Воспитание личности младшего школьника на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_lichnosti_mladshego_shkolnika_na_urokah_literaturnogo_chteniya.docx | 39.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание личности младшего школьника на уроках литературного чтения
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором сочетаются интеллектуальные, эстетические и нравственные аспекты. Как писал Ю.П. Казаков: «… неизвестно ещё, что было бы со всеми нами, не будь литературы, не будь слова! И если есть в человеке, в душе его такие понятия, как совесть, долг, нравственность, правда, красота, - если хоть в малой степени есть, - то не заслуга ли это в первую очередь и великой литературы?»
Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства. Ребёнок живёт жизнью персонажей: делит с ними их мечты, огорчения, радости. К.Д. Ушинский называет эти переживания «нравственными упражнениями», обогащающими читателя. А.Т. Твардовский, определяя позднее значимость уроков литературы, писал: « Литература в школе – это то же самое, что литература в жизни, только в школе она является процессом планомерного, систематического воздействия на душу ученика под ответственным наблюдением и руководством преподавателя». Следовательно, цель литературного образования – становление духовного мира человека, формирование высоких эстетических вкусов, развитие чувства прекрасного, внутренней потребности личности к самосовершенствованию, к реализации творческих возможностей каждого ученика.
Методическая традиция накопила немало эффективных приёмов, подходов, способствующих обучению детей умениям глубокого понимания и прочувствования художественных произведений. Успешно реализовать вышеуказанные цели можно при условии соблюдения принципа преемственности в процессе изучения литературного материала в начальной и средней школе. К концу 4-ого класса ребёнок должен не только научиться грамотно читать и писать, но и осмысленно работать с готовым текстом, понимать художественное произведение, а также получить первоначальные навыки литературоведческого анализа и самостоятельного литературного творчества. Задача начальной школы заложить первоначальную основу для изучения литературы в старших классах. Это вызвано тем, что дети лишь тогда по-настоящему готовы к изучению литературы, когда у них уже есть определённый запас жизненного опыта, когда они уже умеют анализировать отношения между людьми в различных ситуациях, когда они могут выразить словесно нечто своё, особенное, что бы отражало реальные события жизни. Нельзя забывать, что школьника воспитывают и развивают не сами тексты художественной литературы, а прежде всего та работа, которая способствует их восприятию, при этом, чем осознаннее восприятие, тем полноценнее результат.
В первом классе на материале небольших рассказов и стихотворений ребёнок учится не только читать, но осмысленно пересказывать содержание текста, высказывать своё отношение к прочитанному. С помощью учителя он пытается разобраться в том, как видит мир автор, как тот передаёт свои мысли и чувства. Дети знакомятся с таким понятием как «герой произведения», учатся связывать его с жизнью. Но только осмысленное чтение позволит учащимся понять задумки автора, раскрыть тему и представить то, о ком или о чём читали. Чтобы у первоклассника возникло желание узнать, о чём говорится в тексте, который он будет читать, надо его заинтересовать ещё до чтения. Известно, что интерес, который дети проявляют к изучаемому предмету, прямо влияет на их активность. Здесь очень важно учитывать мотивы учения, опираясь на знание которых, можно будет более успешно строить процесс обучения. Учитывая тот факт, что в первом классе есть как читающие дети, так и те, кто ещё только учится читать, в свои уроки я включаю игры-загадки к отдельным произведениям. Записываю их на доске, сопровождая каким-либо проблемным вопросом или заданием.
Например:
- «Узнай героя по описанию»,
- «Назови главного героя сказки и всех других героев»,
- «Кто это? Выскажи своё предположение и придумай к рассказу (сказке) продолжение»,
- «Кто примером может служить, и с кем бы ты хотел дружить?»,
- «Подумай и дай ответ: какая пословица к тексту подойдёт, а какая нет?»
Игры-загадки помогают активизировать внимание детей до чтения, во время чтения и после прочтения произведения. Важной является и воспитательная сторона, как процесса игры, так и содержания текстов загадок и подобранных вопросов к ним. Такая работа позволяет учащимся лучше запомнить текст, формирует у них подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности. Тексты загадок я использую не только на уроках литературного чтения, но и включаю их во внеклассные занятия.
Примеры некоторых, таких загадок:
- Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»
Задание: узнать героя сказки и назвать автора
Маленький был – всего боялся,
Но в этом никому не признавался.
Вырос большой,
А всё такой же глупый и смешной.
Пред всеми хвастался, что героем стал,
Но бояться всё равно не перестал.
В конце произведения трус и хвастун в храбреца превращается.
Это сказка – и в ней всё хорошо кончается.
- И. Бутмин «Трус»
Жили-были два друга – Митя и Рома.
По-разному поступали друзья и на улице, и дома.
Один трусом был, а другой храбрецом.
Кого и за что назовёте вы молодцом?
Кто примером может служить
И с кем хотели бы вы дружить?
- В. Осеева «Сыновья»
Сыновьями своими три женщины любовались,
А старичку двое из них сыновьями не показались.
Почему старичок только одного сына увидел?
За что двух матерей он обидел?
- М. Пришвин «Ёж»
Про него Михаил Пришвин рассказ написал.
Его внешний вид и повадки автор нам описал.
По мнению писателя, герой на маленькую свинью похож,
Но голыми руками его не возьмёшь.
Молоко любит этот житель лесной,
А жить ему лучше не дома,
А в лесу под сосной.
Кто это? Выскажите своё предположение и придумайте к рассказу продолжение.
Во втором классе работа в этом направлении продолжается. Школьники учатся:
- понимать смысл заглавия, связывать его с содержанием всего произведения;
- задавать вопросы по тексту и письменно отвечать на некоторые из них, приводить конкретные примеры;
- выделять в тексте смысловые части и давать им названия;
- формулировать основную мысль;
- выражать своё отношение к его героям и их поступкам;
- создавать портрет героя, описывать его жилище;
- анализировать события, описанные в произведении и др.
На этом этапе формируются внимательное отношение к языку, умение понимать смысл образных выражений и использовать их в своей речи.
Таким образом, происходит развитие умения работать с текстами художественной литературы. Известно, что именно в младшем школьном возрасте воображение читателя лучше всего поддаётся воздействию, поэтому, на мой взгляд, и начинать обучение следует с работы над воссоздающим типом воображения, с тем, чтобы впоследствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа – творческого воображения, которое «состоит в умении детально представить себе картину, скупо схваченную автором». Развивать воображение помогают, прежде всего, творческие виды работ. Обучая младших школьников чтению, надо помнить, что чтение – это раздел практического курса родного языка. Невозможно себе представить, чтобы литературный курс и курс родного языка постоянно не взаимодействовали. Всякий учитель из урока в урок старается обращаться к особенностям языка литературных произведений. По авторскому словесному описанию ученик представляет себе созданную писателем картину жизни: портрет, пейзаж, эпизод… - в этом сущность воссоздающего воображения
Постепенно младшие школьники обретают навык самостоятельного творчества. Как показывает практика, младшие школьники с удовольствием беседуют и пишут сочинения после прочтения художественных произведений. Содержание прочитанного, они связывают с фактами из своей жизни, сопоставляют с прочитанными ранее произведениями, схожими по тематике. При этом им приходится не просто воспроизвести по памяти текст, а высказать как устно, так и на письме своё отношение к героям прочитанных произведений, сравнить действующие лица, отметив положительные и отрицательные стороны характера, поведения и отдельного персонажа, и всего текста в целом. Такие сочинения являются подготовительным этапом, соединяющим между собой изложение и сочинение.
Например. На уроке чтения дети познакомились с рассказом Н. Носова «Фантазеры». Я даю задание, прочитав другие рассказы этого писателя попробовать сделать вывод о том, какие рассказы он пишет, какое настроение они вызывают, кто является героями этих рассказов и как сам Н. Носов к ним относится. Коллективная работа на уроке литературного чтения является подготовительным этапом к самостоятельному творчеству. Чтобы облегчить задачу, я предлагаю детям «Памятку-помощницу» с вопросами.
ПАМЯТКА Для сочинения «Мой любимый герой»
- Вступление.
- Какие рассказы пишет этот писатель?
- Какой рассказ тебе больше всего понравился?
- Основная часть.
- Кто главный герой этого произведения?
- Кто твой любимый герой?
- Какой он? (Кто он? Его возраст. Внешний вид. Характер.)
- Что он любит делать?
- В какие истории он попадает? (Приведи примеры из книги. Используй выборочный и краткий пересказ текста)
- Есть ли у него друзья? Как они к нему относятся? Какая у них дружба? Почему ты так думаешь?
- Заключение.
-За что ты любишь своего героя? Что тебе больше всего в нём нравится?
- Хотел бы ты иметь такого друга? Почему?
Примеры работ:
Сочинение «Мой любимый герой в рассказах Н.Носова»
Николай Носов пишет смешные рассказы. Мне больше всего понравился рассказ «Живая шляпа». Мой любимый герой – Васька. Я думаю, что ему около четырёх месяцев. Он смешной. Васька очень любит гоняться за мухами. Котёнок попадает в трудные истории. У Васьки есть друзья. Они к нему очень хорошо относятся. Дружба у них большая. Однажды на Ваську упала шляпа. Мальчики испугались и стали кидать в неё картошкой. И вдруг шляпа подскочила вверх, и ребята увидели, что это котёнок. Они обрадовались. Я люблю своего героя за то, что он очень смешной. Мне больше всего нравится его улыбка. Я очень хотела бы себе такого друга.- Н.Носов пишет интересные рассказы. Мой любимый герой - Федя Рыбкин из рассказа «Трудная задача». Федя – мальчик. Ему десять лет. Феде надо решить задачу, но он никак не мог справиться с этим, потому что всё время отвлекался. Вначале он включил радио, потом телевизор. Всё время ему что-то мешало. Я не хочу такого безответственного друга. А если бы он был моим другом, то я бы ему посоветовал не смотреть телевизор и не слушать радио, когда делаешь уроки. Задача для Феди оказалась трудной, потому что он думал о другом. Кончишь дело, тогда и гуляй смело.
- Николай Носов пишет рассказы не только смешные и весёлые, но и поучительные. Мне больше всего из этих рассказов понравилось произведение «Фантазёры». Этот рассказ очень смешной. Мой любимый герой – Мишутка, потому что он здорово фантазирует. У него есть друг Стасик. Эти мальчики настоящие выдумщики. Один раз они хотели переврать друг друга. Мишутка очень забавно врал. Например, что когда он был большой, то он мог переплыть океан. И когда он плавал в океане, то ему акула откусила голову. Я бы хотела иметь такого друга. Наверно, я бы не переврала Мишутку. Но я бы обязательно с ним познакомилась. Николай Носов учит нас дружить.
Я считаю, что творческие работы подобного типа способствуют активной работе творческого воображения и полноценного восприятия образной картины, созданной посредством слова писателя, помогают осмыслить ученику специфику словесного искусства, а художественное произведение при этом раскрывается перед ребёнком во всей своей полноте и многогранности. Через художественное произведение учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Встреча детей с героями книг не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в описываемом автором событии – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает наблюдательность, способность к сопереживанию, эмоциональную и образную память, формирует умение овладевать оценочной терминологией (умный, глупый, хитрый, жадный, добрый, весёлый, смешной и т.п.), рождает умение удивляться, сопоставлять, видеть в обычном необычное. Симпатии детей на стороне положительных героев. Стремясь подражать им, они начинают мыслить и говорить также, стараясь быть похожими на полюбившегося героя. В целом творческая работа вызывает интерес к книге, к чтению. Не менее важно и то, что творческая работа, связанная с литературным произведением оказывает огромное воспитательное воздействие, что позволяет решать одну из основных задач современного российского образования. Сделать нравственный выбор и ответить на вопрос: « Каким быть?» - должен каждый ученик. Младшие школьники любят подражать понравившимся героям. И если учитель не должен навязывать своего мнения о предмете высказывания, своего отношения к нему, то он должен помочь детям разобраться в их эмоциях, помочь им выразить свои чувства, при этом, не забывая подсказывать, что такое хорошо и что такое плохо. Верными помощниками и детям, и учителю становятся герои художественных произведений.
Примеры работ:
Сочинение «Мой любимый герой из повести Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
Мой любимый герой из повести Н. Носова – Знайка. Одевался он всегда в чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал очки и читал какую-нибудь книгу. Его и прозвали Знайкой за то, что но много знал. А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него повсюду в комнате: и на столе, и под столом, и на кровати, и даже под кроватью. Знайка был самым умным из всех малышей-коротышей. Все любили Знайку, потому что со всеми он поступал вежливо и справедливо.
Лицо у него было доброе. Знайка всегда мирил малышей, если они ссорились, мог ответить на любые вопросы, помогал им во всём. Вот почему этот герой мне нравится больше всех.- Моя любимая героиня – Снежинка, девочка в пёстреньком платьице с розовыми и фиолетовыми цветочками. Волосы у Снежинки светлые, почти белые, они волнами спускаются ей на плечи. Снежинка любила надевать перед зеркалом шляпу и всё время трещала, как сорока. Она была девочкой доброй. Дружила Снежинка с Синеглазкой. Она была умной и опрятной малышкой. У Снежинки улыбчивое лицо, добрый взгляд, кажется, что она так и светится от счастья. Все её любят. Снежинка очень понравилась Незнайке. Я её тоже полюбила и хотела бы, чтобы у меня была такая подруга.
Конечно, у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений, но эти первые попытки «по-взрослому» посмотреть на читаемое произведение помогут преодолеть барьер перехода в среднее и последующее старшее звено школы, когда нужно будет писать объёмные творческие работы, в основе которых изучаемые не на одном уроке литературные тексты. На мой взгляд, введение написания творческих работ на подобные темы в младших классах выступит в качестве органического звена единой непрерывной системы литературного образования в средней школе. Эти уроки учат ребят читать вдумчиво, различая тексты и по жанру, и по стилю, и по художественным особенностям языка, присущему каждому писателю, каждой исторической эпохе.
Кропотливая, вдумчивая текстовая работа, внимание к слову помогаю ребёнку понять мысль автора, сочувствовать героям, думать вместе с ними. Она, безусловно, оправдывает себя. Нельзя не согласиться с мыслью, высказанной доцентом кафедры детской литературы и педагогики, детского чтения Академии культуры города Санкт-Петербурга И.И. Тихомировой, которая так пишет о литературе: «Чем раньше она коснётся их души, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх, а не злые. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств, не верите – послушайте. И дайте послушать детям».
От рассказа к сочинению, от простого к более сложному, от коллективного работы – к самостоятельному творчеству - происходит обучение и формирование личности. Как писала известный методист М.А. Рыбникова «Если из наших классов выйдут писатели и словесники, это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя и ЧЕЛОВЕКА».
Выполнила учитель начальных классов Т.А.Клепова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников на уроках литературного чтения
В статье рассказывается о развитии духовно-нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения....
Нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения.
В наши дни многие говорят о падении нравственных ценностей у детей. Так ли это? Может ли учитель повлиять на этот процесс, если может, то как? Я попыталась в своей статье ответить на эти вопросы....
Методы и приёмы духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Об использовании педагогических технологий на уроках чтения в начальных классах пойдёт речь в этой статье....
Статья «Патриотическое воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"
Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературного чтения...
Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....
Анализ художественных произведений как средство формирования нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.
Литературное чтение. Школа России. 1 класс, 2 часть....
доклад "Эстетическое воспитание воспитание младших школьников на уроках литературного чтения"
Статья нацелена на формирование эстетических вкусов,развитие чувства прекрасного...