Юмор в литературном произведении В.Драгунского "Заколдованная буква"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Конспект урока, презентация по литературному чтению во 2 классе (Развивающая система Л.В. Занкова)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Новоилимская средняя общеобразовательная средняя школа имени Н.И.Черных»

 

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:

«Юмор в литературном произведении В. Драгунского

 «Заколдованная буква»  

Учитель Сердюкова Н.Ф.

2015 г.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Методическая цель урока:

  • Создать условия для продолжения знакомства с творчеством В. Драгунского.
  • Активизировать мыслительную деятельность учащихся через применение технологии развития критического мышления, учить осознанному, вдумчивому чтению.

Личностные результаты обучения:

  • (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
  • Формирование умения осознавать и определять эмоции других людей;
  • формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
  • формирование уважительного отношения к другим людям;

Метапредметные результаты обучения:

  • Регулятивные УУД: 
  • формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • развивать навык контроля, самоконтроля, прогнозирования.

          Познавательные УУД:

  • формирование критического мышления;
  • формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах,  пользоваться словарями, строить рассуждения.
  • Коммуникативные УУД:
  • формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • овладение диалогической и монологической речью;
  • формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.

Формы работы:

  • фронтальная
  • групповая

Обеспечение урока: ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, презентация по теме урока, чистые листы бумаги, толковый словарь, учебник литературного чтения

(1 ч.) Автор В.Ю. Свиридова. Издательский дом ФЁДОРОВ 2011 г.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Вот опять звенит звонок,

Он позвал нас на урок.

Всех прошу вас сесть, друзья,

Ведь без знаний жить нельзя.

Мы начнём сейчас урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

  1. Актуализация опорных знаний.                                                         (Слайд 2)

- Я хочу начать наш урок с занимательной игры, под названием «Вспоминай- ка»

- Как вы думаете, почему я выбрала такое название?

Цель: узнать по отрывку название произведения и назвать его автора.

- «Я очень люблю лошадей за то, что у них красивые и добрые лица»

- «Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе…»  - «Я люблю» стр.5 - 6

- «Я люблю слушать, как жук копается в коробочке…»

- «Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие…»    - «Что любит Мишка» стр. 9 - 11

- «Чего я не люблю, так это лечить зубы. Как увижу зубное кресло, сразу хочется убежать на край света…»    - «И чего я не люблю» стр. 13

  • Выставка книг писателя.

- Что объединяет эти книги? (один автор)

- Как можно назвать эту выставку книг? (Книги В. Драгунского; Смешные рассказы В. Драгунского; Юмористические рассказы В. Драгунского)                            (Слайд 3)

 - Почему рассказы В. Драгунского вы назвали смешными, юмористическими?

 - Что такое юмор?  Найдите более точную информацию.

                                        (учащиеся зачитывают статью из словаря)

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?

                                   (учащиеся прогнозируют тему урока, цель)

  • Знакомиться с рассказом В. Драгунского
  • Будем учиться работать с текстом;
  • Учиться красиво и правильно говорить, обогащать свою речь;
  • Учиться рассуждать о прочитанном;
  • Давать характеристику литературному герою.

III. Работа над новым материалом.                                                          (Слайд 4)

а). - А сейчас, сыграем в игру «Доскажи словечко»

                    Если мы растём на ели,

                    Мы на месте, мы при деле!

                    А на лбу у ребятишек

                    Никому не нужно…   (шишек)

- Как вы думаете, о каких шишках говорится в стихотворении?                  

б). Фонетическая разминка. Найдите опечатки и прочитайте правильно:       (Слайд 5)

                 хыхечка зелёная

                 сыски – хыхки – фыфки

- Как вы думаете, что подразумевается под выражением «хыхечка зелёная»?

- Как правильно произносится это слово?

               (рассуждаем о произношении слов, устанавливаем связь)

                Это у меня зуб выливается и свистит.

                 Вызов:

 Сегодня на уроке мы будем думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл прочитанного, делать вывод.

- Прочитайте название произведения. «Заколдованная буква»                         (Слайд 5)

- Можем предположить, к какому жанру относится это произведение?

                                          (предложения вынести на доску)

- Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о ком это произведение?

- Какого возраста дети?

- Почему вы так решили?

- Что делают дети?  

                                         (предложения вынести на доску)

- Почему вы так думаете?

- Кто главные герои?

                                         (предложения вынести на доску)

Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем после чтения.

Осмысление: (методический приём чтение с остановками)

     1. Первая остановка (чтение за учителем).

- Где происходит событие? А точнее?                                                                    (Слайд 7)

- Кто главные герои?

- Что они делали?

   Проверьте, что совпало с нашими предположениями?                                      

          (оставляем на доске только то, что соответствует смыслу текста)

 - Как они оказались у ёлки?                                                                                   (Слайд 8)

- Как вы думаете, для чего во двор привезли ёлку?

- Что привлекло внимание детей?

«…ставь её на попа…», «…шпиц обломаешь…»*   -                                           (Слайд 9)

- Как, по – вашему мнению, дальше будут развиваться события?

     2. Вторая остановка.

- Как вы понимаете выражение «вкусно пахнуть»?

   Проверьте, что совпало с нашими предположениями?

- Что произошло?     Спор между ребятами                                                         (Слайд 10)

- Какие чувства вызывает у вас этот спор?

- Кто из детей не умеет называть слово «шишки»?

- Как назвала его Алёнка? Как назвал Мишка?

- Как вы думаете, Дениска умеет говорить это слово?

- Предположите, что будет дальше?

                                         (предложения вынести на доску)

    3. Завершающий этап чтения (учитель)

- А как вы думаете, сколько детям лет, ходят ли они в школу?

- Сверим с нашими первыми предположениями.                                               (Слайд 11)

                                         (обращаемся к записи на доске)

- Почему же никто из них не смог сказать слово правильно?

- Что подтвердилось, а что нет?

- Предполагали ли вы, что так развернутся события?

   4. Работа с литературными терминами. Проверка прогноза.

- К какому литературному жанру относится это произведение?  Рассказ

- Какие бывают рассказы?    Художественный

- Докажите, что это художественный рассказ.  

- Как вы думаете, смешные или грустные рассказы пишет В. Драгунский?

                                                                                              Смешные юмористические

     5.Физминутка «А на улице мороз…»

     6.Составление кластера.  Работа в группе.                                                    

        

                                                         (Проверка работы - Слайд 12)

       7. Лексическая работа.                                                                                    (Слайд 13)

«я немного поднажал» - … (прибавил мощь)

«поддавал жару» - … (делал ситуацию напряженной)

«воспаление мозга» - … (болит голова)

«давай реветь» - … (громко спорить)

«умру от смеха» - … ,

«Мы с Мишкой так и покатились» - …,

       8.Словесное рисование. Работа в группе.

- От чьего лица повествует писатель? Обоснуйте свою точку зрения.

- Каким вы представляете себе Дениску? Нарисуйте его словесный портрет.

- Совпадают ли образы?                                                                                          (Слайд 14)

       9.  Выбор пословицы.  Работа в группе.                                                        

                 Терпение и труд всё перетрут.

                 Работе – время, а потехе – час.

                 Поспешишь – людей насмешишь.

                 Как аукнется, так и откликнется.

                 В чужом глазу соринку заметишь, а в своём бревна не разглядишь.

                                     (пояснение выбора)

IV. Рефлексия

  • Творческое задание. Работа в группе.

На чистом листе бумаги выразите своё отношение к прочитанному: напишите любые слова, предложения, которые возникли у вас в голове.

- Чему учит этот рассказ?                                                                                     (Слайд 15)

- Что хотел сказать автор?

                                      (Ученики читают работы по желанию)

  • Составление синквейна (коллективно)                                                      (Слайд 16)

                                Денискины рассказы

                                Юмористические, забавные

                                Учат дружить, общаться, жить

                                Драгунский – их творец.

V. Итог урока. Самооценка своей деятельности, работы в группе.

VI. Домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Виктор Драгунский Игра « Вспоминай –ка » - «…Я очень люблю лошадей за то, что у них красивые и добрые лица …» - «…Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе…» - «…Я люблю слушать, как жук копается в коробочке …» - «…Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие …» - «…Чего я не люблю, так это лечить зубы. Как увижу зубное кресло, сразу хочется убежать на край света…»

Слайд 3

изображение чего-либо в смешном виде Юмор

Слайд 4

Если мы растём на ели, Мы на месте, мы при деле! А на лбу у ребятишек Никому не нужно … Игра «Доскажи словечко»

Слайд 5

Фонетическая разминка Хыхечка зелёная сыски – хыхки – фыфки Это у меня зуб выливается и свистит.

Слайд 6

- Кто главные герои? - Какого возраста дети ? - Что делают дети?

Слайд 7

- Как дети оказались у ёлки ? - Что привлекло внимание ребятишек ? - Как вы думаете, для чего во двор привезли ёлку?

Слайд 8

«…ставь её на попа …» «… шпиц обломаешь…» « вкусно пахнуть» Поясните смысл выражений:

Слайд 9

- Что произошло? - Какие чувства вызывает у вас этот спор ? - Кто из детей не умеет называть слово «шишки »? - Как назвала его Алёнка? Как назвал Мишка ? - Как вы думаете, Дениска умеет говорить это слово? Проверка прогноза

Слайд 10

- А как вы думаете, сколько детям лет, ходят ли они в школу ? - Почему же никто из них не смог сказать слово правильно ? - Что подтвердилось, а что нет ? - Предполагали ли вы, что так развернутся события?

Слайд 11

кластер рассказ художественный юмористический о детях

Слайд 12

« я немного поднажал» «поддавал жару» «воспаление мозга» «давай реветь» «умру от смеха» «Мы с Мишкой так и покатились» Лексическая работа

Слайд 13

- Терпение и труд всё перетрут. - Работе – время, а потехе – час. - Поспешишь – людей насмешишь. - Как аукнется, так и откликнется. - В чужом глазу соринку заметишь, а в своём бревна не разглядишь. Выбор пословицы

Слайд 14

- Чему учит этот рассказ? - Что хотел сказать автор? Творческое задание

Слайд 15

Синквейн Денискины рассказы Юмористические , забавные Учат дружить, общаться, жить Драгунский – их творец .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".

В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"...

Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"

Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.Задачи:1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.2. Развивать умение анализировать, сравниват...

Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка

Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением   Д.Н. Мамина  –Сибиряка  «Серая шейка»Тип урока: систематиза...

Научно-художественные произведения среди других литературных произведений.

Одним из наиболее интересных и увлекательных жанров для детей является научно-художественная сказка. Это связано с тем, что «нехудожественное восприятие литературы (наивный реализм) требует прав...

Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".

Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев;  определять в тексте тему и ...