Внеклассное мероприятие по литературному чтению «Знатоки сказок»
классный час (3 класс)
Внеклассное мероприятие
по литературному чтению «Знатоки сказок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие по литературному чтению «Знатоки сказок | 29.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
по литературному чтению «Знатоки сказок»
Цель: - повторить и систематизировать знания о сказках.
- обобщить знания о сказках;
Задачи:
- учить детей узнавать героев сказок;
- формировать умение воссоздавать художественные образы,
- развивать творческое воображение, ассоциативную память;
- развивать речь, мышления, воображения; любознательность, смекалку, уметь догадываться, строить предположения, делать выводы, отвечать на вопросы, слушать товарищей, работать в группе.
- воспитывать любовь к сказкам, творчеству детских писателей, к русским народным сказкам и сказкам других народов, устному народному творчеству; - воспитывать культуру поведения и чувства взаимопомощи и ответственность каждого за успех команды.
Оборудование: выставка книг (сказки авторские и русские народные), иллюстрации различных сказок, цветик-семицветик, карточки с названием персонажей сказок, музыкальное оформление.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте , ребята, уважаемые гости!
Сегодня у нас мероприятие , под названием «Знатоки сказок».
Мы собрались для того, чтобы вы вспомнили свои любимые сказки. Может быть, кто-то из вас узнает сегодня что-то новое для себя, а кто-то после нашего мероприятия захочет прочитать новые сказки.
Далеко за горами, за морями, за дремучими лесами есть огромная Страна детства. Туда нельзя приехать на машине, приплыть на пароходе, даже на ракете прилететь нельзя, но туда можно просто перенестись на крыльях фантазии, вообразить этот мир, придумать его самим.
В этой стране побывали все дети Земли, и даже ваши родители, бабушки и дедушки, когда они были маленькими. Они познакомились там со своими друзьями – СКАЗКАМИ.
Учитель: Ребята, а вы знаете , что такое сказка?
Сказка - это вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть или сказание.
Сказка - это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.
Учитель: Молодцы! А кто такой сказочник?
Сказочник –это тот, кто сказывает сказки, знает их много…»
Учитель: Скажите, чем сказка отличается от других произведений?
(В сказках много волшебства, фантазии; растения и животные могут говорить, с ними происходят необычные приключения; есть добрые и злые силы…)
Учитель:Сказки бывают разных жанров: бытовые, о животных и волшебные сказки.
Бытовые сказки - это сказки о быте и жизни людей.(Примеры).
В сказках о животных главные герои- животные. (Примеры).
Волшебные сказки-сказки с волшебными предметами. (Примеры).
Что всегда побеждает в сказках?
Учитель: Ребята, а кто пишет сказки?
(Сказки, которые сочинил народ, называются народными, а если у них есть автор, то это авторские, литературные сказки)
Учитель:Как вы думаете, для чего пишут сказки? Чему сказки могут научить?
(Доброте, любви, смекалке, отваге, не бояться трудностей и т.д)
Учитель:В сказках собрана народная мудрость. Каждая сказка обогащает нас жизненным опытом, учит добру и справедливости.
Все, что создано умом
Все, к чему душа стремится,
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Ученик 1:
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До веселых повестей...
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Потянул за книжкой руку,
А ее на полке нет!
Нет, нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник,
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Ученик 2:
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.
Ученик 3:
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Учитель: А сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете сказки и выявим самую начитанную команду.
Деление на команды.
Учитель:А какая же команда да без названия?! Я вам предлагаю выбрать название, используя волшебный цветок. А какой, вы узнаете, отгадав загадку.
Женя, дёрнув лепесток,
Говорила: «На восток,
Север, запад, и на юг
Ты лети, закончив круг,
Сделай чудо, лепесток!»
Как волшебный звать цветок? (Цветик-семицветик)
Командиры команд выберите любой лепесток и прочитайте название вашей команды.
Итак, сегодня в мероприятии по литературному чтению «Знатоки сказок» участвуют команды.
А кто же будет выявлять самую начитанную команду? Конечно же это судьи.
И сегодня самую начитанную команду будут выявлять 3 судьи ….
И так, мы начинаем!
1 конкурс «Разминка»
( по1 баллу за каждый правильный)
Учитель:Для начала проведём небольшую разминку. Каждой команде я задам по 8 вопросов, на которые нужно отвечать очень быстро и правильно. Если вы затрудняетесь, то говорите «Дальше».
1 команда:
1. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)
2. Назовите героя французской сказки, который получил своё прозвище благодаря головному убору? (Красная шапочка)
3. Кто носил сковороду на голове? (Человек рассеянный с улицы Бассейной))
4. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)
5. Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)
6. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (Подснежники»)
7. Лиса — спутница кота Базилио? (Алиса)
8. Чем угощала лиса журавля? (Кашей)
2команда:
1. Назовите героиню французской сказки, которая чистила печки и убирала в доме? (Золушка)
2. Самый умный коротышка Цветочного города? (Знайка)
3. Кем стал гадкий утёнок? (Лебедем)
4. Найдя денежку, она покупает новый столовый прибор и приглашает множество гостей? (Муха-цокотуха)
5. Какой герой очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
6. Чем ловил Волк рыбу в сказке «Лисичка- сестричка и Волк»? (Хвостом)
7. Сколько раз старик бросал в море невод? (3)
8. Герой сказки, который жил на крыше? (Карлсон)
3 команда:
1. Из чего фея сделала карету для Золушки? (Из тыквы)
2. Кто тянул репку перед Жучкой? (Внучка)
3. Как звали черепаху в сказке «Приключения Буратино» (Тортилла)
4. Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)
5. Птица, которая спасла Дюймовочку? (Ласточка)
6. Как звали джинна, которого освободил из бутылки Волька? (Старик Хоттабыч)
7. Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино
8. Грызун, похожий на зайца, приятель Винни-Пуха? (Кролик)
Молодцы, с разминкой справились!
2 конкурс«Детективы»
( по 1 баллу за правильный ответ)
Учитель:А знаете ли вы, что такое детектив?
Это вид литературы, в котором сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характера.
Я попрошу каждую команду узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил, прослушав эпизод из его жизни.
1.Угадайте героев сказки,
Я даю вам подсказки.
Чтобы легче отвечать,
Буду строки рифмовать.
Никогда ему не верьте,
Хоть он скажет, что бессмертен.
Состоит он из мощей —
Отвратительный... (Кощей.)
2.Он сластена, любит мед,
Ходит в гости круглый год.
И поет он песни вслух,
Медвежонок... (Винни-Пух.)
3.Детям всем она знакома,
А живет в лесу у гномов,
Но совсем не сладкоежка,
Ее имя... (Белоснежка.)
4.Он живет в лесу дремучем,
Темном, страшном и колючем.
Как злодей вполне успешен —
Вредный, волосатый... (Леший.)
5.К нему Карлсон прилетал,
И в игры разные играл.
И свой город сверху, с крыш
Рассмотрел наш друг... (Малыш.)
6.Он веселый мальчуган,
Но совсем не хулиган.
Ключик вытащил из тины
Деревянный... (Буратино.)
7.Он не знает добрых слов,
Однохвост, но трехголов.
Страшный и огромный он —
Огнедышащий... (Дракон.)
8.Хоть похож он на клубок,
Но себя спасти не смог.
У него румяный бок —
Это вкусный... (Колобок.)
9.У него для детворы
Есть воздушные шары.
Имеет хвостик, как крючок,
Поросенок... (Пятачок.)
Не нужны были подсказки,
Угадали вы все сказки,
Создали их мудрецы,
А вы все вместе... (Молодцы.)
Физкультминутка «Фиксики»
3 конкурс «Сосчитай героев сказок»
Учитель:Ребята, вам даны сказки: "Репка", "Колобок", "Теремок". Необходимо ответить на вопросы по сказкам:
- Сколько героев в сказке?
- Какие слова в ней чаще всего повторяются? Чему учит сказка?
"Репка" - 7 героев (репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка).
Слова: - Бабка за дедку, дедка за репку, тянут потянут - вытянуть не могут".
Сказка учит тому, что без помощи родственников (бабка, внучка) и друзей (Жучка, кошка, мышка) сложно или невозможно достичь великих целей. Сказка учит помогать друг другу. В сказке даже маленькая помощь (мышка) помогла вытянуть репку.
"Колобок" - 7 героев (дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса).
Слова : - я от бабушки ушел, я от дедушки ушел и от тебя уйду.
Сказка "Колобок" учит детей послушанию. Колобок не послушал дедушку с бабушкой, ушел от них. Лиса его и съела. А еще учит не очень-то доверять незнакомым. Лиса попросила Колобка подойти к ней поближе, глупенький Колобок выполнил ее просьбу и был съеден.
"Теремок" - 6 героев ( мышка - лягушка, заяц, лиса, волк, медведь).
Слова: Терем теремок, кто в тереме живет?
А учит сказка простым житейским мудростям. Надо быть гостеприимным и дружелюбным. Что жить лучше сообща. Вот жила бы мышка одна, скучно бы ей было. А тут и песни и танцы. Вместе гораздо веселее.
Молодцы!!!
4 конкурс «Корзина с потерянными вещами» (3 балла)
У меня корзина есть.
В ней вещей не перечесть.
Тяжела и велика, вес её полпуда.
Угадайте поскорей, что в ней и откуда!
Каждая команда вытягивает потерянную вещь из корзины и должна назвать из какого она произведения и кто автор.
Палочка. (Владимир Сутеев“Палочка-выручалочка”.)
Зеркало («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкин)
Горошина. (Г.Х. Андерсен “Принцесса на горошине”, “Пятеро из одного стручка”.)
«Игла». («Царевна лягушка» , русская народная сказка)
Ложка. («Три медведя», русская народная сказка)
Яйцо (русские народные сказки «Курочка Ряба», «Кощей Бессметрный»)
Мыло.(«Мойдодыр».К. Чуковский)
Ключик. («Золотой ключик, или приключения Буратино», А. Толстой)
Молодцы!
5 конкурс «Портрет героя»
Учитель: Команды должны угадать сказочного героя и нарисовать его портрет. (капитаны команд выбирают по одной карточки и отправляются к команде. Работают за столом 5 мин.)
Этот сказочный герой достался самому младшему сыну мельника. Но благодаря своему изворотливому уму, хитрости и ловкости, он сумел обмануть не только короля, но и злого волшебника и добился счастья не только для своего хозяина, но и для всех жителей села. (Кот в сапогах)
На долю этого сказочного героя выпало много испытаний: учиться он не хотел, но хитрость, сообразительность помогли ему справиться со своими врагами и на Поле чудес в Стране дураков, и в темном чулане, и убежать от директора кукольного театра, и открыть волшебную дверь…(Буратино)
Это наивный, добродушный и скромный «Медведь с Маленькими Мозгами», сам герой неоднократно говорит о том, что в его голове опилки. Любимые занятия — сочинять стихи и есть мёд. Его «пугают длинные слова», он забывчив, но нередко в его голову приходят блестящие идеи. Наш герой таков, каким его хочет видеть маленький хозяин. (Винни-Пух)
Оценивает жюри.
6 конкурс «Перевёртыши» (по 1 баллу за правильный ответ)
Учитель:Каждой команде я буду называть названия сказок, но только запутанно, а вы попробуйте их угадать.
Например:«Жаба – домоседка – Лягушка – путешественница»
«Великан – уши – карлик нос»
«Принц на тыкве – принцесса на горошине»
«Ржавая отмычка – золотой ключик»
«Утки – селезни – гуси – лебеди»
- «Зелёный беретик» - «Красная шапочка»
- «Мышь в туфлях» - «Кот в сапогах»
- «Девочка с ладошку» - «Мальчик с пальчик»
- «Петушок бесцветный» - «Курочка Ряба»
- «Квадратик» - «Колобок»
- «Вундеркинд на Марсе» - «Незнайка на Луне»
- «Больной Ойздоров! - «Доктор Айболит»
- «Щенок по кличке Мяу» - «Котёнок по имени Гав»
- «Собака босиком» - «Кот в сапогах»
10. «Ледяной король – снежная королева»
11. «1 год – 12 месяцев»
12. « Прекрасный цыпленок – гадкий утенок»
7 конкурс «Актёрское мастерство» (3 балла)
Учитель:Каждой команде я раздам карточки с известными стихотворениями. А ваша задача будет такой — вы должны одно и то же стихотворение прочитать по-разному: сердито, очень радостно и грустно. Чья команда это сделает мастерски, та и получит наивысшие баллы.
1 команда:
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч.
Радостно.
2 команда:
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.
Сердито.
3 команда:
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Грустно.
Учитель: Молодцы ребята! Пришло время узнать с какими результатами мы заканчиваем наше мероприятие «Знатоки сказок». Я поздравляю вас всех, ребята! Вы настоящие читатели!
Жюри подводит итоги. Награждение участников
Рефлексия.
Учитель:Ребята! В каждом из нас живет сказка, и мы верим в чудеса и в исполнение желаний. Мы знаем, что человек живет не для того, чтобы быть богатым, а чтобы быть счастливым! Когда падают звезды – люди загадывают желания, которые всегда исполняются. И сегодня я хочу, чтобы вас коснулась звездочка счастья. (Учитель прокалывает воздушный шарик, откуда падают звездочки счастья на детей.Такие звездочки счастья дети дарят на память гостям.)
Учитель:
Мы сегодня не скучали,
а с удовольствием играли.
И пусть была остра борьба,
сильней соревнования.
Успех решила не судьба,
а только ваши знания.
Читайте больше,
Читайте чаще,
И жизнь станет лучше,
И жизнь станет слаще!
Спасибо за работу.
Загадки из бочки
Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…; В некотором царстве, в некотором государстве; Жила – была; Жил – был.)
Как позвать Сивку-бурку? («Сивка – бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой»)
Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
Какие слова произносят в сказке, чтобы произошло волшебство?( «По щучьему велению, по моему хотению», «Сивка – бурка…», «Крекс,фекс, пекс» («Золотой ключик»)
Какими словами заканчиваются сказки? («Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок», « Я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, да в рот не попало»
Нос – особенная отличительная черта этого героя. (Буратино)
Самый круглый сказочный герой. (Колобок)
Очень грамотная знакомая Винни-Пуха. (Сова)
В какой сказке средство передвижения – печка? (По щучьему велению)
Как звали женщину изо льда в сказке Г.Х. Андерсена? (Снежная королева)
Девочка из снега в русской народной сказке? (Снегурочка)
Как звали кота из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»? (Матроскин)
В каких сказках исполняли желания рыбы? («О рыбаке и рыбке», «По щучьему велению»)
Какого мальчика звали «дядей»? (Дядя Федор)
Кто ходит в гости по утрам? (Винни Пух
Как звали поросят из сказки «Три поросенка»? (Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф)
Средства передвижения Бабы Яги? (Ступа и помело)
Сказочные существа маленького роста? (Гномы, эльфы, тролли)
Какое лекарство предпочитал Карлсон? (Варенье)
Какой породы был пес Артемон в сказке «Золотой ключик»? (Пудель)
Как называется город, в котором жил Незнайка? (Цветочный).
Задание “Сказочный алфавит” (баллы по количеству персонажей)
Каждая команда получает лист бумаги с написанным на нём алфавитом. Задание- вспомнить и написать персонажей произведений на каждую букву алфавита.
Примеры:
А – Алёнушка, Айболит, Алиса;
Б – Буратино, Базилио
В – Винни-Пух, Василиса Премудрая;
Г – Герда, крокодил Гена, Гулливер;
Д – Дюймовочка, дядя Фёдор;
Е – Емеля, Елена Прекрасная, Елисей;
Ж – Жучка;
З – Золушка;
И – Иванушка;
К – Колобок, Кай;
Л – лягушка-путешественница;
М – Мауги, Машенька;
Н – Незнайка;
О – Оловянный солдатик, Оле-Лукойе;
П – Пятачок;
Р – Рикки-Тики-Тави, Рике с хохолком;
С – Салтан, Суок, дядя Стёпа;
Т – Том Сойер, тараканище;
У – УрфинДжюс;
Ф – Финист, Федора;
Х – Хаврошечка, Хоттабыч;
Ц – Царевна-лягушка;
Ч – Чиполлино, Черномор;
Ш – Шапокляк;
Щ – щука;
Э – Элли, эльфы;
Я – баба Яга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературному чтению "По страницам сказок" 2 класс.
Ребята работали со сказками,изученными во 2 классе....
Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Хоровод сказок"
Внеклассное мероприятие по литературному чтению "хоровод сказок" для 1 класса...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....
Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Путешествие в мир сказок"
Внеклассное мероприятие "Путешествие в мир сказок" для учащихся начальной школы...
Игра-викторина по литературному чтению «Знатоки сказок»
В игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании литературных произведений...
Внеклассное занятие по литературному чтению "Хоровод сказок". 2 класс
Внеклассное занятие по литературному чтению "Хоровод сказок". 2 класс...
Внеклассное мероприятие по литературному чтению Литературный ринг «По страницам любимых сказок»
Внеклассное мероприятие для начальной школы. "Литературный ринг" "По страницам любимых сказок"...