Драгунский " Заколдованная буква"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК " Гармония"

Скачать:


Предварительный просмотр:

В. Драгунский   «Заколдованная буква»

    Тип урока:  урок усвоения новых знаний.

1. Образовательные: знакомство с рассказом и биографией В. Драгунского;          совершенствование навыков   выразительного, осознанного чтения, учить понимать и чувствовать язык произведения;

 

2. Развивающие: развивать умение анализировать эмоциональное  состояние героев, умение  ориентироваться в тексте, развивать интерес к чтению художественной литературы;

 

3. Воспитательные: воспитывать культуру речи, способствовать нравственному воспитанию  учащихся, воспитание взаимопонимания и уважения  к родным.

УУД

Личностные положительная мотивация  к урокам литературного чтения, формирование эстетических чувств и представлений; развитие дружеского отношения к другим детям.

Регулятивные  развивать навыки  контроля, самоконтроля, прогнозирования

Познавательные понимать прочитанное, находить в тексте нужные сведения; выявлять непонятные слова, интересоваться их значением; выделять главное; выявлять  идею произведения

Коммуникативные  согласовывать свои действия с партнёром; готовность

оказать помощь товарищу.

Предметные осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

Понимать смысл произведения.

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация, толковые словари.

Ход урока:

 І. Мотивация к учебной деятельности.

У:  Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

 Ребятасегодня на уроке у нас много гостей, а гости - это всегда радость, это хорошее настроение, давайте их поприветствуем нашими улыбками, а теперь поприветствуем друг друга,  пожелаем мысленно себе удачи .

А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны  дополнить  словами   девиз нашего  урока  :

Тексты будем мы ……..,     (читать)

На вопросы ……………,     (отвечать)

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом …………..!    (развивать)

 ІІ. Речевая разминка (фонетическая зарядка)

 -Нашу работу мы начнём как всегда речевой разминкой.

-  А для чего мы делаем речевую разминку?   (готовим наш артикуляционный (речевой) аппарат)

Давайте проведём слоговую распевку  (Под мелодию «В траве сидел кузнечик») по рядам.

1 ряд: сма-смя-смо-сми-сму-смы-сме

2 ряд: шма-шмя-шмо-шми-шму-шмы-шме

3 ряд: хма-хмя-хмо-хми-хму-хмы-хме

Все вместе: фма-фмя-фмо-фми-фму-фмы….

-Ребята, а какими звуками отличаются ваши слоги?         (ш, с, х, ф, )

-Это очень интересные звуки. А вот чем они так интересны, вы узнаете  позже.

 ІІI. Актуализация опорных знаний.

-  Ребята, мы закончили изучать с вами первый раздел.

 -  Как он называется? (Учимся читать: читая - думаем)

 -  Сейчас проведём небольшой опрос  по этому разделу.

1.-Это же вредитель!

   - Знаю, что вредитель!

   - Из какого произведения эти строки? ( Шим « Жук на ниточке»)

2. - Найдите среди представленных картинок русскую народную сказку! ( « Два Мороза»)

3. – Что кричал мальчик, закрывая игрушки руками? Назовите автора и название произведения! ( Моё! Моё! Осеева « Сторож»)

4. – За что получила девочка помощь от Господа? Автор, название произведения.( Гримм « Звёздные талеры»)

- Молодцы, на все вопросы вы дали правильные ответы!

- К каким жанрам относятся эти произведения?( рассказы, сказки)

- Чем отличается рассказ от сказки?

- Эти знания вам сегодня пригодятся на нашем уроке!

   І V. Постановка проблемы и  целей урока.

- Ребята, когда мы берем книгу в руки , то в первую очередь  на что смотрим? (на обложку ).

- Какую информация несет в себе обложка? ( Мы можем найти автора и назвать его произведение)

- Посмотрите , ребята, я подготовила выставку книг.

- Как вы думаете,  о ком мы  сегодня будем говорить? (О Викторе Драгунском).

- А теперь давайте вспомним какими звуками отличались ваши слоги, когда вы выполняли речевую разминку (с, х, ш, ф).

 - Вам эти звуки не о чём не говорят,  может они скрываются в одном из произведений Виктора Драгунского?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- А когда мы знакомимся с произведением, то какие цели мы должны поставить перед собой? (Познакомиться с биографией и произведением В.Драгунского; Научиться работать с текстом; красиво и правильно говорить; рассуждать о прочитанном)

V. Открытие новых знаний

А) Знакомство с биографией.

- Сейчас познакомимся с биографией В. Драгунского, о ней нам расскажут Софья и Никита.

Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке. Вскоре после его рождения  родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле. В 1925 году семья переехала в Москву. Виктор  начал рано работать. В 16 лет он уже работал токарем,  был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк,  возможность веселить, радовать людей. Ему больше всего хотелось быть КЛОУНОМ.  Но ведь зрители смеются не только над смешной внешностью клоунов, но и над тем, что они делают на манеже, и прежде всего над тем, что они говорят...И тогда В. Драгунский начал писать тексты для клоунов, эстрадные сценки, песни.

- Ребята, что вам запомнилось из жизни В.Драгунского?

 - Давайте посмотрим на обложку книги. О чем будет это произведение?

- Кто главные герои? ( дети)

- Какого возраста они? (маленькие)

- А вот подтвердились ли наши предположения, мы узнаем, после знакомства с произведением.

 Б) Работа со словами.  

- При чтении нам встретятся новые, длинные слова. Для того, чтобы ваше чтение было правильным и красивым, чтобы слушателям было приятно  вас слушать, мы сейчас потренируемся в чтении таких слов.

Причитаем плавно по слогам: ДО-МО-УП-РАВ-ЛЕ-НИ-Е

Теперь слитно, целым словом ДОМОУПРАВЛЕНИЕ

- Поднимите руку, кто может, объяснить значение этого слова.

- В этом слове спряталось два слова, какие это слова? (дом и управление).

Верно, ДОМОУПРАВЛЕНИЕ - это организация, которая управляет домами.

ПОСТАВИТЬ НА ПОПА' ( поставить вертикально)

ОБЛОМАЕШЬ ШПИЦ( найдите в словаре значение этого слова)

У слова "шпиц" есть два значения.

1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью.

2. устаревшее слово то же, что и шпиль - острый кончик верхушки.

- Какое нам из значений подходит? (2)

Причитаем плавно по слогам: ЗА-АК-ТИ-РО-ВАТЬ

Теперь слитно, целым словом ЗААКТИРОВАТЬ

ЗААКТИРОВАТЬ ЁЛКУ - составить документ, выписать квитанцию.

ФИЗМИНУТКА

Чтобы дальше хорошо работать, активизируемся

Дружно встали все на раз,

Глубоко вздохнем на два

Руки кверху мы подняли,

И на три все помахали.

На четыре - руки шире.

Пять - руками повертеть.

Шесть - движение обратно.

Семь - осанку исправляем

Спинки дружно прогибаем

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз

Восемь - улыбайся и садись.

VI. Продолжение изучение нового материала

Теперь мы стали активными.

- У нас есть возможность послушать произведение  в исполнении самого автора Виктора Драгунского.

Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.

Слушаем. Включается запись рассказа.

После прослушивания.

- Какие ваши впечатления от рассказа?

Теперь у нас есть возможность прочитать произведение  Виктора Драгунского.

Осмысление прочитанного

Откроем учебники на стр:106.

Читать будем по частям. Первым начнет: до слов: А мы остановились возле елки. Достаточно.

Первая остановка

- О чем вы прочитали?

- Какие ошибки в речи водителя и дворника вы заметили? (левея, правея, )

- А как правильно надо говорить?

- чем закончилась эта часть?

Продолжим.

Вторая остановка

Читаем до слов: Только и слышно: "Сыски!" - "Хыхки!" - "Сыски!".

- Кто из детей не умеет говорить слово "шишка"? Как сказала  Алёнка?(Сыски) Как сказал Мишка?( Хыхки)

- Чем закончилась эта часть?

- Почему они заплакали?

Продолжим.

Завершающий этап чтения

- Почему же никто из них не смог сказать слово правильно?

- Ребята, а давайте попробуем определить к какому литературному жанру относится это произведение?( по названию – сказка, по содержанию – рассказ).

VII. Итог урока

- Чему учит этот рассказ?  (не смеяться над другими, не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь) или (не делай другим того, чего себе не желаешь)

- А теперь вернёмся к началу урока. Какие цели  мы ставили?

- Как вы думаете, добились мы целей урока?

VIII. Рефлексия.

  - Сейчас я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке

  - Мне понравилось, как вы работали на уроке.

 - Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а читателей думающих и умеющих рассуждать.

10. Домашнее задание.

Выразительное чтение рассказа

 -Всем спасибо за урок. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления обучающихся. Тема: В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква» 2 класс (УМК «Гармония»)

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; } Цель: Развитие читательских умений.Задачи урока:Познакомить обучающихся с произведением В. Ю. Драгунского ...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме В.Драгунский Заколдованная буква"

Урок изучения нового материала по УМК "Школа России"...

Конспект урока В.Драгунский "Заколдованная буква"

Конспект урока по литературному чтению УМК "Гармония" 2 класс...

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе "БЫВАЕТ И ТАК… М. Карем "Растеряшка", В. Драгунский "Заколдованная буква"по УМК «Начальная школа XXI века»

Урок развивает умение ориентироваться в своей системе знаний, работать в паре, аргументировать ответы, опираясь  на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.В основе урока созд...

Юмор в литературном произведении В.Драгунского "Заколдованная буква"

Конспект урока, презентация по литературному чтению во 2 классе (Развивающая система Л.В. Занкова)...