Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления обучающихся. Тема: В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква» 2 класс (УМК «Гармония»)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Цель: Развитие читательских умений.
Задачи урока:
Познакомить обучающихся с произведением В. Ю. Драгунского «Заколдованная буква»; пробудить познавательную активность; работать
над развитием читательских умений. Расширять кругозор обучающихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное. Развивать критическое мышление; формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, учебник, модель, схема; формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умение контролировать и оценивать свои действия: формировать умение работать в паре, в группе, воспитывать убежденность в хороших качествах каждого человека; умение принимать верное решение, смотреть на себя со стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_dragunskiy_zakoldovannaya_bukva.2_klass.otkr_._urok.ppt | 1.47 МБ |
urok_lit._chteniya_zakoldovannaya_bukva.docx | 12.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Читай правильно
Сегодня на уроке: познакомимся с биографией Виктора Драгунского; будем учиться работать с текстом; учиться красиво и правильно говорить; учиться рассуждать о прочитанном.
Драгунский Виктор Юзефович (1913—1972) советский писатель-прозаик, автор популярных рассказов для детей.
Виктор Драгунский родился 17 ноября 1913 года в Нью-Йорке, в семье эмигрантов из России. Вскоре после этого родители вернулись на родину и обосновались в Гомеле.
Виктор рано начал работать. Он работал токарем, затем шорником, даже был лодочником, катал на лодке людей по Москве-реке у Нескучного сада. Но Виктора Драгунского больше всего на свете манил театр, цирк, эстрада, возможность веселить, радовать людей.
С 1959 года Драгунский пишет весёлые рассказы про Дениса Кораблёва под общим названием «Денискины рассказы». Самые разные случаи происходили с главным героем Драгунского: и с вышки в воду он прыгал, и на сцене выступал, и в аварию вместе с папой попал. Некоторые из этих случаев происходили на самом деле – не с Дениской Кораблёвым, а с Дениской Драгунским – сыном писателя.
Ему было без малого почти пятьдесят, когда стали выходить его книжки для детей. Всем очень нравились эти безудержно веселые книги. Когда читаешь их, чувствуешь себя как в цирке.
Фильмы по произведениям В.Драгунского
Читать сначала плавно по слогам, затем – слитно, целыми словами. до-мо-у-пра-вле-ни-е → домоуправление за-ак-ти-ро-вать → заактировать вос-па-ле-ни-е → воспаление вы-ва-ли-ва-ет-ся → вываливается вы-свис-ты-ва-ет-ся → высвистывается о-ста-но-вил-ся → остановился
Найди опечатки, прочитай правильно. 1.Хыхечка зелёная. 2.Это у меня зуб выливается и свистит. Читай внимательно. шпиц –шприц отломаешь – обломаешь сыски –хыхки –фыфки -шишки
* Я немножко поднажал… * Поддавал жару…… * Воспаление мозга …. * Полезло на ухо ……. * Давай реветь…….
Дениска
Ш
Выбери пословицу 1.Терпение и труд всё перетрут. 2.Работе - время, а потехе – час. 3.Поспешишь – людей насмешишь. 4. В чужом глазу соринку заметишь, а в своём и бревна не увидишь. 5.Как аукнешь, так и откликнется.
Предварительный просмотр:
Терещенко Лидия Владимировна учитель начальных классов, высшей категории МБОУ «Начальная общеобразовательная школа № 14, г. Биробиджан |
Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления обучающихся.
Тема: В.Ю. Драгунский «Заколдованная буква» 2 класс (УМК «Гармония»)
Цель: Развитие читательских умений.
Задачи урока:
Познакомить обучающихся с произведением В. Ю. Драгунского «Заколдованная буква»; пробудить познавательную активность; работать
над развитием читательских умений. Расширять кругозор обучающихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное. Развивать критическое мышление; формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, учебник, модель, схема; формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умение контролировать и оценивать свои действия: формировать умение работать в паре, в группе, воспитывать убежденность в хороших качествах каждого человека; умение принимать верное решение, смотреть на себя со стороны.
Оборудование:
Оборудование: | |
1 | учебник |
2 | рабочая тетрадь |
3 | портрет писателя |
4 | иллюстрации к произведению |
5 | словарь С.И. Ожегова. |
6 | компьютер |
7 | проектор |
8 | экран |
9 | презентация Power Point |
10 | Аудиозапись с произведением В.Ю. Драгунского «Заколдованная буква» |
11 | Аудиозапись с биографией В.Ю. Драгунского |
12 | выставка книг писателя |
13 | печатные листы для работы в группе |
14 | карточки для работы в парах |
15 | Оценочная шкала |
Ход урока:
I. Организационный момент
(эмоциональный настрой на уроке)
- Начинаем урок литературного чтения.
- А какими должны быть вы во время урока? (активными, думающими)
Слайд 1.
-Мне хочется вам пожелать, чтобы радостное и творческое настроение не покидало вас в течение всего урока. На уроке мы продолжаем изучать новый раздел, прочитайте, как он называется?
(Читай правильно) Слайд 2.
II.Постановка цели урока.
- Когда мы берем книгу, то первым делом на что смотрим?(на обложку)
- Какую информацию несет в себе обложка ?(имя, фамилия автора)
- Правильно. Ребята, автор с которым мы будем сегодня знакомиться Виктор Драгунский. Обратите внимание на выставку книг.
(Выставка книг) Слайд 3.
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Что нового узнаем? (ответы детей)
(Учебные задачи) Слайд 4.
- Не читая произведения, что можете сказать об авторе?
Слайд 3.
- Кому эти книги адресованы?
- Какие произведения пишет, веселые или грустные?
- Что вы о нем знаете?
III.Знакомство с биграфией.
-Я о нем знаю и хочу, чтобы узнали и вы. Послушайте.
Слайд 5.
(включаю запись с биографией писателя 2мин 57 сек)
- Итак, какую информацию несет обложка (фамилия, имя автора – показываю обложку)
- А что еще? (Название произведения)
- Зачем автор указывает название произведения? (Чтобы читатель мог понять, о чем пойдет речь в произведении)
IV.Стадия вызова.
Методический прием «Предположение».
- Прочитайте название произведения («Заколдованная буква»)
Таблица на доске
- Как вы думаете, о чем будет это произведение? (о букве, о заколдованной букве)
- Откройте учебник на стр.71 (страница 71 учебника)
- По иллюстрации можно определить, о чем будет это произведение?(Да)
- Кто главные герои? (дети)
- Какого они возраста?(маленькие)
- Почему так решили?
- Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем после знакомства с произведением.
V. Подготовка к чтению.
- Чтобы выразительно и правильно читать, поработаем язычком, губками, зубками.
- Прочитаем скороговорку.
(У Сашки в кармашке шишки да шашки.) Слайд 6.
- Прочитайте про себя.
- Кто может прочитать вслух быстрее?
- Теперь проговорим все вместе шёпотом.
- Теперь хором, голосом и чуть быстрее.
VI. Лексическая работа.
- При чтении нам встретятся трудные слова, поучимся их читать.
Слайд7.
(На экране слова, написанные по слогам, а затем целыми словами)
- Прочитаем плавно по слогам:
(До - мо - уп - рав - ле – ние )
- Теперь слитно, целым словом (домоуправление и т.д.)
- Кто может объяснить значение слова? Слайд 8.
Домоуправление – организация, которая управляет домами.
Заактировать – составить документ, который называется «акт».
- Где найти информацию? (На столе словарь С.И. Ожегова)
- Продолжаем подготовку к правильному чтению.
Слайд 9.
- Найди ошибки, прочитай правильно:
1.Хыхечка зеленая (Шишечка зеленая)
2.Это у меня зуб выливается (вываливается) и свистит.
- Читай внимательно
1. Шпиц (шприц – добавили букву)
2.Отломаешь (обломаешь – заменили букву)
3.сыски – хыхки – фыфки – шишки)
- Продолжаем словарную работу.
- При чтении вам встретятся слова и выражения: Слайд 10.
Обломаешь шпиц
- У слова шпиц есть два значения:
1. небольшая комнатная собачка с пушистой шерстью
Слайд 11.
2.Острый конец верхушки. Какое из значений походит нам?
- Остроконечный конусообразный стержень, которым заканчивается здание.
Слайд 12.
Поставить на попа (Поставить вертикально)
- Откройте учебник. Стр. 69 зад.1 – читайте целыми словами.
(страница 69 учебника задание 1.)
Музыкальная физминутка.
Танец «Если весело живется».
Продолжение изучения нового матриала.
- У нас есть возможность послушать рассказ в исполнении самого Виктора Драгунского. Ваша задача, внимательно послушать, уловить интонацию героев, услышать трудные слова.
(Аудиозапись рассказа)
Слайд 12.
Какие ваши впечатления от услышанного?
Осмысление прочитанного.
-Прочитаем рассказ сами. Читаем рассказ с товарищами внимательно, до первой ошибки.
Методический прием «Чтение с остановками».
Чтение 1 части.
1 остановка. (До слов «А мы остались возле ёлки»)
- Где происходят события?(На улице)
- А точнее (во дворе дома)
- Кто главные герои? (ребята)
- Что совпало с нашими предположениями ?(произведение о маленьких детях и т.д.)
- Как они оказались возле ёлки?(её привезли)
- А как вы думаете , для чего во двор привезли ёлку?)
- Какие ошибки в речи шофёра и дворника вы заметили? (левая, правая, становь)
- Почему они так говорили ?( в школе плохо учились)
- Кто исправит ошибки?
Продолжим чтение.
2 остановка. Чтение 2 части. (До слов «Только и слышно: «Хыхки! Сыски!»)
- Какая большая часть. О чем здесь говориться?
- Что произошло?(дети говорят)
- Кто из детей не умеет говорить слово «шишка»?
- Как назвала Аленка?(Сыски)
- Как назвал Мишка? (Хыхки)
- Как вы думаете, Дениска умеет говорить это слово?
- Почему дети заплакали?(Громко спорили, каждый считал, что прав он.)
Продолжение чтения.
После чтения рассказа Методический прием « Мозговой штурм »
- Почему же никто из ребят не смог сказать слово правильно?
- Покажите ваши зубки. Хорошо, у вас все зубки на месте.
- Как правильно надо сказать?
Работа с литературными терминами.
- К какому жанру относится это произведение?
Рассказ. Слайд 13.
- Какие бывают рассказы?(научный, художественный)
- Какой это рассказ? (художественный)
- Докажите, что художественный ( есть сюжет и художественный вымысел)
Работа с образными выражениями.
- Как вы думаете, смешные или грустные рассказы пишет Виктор Драгунский?
- А этот рассказ?(смешной, юмористический)
- Почему вы так решили? И мне было весело. А за счет чего?(смешных слов)
Прием «Образные выражения»:
-Найдите смешные слова(дети ищут в тексте) Это образные выражения делают рассказ смешным.
Слайд 14.
Работаем в паре.
- Соедините слова с их значением.
Проверка:
- Что получилось? Слайд 15.
- От чьего лица повествует писатель? Обоснуйте свое мнение.
- Это произведение входит в книгу «Денискины рассказы». Как вы представляете себе Дениску?
- Нарисуйте его портрет словами (веселый, потешный, уморительный, забавный, смешной) Слайд 16.
Вот каким Дениску изображает художник в произведениях Виктора Драгунского.
Игра на внимание. Слайд 17.
(Иллюстрации: гуляющие дети, грузовик, детская площадка, елка, шишки, снеговик).
- Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите «лишние» предметы.
- Молодцы! Вы все были очень внимательными, и нашли «лишнее» (снеговик)
- Вам будет легко ответить на вопросы, подтверждая словами текста.
Беседа с элементами выборочного чтения.
- Что увидели дети, гуляя во дворе?(елку)
- Какая она была? Прочитайте.
- Что значит выражение «вкусно пахла»?
- Кто первый из ребят слово «шишки» сказал неправильно? (Аленка)
- Как Мишка и Дениска отреагировали? (начали смеяться)
- А как у Мишки это слово получилось? (дети читают)
- Почему Аленка закричала: «Ура!» (Мишка тоже слово произнес неправильно)
- Прочитайте, что о них думал Дениска? (дети читают, что они оба неправы)
- Смог ли кто-то из ребят справиться с этим словом?
- Какой урок можно извлечь из этой истории?
Обобщение ответов детей:
- Не смеяться над другими.
- Не нужно осуждать других и говорить, что у тебя ничего не получается, когда сам этого сделать тоже не можешь!
- Или не делай другим того, чего себе не желаешь.
Работа в группах.
Выбери пословицу, которая подходит к произведению. Слайд 18.
- Обоснуйте свой выбор.
Выбор других вариантов названия произведения.
- Как вы считаете, правильно ли Дениска назвал свой рассказ?
- О чем здесь идет речь: о буквах или звуках?(произносим звуки)
- А другие варианты могли бы быть? (варианты детей)
Подготовка к чтению по ролям.
- с какой интонацией нужно читать спор детей? (чтобы было смешно)
Тетрадь С.24
-Распределим роли.
Чтение по ролям.
- Вам понравилось чтение ребят? А чем?
Заключительный этап
Итог урока:
-А теперь вернемся к началу урока. Слайд 19.
- Какие задачи мы ставили перед собой?
- Все мы сделали, что запланировали?
(проверка целей урока)
Оценка деятельности на уроке.
Оцениваем активность работы на уроке (шкала на доске)
Высокий
уровень
Средний уровень | |
| Низкий уровень |
- Поднимите руку, кто считает, что он принял активное участие на всех этапах урока?
- Кто принял участие, но не на всех этапах урока?
- Может быть есть такие, кто считает, что совсем не принял участие в уроке?
- Мне понравилось, как вы работаете на уроке. Я сегодня перед собой увидела не просто учеников, а читателей, думающих, умеющих рассуждать. Дома попробуйте прочитать по ролям, чтоб было смешно.
Слайд 20.
Спасибо за урок!
Домашнее задание:
Подготовка к радиотеатру, придумайте продолжение рассказа.
Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы. | |
1 | Сегодня на уроке я узнал(а) (что?)_________________________ |
2 | Сегодня на уроке я научился(лась) (чему?)__________________ |
3 | Сегодня на уроке я научился(лась) лучше делать( что?)________ |
4 | Самым неожиданным для меня сегодня стало (что?)__________ |
5 | Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше( что сделать?)____ |
6 | Осталось непонятным (что?)_______________________________ |
7 | Сегодня на уроке я был(а)(Каким учеником? Какой ученицей?)_____________________________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Л.Н. Толстой. Акула. Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Урок литературного чтения построены с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.Одна из технологий – развитие критического мышления. Кр...
М.М. Пришвин. Выскочка.Урок литературного чтения с использованием информационных технологий и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Урок литературного чтения построен с использованием мультимедийных средств и методов и приемов по развитию критического мышления учащихся. На каждом этапе урока использованы приемы по...
Л.Н. Толстой. Зайцы. Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Основная цель урока литературного чтения: формирование у школьников умения учиться.С первого этапа урока формирую умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контроли...
Мастер-класс «Применение форм, методов и приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, позволяющих повысить качество обучения».
Мастер-класс представляет технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо», основой которой является коммуникативно - деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, ин...
Использование методов и приёмов технологии «Развитие критического мышления» (ТРКМ) при работе с текстом
В материале содержится теоретичесая и практическая информация по работе с текстом в технологии критического мышления....
Урок литературного чтения с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся.
Л.Н.Толстой "Зайцы"...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ
С целью формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках литературного чтения посредством активных методов и приемов обучения нами были разработаны методические рекомендации, кот...