Литературный конкурс "Дорогой сказок"
методическая разработка (2 класс) на тему

Бухтеева Инна Михайловна

Конкурсы и викторины для учащихся 1-2 классов проводимые в рамках Недели Детской Книги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_konkurs_dorogoy_skazok.docx24.27 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя детской книги

1-2 классы

Литературный конкурс

«По дорогам сказок»

ВИКТОРИНА

По  ходу  викторины  вы  должны  вспомнить  название  сказок  и  имена  их  героев, догадаться, кому  из  них  принадлежат  слова  в  загадках.

1.      Было  платье  рваное  и  старое. Фея  палочкой  взмахнула – стало  платье  нарядным  и  парадным. (Золушка).

2.      Назовите  животное, голосом  которого  заговорил  бесенок, посланный  к  Балде. (Котенок.)

3.      Кто  отправился  к  реке  Смородине, чтобы  перейти  через  калиновый  мост? (Иван).

4.      Какую  птицу  за  ее  красоту  птицы  избрали  царем? (Павлина).

5.      Кто, войдя  в  королевские  покои, поклонился  королю  и  сказал: «Мне  приказано  поднести  вам  в  подарок  этого  кролика»? ( Кот  в  сапогах).

6.      Как  называется  сказка, герой  которой  отвязал  ногу  и  побежал  за  тридевять  земель? («Летучий   корабль»).

7.      Назовите  птицу  из  сказки  Андерсена, в  честь  которой  одиннадцать  лавочников  дали  имена  своим  сыновьям. (Соловей).

8.      Как  называется  сказка  Чуковского, в  которой  есть  такие  слова: «Море  пламенем  горит, выбежал  из  моря  кит»? («Путаница»).

9.      Скорлупка  грецкого  ореха  была  ее  колыбелькой. Назовите  хозяйку  колыбельки. (Дюймовочка).

10.  Кого  приметил  Соловей – разбойник, засвистев  по – соловьиному, закричав  по  звериному? (Илью).

11.  Услышав  слабое  жужжание, похожее  на  жужжание  моторчика, кого  увидел  на  крыше  Малыш?   ( Карлсона)

 

ЧЬИ  ЭТО  СЛОВА?

            «Не  разлучу  тебя  с  такой  красотой – спрячем  ее  где-нибудь, а  я  обернусь  Еленой  Прекрасной». ( Серый  волк).

            «Пусть  двое  из  вас  возьмут  в  свои  клювы  прутик, а  я  прицеплюсь  за  него  посредине». (Лягушка – Путешественница).

            «Слушай, детеныш. У  них  нет  закона, у  них  нет  своего  языка… Они  живут  без  вожака». (Медведь  Балу.)

            Сивка – бурка, вещая  каурка, встань  передо  мной, как  лист  перед  травой! (Иванушка).

            «Карабас! Карабас! Пообедаю  сейчас» (Карабас).

            «Кря! Кря! Уже  холодно  становится! Скорее  на  юг!» (Утка.)

            «Бабушка, почему  у  тебя  такие   большие  уши?» (Красная  Шапочка).

            «Я  забрался  в  ухо  лошади  и  кричал  ей, куда  ехать».  (Люпунюшка.)

            «Ах, милый  егерь, оставь  меня  в  живых. Я  убегу  далеко – далеко  в  дремучий  лес  и  никогда  не  вернусь  домой». (Белоснежка).

 

А  теперь  давайте  заглянем  в  сказочное  «БЮРО  НАХОДОК».

Я  прошу  вас  назвать  сказочных  героев, потерявших  свои  вещи. Подскажите, кто  они.

            Горошину. (Принцесса)

            Красную  шапочку. (Красная  шапочка).

            Санки (Кай).

            Старое  корыто. (Старуха).

            Бумажный  кораблик. (Стойкий  оловянный  солдатик.)

            Музыкальный  горшочек. (Принц – свинопас).

            Красивую  туфельку. (Золушка).

            Зонтик (Оле – Лукойе)

            Кремень – огниво. (Солдат).

            Маленькую  гармошку. (Крокодил  Гена).

            Дудочку. (Нильс).

            Скорлупку  грецкого  ореха. (Дюймовочка).

            Зеркало. (Мачеха).

Конкурс «СЛАБОЕ  ЗВЕНО»

            Как  зовут  главного  героя  сказки «Золотой  ключик»? (Буратино)

            Сколько  братьев  было  у  поросенка  Наф – Нафа? (2)

            Кто  живет  на  крыше? (Карлсон)

            Как  зовут  девушку с  рыбьим  хвостом? (Русалка).

            Назовите  фамилию  Карабаса? (Барабас).

            На  каком  бобовом  спала  нежная  принцесса? ( На  горошине).

            Как  звали  подругу  Пьеро? (Мальвина).

            Из  чего  был  построен  самый  крепкий  дом  поросят? (Из  камня).

            Что  испекла  бабушка  и  положила  на  окно? (Колобок).

            К  какой  группе  рептилий  относится  Тортила? (Черепаха).

            Куда  не  разрешала  Машенька  сесть  медведю? (на  пенек).

 

Викторина «УГАДАЙ  СКАЗОЧНОГО  ГЕРОЯ»

            Чтоб  друга  верного  спасти, ее  полстраны  пришлось  пройти: от  разбойников  бежать, в  снежной  буре  замерзать, через  льды  перебираться, с  королевою сражаться (Герда)

            Вот  вам  мое  определение: старик  во  время  наводнения  зайчишек  вызволял  старательно. Вы  можете  назвать  спасителя? (Дед Мазая)

            В  детстве  все  над  ним  смеялись, оттолкнуть  его  старались: ведь  никто  не  знал, что  он  белым  лебедем  рожден (Гадкий утенок)

            Предупредить  я  вас  должна: я  так  хрупка, я  так  нежна, что  через  тысячу  перин  горошину  одну  я  буду  чувствовать  всю  ночь  и  так  и  не  засну! (Принцесса на горошине)

            Я – царевна  молодая, красотой, умом  блистаю, но  с  одним  лишь  я  изъяном: я – царевна… (Несмеяна)

            Как  у  Бабы  у  Яги  нет  совсем  одной  ноги. Зато  есть  замечательный  аппарат  летательный. Какой? (Ступа)

            Много  серебра  и  злата  в  сундуках  своих  он  прятал. В  мрачном  он  дворце  живет  и  чужих  невест  крадет (Кощей Бессмертный)

            Знает  утка, знает  птица, где  кощея  смерть  таится. Что  же  это  за  предмет? Дай, дружок, скорей  ответ? (Игла)

            На  чем  в  гостях, вдали  от  дома, играл  садко  царю  морскому? Тот  музыкальный  инструмент  сломал  он, улучив  момент (Гусли)

            Говорят, давно  на  свете  соловей – разбойник  жил, резким  громким  звуком  этим  он  богатырей  разил (Свист)

            В  этой  сказке  Уголек  через  речку  мостик  сжег. Назови  же  поскорей  ты  еще  мне  3 – х  друзей? (Пузырь, Соломинка и Лапоть)

            Братишка  ей  не  подчинился  и  вот  в  козленка  превратился, когда  водицы  из  копытца  он  в  знойный  день  решил  напиться (Алёнушка)

            Оперением  горя, вся  сверкает, как  заря, а  Иван – дурак  ночами  ее  ловит  для  царя. Он  ей  в  хвост  сумел  вцепиться, а  зовут  ее… (Жар-Птица)

            Вопрос  мой  послушай: в  каком  топком   месте  царевна – лягушка  скучала  невестой? (Болото)

            Стрела  у  Ивана, как  птица  в  полете. Жена  у  Ивана  живет  на  болоте. Кто? (Лягушка)

            Работать  умела  красиво  и  ловко, в  деле  любом  проявляя  сноровку. Хлебы  пекла  и  скатерти  ткала, шила  рубашку, узор  вышивала, лебедью  белой  в  танце плыла… Кто  мастерица  эта  была? (Василиса Премудрая)

            Он  сумел  поймать  волчишку. Он  поймал  лису  и  мишку. Он  поймал  их  не  сачком, а  поймал  он  их  бочком. (Бычок - Смоляной бочок)

            Угадайте–ка, ребята: кто–то, где–то  и  когда – то  все  моря  избороздил, с  корабля  сошел  по  трапу  и  в  свою  большую  шляпу  лилипутов  посадил. (Гулливер)

            Работу  знала  и  золу, но  побывала  на  балу, обиды  были  от  сестриц, но  ей, не  им  достался  принц. (Золушка)

            Смышленость  этого  мальчишки  спасла  его  и  шесть  братишек, хоть  ростом  мал  он  да  удал, так  кто  из  вас  о  нем  читал?  (Мальчик-с-пальчик)

Игра «Рифмы»

По роще калиновой,

по роще осиновой

На именины к щенку

в шляпе малиновой

шёл ёжик резиновый

с дырочкой в правом ... (боку).

У Марфы на кухне

стояло лукошко,

в котором дремала

домашняя ... (кошка).

(Ю. Мориц. «Букет котов».)

Муха, Муха-цокотуха,

позолоченное брюхо!

муха по полю пошла,

муха... (денежку нашла).

Всех излечит, исцелит

добрый доктор... (Айболит).

(К. Чуковский. «Айболит и другие сказки».)

Мы едем, едем, едем

в далёкие края,

хорошие соседи,

счастливые... (друзья).

(С. Михалков. «Мы едем, едем, едем...»)

В доме восемь дробь один,

у Заставы Ильича

жил высокий гражданин

по прозванью... (каланча).

(С. Михалков. «Дядя Стёпа».)

Наша Таня громко плачет,

уронила в речку... (мячик).

Я люблю свою лошадку,

причешу ей шёрстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик

и верхом поеду в ... (гости).

(А. Барто. «Уронили мишку на пол...»)

В этой сказке нет порядка:

что ни слово — то загадка!

Вот что сказка говорит:

Жили-были КОТ и ... (КИТ).

хорошо живёт на свете ...

(Винни-Пух),

Оттого поёт он эти песни ...

(вслух).

(Б. Заходер. «Кто ходит в гости по утрам».)

(Чтение стихов детьми по желанию.)

Загадка —Это особый, весёлый, интересный и таинственный мир, в ней даётся предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалосмекалки. Отгадывание загадок — это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Неслучайно без них не обходится ни один детский праздник и наш тоже.

 

Хвост узорами, сапоги со шпорами, на голове корона. Весь день распевает – время считает (петух)

Кто осенью спать ложится, а весною встает? (медведь)

Зимой и летом одним цветом (ёлка)

Колобок, колобок, золотистый бок, по небу катается, людям улыбается (солнце)

Туча по небу гуляла, тучка бусы растеряла. Скачут бусы по дорожке, как хрустальные горошки (град)

Шапка набекрень, спрятался за пень, кто подходит близко – кланяется низко (гриб)

Красный хвост в землю врос, а зеленый снаружи. Нам зеленый хвост не нужен, нужен только красный нос (морковь)

 

Загадки Мойдодыра

 

Ношу их много лет,

Я счету им не знаю,

Не сеют, не сажают –

Сами вырастают (Волосы)

 

До чего ж приятно это!

Дождик теплый, подогретый,

На полу не видно луж,

Все ребята любят… (душ)

 

Грязнулю всегда выручает (вода)

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобится (мыло)

Зубов много, а ничего не ест (расческа)

Хвостик из кости, а на спинке щетинка (зубная щетка)

Я не сахар, не мука,

Но похож на них слегка,

По утрам всегда я

На зубы нападаю (зубной порошок)

Говорит дорожка –

Два вышитых конца:

«Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица,

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня (полотенце)

Конкурс  Чтецов:

 

Книжек  первые  страницы 

нас  встречают  с  первых  лет.

И  несут  нас, словно  птицы,

облетая  целый  свет.

Мы  дружны  с  печатным  словом.

Если  б  не  было  его,

ни  о  старом, ни  о  новом 

мы  не  знали  б  ничего!

За  страницею  страница –

с  нею  можно  в  путь  пуститься 

по  морям  и  в  глубь  веков,

среди  джунглей  и  снегов.

С  ней  всегда  легла  дорога,

с  ней  узнаешь  очень  много,

у  меня  в  руках, взгляни – ка,

это  красочная… (книга)

Книга – лучший  друг  ты  мой,

мне  так  радостно  с  тобой!

Я  люблю  тебя  читать,

думать, мыслить  и  мечтать!

 

Я  с  детства  с  книгами  дружу,

по  строчкам  пальчиком  вожу,

и  целый  мир  за  это  

мне  выдает  секреты.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстом сказок на уроках литературного чтения

Методические рекомендации при работе над текстом сказок...

Презентация "Концовки волшебных сказок" для урока литературного чтения.2 класс."Школа 2100"

В презентации содержатся концовки волшебных авторских, русских, белорусских сказок. Рекомендуется для использования на  уроках литературного чтения во 2 классе по программе "Школа 2100"....

Конспект урока литературного чтения в 4 классе "В чем прелесть сказок А.С.Пушкина?"

На  уроке  дети  доказывают  в  чем  прелесть  сказок  А.С.Пушкина.  Их  легко  читать,  иллюстрировать,  пересказывать,  инсценир...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Конспект урока литературного чтения по теме : "П.П. Бажов «Серебряное копытце» Сравнение содержания народной и литературной сказок.»

Продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения; способствовать формированию навыка выра...

Технологическая карта и презентация к уроку литературного чтения , 3 класс, В.И. Даль "Девочка Снегурочка". Сравнение авторской и литературной сказок.

Данный урок разработан по технологии продуктивного чтения, технологии  развития  критического мышления через чтение и письмо,...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....