Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Потемкина Людмила Леонидовна

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению по ФГОС.Развивающая система Д.Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4klass_liter.docx87.84 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Календарно-тематическое планирование по литературе 4 класс.(136ч  4 часа в неделю)

Цель: увидеть, уловить, почувствовать, понять образ Страны детства, созданный в разных литературных произведениях по специальным писательским или поэтическим законам.

Учебная задача всего учебного года — совершить «путешествие» (прочитать, перечитать, исследовать) в мир художественных произведений, в котором какими-то известными или еще неизвестными способами и приемами создается художественный образ героя, уголка земли, события, приключения, поступка и т. д., так или иначе имеющего отношение к периоду детства в жизни человека.

Тема урока

Содержание

Деятельность детей

Планируемые результаты

Контроль

Дата

Проектирование задач учебного года. 5ч

Предметные

Метапредметные

Личностные

1

2

Стартовая работа.

Анализ ошибок, допущенных в стартовой контрольной работе.

Разноуровневая проверочная работа, работа с оценочным листом, критериальное оценивание. Работа над ошибками.

Выполнение разноуровневой проверочной работы Работа с оценочным листом. Анализ работы. Карта Знаний.

Повторение: лирическое и юмористическое стихотворение, миниатюра, этюд, строфа, звукопись, аллегория;

определяют жанры (рассказ, басню, стихотворение, драму) по характерным признакам; выделяют примеры  сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;

наблюдение пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях;

различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;

в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;

пересказывают сюжет небольшого по объему произведения с использованием авторских изобразительных средств;

пересказывают сюжет небольшого по объему произведения от имени определенного лица;

восстанавливают порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);

инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя;

отличают художественный текст от научно-популярного по существенным признакам;

создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению; создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст; делают записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения.

правильно читают словосочетаниями, интонируют в соответствии с пунктуацией незнакомые тексты разных жанров;

самостоятельно придумывают заглавия к тексту объемом около 200 слов (выбором ключевого словосочетания);

в устной и письменной форме дают развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту;

имеют представление о таблице и схеме как способе предъявления информации;

структурируют самостоятельно прочитанный текст в соответствии с заданным количеством микротем;

составляют модели жанров и изобразительных средств языка;

имеют представление о библиотеке: ее назначении и устройстве;

в диалоге и коллективном обсуждении могут выступить с развернутым ответом;

оценивают ответ одноклассника по предложенным учащимися критериям.

способны пользоваться школьным толковым словарем и детскими энциклопедиями под руководством учителя;

выступают в роли редактора собственного текста с целью коррекции недочетов;

учащиеся способны видеть в поступках литературных персонажей соответствие или несоответствие нравственным ценностям; понимают общечеловеческий характер нравственных ценностей при многообразии народов, культур и эпох;

следуют этическим нормам поведения в коллективе, в паре, в группе при чтении, слушании и обсуждении художественных произведений;

проявляют взаимопомощь в случае затруднения собеседников во время исследования произведений;

 понимают изменение эмоций в художественном произведении и эмоций, проявляющихся при чтении, слушании и обсуждении художественного произведения;

проявляют интерес к самостоятельном выбору книги для чтения;

Стартовая работа. Проверка техники чтения.

3

Составление плана ликвидации трудностей и ошибок.

4

Определение задач учебного года через анализ задач стартовой работы.

5

Составление «карты» основных задач учебного года.

Раздел I. Когда сбываются мечты…15ч

1 (6)

Вводный урок.

 Детские мечты…

 Как о них рассказать?

Б. Заходер.  «Считалия».

Знакомство с учебником. Тема мечты в произведениях разных авторов. Считалки.

Наблюдение за темой детской мечты в литературе и способами ее раскрытия в разных жанрах. Поиск ответов на вопросы в тексте произведения. Парная и групповая работа по созданию образа Страны детства. Наблюдения за разными авторскими произведениями и приемами. Выразительное чтение произведений с последующим оцениванием. Сравнительный анализ текстов о детях, детстве. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений. Работа с разными информационными источниками. Членение текста на микротемы, составление плана. Иллюстрирование произведений о детстве. Презентация работ. Подготовка портфолио. Драматизация произведений.

Ориентируется в литературоведческих понятиях и терминах.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях – эпиграф

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения.

Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения.

2(7)

3(8)

4(9)

«Приметы детства».Акцентное вычитывание текстов.

О.О. Дриз. Семицветная страна;

Настроение. Тон произведения. Ю.П. Мориц. Это очень интересно; Сочинение в любом жанре (рассказ, сказка, стихотворение) «Моя Страна детства»

Приемы создания художественного образа «детства».

А. Мелякова. Мои мечты.

Реализация авторского замысла в художественных образах детства. «Приметы детства». Разные способы изображения этих примет. Творчество ребёнка, создавшего свою Страну детства. Настроение. Тон произведения. Событие.

Детство – начало творческой биографии автора – ключ к пониманию дальнейшей жизни. Приемы создания художественного образа «детства».

Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

Р. Выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной формах.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

 Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя.

Сочинение в любом жанре (рассказ, сказка, стихотворение) «Моя Страна детства»

О.О. Дриз. Семицветная страна; Выучить

Ю.П. Мориц. Это очень интересно; Выучить.

А. Мелякова. Мои мечты.

Выучить.

5(10)

6(11)

Зачем и для кого

 В.Ф. Одоевский создал свой городок в табакерке?

В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке.

Разбивка текста на микротемы.   Подбор заголовков к микротемам. 

В.Ф. Одоевский. Городок в табакерке. Деление текста на части. План текста.

Изобразительные средства создания сказочной страны. Фантастическое  и реальное в сказке. Особенности жанра сказки. Описание табакерки. Путешествие по сказочной стране. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Чтение про себя. Определение особенностей учебного и научно-популярного тек-стов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, опре-

деление главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микро-тем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.

Устно передаёт содержание текста по плану.

Находит и выделяет  необходимую информацию  в словарях – фантастическое произведение

П.  Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.).

Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

К. Вести устный диалог, слушать собеседника.

Проявление особого интереса к  школьному содержанию занятий.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями.

7(12)

О чём в детстве мечтали взрослые?

В.Д. Берестов.  «Исполнение желаний». «Прятки»

Образ детских желаний в поэтическом произведении. Тон стихотворения.

 

Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

П. Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.

Р. Использовать речь для регуляции своего действия.

К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания

Восприятие литературного произведения как особого вида искусства.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

8(13)

Мечта как особый случай. Странное желание ребёнка.

В. Иванова. «Трудный случай».

Событие в рассказе. Переживания героя, способы их изображения в произведении. Настроение. «Урок», полученный героем.

Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказыва-ния.

Участвует в диалоге: понимает вопросы собеседника и отвечает на них в соответствии с правилами речевого этикета.

Находит  и выделяет  необходимую информацию в словарях  – событие

П.  Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.

Р. Использовать речь для регуляции своего действия.

К.  Владеть основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.

Полноценное восприятие художественной литературы.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

9(14)

10(15)

Тема мечты в переводах зарубежных детских поэтов и современного автора.

У.Д. Смит. Слон;

Шэл Силверстейн. Если я был бы;

Изобразительные средства в переводах зарубежных детских поэтов и современного автора.

Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Изобразительные приёмы автора.

Тон рассказа, настроение героев. Диалоговый характер юмористических стихотворений о мечте.

Образ детства в миниатюре.   Приемы создания образа детства в миниатюре.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях –изобразительные средства

 П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

Проявление особого интереса к  школьному содержанию занятий.

Эмоциональная отзывчивость

на прочитанное.

Миниатюра «Если бы я был (а)…»

11(16)

Счастливые ощущения своего «Я» в Детской стране.

С. Чёрный. Невероятная история;

Изображение в рассказе конфликтной ситуации. Выявление основных фрагментов сюжета

Сюжет и композиция повествовательного произведения. С. Чёрный. Невероятная история;

Грустное и весёлое в детстве – одна из основных тем поэтов и писателей для создания образов детства. Сюжет и композиция повествовательного произведения. Основная мысль произведения, выражающая позицию автора. Описание героя. Портрет. Основные фрагменты сюжета.

Лирическое стихотворение о детстве.

Читает выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

Участвует в диалоге: понимает вопросы собеседника и отвечает на них в соответствии с правилами речевого этикета.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях  – рассказ,

конфликт, художественный образ

П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

К. Вести устный диалог, слушать и слышать  собеседника.

Высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Сочинение-рассуждение «Почему хорошо быть ребенком?»

С. Чёрный. Невероятная история;Выучить

12(17)

Реализация авторского замысла в художественных образах детства. М. Агафонова. Хорошо быть маленьким

13(18)

Выявление изобразительных средств автора для создания художественного образа детства. М. И. Цветаева. «Мирок» (из сборника  «Вечерний альбом»)

М.И. Цветаева. Мирок.Выучить.

14(19)

15(20)

Я и Пушкин… Пейзажная лирика поэта и тема творчества.

А.С. Пушкин. Осень.

Деление лирического произведения на смысловые части(строфы). 

Анализ  текста. Метафора творчества.

А.С. Пушкин. Осень.

Описание осени (пейзаж). Отношение поэта и героя к осени и творчеству. Рождение поэтического «Я» в момент вдохновения. Образ вдохновения. Изобразительные средства его создания. Метафора творчества.

Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях – строфа, лирическое произведение

П. Анализировать  текст: выделять опорные слова для рассказа, составлять план.

Р. Использовать речь для регуляции своего действия.

К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания

Проявление особого интереса к  школьному содержанию занятий.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

Миниатюра на одну из тем: «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…»

А.С. Пушкин. Осень. Выучить.

Читай, удивляйся, размышляй!

О. Казмирчук «Я большая, мне шесть лет…»; Ю. И. Коваль «Нюрка»; М. Агафонова «Времена года»; В. А. Бахревский «Избяной соловей»; Е. И. Матвеева «Тайное желание»; В. П. Авенариус «Отроческие годы Пушкина (глава «Поэт-дядя и поэт-племянник»); Ю. Д. Левитанский «Что я знаю про стороны света…»; А. Е. Пермяк «Тонкая струна»; Ю. П. Мориц «Чтоб летали мы все и росли».

Раздел 2 Детские пристрастия.12ч.

1(21)

2 (22)

2

Вводный урок.

В чём заключаются секреты детства?

Особенности детской поры. Отношение взрослого к своему детству. Образ поэта Н.С. Гумилёва и образ героя в лирическом стихотворении.

Разные способы представления пристрастий.

Н.С. Гумилёв. Детство

Миниатюра на тему «Кто такие дети?»

Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов.

Разные способы представления пристрастий. Образ поэта. Образ героя. Лирические воспоминания.

Наблюдение за темой детских интересов, увлечений, пристрастий и способами изображения увлечений персонажей в произведениях, разных по жанру, настроению, образности, эмоциональной окрашенности.

 Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа увлечений. Наблюдение за разными авторскими приемами и произведениями. Сравнительный анализ текстов о детях, детстве. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений. Грустного и веселого текстов. Иллюстрирование произведений о детстве. Презентация работ.

Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.

Участвует в диалоге: понимает вопросы собеседника и отвечает на них в соответствии с правилами речевого этикета.

П. Строить сообщения в устной форме.

Р. Использовать речь для регуляции своего действия.  

К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания

Проявление особого интереса к  школьному содержанию занятий.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

Проявление особого интереса к  школьному содержанию занятий.

Самооценка на основе успешности учебной деятельности.

Миниатюра на тему «Кто такие дети?»

Н.С. Гумилёв. Детство.

Выучить.

3(23)

Авторские размышления о детстве.

В.Ю. Драгунский. Что я люблю…, …И чего не люблю.

Тема утверждения своего «Я» героем литературных произведений. Герой-рассказчик. Авторское размышление.

Читает про себя: осознаёт прочитанный текст, выделяет в тексте логические части; отвечает на вопросы, используя текст.

Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях  – герой-рассказчик

П. Обработка информации (определение основной и второстепенной информации).

Р. Соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

Миниатюра на тему «Что я люблю», …И чего не люблю»

4(24)

Внутренний мир героя…

Ю.Д. Левитанский. Что-то случилось…;

Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний. Воспоминание. Герой-рассказчик. Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев. Анализ поступков героев с точки зрения морали.

Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.

Анализирует  особенности авторских выразительных средств, соотносит их с жанром произведения.

Пересказывает произведение с учётом всех сюжетных линий.

П.  Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.

Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок.

К. Вести устный диалог, слушать собеседника. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения.

Проявление особого интереса к  школьному содержанию занятий.

5(25)

6(26)

6

Образ ушедшего детства в рассказе А.А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий».

Наблюдение за развитием авторского замысла в повести. А.А. Лиханова «Магазин ненаглядных пособий».

7(27)

Способы изображения внутреннего мира персонажа. Выявление кульминации рассказа В. Д. Берестов. «Деньги в детстве»;

Тема денег. Изображение события в «жизни» героя-ребёнка. Стихотворение-воспоминание. Рассказ. Внутренний мир героя и автора. Повествователь.

Конструирует монологическое высказывание, логично и последовательно строит его, выбирает выразительные средства языка.

Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях –внутренний мир героя, повествователь

П.  Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру

8(28)

Определение особенностей отзыва. А.Т. Аверченко. Серёжкин рубль.

79(29)

Смешное и грустное в произведениях разных жанров Наблюдение за образом рассказчика-повествователя.  В. Шульжик. Грустный клоун; С. Чёрный. Счастливый карп.

10(30)

Выделение в рассказе и стихотворении деталей, характеризующих поведение персонажа. Конкурс чтецов произведений В. Шульжик.  Грустный клоун; С. Чёрный. Счастливый карп.

Тема весёлого и грустного в детстве – одна из самых популярных тем детской литературы. Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера.

Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нём.

Самое впечатляющее художественное произведение. Составление отзыва о нём.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

Составляет план текста: делит его на части, определяет микротемы каждой части, озаглавливает их; пересказывает текст по плану.

Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях  – рассказчик-повествователь

П. Поиск и выделение необходимой информации в художественном тексте.

Делить текст на смысловые части, составлять план текста.

Р. Использовать речь для регуляции своего действия.

К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания

Проявление особого интереса к  школьному содержанию занятий.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

Сочинение на одну из тем: «Райский денёк»; «Райское местечко»

 Чёрный. В раю.

Выучить.

11(31)

«Момент высшей радости».Образ рая в произведении

С. Чёрный. В раю.

12(32)

Урок-рефлексия.

 Беседа (конференция) по произведениям учебника      

Проявление особого интереса к  школьному содержанию занятий.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Читай, удивляйся, размышляй!

М. Агафонова «На канате»; В. Ю. Драгунский «Друг детства»; В. Д. Берестов «Почему-то в детстве рисовал я…»; Л. Н. Андреев «Петька на даче»; О. Казмирчук «Прогулка»; А. А. Лиханов «Магазин ненаглядных пособий» (отрывок); С. Черный «Цирк»; И. М. Пивоварова «Смеялись мы – хи-хи»; Ю. Д. Левитанский «Мучительно хочется рисовать».

        Раздел3 Штрихи к портрету 15ч.

1(33)

Вводный урок.

Сочинение по предложенной теме. Чтение и анализ работ.

Сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?»

Чудеса детства. Описание человека. Критерии  сочинения-рассуждения.

Наблюдение за темой чудес в детстве, детских переживаний в произведениях. Разных по настроению, образности эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа персонажа, его портрета, внутреннего мира.. Наблюдение за разными авторскими приемами и произведениями.

Выразительное чтение портретных характеристик с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов о разных персонажах. Сопоставление повествовательного и стихотворного произведений, грустного и веселого текстов. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении. Создание портрета(словесного и нарисованного)

Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в письменной форме.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Проявление особого интереса к  школьному содержанию занятий.

Самооценка на основе успешности учебной деятельности

Сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?»

2(34)

Чем впечатляет портрет детского поэта?

О.О. Дриз. Мой портрет.

Портрет и автопортрет. Автобиографическая поэзия. Раскрытие личности автора через образ лирического героя.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

Конструирует  монологическое высказывание, логично и последовательно строит его, выбирает выразительные средства языка.

П. Осуществлять анализ текста с выделением существенных и несущественных признаков объектов.

Р. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

К. Вести устный диалог, слушать собеседника.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру

О.О. Дриз. Мой портрет. Выучить

3(35)

4(36)

Литературный автопортрет.

А.С. Пушкин. Вы просите у меня мой портрет…;

Кульминация автобиографического повествования.

С. Чёрный. Детям.

Словесный портрет и автопортрет. «Жизненный урок» – кульминация автобиографического повествования.

Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.

П.  Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.

Р. Использовать речь для регуляции своего действия.

К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания.

Проявление особого интереса к  школьному содержанию занятий.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

С. Чёрный. Детям. А.С. Пушкин. Вы просите у меня мой портрет…;

Выучить

5(37)

6(38)

Портреты героев в рассказе.

Раскрытие характера героя через портрет . А.П. Чехов. Детвора.

Использование художественной детали для создания словесного портрета. Сравнение. А.П. Чехов. Детвора.

Использование художественной детали для создания словесного портрета. Сравнение. Портрет героя произведения. Внутренний мир героя.

Составляет план текста: делит его на части, определяет микротемы каждой части, озаглавливает их; пересказывает текст по плану.

П.  Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

К. Вести устный диалог, слушать собеседника.

Проявление особого интереса к  школьному содержанию занятий.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

7(39)

8(40)

Образ красоты в стихотворении. Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.

 Анализ и интерпретация произведения. Иллюстрирование произведения Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.

Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Событие в лирическом стихотворении.

Воспринимает на слух поэтическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

П.  Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Делить текст на смысловые части, составлять план текста.

Р. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Принятие образа «хорошего ученика».

Способность к оценке своей учебной деятельности.

Выучить

Некрасивая девочка.

9(41)

Портрет первоклассника в произведении С Черного«Приготовишка»;

Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Конфликт в рассказе. Настроение героев и автора. Диалог героев в эпическом и лирическом произведениях.

Мастерство автора произведения в умении передавать читателю своё отношение к героям в повествовательном тексте. Словесный портрет. Речь героев. Герой-рассказчик. Его внутренний мир.

Конструирует  монологическое высказывание, логично и последовательно строит его, выбирает выразительные средства языка.

Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях  – портрет

П. Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Р. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

К. Вести устный диалог, слушать собеседника.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

Миниатюра на одну из тем: «Незабываемый портрет»; «Мой портрет»

М.Я. Бородицкая. Первоклассник;

Выучить.

10(42)

Сцены из детской жизни.

М. Я. Бородицкая. «Первоклассник»;

11(43)

Чудеса детства в произведении М. И. Цветае-

ва. «Жар-Птица» (из сборника «Волшеб-

ный фонарь»);

12(44)

13(45)

Роль художественной детали в портретах героев повести Л. Н. Толстой. «Ивины»

(глава из повести «Детство»)

Словесный портрет. Речь героев. Герой-рассказчик. Его внутренний мир. Л. Н. Толстой. «Ивины»

(глава из повести «Детство»)

14(46)

Образ необычного рая.

Б.Ш. Окуджава. Рай.

15(47)

Урок-рефлексия. 

Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради

Прямое и переносное значение слова. Мифологический сюжет стихотворения.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

П.  Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме творческого и исследовательского характера.

Р. Отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

Читай, удивляйся, размышляй!

Ю. Д. Левитанский «Портрет»; А. Т. Аверченко «Галочка»; Шэл Силверстейн (перевод с английского Г. М. Кружкова) «Невеста»; С. Черный «Железное колечко»; Н. С. Гумилев «Попугай»; А. П. Платонов «Еще мама».

Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье.10ч.

1(48)

Вводный урок.

Выступления учеников с презентацией любимой книги. Анализ и обсуждение презентации.

Роль книги в  жизни человека. Критерии презентации. Особенности жанра.

Наблюдение за темой храма науки в произведениях, разных по настроению. образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию « образа храма науки», его описания. Наблюдение за разными авторскими приемами описания помещений для чтения книг. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в повествовательном произведении.

Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Р. Оценивать правильность выполнения действия.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

Сочинение-презентация любимой книги

2(49)

Встреча с книгой. Общение героя с книгой в произведениях

В.А. Лалетина.  Бабушка! А, Бабушка! Прочитай мне сказку…;

М.И. Цветаева. В субботу.

Чудо общения с книгой.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

П. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

К. Вести устный диалог, слушать собеседника.

Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

3(50)

Образ средневековой и современной библиотеки – «храма науки и искусства».

У. Эко. Имя Розы;

Акцентное вычитывание текста. У. Эко. Имя Розы;

Художественный образ «храма науки и искусства». Скрипторий – средневековая  библиотека. Образ книжного мира, книжного шкафа. Виды информации в книге: научная, художественная.

Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях – описание

П. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Р. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

4(51)

Образ средневековой и современной библиотеки – «храма науки и искусства».

В.Д. Берестов. Итак, библиотека, картотека…

5(52)

Детские читательские пристрастия.

А.А. Лиханов. Детская библиотека;

6(53)

Образ библиотеки в произведении В. Берестова «Книжный магазин».

Художественный образ «храма науки и искусства». Читательские интересы авторов. Способы изображения этих интересов. Пушкин и его книжные пристрастия. Образ А.С. Пушкина, созданный в лирическом стихотворении.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

Р. Определять правильность выполнения задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Принятие образа «хорошего ученика».

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

Сочинение-отзыв

о стихотворении «Книжкина колыбельная»,

Сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника

Сочинение

в любом жанре (рассказ, стихотворение, сказка, история и др.) на тему «Моя Страна детства»

7(54)

Наблюдения за разными авторскими описаниями помещений для чтения книг. Экскурсия в библиотеку.

8(55)

Читательские интересы авторов А. А. Ахматова. Из цикла «В Царском Селе» (отрывок); ; М. Я. Басина. «В садах Лицея» (глава «Любимые творцы»)

9(56)

Урок-рефлексия.

Беседа (конференция) по произведениям из рубрики «Читай, удивляйся, размышляй!». Чтение и обсуждение сочинений.

10(57)

Итоговая поверочная работа  по первой части учебника «Детства чудная страна».

Самое интересное произведение учебника. Критерии школьного сочинения-отзыва.

Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Читай, удивляйся, размышляй!

Н. С. Гумилёв «Читатель»; А. А. Лиханов «Детская библиотека» (отрывок); А. С. Пушкин «В альбом Пущину»; М. И. Цветаева «Книги в красном переплете».

Книга вторая «Все мы – родом из детства».

Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики26ч.

1(58)

Вводный урок.

Подготовка к путешествию.

Образ настоящего героя в произведении Ю.Д. Левитанского Кораблик. Сравнительный анализ лирического стихотворения.

Тема героического  в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы.

Наблюдение за темой истинного и ложного героизма в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа истинного героя, его описания. Наблюдение за разными описаниями настоящих и мнимых героев в произведениях(лирических. эпических, драматических, скульптурных и живописных). Выразительное чтение описания поступков персонажей с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями поступков персонажей. Сопоставление повествовательного и драматического произведений. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в драматическом произведении. Работа с разными информационными источниками. Работа в библиотеке. Создание портрета(словесного и нарисованного) Презентация работ.

Драматизация произведений. Написание сочинений на предложенную тему о герое, исторической эпохе, подвиге. Виртуальное путешествие в скрипторий, в античную эпоху.

П.  Строить сообщения в письменной форме.

Р. Использовать речь для регуляции своего действия.

К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Стартовая проверочная работа

Истинные и ложные «герои». Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребёнком-фантазёром. Событие-желание в лирическом стихотворении. Биография писателя. Очерк о сказочнике. Строфа.

Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях – изобразительные средства

П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Использовать речь для регуляции своего действия.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Устное сочинение «Куда нам плыть?»

Б.Ш. Окуджава. Бумажный солдатик.

Выучить.

2(59)

3(60)

Биография писателя. Очерк о сказочнике. Г.Х. Андерсен

Сравнительный анализ сказки Г.Х. Андерсен. Стойкий оловянный солдатик;

4(61)

Изобразительные средства в произведении Б.Ш. Окуджава. Бумажный солдатик.

5(62)

Экскурсия в библиотеку . Поиск и презентация книг о героях, героических поступках.

Знакомство с каталогом, шифром книги, дается понятие «каталожная карточка», «каталожный разделитель».

Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

6(63)

Художественный образ капитанов в стихотворении Н.С. Гумилёва  Капитаны;

Лирический герой в произведении Н.С. Гумилёва  Капитаны;

Поэзия о героях-романтиках. Образ капитанов: изображение героики морских сражений, качеств характера.  Ритмика стихотворения, тон. Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребёнком-фантазёром. Портрет персонажа, художественная деталь портрета. Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях  – художественный образ, портрет, художественные детали

П. Составлять план текста, уметь передавать содержание текста в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом  учебных и жизненных ситуаций.

Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

7(64)

8(65)

9(66)

Образ истинного героизма в произведении Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася;

Акцентное вычитывание произведения Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася;

Деление на части.  Озаглавливание.

Портрет персонажа, художественная деталь портрета. Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася;

10(67)

11(68)

Образ истинного героизма в произведении В.А. Бахревский. Светлячок.

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Ю.Я. Яковлев. Рыцарь Вася; В.А. Бахревский. Светлячок.

12(69)

Образ детства в стихотворении М.И. Цветаева. Из цикла «Ока»;

Поэзия детства. Шуточное стихотворение. Игровые повторы. Лирическое стихотворение-воспоминание. Описание.

Воспринимает на слух поэтическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях  – лирическое стихотворение

П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «семья», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

М.И. Цветаева. Из цикла «Ока»;

Выучить.

13(70)

14(71)

Способы изображения героинь в стихотворении М.И. Цветаева. Мама на даче.

Создание портрета словесного и нарисованного. Презентация работ. М.И. Цветаева. Мама на даче.

М.И. Цветаева. Мама на даче.

Выучить.

15(72)

16(73)

17(74)

Акцентное вычитывание повествовательного текста А.Т. Аверченко. «Предводитель Лохмачёв;»

Способы изображения авторитетного героя в рассказе А.Т. Аверченко. «Предводитель Лохмачёв;»

Составление плана пересказа . А.Т. Аверченко. «Предводитель Лохмачёв;»

Юмористический рассказ. Повествование. Эпическое произведение. Сюжет. Система персонажей. Система жизненных ценностей.

Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях –повествование, рассказ (эпическое произведение), идея

П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

К. Вести устный диалог, слушать собеседника.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

Сочинение-фантазия:  «Я - …»

18(75)

19(76)

Сравнение героев произведения. Наблюдение за развитием сюжета. А.Т. Аверченко. «Предводитель Лохмачёв;»

Сочинение-фантазия:  «Я- …» Работа со словарями.

20(77)

Акцентное вычитывание текста. Ответы на вопросы В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене.

21(78)

22(79)

23(80)

Наблюдение за развитием сюжета и композицией в драматическом произведении. В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене.

Инсценирование  художественного произведения (его части) В.В. Медведев. Экзамен на Рыцаря, или Рыцарь на экзамене.

Сочинение в любом жанре на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история».

Драматическое произведение. Пьеса. Конфликт. Действие. Реплика.

Инсценирует  художественное произведение (его части): читает по ролям, участвует в драматизации; передаёт особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, тембр, интонация речи, мимика, жесты).

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях – драма, пьеса, конфликт, реплика

П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Использовать речь для регуляции своего действия.

К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Драматизация.

Сочинение в любом жанре на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?», «Самая невероятная история».

24(81)

Способы выражения авторской позиции .Б.В.Заходер. Неужто  вы могли забыть?

Юмористический рассказ. Повествование. Эпическое произведение. Сюжет. Система персонажей. Система жизненных ценностей.

Чтение вслух.

Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.

Придумывание вопросов к текстам. Работа в читательском дневнике.

Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях –повествование, рассказ (эпическое произведение), идея

Проверочная работа по теме: «Когда рождаются настоящие герои и выдумщики

Проект

«Наш альманах»

25(82)

26(83)

Урок-рефлексия.

Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради. Презентация работ.

Чтение и обсуждение произведений из раздела «Читай, удивляйся, размышляй!»

Читай, удивляйся, размышляй!

С. Черный «Когда нет никого дома»; М. Агафонова «У стоматолога»; Ю. Я. Яковлев «Мой верный шмель»; И. А. Дегтярева «Шмель»; И. А. Бунин «Последний шмель».

Раздел II. Уроки детства.17ч

1(84)

Счастливое воспоминание о школе.

Лирическое стихотворение Наблюдение за темой произведения А.С. Пушкина «В начале жизни школу помню я…»

Лирическое воспоминание. Мифологические образы в стихотворении. Настроение переживание лирического героя.

Наблюдение за темой уроки детства в произведениях, разных по настроению.

Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа истинного героя, его описания. Наблюдение за разными описаниями персонажей в произведениях(лирических. эпических, драматических, скульптурных и живописных). Выразительное чтение описания проступков персонажей с последующим оцениванием. Определение критериев чтения. Сравнительный анализ текстов с разными описаниями проступков персонажей. Сопоставление повествовательного и драматического произведений. Составление плана в соответствии с микротемами, выделенными в драматическом произведении. Работа с разными информационными источниками. Работа в библиотеке. Создание портрета (словесного и нарисованного) Презентация работ. Моделирование жанра отзыва. План. Подробный пересказ текста.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Использовать речь для регуляции своего действия.

К. Формулировать собственное мнение и позицию.

Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

Сочинение-воспоминание на одну из тем: «Этот случай мне запомнился навсегда»; «Я провинился (ась)…»; «Теперь я понимаю, как стоит поступать».

Читает выразительно  поэтическое произведение.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

К. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру

2(85)

Смелость детских поступков.

Лирическое стихотворение В.Д. Берестова «Пловец».

Лирическое стихотворение. Учитель и ученик. Впечатление-интерпретация. впечатление-анализ.

3(86)

4(87)

Изобразительные средства в произведениях А.С. Пушкина «В начале жизни школу помню я…». В.Д. Берестова «Пловец».

Выразительное чтение описания проступков персонажей с последующим оцениванием. А.С. Пушкина «В начале жизни школу помню я…». В.Д. Берестова «Пловец».

5(88)

6 (89)

Акцентное вычитывание текста  Ю.М. Нагибин. Зимний дуб.

Авторские описания персонажей в произведении Ю.М. Нагибин. Зимний дуб.

Тема вечности и скоротечности жизни. Отличие школьного урока от «урока жизни». Описание зимнего дуба. Диалог героев. Черты характера человека, проявляющиеся от соприкосновения с миром природы – миром вечности.

Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.

П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.          

Р. Использовать речь для регуляции своего действия.

К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

7(90)

Выделение основных событий рассказа. Составление плана в соответствии с микротемами Ю.М. Нагибин. Зимний дуб.

8(91)

Почему человек и дерево – родственные души?

А.А. Фет. Одинокий дуб. Акцентное вычитывание.

Тема связи человека с природой. Способы раскрытия авторского отношения к «событию», описанному в лирическом произведении. Чтение про себя.. Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих ви-дов текста.

Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях  – риторический вопрос

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

К. Вести устный диалог, слушать собеседника.

Самооценка на основе успешности учебной деятельности

Сочинение-прогноз: допиши строку автора  «Я знаю,  что деревьям, а не нам…»

9(92)

10(93)

11(94)

Акцентное вычитывание. Описание персонажей. Раскрытие их внутреннего мира. А.А.. Фет. Одинокий дуб. Ю.М. Нагибин. Зимний дуб.

Сравнительный анализ произведений. Иллюстрирование А.А.. Фет. Одинокий дуб. Ю.М. Нагибин. Зимний дуб.

Сочинение-прогноз: допиши строку автора  «Я знаю,  что деревьям, а не нам…»

12(95)

Знакомство с понятием «урок жизни».Святочный рассказ  Н.С. Лесков. Неразменный рубль.

Тема совершения ошибки, осознания и исправления её. Святочный рассказ. Евангельская тема рассказа.

Легенда и сон как авторские приёмы, способы показа становления личности ребёнка. Тема выбора в жизни человека. Повествование в рассказе. Сюжет и композиция.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях  –эпическое произведение, экспозиция

П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

К. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Знание основных моральных норм и ориентация на их  выполнение.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

13(96)

Понятие творческой биографии автора Н.С. Лескова.

14(97)

Тепло дерева – тепло человеческого сердца…

Как его ощутить?

А.А. Фет. Учись у них – у дуба, у берёзы…;

Тема любви и понимания. Тема близости человека и природы. Родство дерева и человека. Пути осознания этого родства.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Создаёт письменный отзыв: определяет тему своего будущего письменного высказывания (о чём бы я хотел сказать).

П.  Строить сообщения в письменной форме.

 Р. Использовать речь для регуляции своего действия.

К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания

Знание основных моральных норм и ориентация на их  выполнение.

Сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором»

15(98)

Сопоставление конфликтов в драме и святочном рассказе В.Д. Берестов. Сердцевина. Н.С. Лесков. Неразменный рубль.

Участвует в диалоге: высказывает свою точку зрения, выслушивает мнение одноклассников.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях  – тема, жанр

16(99)

17(100)

Урок-рефлексия.

Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради

Чтение произведений из раздела «Читай, удивляйся, размышляй!»

Работа с Интернет-ресурсами по творчеству В.Д. Берестов. Н.С. Лесков.

Читай, удивляйся, размышляй!

С. Чёрный «Ах, сколько на свете детей…»; А. Т. Аверченко «Учитель Бельмесов»; М. Мерзликина «Я не хочу взрослеть»;  В. П. Авенариус «Отроческие годы Пушкина» (гл. XI «Первая «проба» пера»); А. А. Ахматова «Летний сад»; Ю. Я. Яковлев «Учитель»; Я. Аким «Улица»; Ф. А. Искандер «Запретный плод»; В. Д. Берестов «В соседстве с детством»; А. П. Платонов «Цветок на земле».

Раздел III. «Микрогеография» детства.23ч

1(101)

 Акцентное вычитывание Наблюдение за жанром художественные мемуары Ю.Д. Левитанский. Воспоминание о скрипке;

Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства.

Автобиография. Понятие творческой биографии автора. Использование автобиографических черт в художественном произведении. Автопортрет в художественном тексте. Приемы его создания.

Воспринимает на слух прозаическое произведение в исполнении учителя, отвечает на вопросы по содержанию текста, оценивает свои эмоциональные реакции.

Создаёт письменный текст-рассуждение, отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

П.  Строить сообщения в письменной форме.

Р. Оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

К.  Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения; понимания чувств  других людей и сопереживание им.

Сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво».

2(102)

Акцентное вычитывание произведения Наблюдение за жанром художественные мемуары В.Д. Берестов. Новая песенка.

3(103)

Чему научил маленький воробей

старого музыканта?

А. П. Платонов. «Любовь к родине, или

Путешествие воробья»;

Повествование-путешествие. Вымышленное и реальное в рассказе. Образ

героя. Образ автора. Образ птицы. Образ памяти. Тема родины в рассказе, ее

необычное воплощение. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов.

4(104)

Тема родины в рассказе, ее

необычное воплощение. Ю. П. Мориц. «Лето»

5(105)

6(106)

Переживания детства. Самые яркие впечатления ребёнка.

Тема и основная авторская идея. В.А. Бахревского. Бабочка;

Образ бабочки в произведении В.А. Бахревского. Бабочка;

Тема детства. Тема памяти. Сюжет и композиция произведения.  Несколько планов рассказа, концентрирующих основной смысл произведения. Образ ночных бабочек – самое яркое воспоминание о детстве.

план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения; понимания чувств  других людей и сопереживание им.

Принятие образа «хорошего ученика»

7(107)

Образ бабочки в произведении К.Д. Бальмонта. Бабочка; Изобразительные средства языка.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения; понимания чувств  других людей и сопереживание им.

Принятие образа «хорошего ученика»

Творческая работа «Создание образа бабочки по выбранному произведению.»

8(108)

Образ бабочки в произведении В.В. Набокова. Ночные бабочки.

9(109)

Сравнительный анализ текстов одной тематики. В.А. Бахревского. Бабочка; К.Д. Бальмонта. Бабочка; В.В. Набокова. Ночные бабочки.

10(110)

Воспоминания поэта о детстве.

Наблюдение за авторскими воспоминаниями И.В. Одоевцевой. На берегах Невы.

Тема материнства. Мемуары. Рассказ поэта, записанный его ученицей.

Читает выразительно прозаическое произведение.

П.  Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Использовать речь для регуляции своего действия.

К. Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания

Развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регулятора морального поведения; понимания чувств  других людей и сопереживание им.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях

11(111)

12(112)

Ведение личного дневника. Правила ведения. И.В. Одоевцевой. На берегах Невы.

Изобразительные средства языка в произведении И.В. Одоевцевой. На берегах Невы.

13(113)

Способы передачи впечатлений детства в мемуарах И.В. Одоевцевой. На берегах Невы.

14(114)

Зачем человеку писать воспоминания?

А.С. Пушкин. Евгений Онегин (отрывок);

Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Способы изображения героя, его поступков, жизненных событий в жанре воспоминаний. Личность автора, автор биографии, герой автобиографического произведения.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях  – биографический очерк

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

К. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями.

Самооценка на основе успешности учебной деятельности

Сочинение эссе. Презентация работ. Редактирование.

15(115)

В.П. Авенариус. О Пушкине. Отроческие годы Пушкина;

Тема, главная мысль, замысел автобиографического произведения.

16(116)

Биография автора. А.С. Пушкин. Царское Село.

Сюжет и композиция автобиографического произведения.

17(117)

Моделирование жанра эссе.

Эссе: тематика, проблематика, средства языка.

18(118)

Сочинение эссе. Презентация работ. Редактирование.

19(119)

Дневниковые записи – память о прошлом.

М.М. Пришвин. Времена года;

Поэтическое воспоминание о детстве. Одна тема – разные способы её воплощения  в произведениях писателей и поэтов.

Жанр записок.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

Находит и выделяет  необходимую информацию в словарях – дневник

п. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

К. Вести устный диалог, слушать собеседника.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

В.Д. Берестов. Одуванчики.

Выучить.

. В.А. Лалетина. Маленькое солнышко – жёлтый одуванчик;

Выучить.

20(120)

Способы раскрытия темы памяти в миниатюре. В.А. Лалетина. Маленькое солнышко – жёлтый одуванчик;

21(121)

Акцентное вычитывание  произведения..В.Д. Берестов. Одуванчики. Сравнительный анализ произведений.

22(122)

Акцентное вычитывание текста. Ответы на вопросы. Ю. И. Коваль. «Самая легкая лодка

в мире» (отрывок);

23(123)

Урок-рефлексия.

Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради

Читай, удивляйся, размышляй!

И. А. Бунин «Детство»; В. А. Бахревский «Деревенская жизнь»; В. Д. Берестов «Городок»; Н. И. Сладков «Горластые электрички»; О. Казмирчук «Отстучала электричка»; В. Пришвина «О Михаиле Михайловиче Пришвине»; В. В. Набоков «Вот дачный сад…»; Н. И. Сладков «Кто писал?»; В. А. Лалетина «Засыпаю и мечтаю»; Ю. Я. Яковлев «Мама»; Н. А. Заболоцкий «Детство».

Раздел IV. Куда уходит детство?7ч

1(124)

Тема взросления человека. Вводный урок.

Дети и взрослые.

Обобщённый образ детства, созданный поэтами и писателями.

Наблюдение за темой взросления человека, памяти, семьи. Воспоминаний о близких в произведениях, разных по настроению, образности, эмоциональной окрашенности. Анализ и интерпретация произведений. Парная и групповая работа по созданию образа современного читателя. Наблюдение за разными мнениями о себе как о читателе.

Подготовка сообщений о том авторе , который больше всего впечатлил своими произведениями. Ведение личного дневника, описание правил ведения. Работа по выявлению читательских пристрастий, интересов.

Создаёт письменный текст (рассказ, сказка, стихотворение и др.), отбирает целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

 Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Сочинение-миниатюра на одну из тем: «Кто такие взрослые?»; «Как стать взрослым?»

(написать на листочках)

2(125)

Рождение новых образов детства.

Ю.Д. Левитанский.  Дети;

Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Обобщённый портрет детства.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

П. Смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Р. Формулировать и удерживать учебную задачу.

К. Вести устный диалог, слушать собеседника.

Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе

3(126)

Рождение новых образов детства.

И. Бардин. Трудная пора.

4(127)

Прелести детства.

М. Агафонова. Ноты под листочками музыкантов ждут;

 С. Павлютина. Земляничный рай.

Отношение взрослых к детям и детству. Отношение детей к детству. Тема взросления в творчестве авторов. Тема прекрасного, сказочного в творчестве поэтов.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

Р. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

К. Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество.

Вести устный диалог, слушать собеседника.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

5(128)

Романтика детства.

В.П. Крапивин. Серая мгла редела…

Приёмы изобразительности, помогающие авторам создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

Р. Оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

К. Вести устный диалог, слушать собеседника.

Самооценка на основе успешности учебной деятельности

6(129)

Куда уходит детство?

Б.Ш. Окуджава. Давайте восклицать…

Уровень чтения. Мои читательские пристрастия.

Читает выразительно  поэтическое произведение.

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

Р. Оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

К. Критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

7(130)

Урок-рефлексия.

Обмен впечатлениями по выполненным заданиям в рабочей тетради

Рефлексия 6 час

1(131)

Итоговая проверочная работа.

Работа с текстом. Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Деление текста на части. Озаглавливание частей. Работа с информационными источниками, со словарями. Написание группового письма « Будущим читателям». Презентация работ.

Проект « Какой он современный читатель?»

Работает с учебным текстом, прочитанным самостоятельно: определяет его цель, тему, главную мысль; самостоятельно оценивает ход и результат выполнения задания.

П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

Р. Оценка выполнения задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Освоение личностного смысла учения.

Итоговая проверочная работа.

2(132)

Анализ работы, определение достижений и проблемных «точек» каждым обучающимся.

Проект « Какой он современный читатель?»

3(133)

Работа с «картой» движения. Сопоставление карты начальной и итоговой, полученной на конец года.

4(134)

5-6(135-136)

Работа над созданием «портфеля» ученика

Презентация достижений.

ИТОГО: 136 час

3. Планируемые результаты обучения

В результате освоения программы  в 4-ом классе планируется достижение младшими школьниками следующих личностных результатов:

  • учащиеся способны понимать нравственные ценности автора, отраженные в его произведениях;
  • способны отзываться на авторскую точку зрения, обосновывая свое мнение о персонаже, поступках;
  • имеют представление о ценности терпения и терпимости, доброте, жестокости, истинном и ложном героизме, уважении традиций разных народов, красоты, искусства и творчества;
  • следуют этическим нормам поведения при просмотре, слушании и обсуждении художественных произведений вне школы;
  • ощущают потребность в сопереживании художественному произведению, персонажам, автору;
  • способны выбрать книгу для самостоятельного чтения;

метапредметных результатов:

  • грамотно читают фразами (синтагмами), интонируют в соответствии с пунктуацией, выбирают тон, темп и громкость чтения, адекватные авторскому замыслу;
  • самостоятельно составляют план текста в соответствии с определенными в ходе анализа микротемами;
  • самостоятельно озаглавливают прочитанный текст объемом около 300 слов по теме или главной мысли;
  • пользуются  некоторыми модельными характеристиками жанров при знакомстве с новыми текстами; относить произведения к определенному виду, жанру и типу речи;
  • дают точный и развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту с указанием фактов, на основании которых он сделан, и причинно-следственных связей;
  • создают устные и письменные высказывания и тексты средствами грамматики и риторики в единстве логических законов построения собственной речи;
  • способны предъявлять информацию в виде таблицы, схемы, модели;
  • выступают с рассуждением по предложенной теме;
  • доказывают свои гипотезы в развернутом рассуждении, опираясь на тексты разной жанровой специфики;
  • выступают с учебными и публицистическими сообщениями перед аудиторией класса, применяя приемы привлечения внимания слушателей во время выступления;
  • оценивают собственный ответ или выполненную работу  по критериям, известным учащимся;
  • запрашивают у учителя необходимую для работы справочную информацию;
  • находят в Интернете необходимую информацию по проблеме;
  • подбирают иллюстративный материал из предложенного в разных источниках для презентации или ответа-рассуждения;
  • применяют анализ, сравнение, сопоставление для определения жанровых характеристик текста, характеристики персонажа, событий; средств создания образов;
  • анализируют текст с точки зрения его эстетической ценности, сравнивают с другими видами искусства;
  • создают отзыв о книге, спектакле, телепередаче, кинофильме и др.;

предметных результатов:

  • имеют представление о жанровых признаках произведения (рассказе, повести, очерке, автобиографии, мемуарах, отзыве, эссе, лирическом стихотворении, драме);
  • имеют опыт наблюдения ритмического рисунка стихотворного произведения, особенностей лирического героя;
  • имеют представление об эпосе, лирике, драме;
  • в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют некоторые элементы сюжета эпического и драматического произведения, противопоставляют характеристики персонажей;
  • сравнивают два (более) литературных отрывка с целью выявления основной проблематики произведения, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;
  •  на основе самостоятельного выделения восстанавливают историю персонажа, этапы развития действия в произведении;
  • отличают по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;
  • различают художественное произведение и публицистическое;
  • выделяют особенности учебного, познавательного текста;
  • определяют тему и главную мысль произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;
  • в ходе групповой работы создают сценарий по эпическому произведению, инсценируют фрагмент произведения, создают презентацию какого-либо замысла;
  • выразительно читают наизусть поэтические и прозаические тексты, создавая в чтении индивидуальный образ того, о чем написано в тексте;
  • создают отзывы, эссе на заданную тему;
  • редактируют собственный текст;
  • сжато пересказывают сюжет самостоятельно прочитанного произведения детского круга чтения;
  • пересказывают сюжет произведения выборочно (в соответствии с заданием);
  • самостоятельно работают с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения;
  • ориентируются в мире литературных текстов, знают некоторые творческие биографии изучаемых авторов и самостоятельно выбирают книги, Интернет-ресурсы для дополнительного чтения.

В итоге учащиеся начальной школы осознают место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимают значение этого предмета для формирования общей культуры человека, обогащения его общего кругозора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС

календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...

Календарно-тематический план по предмету "Литературное чтение. 1 класс" ОС "Школа 2100".

Документ содержит темы уроков, типы уроков, требования к уровню подготовки учащихся, виды контроля, УУД....

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Рабочая программа, календарно-тематическое планорование по предмету " Литературное чтение на родном русском языке" УМК О.М. Александровой,2 класс

В рабочей программе представлена пояснительная записка,основные разделы содержания предмета, планируемые результаты освоения программы, календарно-тематический план для 2 класса....