Конспект урока по литературному чтению на тему: : «А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Конспект урока по литературному чтению
на тему: : «А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гарбузовская средняя общеобразовательная школа»
Алексеевского района Белгородской области
Конспект урока по литературному чтению
на тему: : «А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах».
Тема: «А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах»».
Цели: Ввести в круг чтения учащихся рассказы, сказки, очерки А. М. Горького, учить выбирать из текста информацию о героях, их поступках;
Совершенствовать навык выразительного чтения, наполнять словарный запас учащихся;
Создавать условия эстетического воспитания.
Средства обучения: книга по литературному чтению, иллюстрация портрета А. М. Горького , тетрадь на печатной основе.
Ход урока.
- Организация начала урока.
- Приветствие.
- Проверка готовности к уроку
- Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворений «На поле Куликовом» с. 200.
- Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами познакомимся с произведениями А. М. Горький «В людях» (отрывок), «О сказках» (очерк), «О книгах».
Но сначала познакомимся с биографией А. М. Горького.
- Изучение нового материала.
- Биография А. М. Блока.
Биография Горького А.М. (1868-1936)
Алеша Пешков, будущий писатель Максим
Горький, родился в Нижнем Новгороде, и детство
своё провёл в доме деда Каширина, мещанина
и довольно состоятельного человека.
Но нравы и обычаи этой семьи были жестокие, многочисленные дядья
ссорились и дрались. Бабушка Акулина Ивановна была, пожалуй,
единственным добрым человеком. Алёша рано лишился отца- в 3 года,
а в 10 лет-матери.
Дед разорился, и мальчик пошел «в люди». До разорения Алексей
учился в школе для городской бедноты - учился всего два года.
Работал кем придется: подмастерьем, прислугой, даже попал на пароход
«Добрый», где служил мальчиком на побегушках. Каждое
новое место работы для маленького Алеши - определенный запас
жизненных впечатлений, которые впоследствии оказались богатым
материалом для его творческой деятельности. Чтение книг
запоем вырывало мальчика на какое-то время из кошмарной действительности,
читать чаще всего приходилось по ночам, порой со
свечой под одеялом. Чтение сформировало личность Алексея
Пешкова, указало путь к получению образования.
В 1884 г. он едет в Казань, мечтает поступить в Казанский университет,
но эта мечта реализовалась странным образом: свои «университеты
» он проходил в ночлежках, притонах, случалось и воровать.
Читает по-прежнему много, но на этот раз литература политического
содержания. Работает в булочной, доходы шли на подпольные
нужды. Появился вкус к чтению нелегальной марксистской литературы.
В 1887 г. в Казани Пешков совершил попытку самоубийства.
Он был юношей с сильным и строптивым характером, чтение марксистской
литературы все больше и больше убеждало его в идее переустройства
общества революционным путем. Отсутствие систематического
образования, сама атмосфера времени помешала ему
познакомиться с иными, не разрушительными путями переустройства
общества. «Он вырос и долго жил среди всяческой житейской скверны.
Люди, которых он видел, были то ее виновниками, то жертвами,
а чаще - и жертвами, и виновниками одновременно» (В. Ходасевич).
В конце 1880-х - начале 1890-х гг. Горький странствует по всей
России, встречает множество человеческих типов, которые затем
вошли в сборник «По Руси». Он уже заражен политической
агитацией и попадает под надзор полиции.
Какое-то время Горький жил в Тифлисе и уже пробовал писать.
Ему в этот период В. Г. Короленко дает такой совет: «Если бы вы
были барышней, то я бы посоветовал вам выйти замуж, но вам
советую читать».
Раннее творчество. В 1892 г. в тифлисской газете выходит его
первый романтический рассказ «Макар Чудра». Подпись - М. Горький.
1894г. -рассказ «Старуха Изергшь». Первые произведения Горького
- романтические рассказы. С самого начала своего творчества
он уходит в мир мечты, которую противопоставляет реальности.
Наверное, это является закономерностью для человека, находящегося
в разладе с действительностью.
Горький в своих ранних произведениях пошел на своего рода компромисс:
он включил в бытовые описания романтические условные
характеры. Так он открыл тему, принесшую ему всероссийскую славу -
тему «босяка». «Босяцкие» рассказы - это уже следующий этап в творчестве
Горького.
- Чтение отрывка «В людях».
- Беседа по содержанию.
- О чём вы прочитали произведение?
- В каких условиях пришлось Алёше Пешкову читать книги?
- Чем были книги в жизни мальчика?
VII. Чтение произведения «О сказках».
- Беседа по содержанию.
- Почему герои сказок казались автору существом: умным, смелым, побеждающим?
- Чем отличались сказочные герои от обычных людей?
- Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
- Чтение произведения «О книгах».
- Беседа по содержанию.
- Почему книги вызывали у автора удивление?
- Как книга повлияла на жизнь писателя?
- Какие стремления пробуждали книги?
XII. Закрепление изученного материала.
Очерк – это произведение, в котором отражены действительные события, взгляды автора. В очерке в отличии от художественного рассказа нет вымысла.
- Итог урока.
- С каким писателем мы сегодня познакомились?
- С какими произведениями?
XIII. Домашнее задание.
с. 41 – 44, читать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад».
Конспект урока по литературному чтению на тему "Русская классическая поэзия о мире вокруг нас. Произведения И .А. Бунина. Отрывок из стихотворения «Листопад»....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. М. Горький "Случай с Евсейкой"
Тип урока: изучение нового материалаЦели урока:– познакомить обучающихся с жизнью и творчеством М. Горького;– учить анализировать, сравнивать, мыслить, рассуждать, правильно строить высказ...
Конспект урока по литературному чтению по теме: "Книги – мои друзья" 1 класс
Конспект урока по литературному чтению по теме: "Книги – мои друзья" 1 класс...
конспект урока по литературному чтению на тему: Соколов-Микитов «Весна красна» (отрывок из рассказа)
Открытый урок, проведенный к конкурсу "Учитель года- 2015" в номинации "Молодой специалист"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Р.Рождественский «На земле хороших людей не мало" 2 класс
Конспект урока...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: создать условия формирования для создания конца сказки.Планируемые результатыПредметные: - развивать умения анализировать произведение,- знать и перечислять сказки Д.Родари...
Конспект урока по литературному чтению на тему: "Литературные сказки» (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: формирование мотивированного интереса к книге и чтению; учить работать текстом, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации;Планируем...