Литературная викторина "Чудесен мир сказок"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Литературная викторина предназначена для учащихся первого класса. Можно использовать на уроках литературного чтения и во внеурочной работе. Викторина состоит из 6-ти конкурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesen_mir_skazok.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературная викторина для учеников первых классов
«Чудесен мир сказок»
Предлагаю вам литературную викторину по сказкам. Материалом для составления литературной викторины послужили литература, рекомендуемая для внеклассного чтения в начальной школе.
Использовать материал можно в самой разнообразной форме.
Цель:
1. Вызвать интерес учащихся к литературному чтению, развивать познавательный интерес к чтению, прививать стойкий интерес к книгам.
2. Формировать общекультурную литературную компетентность через восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, формировать коммуникативную компетенцию учащихся.
3.Обогащать читательский опыт детей.
Задачи:
1. Закрепить и расширить знания детей о сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений.
2. Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие; желание принимать участие в играх развивающего характера.
Оборудование: жетоны для детей, подарки-закладки для книг.
Ход занятия
- Вступительное слово
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята. Мы рады приветствовать вас.
Сегодня мы проведём « Литературную викторину».
Далеко-далеко раскинулось царство, необъятное государство — Страна Сказок, Чудес и Волшебства. Прекрасная страна! И кто хоть раз побывал в ней, останется пленником навеки. Потому что деревья там самые причудливые, горы — самые высокие, терема — самые расписные, птицы — самые звонкие, а чудища — самые страшные.
-Вы все ребята смелые? ...да
-Вы все ребята умелые?...да
-Сказки все ребята любят?...да
-Сказки все ребята знают?...да
Сказка, сказка, прибаутка,
Сочинить ее не шутка,
Чтобы сказочка сначала,
Словно реченька журчала,
Чтоб к концу
Ни стар, ни мал
От нее не задремал.
Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шагала она по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая.
Все любят слушать и читать сказки, в которых происходят разные чудеса, неожиданные превращения, животные разговаривают человеческим голосом, и добро всегда побеждает зло.
Сказка – страна волшебная, но, тем не менее, страна. И значит, в ней происходят события, как в любой другой стране. Развиваются же эти события по особым, сказочным, правилам.
Сегодня у нас есть возможность побродить по неведомым дорожкам этой страны, а поможете нам в этом вы, ребята.
Совершим путешествие по сказкам, вспомним любимых героев. Узнаем, кто из вас лучше и больше знает сказки. За каждый правильный ответ участники получают жетоны.
Победитель тот, у кого в конце игры окажется больше всех жетонов.
II. Конкурсы.
Первый конкурс «Разминка»
Ведущий:
- Чтобы нам всем попасть в сказку нужно получить входной билет, это значит ответить на мои вопросы:
- Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)
- Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)
- Как звали девочку, которая пошла, гулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)
- В какой сказке умели говорить: печка, яблонька и речка? (Гуси-лебеди)
- Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)
- Кто украл Кая? (Снежная королева)
- Кто ехал на печи, уплетая калачи? (Емеля) (Слайд 4)
- Что за скатерть кормила всех досыта? (Скатерть-самобранка)
- Как называется летательный аппарат у Бабы-Яги? (Ступа)
- Как зовут девочку с голубыми волосами? (Мальвина)
- Как зовут лучшего друга Чебурашки? (Гена)
- Как зовут кота, товарища лисы Алисы? (Кот – Базилио)
Второй конкурс «Узнай героя»
Ведущий:
- Внимательно послушайте и назовите героя:
- Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь — ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!
В этой сказке - именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел украсть хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(«Муха-Цокотуха».)
2) Скок-поскок, скок-поскок
- Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный ... (Горбунок.)
- Знают куколка Мальвина
И веселый Буратино:
Если враг со всех сторон,
Победит в бою неравном
Верный друг - надежный, славный,
Храбрый пудель ... (Артемом.)
- Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота...
Гномов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкой, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она ... («Белоснежка и семь гномов».)
- Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый ... (Карлсон.)
6) Фруктово-огородная страна
- В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней герой - мальчонка овощной.
Он храбрый, справедливый, озорной.
(«Приключения Чиполлино»)
Третий конкурс «Сказочная одежда»
Ведущий:
- Внимательно послушайте и назовите сказочную одежду:
1) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)
2) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)
3) Одет он был прелестно - в шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого цвета этот кафтан: он отливал то синим, то зеленым, то красным, смотря, куда он повернется. (Оле-Лукойе.)
4) Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)
5) Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)
- Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! (Снежная королева.)
Четвёртый конкурс «Сказочно-волшебная обувь»
Ведущий:
- Внимательно послушайте и назовите сказочно – волшебную обувь:
1) В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что эта за мерка и кого искали? (Хрустальная туфелька, «Золушка».)
2) Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, «Кот в сапогах».)
3) Лихо мерили шаги
Две огромные ноги.
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги. (Дядя Степа.)
4) Какой герой имеет: «Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки»
(Человек рассеянный, «Вот какой рассеянный» С.Я. Маршак)
5) Кому принадлежали волшебные туфли-скороходы и тросточка, которая умела искать клады? (Маленькому Муку.)
6) «Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые
- В них застежки золотые».
Кому их подарили? (Мухе-Цокотухе.)
Пятый конкурс «Удивительные превращения»
Ведущий:
- Внимательно послушайте и назовите в кого или во что превратился сказочный герой:
1) Гадкий утёнок........................................в лебедя
2) Чудище из сказки «Аленький цветочек»............................................в принца
3) Одиннадцать братьев-принцев из сказки Х.К Андерсена....................в лебедей
4) Братец Иванушка из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»..........козлёнка
5) Лягушка превращалась в ..............................................царевну
6) Во что превратилась Русалочка......................................................пену
7) Великан-людоед из сказки Ш.Перро?.......................................льва и мышь
Шестой конкурс «Кто с кем дружит»
Ведущий:
- В сказках у героев есть враги, которые постоянно мешают им. Но есть и друзья, которые всегда приходят на помощь.
Если есть друзья на свете —
Все прекрасно, все цветет.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег, в стужу
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим —
Дружбы этой не порвать.
1. Забавные бурундучки Чип и ... (...Дейл.)
2. Добрая Белоснежка и... (семь гномов.)
3. у Золушки..................... ( фея)
4. Забавный Винни Пух и ... (Пятачок.)
5. Добрый Малыш и ... (Карлсон.)
6. Доверчивый Буратино и ... (Мальвина, Пьеро.)
7. Зеленый крокодил Гена и ... (Чебурашка.)
I I I. Подведение итогов.
Ведущий:
- Молодцы, ребята. Вы хорошо знает сказки. А теперь пришло время подвести итоги нашей викторины. Сосчитайте, пожалуйста, сколько жетонов вы получили. Всех ждёт награда.
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ-хитрец, народ-мудрец,
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по литературному чтению "Фестиваль сказок"
Сказка – это один из основных жанров фольклора. Любая сказка с научной точки зрения представляет собой этическое, чаще всего прозаическое произведение с бытовым, авантюрным или волшебным уклоном, пост...
Проверочная работа по литературному чтению Мир сказок
Проверочная работа к разделу "Мир сказок" 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"...
Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Хоровод сказок"
Внеклассное мероприятие по литературному чтению "хоровод сказок" для 1 класса...
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Литературный конкурс "Дорогой сказок"
Конкурсы и викторины для учащихся 1-2 классов проводимые в рамках Недели Детской Книги....
ОТКРЫТОЕ ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЙ БОЙ «ФАНТАЗИЯ СКАЗОК ПУШКИНА»
Викторина по произведениям А.С. Пушкина (3-4-й классы)...
Внеклассное мероприятие по литературному чтению «Знатоки сказок»
Внеклассное мероприятиепо литературному чтению «Знатоки сказок»...