КВН по сказкам К.И. Чуковского
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Малова Лариса Сергеевна

Весёлые, интересные задания для всех, кто любит и знает творчество К. И. Чуковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvn_po_skazkam_k.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

КВН по сказкам К. И. ЧУКОВСКОГО

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством Чуковского.
Задачи: формирование навыков самостоятельной работы с книгой как с источником содержательного и занимательного проведения досуга;
развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления и практических навыков работы с текстом. 
Материально-техническое оснащение: 

  • книжная выставк
  • портрет К. И. Чуковского
  • ПК
  • «потерянные вещи»

Учитель: «Здорово, старики и старухи!» Так любил приветствовать детей Корней Иванович Чуковский. Дожив до 80 лет, он не терпел скуки. Встречаясь с детьми, произносил не  «добрый день, детки»,  а что-нибудь, вроде  «Здорово, старики и старухи!»  Дети очень любили этого седого и доброго человека. Когда он выходил из калитки своей дачи, сейчас же со всех ног к нему бросалась детвора и начинали кричать: «Корней Иванович, Корней Иванович». Иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Вот как любили дети этого веселого старика.
       
Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет назад жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Иванович Чуковский.

     Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

– Высокий рост, длинные руки, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

 - Вставал он очень рано, вместе с  солнышком, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять.

Наш праздник сегодня необычный, мы проводим КВН по творчеству доброго замечательного детского писателя.

 А сейчас я хочу с радостью представить команды и капитанов нашего КВНа
Первый этап нашего конкурса так и называется «Представление команд»

А оценивать наше выступление, все наши конкурсы будет сегодня Жюри, в состав которого входят:__________________________________________
И еще на нашем КВНе присутствуют болельщики, которые будут болеть за свои команды, поддерживать их и стараться тоже заработать дополнительный очки своим командам.


Итак, команды готовы? Приветствие. Жюри учитывает,  как участники представляют свои команды, форма одежды, эмблема.


1 этап «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД» конкурс оценивается от 1 до 5 баллов.
     У Корнея Ивановича Чуковского стихи рождались сами собой, неожиданно. 
Однажды он работал в своем кабинете и услышал громкий плач. Это плакала девочка, ревела в три ручья. Так она не хотела умываться. Чуковский вышел из кабинета. Взял девочку на руки и совершенно неожиданно сказал ей тихо: Надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым трубочистам стыд и срам. Так родился «Мойдодыр».
   
А однажды, когда он купался в черном море, заплыл слишком далеко. И вдруг под действием солнца, ветра, воды у него сложились стихи: «О, если я утону, если пойду я ко дну». Так родился «Айболит». Крокодила сочинил, утешая больного сынишку, а Муху-Цокотуху записал, танцуя и носясь по коридору.
Можно много рассказывать как рождались стихи Чуковского-но пора и меру знать.
Итак, наш второй конкурс называется «Разминка»
Я задаю вопросы всем командам. Кто знает правильный ответ, поднимает руку и отвечает и набирает очки. Ваша задача-как можно больше очков принести своей команде.
2 этап «РАЗМИНКА» по 1 баллу

- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.

1.  Веселится народ -

 Муха замуж идёт

 За лихого, удалого

 Молодого… (комара).

 «Муха – Цокотуха»

2.  Нет – нет! Соловей

 Не поёт для свиней

 Позовите-ка лучше… (ворону).

 «Телефон»

 3. И мне не надо

 Ни мармелада, ни шоколада

 А только маленьких,

 Ну, очень маленьких… (детей).

 «Бармалей»

4.  Лечит маленьких детей,

 Лечит птичек и зверей,

 Сквозь очки свои глядит

 Добрый доктор… (Айболит)

 «Айболит»

5.  Только вдруг из – за кусточка

 Из-за синего лесочка,

 Из далёких из полей

 Прилетает… (воробей)

 «Тараканище»

 6. А посуда вперёд и вперёд

 По полям, по болотам идёт.

 И чайник сказал утюгу

 - Я больше идти… (не могу).

 «Федорино горе»

 7.  Солнце по небу гуляло

 И за тучку забежало.

 Глянул заинька в окно,

 Стало заиньке… (темно).

 «Краденое солнце».

8.  Свинки замяукали – мяу – мяу,

 Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)

 («Путаница)

- Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: «Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

А теперь загадки для вас, но не простые, а сказочные.

  1. этап «ЗАГАДКИ» по 1 баллу

1.В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался?
(«Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья?
(«Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!»
(«Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»:
(Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
- Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

Ребята, я, наверное, не открою секрета, если скажу, самым любимым героем Корнея Ивановича Чуковского был крокодил.
И следующий этап нашего конкурса называется «крокодилы Чуковского»


4 этап «КРОКОДИЛЫ ЧУКОВСКОГО» по 1 баллу

Надо узнать, из какой сказки крокодил:
1. А в большой реке крокодил лежит.
И в зубах его не огонь горит (Краденое солнце)


2. А потом позвонил крокодил
И со слезами просил (Телефон)

3. Долго, долго крокодил
Море синее тушил.
Пирогами и блинами,
И сушеными грибами.  (Путаница)

4.И сказал крокодил:
«Ты меня победил,
Не губи ты меня, Ваня Васильчиков» (Крокодил)


Ну, что, убедились, как часто в сказках Чуковского встречается крокодил.
А болельщики не хотят заработать своим командам дополнительные очки? Может, они тоже вспомнят сказки, которые мы еще не назвали. Где встречается крокодил. 

Вдруг навстречу мне хороший,
Мой любимый крокодил
Он с Тотошей и Кокошей по аллее проходил (Мойдодыр)

Повернулся, улыбнулся, засмеялся крокодил (Бармалей)
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.

 Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

Именно тогда и открыл в себе талант сказочника К.И. И вот уже многие годы его сказки радуют и детей, и взрослых.

Ну а у нас следующее испытание.

 5 этап «Корзинка с потерянными вещами» по1 баллу

 - В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

 Телефон (У меня зазвонил телефон)

 Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

 Мыло (Вот и мыло подскочило)

 Блюдце (А за ними блюдца)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

 Термометр (И ставит им градусник)

 Сито (Скачет сито по полям)

 Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

 Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

 Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

А сейчас «Конкурс капитанов»
6 этап. «КОНКУРС КАПИТАНОВ» от 1 до 3 баллов

«Расшифруйте имена сказочных героев».

 - Вставьте в зашифрованные слова буквы гласных, получатся имена сказочных героев.

 БРМЛЙ                        ЦКТХ

 МЙДДР                            ФДР

 ЙБЛТ                             ТРКНЩ

(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Цокотуха, Федора, Тараканище)

- К.И. Чуковский рассказывал: "У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба".

А пока капитаны заняты шифровками, игра со зрителями (1 балл за правильный ответ на вопрос).

7этап  «Игра со зрителями» по 1 баллу

1.Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо —

Такое тёплое, такое пушистое и золотое.(Яйцо и цыплёнок.)

2.Красные двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят

У дверей.

И мясо и хлеб — всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы и зубы.) 

3.Два коня у меня,

Два коня.

По воде они возят меня.

А вода

Тверда,

Словно каменная!(Коньки.) 

4.Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! (Крапива.) 

5.Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами.

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр.) 


6.Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт. (Сосулька.) 

7.Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.(Гребешок.) 

8.На малину налетели,

Поклевать её хотели.

Но увидели урода —

И скорей из огорода!

А урод сидит на палке

С бородою из мочалки. (Птицы и огородное пугало.) 

9.Если бы сосны да ели

Бегать и прыгать умели,

Они от меня без оглядки умчались бы

И больше со мной никогда не встречались бы,

Потому что — скажу вам, не хвастая,—

Я стальная и злая, и очень зубастая.  (Пила.) 

10.Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутинку, я тяну. (Иголка.)

11.Маленькие домики по улице бегут,

Мальчиков и девочек домики везут.  (Автомашина.) 

12.Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.  (Ёж.)

8 этап « ОТГАДАЙ, КТО Я?» (на победителя. 2 балла победителю)

Приглашаю по одному человеку от каждой команды. На спину приклеивается полоска бумаги с надписью какого-нибудь персонажа Чуковского АЙБОЛИТ, ФЕДОРА, МОЙДОДЫР, БАРМАЛЕЙ. Никто из играющих не знает, кто он и кто его партнеры. Нужно во что бы то ни стало не показывая своею спину, посмотреть на спину другого. Победителю 1 балл.

- Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет "Федорино горе”.

9 этап «Героический поступок».

 - Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

 Айболит                                зажгли море

 Воробей                                 проглотил солнце.

 Крокодил                              помыла свою посуду.

 Комар                                    вернул солнце в небо.

 Федора                                  потушила море.

 Медведь                                спас Муху – Цокотуху.

 Бабочка                                 съел таракана.

 Лисички                                 вылечил зверей.


8 этап «Сыщики» по 1 баллу

Игра с болельщиками.
У меня в руках полоски бумаги. Нужно среди книг найти ту, где есть персонаж из предложенной сказки.

  1. Помогите! Меня утащил паук. (Муха. «Муха-цокотуха»)
  2. Долго я море тушил пирогами и блинами («Путаница», крокодил)
  3. Спасите! Он бегает по Африке и кушает детей («Бармалей»)
  4. Жил-был доктор, он был добрый («Айболит»)
  5. Пришлите, пожалуйста капли (цапли «Телефон»)
  6. Кто с Тотошей и Кокошей по аллее проходил? («Мойдодыр», крокодил)
  7. Не листочки на нем, не цветочки на нем («Чудо-дерево»)
  8. Только я - сирота, без хвоста («Топтыгин и медведь» медведь, павлиний хвост)

А сейчас-последний самый важный конкурс «ИНСЦЕНИРОВКА»

9 этап. ИНСЦЕНИРОВКА стихотворений Чуковского

Подведение итогов.
Объявление победителей.
Спасибо ребята, за дружную и интересную игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация занятия по теме: "Звук и буква И. Звуко-буквенный анализ слов".(По сказке К.И.Чуковского "Тараканище".)Для 2 класса(ФФНР).

Представлен конспект занятия, с использованием здоровьесберегающих технологий.Для детей 2 класса,имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи.В конспекте содержатся игровые упражнения по формировани...

Урок по теме:Сказки Корнея Ивановича Чуковского

1.     Учить детей выразительному чтению по ролям на примере  сказки К. Чуковского «Айболит».2.     Развивать умения работать с текстом: учить выделя...

Урок математики."Умножение. Сказка К.И.Чуковского "Муха-Цокотуха"

УМК "Школа России". Интегрированный урок по математике во 2 классе. Цель урока: активизировать учебную деятельность учащихся, показать пути установления межпредметных связей....

СЦЕНАРИЙ МЮЗИКЛА ПО СКАЗКЕ К. И. ЧУКОВСКОГО «МУХА-ЦОКОТУХА».

СЦЕНАРИЙ МЮЗИКЛА ПО СКАЗКЕ  К. И. ЧУКОВСКОГО «МУХА-ЦОКОТУХА»....

"Путешествие по сказкам К.И. Чуковского"

Цели:Знакомство с биографией К. И. Чуковского.Воспитание  интереса  к художественной литературе, к творчеству детских писателей.Оформление:портрет писателя К. И. Чуковского (1882-1969г.г.)пл...

Интеллектуально-спортивное развлечение по сказке К.И.Чуковского " Телефон"

Это внеклассное мероприятие можно провести и как урок физкультуры в первом классе. Учащиеся вспоминают произведение К.И.Чуковского "Телефон" и выполняют физические упражнения....

Конспект урока: Сказки К.И.Чуковского. К.И.Чуковский. Муха-цокотуха.

Конспект урока и презентация разработаны для урока литературного слушания в 1 классе....