Урок литературного чтения во 2 классе по теме В.Драгунский Заколдованная буква"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме
Урок изучения нового материала по УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_vo_2_klasse.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Кулемина Татьяна Владимировна учитель начальных классов
МБОУ «Ляховская СОШ»
Меленковского района Владимирской области
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ
Тема: В.Ю.Драгунский «Заколдованная буква»
Цели: - формировать правильную читательскую деятельность;
- познакомиться и проанализировать произведение В. Драгунского с точки зрения авторской цели;
- научить выбирать нужную словесную интонацию;
- способствовать развитию речи, памяти, чувства юмора;
- создать условия для воспитания дружбы, взаимопомощи, доброго отношения к другим людям.
Ход урока:
- Орг. момент.
Вот и прозвенел звонок, начинается урок.
Тут и книжки на столе, вот лежат тетрадки.
И не хочется играть нам сегодня в прятки.
И совсем нам не досуг на кораблик дуть бумажный.
Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный!
- Объявление темы и цели урока.
Инсценировка стихотворения В. Приходько «Пешком шагали мышки» (заранее подготовленная детьми)
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложке у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки поехали на кошке.
И пели по дорожке, и щёлкали орешки –
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно
Если кошке по пути – от чего не подвезти?
-Ребята, а можно ли это стихотворение поместить в наш раздел «И в шутку, и в серьёз»? (да, оно весёлое, шуточное)
-Вы внимательно слушали его. Какой звук встречался здесь чаще? (звук [ш])
-А знаете, это очень непростой звук и иногда он может быть заколдованным! В этом вы сегодня убедитесь
- Итак, сегодня мы будем тренироваться в правильности и выразительности чтения, продолжать учиться читать по ролям и познакомимся с произведением В.Ю.Драгунского «Заколдованная буква»
3. Проверка домашнего задания.
Но не будем мы спешить И людей вокруг смешить.
Проверим мы сначала, что было задано на дом.
- А дома вы готовили стихи И.Токмаковой. Прочитайте друг другу подготовленное стихотворение по очереди. Работа в парах. Чтение стихов вполголоса.
-Кто хочет сказать доброе слово об ответе своего товарища по парте?
-Кто считает, что ваш товарищ прочитал так хорошо, что его с удовольствием могут послушать все ребята? 1-3 ученика выступают у доски. Ставится отметка.
4. Вступительная беседа.
-Посмотрите, какие рисунки приготовили ребята к этим смешным и весёлым стихам (выставка детских рисунков к стихам И.Токмаковой или презентация рисунков)
-А кто любит смешные книжки? Какие авторы их создавали? (Б.Заходер, Э.Успенский, В.Берестов, Н.Носов, В.Драгунский)
-Обратите внимание на выставку книг, где собраны смешные, юмористические произведения этих детских писателей. Как вы думаете, писатели и поэты пишут свои произведения только лишь затем, чтобы рассмешить читателя, поднять его настроение? (не только, они учат нас, высмеивают недостатки человека, заставляют задуматься над своим поведением и исправиться)
-И смех автора бывает разный: гневный, осуждающий, если речь идёт о сатире, а иногда автор осуждает и сочувствует одновременно – тогда речь идёт о юмористических произведениях.
5. Первичное восприятие текста.
А теперь пора настала рассказ послушать нам сначала.
-Послушаете рассказ и попробуйте понять, он сатирический или юмористический
Двое подготовленных детей читают у доски, остальные следят и читают про себя.
6. Оценка первичного восприятия.
-Эта история входит в книгу Драгунского «Денискины рассказы». Определите, от чьего лица повествовал писатель. ( от имени Дениски)
-Какая буква оказалась заколдованной? (буква Ш) Почему? (её никто не мог выговорить)
-Правильно ли Дениска назвал свой рассказ? О чём идёт речь, о буквах или о звуках? (о звуках)
-А какие звуки вы не выговаривали, когда у вас менялись зубки?
-А теперь все выговариваете? Сейчас мы это проверим.
Чтение скороговорок в виде игры «Эскалатор»
Каждому ребёнку выдается скороговорка(любая). По сигналу учителя ученики 2 варианта на каждом ряду перемещаются на парту вперед, а ученики 1 варианта остаются на месте. При этом каждый раз дети произносят свою скороговорку соседу и слушают его скороговорку. Далее опять меняются. И так до тех пор, пока не окажутся на своих местах.
7. Словарная работа. На доске появляется рисунок дома.
-Ребята, в этом домике и живёт эта заколдованная буква и она приглашает нас в гости:
Чтобы красиво рассказ прочитать, Надо в гостях у меня побывать.
1)Прочитать слова на «ступеньках».
2)Прочитать слова на фасаде домика, глядя на полоску посередине
3)Выбрать подходящее значение для непонятных словосочетаний
-становь на попа' поставь вертикально
-шпиль острая верхушка
-заактировать ёлку написать документ, квитанцию
8. Анализ произведения и выборочное чтение.
-Что увидели ребята, гулявшие во дворе? (Привезли ёлку)
-Как выглядела ёлка? Прочитайте.
-Ёлку привезли из леса настоящую, живую. Её поставят, наверное, во дворе, одну на всех. А какую ёлку лучше взять для дома, для квартиры? Почему?
-Что делали ребята около ёлки?(они её рассматривали)
-Почему мальчики покатились со смеху?(Алёнка неправильно произнесла слово)
-Как они смеялись? Прочитайте. Что они при этом изображали?
-Что сказала Алёнка в оправдание? Прочитайте.
-А как это слово произнёс Мишка? Найдите и зачитайте.
-Почему Алёнка обрадовалась?(Мишка тоже неправильно его произнёс)
-Чем закончилась эта история? Почему рассказ назван «Заколдованная буква»? (никто не смог правильно произнести слово ШИШКИ)
9. Физминутка.
10.Работа над произведением. Чтение по ролям.
Мы работать любим дружно. В группы сесть сейчас нам нужно!
Дети садятся в группы по 4 человека.
1)Настройка на коллективную работу.
Берутся за руки и произносят: «Мы группа , значит мы работаем вместе»
2) Каждая группа получает карточки (двух видов)
1)Действующие лица: Автор Алёнка Мишка Дениска | Особенность интонации: _______________ _______________ _______________ _______________ (спокойно, обиженно, с насмешкой, громко, обрадовано, споря, не торопливо, внятно) |
2)Какую пословицу посоветовали бы вы запомнить ребятам из рассказа: -Поспешишь – людей насмешишь. -Не смейся над другим, на себя оборотись. -Веселье – делу не помеха. |
1)Действующие лица: Автор Алёнка Мишка Дениска | Особенность интонации: _______________ _______________ _______________ _______________ (спокойно, обиженно, с насмешкой, громко, обрадовано, споря, не торопливо, внятно) |
2)Что помогло автору сделать произведение таким интересным: юмор или сатира? ЮМОР – автор смеётся и сочувствует одновременно, добрый смех. САТИРА – смех с негодованием, обличительный смех, без жалости. |
- Какие роли есть в этом рассказе? Выберите подходящую особенность интонации для каждой роли (работа в группах по первому заданию в карточках).
Коллективная проверка.
-Выберите роли. Распределите их между собой. Подготовьте чтение по ролям. (работа в группах)
-Какая группа хочет показать нам свою работу?
Чтение по ролям одной из групп у доски.
Обсуждение услышанного (скорость, безошибочность, выразительность)
-А теперь ребята объединяются по цвету карточек в 2 группы
-Поработайте и ответьте на 2 вопрос.
У доски отвечает один человек из команды, выбранный детьми.
11. Итог урока. Рефлексия.
Вот подходит нужный срок,
Завершается урок
Подведём сейчас итог.
-С каким произведением познакомились?
-Что помог нам разглядеть автор за этой смешной историей? (не нужно смеяться над другими людьми)
- Выберите и прикрепите на домик смайлик своего настроения по завершению урока.
12. Домашнее задание.
1) Выразительно читать произведение.
2) Нарисовать рисунок к рассказу или вспомнить похожую историю из своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения 1 класс по теме: "Буква ь -показатель мягкости согласного"
Урок литературного чтения с использованием ИКТ. Урок составлен по современным требованиям ФГОС, с применением деятельностного метода обучения....
Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"
Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...
Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".
Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....
Конспект урока литературного чтения (3 класс) по теме "В.Драгунский "Он живой и светится"
В конспекте урока литературного чтения по рассказу В. Драгунского "Он живой и светится" дано подробное описание хода урока в соответствии с требованиями ФГОС, в котором предусмотрены разные виды работ...
разработка урока литературного чтения 4 класс по теме " В. Драгунский ",,,Бы"
Урок составлен к УМК "Перспектива" в технологии продуктивного чтения...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...