Юмор в литературном произведении В.Драгунского "Заколдованная буква"
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему
Конспект урока, презентация по литературному чтению во 2 классе (Развивающая система Л.В. Занкова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v.dragunskiy._zakoldovannaya_bukva.docx | 38.86 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint_2.pptx | 520.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Новоилимская средняя общеобразовательная средняя школа имени Н.И.Черных»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:
«Юмор в литературном произведении В. Драгунского
«Заколдованная буква»
Учитель Сердюкова Н.Ф.
2015 г.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Методическая цель урока:
- Создать условия для продолжения знакомства с творчеством В. Драгунского.
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся через применение технологии развития критического мышления, учить осознанному, вдумчивому чтению.
Личностные результаты обучения:
- (эмоциональность) формирование умения осознавать и определять свои эмоции;
- Формирование умения осознавать и определять эмоции других людей;
- формирование интереса к чтению, потребности в чтении;
- формирование уважительного отношения к другим людям;
Метапредметные результаты обучения:
- Регулятивные УУД:
- формирование умения самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- развивать навык контроля, самоконтроля, прогнозирования.
Познавательные УУД:
- формирование критического мышления;
- формирование умения извлекать информацию, представленную в разных формах, пользоваться словарями, строить рассуждения.
- Коммуникативные УУД:
- формировать умение высказывать свои мысли в устной форме, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- овладение диалогической и монологической речью;
- формирование умения задавать вопросы, в совместной деятельности договариваться, приходить к общему решению.
Формы работы:
- фронтальная
- групповая
Обеспечение урока: ноутбук, мультимедийный проектор, колонки, презентация по теме урока, чистые листы бумаги, толковый словарь, учебник литературного чтения
(1 ч.) Автор В.Ю. Свиридова. Издательский дом ФЁДОРОВ 2011 г.
Ход урока:
- Организационный момент.
Вот опять звенит звонок,
Он позвал нас на урок.
Всех прошу вас сесть, друзья,
Ведь без знаний жить нельзя.
Мы начнём сейчас урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
- Актуализация опорных знаний. (Слайд 2)
- Я хочу начать наш урок с занимательной игры, под названием «Вспоминай- ка»
- Как вы думаете, почему я выбрала такое название?
Цель: узнать по отрывку название произведения и назвать его автора.
- «Я очень люблю лошадей за то, что у них красивые и добрые лица»
- «Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе…» - «Я люблю» стр.5 - 6
- «Я люблю слушать, как жук копается в коробочке…»
- «Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие…» - «Что любит Мишка» стр. 9 - 11
- «Чего я не люблю, так это лечить зубы. Как увижу зубное кресло, сразу хочется убежать на край света…» - «И чего я не люблю» стр. 13
- Выставка книг писателя.
- Что объединяет эти книги? (один автор)
- Как можно назвать эту выставку книг? (Книги В. Драгунского; Смешные рассказы В. Драгунского; Юмористические рассказы В. Драгунского) (Слайд 3)
- Почему рассказы В. Драгунского вы назвали смешными, юмористическими?
- Что такое юмор? Найдите более точную информацию.
(учащиеся зачитывают статью из словаря)
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь?
(учащиеся прогнозируют тему урока, цель)
- Знакомиться с рассказом В. Драгунского
- Будем учиться работать с текстом;
- Учиться красиво и правильно говорить, обогащать свою речь;
- Учиться рассуждать о прочитанном;
- Давать характеристику литературному герою.
III. Работа над новым материалом. (Слайд 4)
а). - А сейчас, сыграем в игру «Доскажи словечко»
Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле!
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно… (шишек)
- Как вы думаете, о каких шишках говорится в стихотворении?
б). Фонетическая разминка. Найдите опечатки и прочитайте правильно: (Слайд 5)
хыхечка зелёная
сыски – хыхки – фыфки
- Как вы думаете, что подразумевается под выражением «хыхечка зелёная»?
- Как правильно произносится это слово?
(рассуждаем о произношении слов, устанавливаем связь)
Это у меня зуб выливается и свистит.
Вызов:
Сегодня на уроке мы будем думать, размышлять, рассуждать, понимать смысл прочитанного, делать вывод.
- Прочитайте название произведения. «Заколдованная буква» (Слайд 5)
- Можем предположить, к какому жанру относится это произведение?
(предложения вынести на доску)
- Рассмотрите иллюстрацию и предположите, о ком это произведение?
- Какого возраста дети?
- Почему вы так решили?
- Что делают дети?
(предложения вынести на доску)
- Почему вы так думаете?
- Кто главные герои?
(предложения вынести на доску)
Подтвердились ли наши предположения, мы узнаем после чтения.
Осмысление: (методический приём чтение с остановками)
1. Первая остановка (чтение за учителем).
- Где происходит событие? А точнее? (Слайд 7)
- Кто главные герои?
- Что они делали?
Проверьте, что совпало с нашими предположениями?
(оставляем на доске только то, что соответствует смыслу текста)
- Как они оказались у ёлки? (Слайд 8)
- Как вы думаете, для чего во двор привезли ёлку?
- Что привлекло внимание детей?
«…ставь её на попа…», «…шпиц обломаешь…»* - (Слайд 9)
- Как, по – вашему мнению, дальше будут развиваться события?
2. Вторая остановка.
- Как вы понимаете выражение «вкусно пахнуть»?
Проверьте, что совпало с нашими предположениями?
- Что произошло? Спор между ребятами (Слайд 10)
- Какие чувства вызывает у вас этот спор?
- Кто из детей не умеет называть слово «шишки»?
- Как назвала его Алёнка? Как назвал Мишка?
- Как вы думаете, Дениска умеет говорить это слово?
- Предположите, что будет дальше?
(предложения вынести на доску)
3. Завершающий этап чтения (учитель)
- А как вы думаете, сколько детям лет, ходят ли они в школу?
- Сверим с нашими первыми предположениями. (Слайд 11)
(обращаемся к записи на доске)
- Почему же никто из них не смог сказать слово правильно?
- Что подтвердилось, а что нет?
- Предполагали ли вы, что так развернутся события?
4. Работа с литературными терминами. Проверка прогноза.
- К какому литературному жанру относится это произведение? Рассказ
- Какие бывают рассказы? Художественный
- Докажите, что это художественный рассказ.
- Как вы думаете, смешные или грустные рассказы пишет В. Драгунский?
Смешные юмористические
5.Физминутка «А на улице мороз…»
6.Составление кластера. Работа в группе.
(Проверка работы - Слайд 12)
7. Лексическая работа. (Слайд 13)
«я немного поднажал» - … (прибавил мощь)
«поддавал жару» - … (делал ситуацию напряженной)
«воспаление мозга» - … (болит голова)
«давай реветь» - … (громко спорить)
«умру от смеха» - … ,
«Мы с Мишкой так и покатились» - …,
8.Словесное рисование. Работа в группе.
- От чьего лица повествует писатель? Обоснуйте свою точку зрения.
- Каким вы представляете себе Дениску? Нарисуйте его словесный портрет.
- Совпадают ли образы? (Слайд 14)
9. Выбор пословицы. Работа в группе.
Терпение и труд всё перетрут.
Работе – время, а потехе – час.
Поспешишь – людей насмешишь.
Как аукнется, так и откликнется.
В чужом глазу соринку заметишь, а в своём бревна не разглядишь.
(пояснение выбора)
IV. Рефлексия
- Творческое задание. Работа в группе.
На чистом листе бумаги выразите своё отношение к прочитанному: напишите любые слова, предложения, которые возникли у вас в голове.
- Чему учит этот рассказ? (Слайд 15)
- Что хотел сказать автор?
(Ученики читают работы по желанию)
Денискины рассказы
Юмористические, забавные
Учат дружить, общаться, жить
Драгунский – их творец.
V. Итог урока. Самооценка своей деятельности, работы в группе.
VI. Домашнее задание.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виктор Драгунский Игра « Вспоминай –ка » - «…Я очень люблю лошадей за то, что у них красивые и добрые лица …» - «…Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе…» - «…Я люблю слушать, как жук копается в коробочке …» - «…Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие …» - «…Чего я не люблю, так это лечить зубы. Как увижу зубное кресло, сразу хочется убежать на край света…»
изображение чего-либо в смешном виде Юмор
Если мы растём на ели, Мы на месте, мы при деле! А на лбу у ребятишек Никому не нужно … Игра «Доскажи словечко»
Фонетическая разминка Хыхечка зелёная сыски – хыхки – фыфки Это у меня зуб выливается и свистит.
- Кто главные герои? - Какого возраста дети ? - Что делают дети?
- Как дети оказались у ёлки ? - Что привлекло внимание ребятишек ? - Как вы думаете, для чего во двор привезли ёлку?
«…ставь её на попа …» «… шпиц обломаешь…» « вкусно пахнуть» Поясните смысл выражений:
- Что произошло? - Какие чувства вызывает у вас этот спор ? - Кто из детей не умеет называть слово «шишки »? - Как назвала его Алёнка? Как назвал Мишка ? - Как вы думаете, Дениска умеет говорить это слово? Проверка прогноза
- А как вы думаете, сколько детям лет, ходят ли они в школу ? - Почему же никто из них не смог сказать слово правильно ? - Что подтвердилось, а что нет ? - Предполагали ли вы, что так развернутся события?
кластер рассказ художественный юмористический о детях
« я немного поднажал» «поддавал жару» «воспаление мозга» «давай реветь» «умру от смеха» «Мы с Мишкой так и покатились» Лексическая работа
- Терпение и труд всё перетрут. - Работе – время, а потехе – час. - Поспешишь – людей насмешишь. - Как аукнется, так и откликнется. - В чужом глазу соринку заметишь, а в своём бревна не разглядишь. Выбор пословицы
- Чему учит этот рассказ? - Что хотел сказать автор? Творческое задание
Синквейн Денискины рассказы Юмористические , забавные Учат дружить, общаться, жить Драгунский – их творец .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературного чтения по теме Композиция литературного произведения. Мамин-Сибиряк "Приёмыш".
В презентации даны определения основных этапов построения литературного произведения: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Объяснение литературных терминов дано на примере рассказа Ма...
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"...
Урок литературного чтения. Природа необычного, фантастического в литературном произведении на примере стихотворения К.Бальмонта "У чудищ"
Цель: Формирование представления о поэзии, как об особом взгляде на мир, особом переживании мира.Задачи:1. Познакомить с понятием символизма в поэзии.2. Развивать умение анализировать, сравниват...
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Научно-художественные произведения среди других литературных произведений.
Одним из наиболее интересных и увлекательных жанров для детей является научно-художественная сказка. Это связано с тем, что «нехудожественное восприятие литературы (наивный реализм) требует прав...
Урок 21. Закрепление знаний о буквах Б, б. Сопоставление звуков [б] - [п]. Слушание литературного произведения о родной природе. Произведение по выбору, например, М.Л. Михайлов "Лесные хоромы".
На этом уроке дети узнают новые для себя слова, познакомятся с понятием парные звуки, обсудят нравственные вопросы....
Сравнение описания героев-животных в фольклорных (народных) и литературных произведениях. На примере произведений К.Д.Ушинского и других на выбор. В. В. Бианки "Музыкант".
Технологическая карта урока по чтению, 2 класс. Познакомить учащихся с рассказом «Музыкант». Формирование умения давать оценку поступкам героев; определять в тексте тему и ...