Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. ТЕМА: М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Патриотический урок, прививает любовь к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_otkrytyy_3_kl._po_prishvinu.docx | 39.14 КБ |
kopiya_9e80fcf3388b9431795a99c8cd925a09.ppt | 2.91 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Белоомутская основная общеобразовательная школа №2
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе
ТЕМА: М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)
Учитель начальных классов:
Фёдорова Е. А.
2015г.
М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)
Цели:
- Познакомить учащихся с творчеством М.М. Пришвина;
- Учить отвечать на вопросы, работать с текстом;
- Совершенствовать навык выразительного чтения;
- Вызвать у учащихся интерес к творчеству М. Пришвина;
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование: рисунки детей «Что для меня значит Родина»; выставка книг Пришвина; портрет писателя, диск с песней «Гляжу в озера синие».
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
Тема родной природы и Родины является одной из самых важных в творчестве поэтов, писателей, композиторов.
- Ребята, я предлагаю вам послушать песню. Послушайте и скажите, о чем она?
( песня «Гляжу в озера синие», О. Воронец, слайды о родной природе)
- О чём же эта песня? (О Родине)
Дети в своих рисунках отразили значение для них слова Родина. (выставка рисунков)
А обобщат всё сказанное ребята в своих стихах:
1 ученик
Родина слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
2 ученик
В нём умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок......и я.
3 ученик
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щёчке родинка -
Это тоже Родина!
- Как вы понимаете смысл слова «Родина»? (место, где родился и т.д.)
- Давайте посмотрим с вами в толковом словаре значение слова Родина (слайд)
- В каком городе мы живем? (Маркс) (слайд)
- Что вы знаете о нашем городе? (слайд)
«Охранять природу – значит охранять Родину».
Родина и природа неразделимы.
- Вспомните писателей и поэтов, которые писали о них. (слайды)
- Посмотрите на доску и скажите, что вы видите?
(выставка книг по творчеству М. Пришвина)
- Значит, о каком удивительном человеке, страстно любящим природу мы будем говорить?
( М.М. Пришвине)
- Несколько слов о М. Пришвине вам скажут дети. (слайд)
Знакомство с биографией писателя. ( Рассказывают заранее подготовленные дети и показывают слайды презентации)
-Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин. Обратите внимание на портрет и выставку книг. Я хочу представить вам презентацию о писателе, а его биографию расскажут девочки (заранее дать задание).
А)Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
Б) Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».
В) Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .
Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.
Г) Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом. «После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.
III. Физминутка.
На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок, не высок
(сесть, встать)
Удивительная птица
подает нам голосок
(глаза и руки вверх)
По тропинке два туриста
Шли домой издалека
(ходьба)
Говорят: « Такого свиста мы не слышали пока».
(плечи поднять)
IV. Тренировочные упражнения.
- В его рассказах путешествуя весной по лесу можно услышать пение птиц
( голоса птиц, слайд)
- Мы удивимся такому пению и скажем удивлённо: «Ого»
- Вдруг показался ёж и мы радостно воскрикнем: « Ух ты »
- А сейчас поиграем в игру «Скороговорка»
- Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе,
выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе. (слайд)
Встретил в чаще ёж ежа
- Как погода, ёж?
- Свежа,
- И пошли домой, дрожа,
Сгорбясь, съежась два ежа.
V. Изучение нового материала
- А теперь обратим внимание на новое произведение «Моя Родина».
1. Первичное восприятие рассказа. Чтение учителем.
V. Изучение нового материала
- А теперь обратим внимание на новое произведение «Моя Родина».
1. Первичное восприятие рассказа. Чтение учителем.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом – очерком «Моя - Родина». Это, ребята,
очерк.
- Что же такое очерк? (слайд)
(Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе)
- - Понравился ли вам рассказ? Что именно?
- Какие слова вам встретились в рассказе, которые вызвали затруднение?
- Словарная работа
Со/кро/ви/ща
Кла/до/вая
- Что такое сокровища? (ответы детей)
Давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова (слайд)
- драгоценность, дорогая вещь
- так говорят о ком - то, о чем-то ценном, дорогом
- ценности духовной и материальной культуры
- Что такое кладовая? (ответы детей)
1)помещение для хранения материалов, товаров
2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, (например подземные кладовые)
3. Чтение учащимися. Анализ произведения.
а) Чтение цепочкой по предложению.
- Определите жанр и тему произведения.
- Кто является главным героем в произведении?
- Какую привычку воспитала у Пришвина его мать? Прочитайте.
- Найдите и прочитайте, как по-особенному готовилось молоко, и каким был чай?
- Почему автор думает, что начинать работу надо вместе с солнцем? (прибыло здоровье, радость в жизни и счастье)
- В чем заключалась «охота» писателя? Прочитайте.
Прочитает классу.....
(он ходил на охоту с записной книжкой и охотился за открытиями, а не за птицей и зверем)
- Как он вас называет? (молодые друзья)
- С чем он сравнивает природу?
- Что писатель называет «Кладовой солнца»? (природа, которая хранит сокровища жизни)
- Какие «сокровища жизни» надо охранять? (рыб, леса, степи, горы, животных)
-Назовите тему рассказа. (Родина).
-Кто является главным героем? (Автор).
-О каких детских воспоминаниях рассказывает М.М.Пришвин?
-Найдите и прочитайте, как по-особому готовилось молоко.
-Почему автор думает, что начинать работу нужно вместе с солнцем?
-В чем заключается «охота» писателя? Прочитайте.
-Как автор обращается к вам? С чем сравнивает природу? Что значит «кладовая солнца»? (Так образно М.М.Пришвин называет природу. Солнце- источник жизни, а природа(его кладовая) позволяет существовать всему живому).
-Что писатель называет «сокровищами жизни»? К чему он призывает?
-Определите главную мысль текста.
-Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу?
Вывод. Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину.
Выразительное чтение учащимися.
Деление текста на части и составление плана учащимися (проверка учителем).
- Запишите или нарисуйте.
VI. Закрепление.
1. Работа в тетрадях на печатной основе. (стр.81 №3)
- Назовите «важные слова»
(Охранять природу – значит охранять Родину)
- Какими являются эти слова для рассказа? (главными, главная мысль этого рассказа)
- Какие пословицы или поговорки вы знаете, которые подошли бы по смыслу к произведению «Моя Родина».
(Береги землю родную, как мать любимую)
- Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу? (сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы)
Работа с пословицами.
Родина – мать, умей за нее постоять. Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей. Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Родина – мать, чужбина – мачеха. Жить – Родине служить.
Кто за Родину горой, то истинный герой.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Какова главная мысль рассказа?
Мне бы хотелось подвести итог урока обращением к человеку, и помогут в этом ребята.(слайд) Дети на солнышках записывают слова, которые связаны со словом Родина.
Что запомнили о М.М.Пришвине?
-Что такое «очерк»?
-Кого называют натуралистами?
-Подберите однокоренные слова к слову «Родина».
-Кто может вспомнить пословицы о Родине?
-Чему научились на уроке?
-Дома нужно выучить последний абзац рассказа.
1 ученик: Природа богата, но её богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими как разумный и заботливый хозяин.
2 ученик: Закон об охране природы обязывает всех людей беречь природные богатства Родины, чтобы природа не истощилась и ещё долго служила людям.
3 ученик: Мы любим лес в любое время года
Мы слышим речек медленную речь
Всё это называется природа
Давайте же всегда её беречь!
4 ученик: В лугах ромашки солнечного цвета
Такие, что светлей на свете жить
Природой называется всё это,
Давайте же с природою дружить!
5 ученик: Летят, звеня, снежинки с небосвода
Клубится на заре тумана дым.
Всё это называется природа,
Давайте же сердца ей отдадим!
6 ученик: Прощальный вальс танцует
с ветром лето,
Дрожит в окне вечерняя заря
Природой называется всё это,
Давайте же любить её всегда.
Домашнее задание:
Сочинить рассказ на тему: «Мой родной край», выучить последний абзац произведения «Моя Родина» М.М. Пришвина
Родина – мать, | сердцу рай. |
Родной край – | умей за нее постоять. |
Нет в мире краше | одна у него и Родина. |
Одна у человека мать, | Родины нашей. |
Родина – мать, | тот истинный герой. |
Жить – | чужбина – мачеха. |
Кто за Родину горой, | Родине служить. |
Родина – мать, | сердцу рай. |
Родной край – | умей за нее постоять. |
Нет в мире краше | одна у него и Родина. |
Одна у человека мать, | Родины нашей. |
Родина – мать, | тот истинный герой. |
Жить – | чужбина – мачеха. |
Кто за Родину горой, | Родине служить. |
Родина – мать, | сердцу рай. |
Родной край – | умей за нее постоять. |
Нет в мире краше | одна у него и Родина. |
Одна у человека мать, | Родины нашей. |
Родина – мать, | тот истинный герой. |
Жить – | чужбина – мачеха. |
Кто за Родину горой, | Родине служить. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Книги Пришвина для детей:
Михаил Михайлович Пришвин ( 1873-1954) « Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина» Константин Паустовский
Михаил Михайлович Пришвин 23 января (4 февраля н.с.) 1873 года родился в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии .
«Село Хрущево представляло собой небольшую деревеньку с соломенными крышами и земляными полами. Рядом с деревней, разделенная невысоким валом, была усадьба помещика, рядом с усадьбой — церковь, рядом с церковью — Поповка, где жили священник, дьякон и псаломщик».
Мать М.М. Пришвина Мария Ивановна
П утешеств овать Пришвин будет очень много, он объездит почти всю страну и напишет о Дальнем Востоке, Средней Азии, Кавказе, Крыме так, словно в этих краях много лет прожил, но сердце его навсегда будет отдано Русскому Северу.
С идит Пришвин на пне, а кругом большой лес. В руках Пришвин держит записную книжечку. Сидит и слушает, что ему шепчет лес, а может быть, лес притих от уважения и внимания к писателю , который еще умнее и старше самого леса, все понимает и записывает в книжечку.
Урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина" (из воспоминаний)
бам-бум-бым-бом уф-оф-аф ух-ох-ах-эх ла-ло-лы-лэ
тя-тё-тю-ти та-то-ту-ты да-до-ду-ди
ры-ра-ро-ру-ри-ры рар-рор-рур-рыр
со кро ви ща ми про буж да ет ся
Родина Кладовая солнца
по кры ва лось ки пя ти лось вста ва ни ю
Физминутка
Проверка 1. Мать угостила меня … чаем с молоком. 2. Потом и в городе … я вставал рано. 3. После чаю … я уходил на охоту; 4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца … с великими сокровищами жизни;
Дунино ( дом-музей )
Могила М.М.Пришвина Введенское кладбище г. Москва Сидящая на уступе Птица-Сирин, таинственная птица счастья. Расправив крылья, запрокинув голову. Она поёт, сливаясь в песне с травами, цветами, животными, птицами – всем тем, что так любил в своей жизни Михаил Михайлович Пришвин.
«Старик» Всю жизнь бродил он по лесам Деревьев знал язык, Птиц различал по голосам Знакомый мне старик. Всегда он ведал наперед Средь сосен и дубрав, Где слаще ягода растет И где полно грибов. Никто не мог так передать Красы полей и рек, И том о лесе рассказать Как этот человек… М. Цуранов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по чтению в 3-ем классе М. Пришвин «Золотой луг».
Открытый урок...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 3 классе.М. М. Пришвин. « Моя Родина». ( Из воспоминаний.) Род и число имён существительных.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения и русского языка УМК "Школа России"....
Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс. Тема : М.Пришвин. Глоток молока.
Цель урока: на основе рассказа М. Пришвина "Глоток молока" показать возможность жоброжелательных отношений человека и животных....
Открытый урок по чтению. 1 класс.Тема: статья В.Н.Крупина " Первый букварь"
Урок удовлетворяет современным требованиям. В основе урока системно-деятельностный подход. Урок направлен на формирование умения работать с текстом, рзвитие творчества, коммуникативные универсальные н...
Урок литературного чтения в 3 классе "М.М.Пришвин. Моя Родина"
Урок литературного чтения в 3 классе "М.М.Пришвин Моя Родина" с презентацией...
урок литературного чтения 2 класс. Тема: М.Пришвин "Ребята и утята"
Цель урока: ознакомить с творчеством М.М.Пришвина, прочитать и проанализировать рассказ «Ребята и утята»....
Урок литературного чтения в 3 классе. М. М. Пришвин «Моя Родина».
познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.М. Пришвина;Организовать эмоционально-эстетическое восприятие произведения. Развивать речь учащихся, развивать навык осознанного и прави...