
17(117) | Моделирование жанра эссе. | Эссе: тематика, проблематика, средства языка. | |||||
18(118) | Сочинение эссе. Презентация работ. Редактирование. | ||||||
19(119) | Дневниковые записи – память о прошлом. М.М. Пришвин. Времена года; | Поэтическое воспоминание о детстве. Одна тема – разные способы её воплощения в произведениях писателей и поэтов. Жанр записок. | Читает выразительно поэтическое произведение. Находит и выделяет необходимую информацию в словарях – дневник | п. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | В.Д. Берестов. Одуванчики. Выучить. . В.А. Лалетина. Маленькое солнышко – жёлтый одуванчик; Выучить. | |
20(120) | Способы раскрытия темы памяти в миниатюре. В.А. Лалетина. Маленькое солнышко – жёлтый одуванчик; | ||||||
21(121) | Акцентное вычитывание произведения..В.Д. Берестов. Одуванчики. Сравнительный анализ произведений. | ||||||
22(122) | Акцентное вычитывание текста. Ответы на вопросы. Ю. И. Коваль. «Самая легкая лодка в мире» (отрывок); | ||||||
23(123) | Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради |
Читай, удивляйся, размышляй!
И. А. Бунин «Детство»; В. А. Бахревский «Деревенская жизнь»; В. Д. Берестов «Городок»; Н. И. Сладков «Горластые электрички»; О. Казмирчук «Отстучала электричка»; В. Пришвина «О Михаиле Михайловиче Пришвине»; В. В. Набоков «Вот дачный сад…»; Н. И. Сладков «Кто писал?»; В. А. Лалетина «Засыпаю и мечтаю»; Ю. Я. Яковлев «Мама»; Н. А. Заболоцкий «Детство».
Раздел IV. Куда уходит детство?7ч
1(124) | Тема взросления человека. Вводный урок. Дети и взрослые. | Обобщённый образ детства, созданный поэтами и писателями. | Наблюдение за темой взросления человека, памяти, семьи. Воспоминаний о близких в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа современного читателя. Наблюдение за разными мнениями о себе как о читателе. Подготовка сообщений о том авторе , который больше всего впечатлил своими произведениями. Ведение личного дневника, описание правил ведения. Работа по выявлению читательских пристрастий, интересов. | Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | Сочинение-миниатюра на одну из тем: «Кто такие взрослые?»; «Как стать взрослым?» (написать на листочках) |
2(125) | Рождение новых образов детства. Ю.Д. Левитанский. Дети; | Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Обобщённый портрет детства. | Читает выразительно поэтическое произведение. | П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели. Р. Формулировать и удерживать учебную задачу. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе | ||
3(126) | Рождение новых образов детства. И. Бардин. Трудная пора. | ||||||
4(127) | Прелести детства. М. Агафонова. Ноты под листочками музыкантов ждут; С. Павлютина. Земляничный рай. | Отношение взрослых к детям и детству. Отношение детей к детству. Тема взросления в творчестве авторов. Тема прекрасного, сказочного в творчестве поэтов. | Читает выразительно поэтическое произведение. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе. К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | ||
5(128) | Романтика детства. В.П. Крапивин. Серая мгла редела… | Приёмы изобразительности, помогающие авторам создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний. | Читает выразительно поэтическое произведение. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. К. Вести устный диалог, слушать собеседника. | Самооценка на основе успешности учебной деятельности | ||
6(129) | Куда уходит детство? Б.Ш. Окуджава. Давайте восклицать… | Уровень чтения. Мои читательские пристрастия. | Читает выразительно поэтическое произведение. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. К. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей. | ||
7(130) | Урок-рефлексия. Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради |
Рефлексия 6 час
1(131) | Итоговая проверочная работа. | Работа с текстом. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Деление текста на части. Озаглавливание частей. Работа с информационными источниками, со словарями. Написание группового письма « Будущим читателям». Презентация работ. | Проект « Какой он современный читатель?» | Работает с учебным текстом, прочитанным самостоятельно: определяет его цель, тему, главную мысль; самостоятельно оценивает ход и результат выполнения задания. | П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера. Р. Оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. | Освоение личностного смысла учения. | Итоговая проверочная работа. |
2(132) | Анализ работы, определение достижений и проблемных «точек» каждым обучающимся. | Проект « Какой он современный читатель?» | |||||
3(133) | Работа с «картой» движения. Сопоставление карты начальной и итоговой, полученной на конец года. | ||||||
4(134) 5-6(135-136) | Работа над созданием «портфеля» ученика Презентация достижений. | ||||||
ИТОГО: 136 час |
3. Планируемые результаты обучения
В результате освоения программы в 4-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих личностных результатов:
- учащиеся способны понимать нравственные ценности автора, отраженные в его произведениях;
- способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая свое мнение о персонаже, поступках;
- имеют представление о ценности терпения и терпимости, доброте, жестокости, истинном и ложном героизме, уважении традиций разных народов, красоты, искусства и творчества;
- следуют этическим нормам поведения при просмотре, слушании и обсуждении художественных произведений вне школы;
- ощущают потребность в сопереживании художественному произведению, персонажам, автору;
- способны выбрать книгу для самостоятельного чтения;
метапредметных результатов:
- грамотно читают фразами (синтагмами), интонируют в соответствии с пунктуацией, выбирают тон, темп и громкость чтения, адекватные авторскому замыслу;
- самостоятельно составляют план текста в соответствии с определенными в ходе анализа микротемами;
- самостоятельно озаглавливают прочитанный текст объемом около 300 слов по теме или главной мысли;
- пользуются некоторыми модельными характеристиками жанров при знакомстве с новыми текстами; относить произведения к определенному виду, жанру и типу речи;
- дают точный и развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту с указанием фактов, на основании которых он сделан, и причинно-следственных связей;
- создают устные и письменные высказывания и тексты средствами грамматики и риторики в единстве логических законов построения собственной речи;
- способны предъявлять информацию в виде таблицы, схемы, модели;
- выступают с рассуждением по предложенной теме;
- доказывают свои гипотезы в развернутом рассуждении, опираясь на тексты разной жанровой специфики;
- выступают с учебными и публицистическими сообщениями перед аудиторией класса, применяя приемы привлечения внимания слушателей во время выступления;
- оценивают собственный ответ или выполненную работу по критериям, известным учащимся;
- запрашивают у учителя необходимую для работы справочную информацию;
- находят в Интернете необходимую информацию по проблеме;
- подбирают иллюстративный материал из предложенного в разных источниках для презентации или ответа-рассуждения;
- применяют анализ, сравнение, сопоставление для определения жанровых характеристик текста, характеристики персонажа, событий; средств создания образов;
- анализируют текст с точки зрения его эстетической ценности, сравнивают с другими видами искусства;
- создают отзыв о книге, спектакле, телепередаче, кинофильме и др.;
предметных результатов:
- имеют представление о жанровых признаках произведения (рассказе, повести, очерке, автобиографии, мемуарах, отзыве, эссе, лирическом стихотворении, драме);
- имеют опыт наблюдения ритмического рисунка стихотворного произведения, особенностей лирического героя;
- имеют представление об эпосе, лирике, драме;
- в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют некоторые элементы сюжета эпического и драматического произведения, противопоставляют характеристики персонажей;
- сравнивают два (более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
- на основе самостоятельного выделения восстанавливают историю персонажа, этапы развития действия в произведении;
- отличают по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;
- различают художественное произведение и публицистическое;
- выделяют особенности учебного, познавательного текста;
- определяют тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
- в ходе групповой работы создают сценарий по эпическому произведению, инсценируют фрагмент произведения, создают презентацию какого-либо замысла;
- выразительно читают наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;
- создают отзывы, эссе на заданную тему;
- редактируют собственный текст;
- сжато пересказывают сюжет самостоятельно прочитанного произведения детского круга чтения;
- пересказывают сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);
- самостоятельно работают с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения;
- ориентируются в мире литературных текстов, знают некоторые творческие биографии изучаемых авторов и самостоятельно выбирают книги, Интернет-ресурсы для дополнительного чтения.
В итоге учащиеся начальной школы осознают место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимают значение этого предмета для формирования общей культуры человека, обогащения его общего кругозора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно-тематические планы (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство, технология)
Календарно-тематические планы соствлены к УМК "Начальная школа XXI века"....
Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".
Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс
В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....