Урок литературного чтения во 2 классе по теме В.Драгунский Заколдованная буква"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Урок изучения нового материала по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_vo_2_klasse.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Кулемина Татьяна Владимировна учитель начальных классов

МБОУ «Ляховская СОШ»

Меленковского района Владимирской области

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ

Тема: В.Ю.Драгунский «Заколдованная буква»

Цели: - формировать правильную читательскую деятельность;

          - познакомиться и проанализировать произведение В. Драгунского с точки зрения авторской цели;

          - научить выбирать нужную словесную интонацию;

          - способствовать развитию речи, памяти, чувства юмора;

          - создать условия для воспитания дружбы, взаимопомощи, доброго отношения к другим людям.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

Вот и прозвенел звонок,  начинается урок.

Тут и книжки на столе, вот лежат тетрадки.

И не хочется играть нам сегодня в прятки.

И совсем нам не досуг на кораблик дуть бумажный.

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!

  1. Объявление темы и цели урока.

Инсценировка стихотворения В. Приходько «Пешком шагали мышки» (заранее подготовленная детьми)

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложке у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки поехали на кошке.

И пели по дорожке, и щёлкали орешки –

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно

Если кошке по пути – от чего не подвезти?

-Ребята, а можно ли это стихотворение поместить в наш раздел «И в шутку, и в серьёз»? (да, оно весёлое, шуточное)

-Вы внимательно слушали его. Какой звук встречался здесь чаще? (звук [ш])

-А знаете, это очень непростой звук и иногда он может быть заколдованным! В этом вы сегодня убедитесь

- Итак, сегодня мы будем тренироваться в правильности и выразительности чтения, продолжать учиться читать по ролям  и познакомимся с произведением В.Ю.Драгунского «Заколдованная буква»

3. Проверка домашнего задания.

Но не будем мы спешить И людей вокруг смешить.

Проверим мы сначала, что было задано на дом.

- А дома вы готовили стихи И.Токмаковой. Прочитайте друг другу подготовленное стихотворение по очереди.  Работа в парах. Чтение стихов вполголоса.

-Кто хочет сказать доброе слово об ответе своего товарища по парте?

-Кто считает, что ваш товарищ прочитал так хорошо, что его с удовольствием могут послушать все ребята?   1-3 ученика выступают у доски. Ставится отметка.

4. Вступительная беседа.

-Посмотрите, какие рисунки приготовили ребята к этим смешным и весёлым стихам (выставка детских рисунков к стихам И.Токмаковой или презентация рисунков)

-А кто любит смешные книжки? Какие авторы их создавали? (Б.Заходер, Э.Успенский, В.Берестов, Н.Носов, В.Драгунский)

-Обратите внимание на выставку книг, где собраны смешные, юмористические произведения этих детских писателей.  Как вы думаете, писатели и поэты пишут свои произведения только лишь затем, чтобы рассмешить читателя, поднять его настроение? (не только, они учат нас, высмеивают недостатки человека, заставляют задуматься над своим поведением и исправиться)

-И смех автора бывает разный: гневный, осуждающий, если речь идёт о сатире, а иногда автор осуждает и сочувствует одновременно – тогда речь идёт о юмористических произведениях.

5. Первичное восприятие текста.

А теперь пора настала рассказ послушать нам сначала.

-Послушаете рассказ и попробуйте понять, он сатирический или юмористический

Двое подготовленных детей читают у доски, остальные следят и читают про себя.

6. Оценка первичного восприятия.

-Эта история входит в книгу Драгунского «Денискины рассказы». Определите, от чьего лица повествовал писатель. ( от имени Дениски)

-Какая буква оказалась заколдованной? (буква Ш) Почему? (её никто не мог выговорить)

-Правильно ли Дениска назвал свой рассказ? О чём идёт речь, о буквах или о звуках? (о звуках)

-А какие звуки вы не выговаривали, когда у вас менялись зубки?

-А теперь все выговариваете? Сейчас мы это проверим.

Чтение скороговорок в виде игры «Эскалатор»

Каждому ребёнку выдается скороговорка(любая). По сигналу учителя ученики 2 варианта на каждом ряду перемещаются на парту вперед, а ученики 1 варианта остаются на месте. При этом каждый раз дети произносят свою скороговорку соседу и слушают его скороговорку. Далее опять меняются. И так до тех пор, пока не окажутся на своих местах.

7. Словарная работа. На доске появляется рисунок дома.

 

-Ребята, в этом домике и живёт эта заколдованная буква и она приглашает нас в гости:

Чтобы красиво  рассказ прочитать, Надо в гостях у меня побывать.

1)Прочитать слова на «ступеньках».

2)Прочитать слова на фасаде домика, глядя на полоску посередине

3)Выбрать подходящее значение для непонятных словосочетаний  

-становь на попа'             поставь вертикально

-шпиль                             острая верхушка

-заактировать ёлку          написать документ, квитанцию

8. Анализ произведения и выборочное чтение.

-Что увидели ребята, гулявшие во дворе? (Привезли ёлку)

-Как выглядела ёлка? Прочитайте.

-Ёлку привезли из леса настоящую, живую. Её поставят, наверное, во дворе, одну на всех. А какую ёлку лучше взять для дома, для квартиры? Почему?

-Что делали ребята около ёлки?(они её рассматривали)

-Почему мальчики покатились со смеху?(Алёнка неправильно произнесла слово)

-Как они смеялись? Прочитайте. Что они при этом изображали?

-Что сказала Алёнка в оправдание? Прочитайте.

-А как это слово произнёс Мишка? Найдите и зачитайте.

-Почему Алёнка обрадовалась?(Мишка тоже неправильно его произнёс)

-Чем закончилась эта история? Почему рассказ назван «Заколдованная буква»? (никто не смог правильно произнести слово ШИШКИ)

9. Физминутка.

10.Работа над произведением. Чтение по ролям.

Мы работать любим дружно. В группы сесть сейчас нам нужно!

Дети садятся в группы по 4 человека.

1)Настройка на коллективную работу.

Берутся за руки и произносят: «Мы группа , значит мы работаем вместе»

2) Каждая группа получает карточки (двух видов)  

1)Действующие лица:

Автор

Алёнка

Мишка

Дениска

Особенность интонации:

_______________

_______________

_______________

_______________

(спокойно, обиженно, с насмешкой, громко, обрадовано, споря, не торопливо, внятно)

2)Какую пословицу посоветовали бы вы запомнить ребятам из рассказа:

-Поспешишь – людей насмешишь.

-Не смейся над другим, на себя оборотись.

-Веселье – делу не помеха.

 

1)Действующие лица:

Автор

Алёнка

Мишка

Дениска

Особенность интонации:

_______________

_______________

_______________

_______________

(спокойно, обиженно, с насмешкой, громко, обрадовано, споря, не торопливо, внятно)

2)Что помогло автору сделать произведение таким интересным: юмор или сатира?

ЮМОР – автор смеётся и сочувствует одновременно, добрый смех.

САТИРА – смех с негодованием, обличительный смех, без жалости.

- Какие роли есть в этом рассказе? Выберите подходящую особенность интонации для каждой роли (работа в группах по первому заданию в карточках).

Коллективная проверка.

-Выберите роли. Распределите их между собой. Подготовьте чтение по ролям. (работа в группах)

-Какая группа хочет показать нам свою работу?

Чтение по ролям одной из групп у доски.

Обсуждение услышанного (скорость, безошибочность, выразительность)

-А теперь ребята объединяются по цвету карточек в 2 группы

-Поработайте и ответьте на 2 вопрос.

У доски отвечает один человек из команды, выбранный детьми.

         11. Итог урока. Рефлексия.

Вот подходит нужный срок,

Завершается урок

Подведём сейчас итог.

-С каким произведением познакомились?

-Что помог нам разглядеть автор за этой смешной историей? (не нужно смеяться над другими людьми)

- Выберите и прикрепите на домик смайлик своего настроения по завершению урока.

12. Домашнее задание.

1)  Выразительно читать произведение.

2) Нарисовать рисунок к рассказу или вспомнить похожую историю из своей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения 1 класс по теме: "Буква ь -показатель мягкости согласного"

Урок литературного чтения с использованием ИКТ. Урок составлен по современным требованиям ФГОС, с применением деятельностного метода обучения....

Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"

Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....

Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"

В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...

разработка урока литературного чтения 4 класс по теме " В. Драгунский ",,,Бы"

Урок составлен  к УМК "Перспектива" в технологии продуктивного чтения...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...