Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. ТЕМА: М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Патриотический урок, прививает любовь к Родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Белоомутская основная общеобразовательная школа №2

  Открытый урок по  литературному чтению в 3 классе

ТЕМА: М.М. Пришвин   «Моя Родина»   (из воспоминаний)

                                                    Учитель  начальных  классов:

                                                                             Фёдорова Е. А.

                                                     

                         

                                                          2015г.

М.М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

Цели:

  1. Познакомить учащихся с творчеством М.М. Пришвина;
  2. Учить отвечать на вопросы, работать с текстом;
  3. Совершенствовать навык выразительного чтения;
  4. Вызвать у учащихся интерес к творчеству М. Пришвина;
  5. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Оборудование: рисунки детей «Что для меня  значит  Родина»; выставка книг Пришвина; портрет писателя, диск с песней  «Гляжу в озера синие».

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация  знаний.

Тема родной природы и Родины является одной из  самых важных в творчестве поэтов, писателей, композиторов.

- Ребята, я предлагаю вам послушать песню. Послушайте и скажите, о чем она?

     ( песня «Гляжу в озера синие», О. Воронец, слайды о родной природе)

- О чём же эта песня? (О Родине)

Дети в своих рисунках отразили  значение для них слова Родина. (выставка рисунков)

А обобщат всё сказанное ребята в своих стихах:

1 ученик

                                       Родина слово большое, большое!

                                       Пусть не бывает на свете чудес,

                                       Если сказать это слово с душою,

                                       Глубже морей оно, выше небес!

2 ученик

                                       В нём умещается ровно полмира:

                                       Мама и папа, соседи, друзья.

                                       Город родимый, родная квартира,

                                       Бабушка, школа, котёнок......и я.

3 ученик

                                       Зайчик солнечный в ладошке,

                                       Куст сирени за окошком.

                                       И на щёчке родинка -

                                       Это тоже Родина!

- Как вы понимаете  смысл  слова «Родина»? (место, где родился и т.д.)

- Давайте посмотрим  с вами в толковом словаре значение слова Родина (слайд)

- В каком городе мы живем? (Маркс) (слайд)

- Что вы знаете о нашем городе? (слайд)

  «Охранять природу – значит охранять Родину».

   Родина и природа неразделимы.

- Вспомните писателей и поэтов, которые писали о них. (слайды)

- Посмотрите на доску и скажите, что вы видите?

   (выставка книг по творчеству М. Пришвина)

- Значит, о каком удивительном человеке, страстно любящим природу мы будем говорить?

( М.М. Пришвине)

- Несколько слов о М. Пришвине вам скажут дети. (слайд)

Знакомство с биографией писателя. (  Рассказывают заранее подготовленные дети и показывают слайды презентации)

-Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин. Обратите внимание на портрет и выставку книг. Я  хочу представить вам презентацию о писателе, а его биографию расскажут девочки (заранее дать задание).

А)Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься    наукой, но к 30 годам решил стать писателем.

Б) Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

В) Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом .

Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей  капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо.    

Г) Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом.  «После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда в  находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался.

III. Физминутка.

                                        На горе стоит лесок

                                              (круговые движения руками)

                                        Он не низок, не высок

                                              (сесть, встать)

                                         Удивительная птица

                                         подает нам голосок

                                              (глаза и руки вверх)

                                         По тропинке два туриста

                                         Шли домой издалека

                                               (ходьба)

                                         Говорят: « Такого свиста мы не слышали пока».

                                               (плечи поднять)

      IV. Тренировочные  упражнения.

- В его рассказах путешествуя весной по лесу можно услышать пение птиц

 ( голоса птиц, слайд)

- Мы удивимся такому пению и скажем удивлённо: «Ого»

- Вдруг показался ёж  и мы радостно воскрикнем: « Ух ты »

- А сейчас поиграем в игру «Скороговорка»

- Сначала читаем скороговорку медленно, протяжно, затем в среднем темпе,  

  выразительно, а потом в скороговорном, быстром темпе. (слайд)

                                Встретил в чаще ёж ежа

                                - Как погода, ёж?

                                - Свежа,

                                - И пошли домой, дрожа,

                                Сгорбясь, съежась два ежа.

        V. Изучение нового материала

     - А теперь обратим внимание на новое произведение «Моя Родина».

    1. Первичное восприятие рассказа. Чтение учителем.

        V. Изучение нового материала

     - А теперь обратим внимание на новое произведение «Моя Родина».

    1. Первичное восприятие рассказа. Чтение учителем.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом – очерком «Моя - Родина». Это, ребята,

  очерк.

- Что же такое очерк?  (слайд)

(Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе)

- - Понравился ли вам рассказ? Что именно?

- Какие слова вам встретились в рассказе, которые вызвали затруднение?

  1. Словарная работа

   Со/кро/ви/ща

   Кла/до/вая

- Что такое сокровища?  (ответы детей)

  Давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова  (слайд)

  1. драгоценность, дорогая вещь
  2. так говорят о ком - то, о чем-то ценном, дорогом
  3. ценности духовной и материальной культуры

- Что такое кладовая?  (ответы детей)

1)помещение для хранения материалов, товаров

      2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, (например подземные кладовые)

     3. Чтение учащимися. Анализ произведения.

а) Чтение цепочкой по предложению.

  • Определите жанр и тему произведения.
  • Кто является главным героем в произведении?
  • Какую привычку воспитала у Пришвина его мать? Прочитайте.
  • Найдите и прочитайте, как по-особенному готовилось молоко, и каким был чай?
  • Почему автор думает, что начинать работу надо вместе с солнцем? (прибыло здоровье, радость в жизни и счастье)
  • В чем заключалась «охота» писателя? Прочитайте.

Прочитает классу.....

(он ходил на охоту с записной книжкой и охотился за открытиями, а не за птицей и зверем)

  • Как он вас называет? (молодые друзья)
  • С чем он сравнивает природу?
  • Что писатель называет «Кладовой солнца»? (природа, которая хранит сокровища жизни)
  • Какие «сокровища жизни» надо охранять? (рыб, леса, степи, горы, животных)

-Назовите тему рассказа.  (Родина).

-Кто является главным героем?  (Автор).

-О каких детских воспоминаниях рассказывает М.М.Пришвин?

-Найдите и прочитайте, как по-особому готовилось молоко.

-Почему автор думает, что начинать работу нужно вместе с солнцем?

-В чем заключается «охота» писателя? Прочитайте.

-Как автор обращается к вам? С чем сравнивает природу? Что значит «кладовая солнца»?  (Так образно  М.М.Пришвин называет природу. Солнце- источник жизни, а природа(его кладовая) позволяет существовать всему живому).

-Что писатель называет «сокровищами жизни»? К чему он призывает?

-Определите главную мысль текста.

-Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу?

Вывод. Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину.

 Выразительное чтение учащимися.

 Деление текста на части и составление плана учащимися (проверка учителем).

- Запишите или нарисуйте.

VI. Закрепление.     

1. Работа в тетрадях на печатной основе. (стр.81 №3)

  • Назовите «важные слова»

(Охранять природу – значит охранять Родину)

  • Какими являются эти слова для рассказа? (главными, главная мысль этого рассказа)
  • Какие пословицы или поговорки вы знаете, которые подошли бы по смыслу к произведению «Моя Родина».

(Береги землю родную, как мать любимую)

  • Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу? (сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы)

Работа с пословицами.

Родина – мать, умей за нее постоять.   Родной край – сердцу рай.

Нет в мире краше Родины нашей.   Одна у человека мать, одна у него и Родина.

Родина – мать, чужбина – мачеха. Жить – Родине служить.

Кто за Родину горой, то истинный герой.

      VII. Итог урока. Рефлексия.

  • Какова главная мысль рассказа?

Мне бы хотелось подвести итог урока обращением к человеку, и помогут в этом ребята.(слайд) Дети на солнышках записывают слова, которые связаны со словом Родина.

Что  запомнили о М.М.Пришвине?

-Что такое «очерк»?

-Кого называют натуралистами?

-Подберите однокоренные слова к слову «Родина».

-Кто может вспомнить пословицы о Родине?

-Чему научились на уроке?

-Дома нужно выучить последний абзац рассказа.

1 ученик: Природа богата, но её богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими как разумный и заботливый хозяин.

2 ученик: Закон об охране природы обязывает всех людей беречь природные богатства Родины, чтобы природа не истощилась и ещё долго служила людям.

3 ученик: Мы любим лес в любое время года

                 Мы слышим речек медленную речь

                 Всё это называется природа

                 Давайте же всегда её беречь!

4 ученик: В лугах ромашки солнечного цвета

                 Такие, что светлей на свете жить

                  Природой называется всё  это,

                  Давайте же с природою  дружить!

5 ученик:  Летят, звеня, снежинки с небосвода

                  Клубится на заре тумана дым.

                  Всё это называется природа,

                  Давайте же сердца ей отдадим!

6 ученик:  Прощальный вальс танцует

                  с ветром лето,

                  Дрожит в окне вечерняя заря

                  Природой называется всё это,

                  Давайте же любить её всегда.

Домашнее задание:

Сочинить рассказ на тему: «Мой родной край», выучить последний абзац произведения «Моя Родина» М.М. Пришвина

Родина – мать,

сердцу рай.

Родной край –

умей за нее постоять.  

Нет в мире краше

одна у него и Родина.

Одна у человека мать,

Родины нашей.  

Родина – мать,

тот истинный герой.

Жить –

чужбина – мачеха.

Кто за Родину горой,

Родине служить.

Родина – мать,

сердцу рай.

Родной край –

умей за нее постоять.  

Нет в мире краше

одна у него и Родина.

Одна у человека мать,

Родины нашей.  

Родина – мать,

тот истинный герой.

Жить –

чужбина – мачеха.

Кто за Родину горой,

Родине служить.

Родина – мать,

сердцу рай.

Родной край –

умей за нее постоять.  

Нет в мире краше

одна у него и Родина.

Одна у человека мать,

Родины нашей.  

Родина – мать,

тот истинный герой.

Жить –

чужбина – мачеха.

Кто за Родину горой,

Родине служить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Люби живое

Слайд 2

Книги Пришвина для детей:

Слайд 3

Михаил Михайлович Пришвин ( 1873-1954) « Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина» Константин Паустовский

Слайд 4

Михаил Михайлович Пришвин 23 января (4 февраля н.с.) 1873 года родился в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии .

Слайд 5

«Село Хрущево представляло собой небольшую деревеньку с соломенными крышами и земляными полами. Рядом с деревней, разделенная невысоким валом, была усадьба помещика, рядом с усадьбой — церковь, рядом с церковью — Поповка, где жили священник, дьякон и псаломщик».

Слайд 6

Мать М.М. Пришвина Мария Ивановна

Слайд 7

П утешеств овать Пришвин будет очень много, он объездит почти всю страну и напишет о Дальнем Востоке, Средней Азии, Кавказе, Крыме так, словно в этих краях много лет прожил, но сердце его навсегда будет отдано Русскому Северу.

Слайд 8

С идит Пришвин на пне, а кругом большой лес. В руках Пришвин держит записную книжечку. Сидит и слушает, что ему шепчет лес, а может быть, лес притих от уважения и внимания к писателю , который еще умнее и старше самого леса, все понимает и записывает в книжечку.

Слайд 10

Урок литературного чтения М.Пришвин "Моя Родина" (из воспоминаний)

Слайд 12

бам-бум-бым-бом уф-оф-аф ух-ох-ах-эх ла-ло-лы-лэ

Слайд 13

тя-тё-тю-ти та-то-ту-ты да-до-ду-ди

Слайд 14

ры-ра-ро-ру-ри-ры рар-рор-рур-рыр

Слайд 15

со кро ви ща ми про буж да ет ся

Слайд 16

Родина Кладовая солнца

Слайд 17

по кры ва лось ки пя ти лось вста ва ни ю

Слайд 19

Физминутка

Слайд 21

Проверка 1. Мать угостила меня … чаем с молоком. 2. Потом и в городе … я вставал рано. 3. После чаю … я уходил на охоту; 4. Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца … с великими сокровищами жизни;

Слайд 22

Дунино ( дом-музей )

Слайд 24

Могила М.М.Пришвина Введенское кладбище г. Москва Сидящая на уступе Птица-Сирин, таинственная птица счастья. Расправив крылья, запрокинув голову. Она поёт, сливаясь в песне с травами, цветами, животными, птицами – всем тем, что так любил в своей жизни Михаил Михайлович Пришвин.

Слайд 25

«Старик» Всю жизнь бродил он по лесам Деревьев знал язык, Птиц различал по голосам Знакомый мне старик. Всегда он ведал наперед Средь сосен и дубрав, Где слаще ягода растет И где полно грибов. Никто не мог так передать Красы полей и рек, И том о лесе рассказать Как этот человек… М. Цуранов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературное чтение 2 класс. Тема : М.Пришвин. Глоток молока.

Цель урока: на основе рассказа М. Пришвина "Глоток молока" показать возможность жоброжелательных отношений человека и  животных....

Открытый урок по чтению. 1 класс.Тема: статья В.Н.Крупина " Первый букварь"

Урок удовлетворяет современным требованиям. В основе урока системно-деятельностный подход. Урок направлен на формирование умения работать с текстом, рзвитие творчества, коммуникативные универсальные н...

Урок литературного чтения в 3 классе "М.М.Пришвин. Моя Родина"

Урок литературного чтения в 3 классе "М.М.Пришвин Моя Родина" с презентацией...

урок литературного чтения 2 класс. Тема: М.Пришвин "Ребята и утята"

Цель урока: ознакомить с творчеством М.М.Пришвина, прочитать и проанализировать рассказ «Ребята и утята»....

Урок литературного чтения в 3 классе. М. М. Пришвин «Моя Родина».

познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.М. Пришвина;Организовать эмоционально-эстетическое восприятие произведения.    Развивать речь учащихся, развивать навык осознанного и прави...