Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа 2100"
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению, с пояснительной программой, с календарно-тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_4_klass.docx | 86.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________/О.М.Швецова/ ФИО Протокол № ___ от «__»____________2014г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ СОШ № 2 _____________/Л.Н.Краснова/ ФИО «__»____________2014г. | «Утверждено» Руководитель МОУ СОШ № 2 ______________И.М.Летягина ФИО Приказ № ___ от «__»___________2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Прониной Людмилы Петровны
учителя начальных классов
Ф.И.О., категория
по литературному чтению в 4а классе
Предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»___________2015 г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
. Программа составлена на основании:
- Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования;
-основной образовательной программы начального общего образования школы №2 г.Хвалынска ;
- авторской программы по предмету «Литературное чтение», авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (« Школа 2100»);
-учебного плана школы;
-Положения о рабочей программе педагога.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» адресована
4 классу общеобразовательной школы
Цели обучения литературного чтения: формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (4-й класс - «В океане света», в 2-х ч), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для обучающихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом и примерной программой по литературному чтению предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. Общий объём учебного времени составляет 427 часов (в первом классе 40 ч (4 часа в неделю), во 2,3 классах 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели), в 4 классе 102 ч. по 3 ч. в неделю
Предполагаемые результаты обучения учащихся третьего года обучения Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)
свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;
– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;
– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;
– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах
(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Тематическое планирование
по литературному чтению.
Классы 4 А
Учитель Пронина Л.П.
Количество часов
Всего 102часа; в неделю _3часа
Плановых контрольных уроков ___, зачетов ___, тестов ___ ч.;
Административных контрольных уроков ___ч.
Планирование составлено на основе ___________________________________________
программа
Учебник
название, автор, издательство, год издания
1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение«В океане света» 4 класс. - М.: Баласс, 2013.
2. Бунеев Р. Н., О.В.Чиндилова .Уроки литературного чтения в 4 классе по учебнику «В океане света»
Методические рекомендации для учителя. М. :Баласс, 2015
3. «Тетрадь по литературному чтению».
Дополнительная литература
Учебно— тематического планирование
уроков литературного чтения в 4-м классе по учебнику «В океане света»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | УУД | Дата | ||||||||||||
уроки | контроль-ные работы | план. | факт. | |||||||||||||
1. | Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе. | 1ч | ||||||||||||||
2. | Любимые книги | 7ч | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. | |||||||||||||
2.1 | Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера» | 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | ||||||||||||||
2.2 | Е.Велтистов «Приключения Электроника» | |||||||||||||||
2.3 | Е.Велтистов «Приключения Электроника | |||||||||||||||
2.4 | Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада» | |||||||||||||||
2.5 | Обобщающий урок. Проверочная работа №1 | |||||||||||||||
2.6 | Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках | |||||||||||||||
2.7 | Что такое детская литература? Сочинение о любимом писателе | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, | ||||||||||||||
3. | У истоков русской детской литературы | 16ч | понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности | |||||||||||||
3.1 | Зарождение литературы. Летопись. А.Пушкин «Борис Годунов» Н. Кончаловская «В монастырской келье узкой..» | |||||||||||||||
3.2 | «Повесть временных лет».Расселение славян. | |||||||||||||||
3.3 | Славяне и их просветители. Изобретение славянской азбуки. | |||||||||||||||
3.4 | «Похвала книгам Ярослава Мудрого» | |||||||||||||||
3.5 | «Поучение» Владимира Мономаха. Что читали наши предки в 15-16 веках. Поучение и светский рассказ. | |||||||||||||||
3.6 | Путешествие1 17век.Чудов монастырь.Справщик Савватий-первый детский поэт. Стихи Савватия. | |||||||||||||||
3.7 | Путешествие2 18 век. Сон незнакомого мальчика. | |||||||||||||||
3.8 | Обобщение по разделу «У истоков русской детской литературы» Проверочная работа №2 | |||||||||||||||
3.9 | Внеклассное Чтение. Книги о книгах. | |||||||||||||||
3.10 | С. Аксаков «Детские годы Багрова- внука» | |||||||||||||||
3.11 | А.Болотов «Жизнь и приключения Андрея Болотова». Предуведомление «История моих предков и первейших лет моей жизни". | |||||||||||||||
3.12 | Статья Н.И Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума» | |||||||||||||||
3.13 | Детские стихи А. Шишкова. Образ идеального ребенка в рассказе А. Шишкова «Можно исправиться , когда твердо того захочешь». | |||||||||||||||
3.14 | Обобщающий урок Зарождение , становление и развитие детской литературы 11-18 веков. Проверочная работа №3 (20 мин) | |||||||||||||||
3.15 | Внеклассное чтение Писатели о себе (автобиографические книги) | |||||||||||||||
3.16 | Развитие речи Сочинение по теме «Мое путешествие в историю детской литературы». | |||||||||||||||
4. | 19 век. Путешествие продолжается | 26ч | ||||||||||||||
4.1 | Путешествие 3 Москва начала 19в. И.С Крылов «Слон и Моська» | . | ||||||||||||||
4.2 | И.А Крылов «Квартет». Характерные особенности жанра басни. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3 Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. | ||||||||||||||
4.3 | Путешествие 4 1828 г. Первая русская литературная сказка А.Погорельский «Черная курица» | 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Развиваем чувства прекрасного- умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому | ||||||||||||||
4.4 | Путешествие 5 Поэтическое состязание А.С Пушкина и В.А Жуковского. Сказки и сказочники. Исторические рассказы А. Ишимовой. | |||||||||||||||
4.5 | А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане» | |||||||||||||||
4.6 | А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане» | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3Умение работать в паре и в группах. 4. Владеть монологической и диалогической речью Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Развиваем умение осознавать и определять эмоции других людей, сопереживать | ||||||||||||||
4.7 | Внеклассное чтение А.С Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде» | |||||||||||||||
4.8 | В.А Жуковский «Спящая царевна». | |||||||||||||||
4.9 | Литературные сказки. Поэтическое состязание А.С Пушкина и В.А. Жуковского (обобщение) | |||||||||||||||
4.10 | В.Даль «Война грибов с ягодами» | |||||||||||||||
4.11 | Развитие речи Сочинение-обработка народной сказки (подражание В.Далю) | |||||||||||||||
4.12 | А. Ишимова «Славяне» (из истории России в рассказах для детей) | |||||||||||||||
4.13 | Обобщение по разделу 3 «19в. Путешествие продолжается» Проверочная работа №4 (20 мин.) | |||||||||||||||
4.14 | Внеклассное чтение «Вчера и сегодня» (литературные сказки 19 в.) | |||||||||||||||
4.15 | Путешествие 6 Мир природы приходит на страницы книг С.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» | |||||||||||||||
4.16 | Поэты 19 века о природе. Стихи А.Толстого, А. Плещеева | |||||||||||||||
4.17 | Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы» | 26.11 | ||||||||||||||
4.18 | Путешествие 7. Школа Л.Н.Толстого в Ясной поляне. Учебные книги. | 28.11 | ||||||||||||||
4.19 | Л.Н Толстой «Два брата», «Какая бывает роса на траве» | |||||||||||||||
4.20 | Проверка техники чтения | |||||||||||||||
4.21 | К.Д. Ушинский «Столица и губернский город» | |||||||||||||||
4.22 | К.Д. Ушинский «Деревня и уездный город», «Проселочная дорога» | |||||||||||||||
4.23 | К.Д Ушинский «Наше Отечество» | |||||||||||||||
4.24 | А.И Куприн «Слон» | |||||||||||||||
4.25 | Обобщение Проверочная работа№5 (Детская литература 19 в.) | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию, представленную в разных формах . Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно | ||||||||||||||
4.26 | Внеклассное Чтение Произведения А.П Чехова для детей | пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Устанавливать причинно-следственные связи 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. | 10.12 | |||||||||||||
5. | Век 20. Новые встречи со старыми друзьями | 52ч | ||||||||||||||
5.1 | Путешествие 8 (В..библиотеку) Загадки Лидии Чарской | |||||||||||||||
5.2 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (глава 8) | |||||||||||||||
5.3 | Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки» (главы 10-11). Обобщение. | |||||||||||||||
5.4 | Путешествие 9. Петроград 1923г. | |||||||||||||||
5.5 | К. Чуковский «Серебряный герб» (глава 1) Телефон | |||||||||||||||
5.6 | «Обериуты» Д.Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал…» | |||||||||||||||
5.7 | Ю.Владимиров «Чудаки» (резерв) | |||||||||||||||
5.8 | Внеклассное чтение Современные детские журналы | |||||||||||||||
5.9 | Путешествие 10 «Вокруг Маршака» | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах | ||||||||||||||
5.10 | Е. Шварц «Два брата» | Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности языка. | ||||||||||||||
5.11 | Е. Шварц «Два брата» | |||||||||||||||
5.12 | Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок) | |||||||||||||||
5.13 | А.Н. Толстой «Фофка», «Кот-сметанный рот» | |||||||||||||||
5.14 | М. Пришвин «Изобретатель» | |||||||||||||||
5.15 | С.Я Маршак «Сила жизни» | |||||||||||||||
5.16 | Р.Киплинг «На далекой Амазонке». (резерв) | |||||||||||||||
5.17 | Р.Бернс «В горах мое сердце». (резерв) | |||||||||||||||
5.18 | С.Я Маршак Критик, поэт, переводчик. (резерв) | |||||||||||||||
5.19 | Обобщение. Проверочная работа №6 по разделу «Детская литература 20 века» (Путешествия 8-10) | |||||||||||||||
5.20 | Внеклассное чтение Творцы книг (рассказы о писателях, художниках, иллюстраторах) | |||||||||||||||
5.21 | Библиотечный урок | |||||||||||||||
5.22 | Путешествие 11. Литературный утренник в Сокольниках в 1928г. В. Маяковский «Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий» | |||||||||||||||
5.23 | А. Барто «Снегирь» (резерв) | |||||||||||||||
5.24 | Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | |||||||||||||||
5.25 | Ю. Олеша «Три Толстяка». «Кукла с хорошим аппетитом». | |||||||||||||||
5.26 | Ю.Олеша «Кукла с хорошим аппетитом» | |||||||||||||||
5.27 | Б.Галанов «Как найти город Трех Толстяков?» Работа с текстом | |||||||||||||||
5.28 | Путешествие 12 «Дорогие мои мальчишки» Р. Фраерман «Гайдар и дети» | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Развиваем чувства прекрасного- умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому | ||||||||||||||
5.29 | А.Гайдар «Тимур и его команда» | |||||||||||||||
5.30 | А.Гайдар «Тимур и его команда» | |||||||||||||||
5.31 | А.Гайдар «Тимур и его команда» | |||||||||||||||
5.32 | Путешествие 13 Смешные книжки. Н.Носов «Федина задача» | |||||||||||||||
5.33 | В.Драгунский «Что любит Мишка?» | |||||||||||||||
5.34 | Внеклассное чтение Юмористические рассказы В.Драгунского, Ю.Сотника | |||||||||||||||
5.35 | Внеклассное чтение Юмористические рассказы Н.Носова | |||||||||||||||
5.36 | Стихи А.Барто. Сатира или юмор? | |||||||||||||||
5.37 | Внеклассное чтение. «Не про меня ли это? Веселые произведения В.Голявкина, И. Пивоваровой | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулироватьцель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Развиваем чувства прекрасного- умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому | ||||||||||||||
5.38 | Путешествие 14. «Книжкины именины» во дворце пионеров.Стихи Е.Благиной, Б.Заходера | 25.02 | ||||||||||||||
5.39 | Стихи И.Токмаковой и Г.Сапгира | 27.02 | ||||||||||||||
5.40 | Стихи Э.Мошковской И Э.Успенского | |||||||||||||||
5.41 | Стихи С. Черного, В. Долиной | 2.03 | ||||||||||||||
5.42 | Миниатюры Г.Цыферова (резервный ) | |||||||||||||||
5.43 | Стихи Н. Матвеевой | |||||||||||||||
5.44 | Внеклассное чтение Любимые стихи | |||||||||||||||
5.45 | Практикум «Учусь читать лирический текст По стихотворению Н.Матвеевой | |||||||||||||||
5.46 | Обобщение. Проверочная работа №7 по разделу «Век 20 . Новые встречи со старыми друзьями» | |||||||||||||||
5.47 | С.Козлов «Снежный цветок» | |||||||||||||||
5.48 | Библиотечный урок | |||||||||||||||
5.49 | Путешествие 15 Молодые детские писатели К. Драгунская «Крайний случай», «Ерунда на постном масле». | |||||||||||||||
5.50 | Интервью с Тимом Собакиным. Тим Собакин «Цвет ветра», «Самолет», «До будущего лета» | |||||||||||||||
5.51 | Обобщение по всему курсу. Проверочная работа №8 по теме «Интервью у детского писателя» | совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. | ||||||||||||||
5.52 | Внеклассное чтение О чем можно,о чем хочется мечтать Эпилог. Письмо к читателям. | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. | ||||||||||||||
Всего-102ч |
Содержание программы
4-й класс –102 ч (3 часа в неделю)
Любимые книги (8ч) Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы. (16ч). Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: А. Болотова, статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер произведений для детей, их прямая назидательность.
Детская литература XIX в. (26 ч). Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.
Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.
Детская литература XX в. (53 ч). Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 20-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 20–30-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Веселый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы. Сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. Отрывки из романа Ю. Олеши «Три Толстяка».
Детская литература 30–50-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.
Детская литература 60–90-х гг. «Панорама поэзии для детей»: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
4-й класс
– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
– самостоятельно находить ключевые слова;
– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
– формулировать основную мысль текста;
– составлять простой и сложный план текста;
– писать сочинение на материале прочитанного с предваритель- ной подготовкой;
– аргументированно высказывать своё отношение к прочитанно- му, к героям, понимать и определять свои эмоции;
– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
– иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;
– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
– относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
– относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;
– видеть языковые средства, использованные автором.
Техника чтения
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.
Формирование приемов понимания прочитанного
4-й класс
Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивая начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов овладеть правильным типом читательской деятельности, а именно:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;
– составлять простой и сложный планы;
– пересказывать текст по плану.
Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного
4-й класс
Развитие умения определять основную тему и главную мысль произведения.
Продолжение работы над образами литературных героев (см. соответствующий раздел в программе 3-го класса).
Ознакомление детей с историей создания литературного произведения, показ связи произведения с личностью автора, с его биографией. Место произведения в истории русской детской литературы.
Наблюдение над языком художественных произведений.
Аргументированное высказывание своего отношения к прочитанному.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– определить тему произведения, его главную мысль, рассказать сюжет;
– назвать героев произведения, увидеть в тексте героев, описания природы и интерьера;
– видеть и понимать, из каких составляющих складывается образ героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь героя, отношение автора к герою); какова роль пейзажа и описания, интерьера в тексте;
– высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному;
– представлять картины, нарисованные автором; эмоционально переживать прочитанное.
Практическое знакомство с литературоведческими понятиями
4-й класс
Детская литература, история детской литературы, темы произведений детской литературы. Творческая индивидуальность писателя.
Пролог и эпилог в художественном произведении.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Басня, ее особенности (сюжет, герои, сценичность, нравоучительный смысл).
Баллада – рассказ в стихах.
Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести.
Юмор и сатира в произведениях детской литературы.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– практически отличать по ведущим признакам эпические, лириче-ские и драматические произведения;
– относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, повесть (повесть-сказка, фантастическая повесть); сказка, басня, стихотворение, пьеса; различать сказку народную и авторскую, среди произведений устного народного творчества различать загадки, песенки, скороговорки, пословицы и поговорки.
Развитие устной и письменной речи
4-й класс
Обучение:
– подробному, сжатому и выборочному пересказу (с опорой на план) повествовательного текста с элементами описания или рассуждения;
– составлению устных рассказов о героях на основе самостоятельно собранного материала;
– творческим устным рассказам от имени одного из героев с изменением лица рассказчика, с продолжением, с включением элементов авторского описания.
Письменные творческие работы: переводы с древнерусского на современный русский язык, сочинения на заданные темы, самостоятельное сочинение описаний, сказок, рассказов, стихотворений.
Дети, заканчивая начальную школу, должны уметь:
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно, сжато и выборочно пересказывать художественный текст по плану;
– составлять устные рассказы о героях произведений, устные описания;
– учить наизусть и читать выразительно стихотворения и отрывки прозы.
Таблица требований
к умениям учащихся по чтению (программный минимум)
(1–4 классы)
4-й класс | ||
• осознанное, правильное, выразительное чтение; | • умение аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции; | • самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою); |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литературное чтение: В океане света: книга для чтения в 4 классе. – Ч. 1, 2. – М.: Баласс, 2013.
- Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В. «Рабочая тетрадь».- М.: Баласс, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков литературного чтения (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Урок по литературному чтению в 1 классе по программе "2100"
Предлагаю вашему вниманию конспект открытого урока по литературному чтению "Маленькие открытия в стихотворениях об осени Г. Граубина "СОН" и "Шишкопад", В Бирюкова "Сентябрь" и Т.Зол...
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе. Программа "Школа 2100", авторы -Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению составлено в соответствии с ФГОС. Программа "Школа 2100", учебник "Капельки солнца", авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева...
Интегрированный урок по литературному чтению. Тема:"Сказочные богатыри" 2 класс. Система "Школа 2100"
Урок литературного чтения во 2 классе по системе "Школа 2100. Цель урока: сравнить "Сказки про Илью Муромца" и былину "Илья Муромец и Святогор"...
Урок литературного чтения 4 класс ОС "Школа 2100"
Урок литературного чтения в 4 классе.Молдалиевой Елены Юрьевны (слайд 1)Тема: И.А. Крылов. Басня «Квартет»Цели и задачи: · Познакомить учащихся с новой б...
Урок литературного чтения 4 класс ОС "Школа 2100"
Урок литературного чтения в 4 классе.Молдалиевой Елены Юрьевны (слайд 1)Тема: И.А. Крылов. Басня «Квартет»Цели и задачи: · Познакомить учащихся с новой б...
Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс
Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...