Урок обучения чтению на тему "Правила хорошей речи" (УМК "Гармония")
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Конспект урока в рамках реализации курса Цукрман "Введение в школьную жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ob.chteniya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Гармония»
3 день 1 урок
Обучение чтению
Тема: «Правила хорошей речи»
Учебник: «Букварь» М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова и др. Смоленск «Ассоциация XXI век»
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить с основными требованиями к хорошей речи;
Развивающие:
Воспитательные:
-воспитывать толерантность, доброжелательность, отзывчивость.
-формировать позитивную мотивацию к процессу обучения.
Оздоровительные:
-формирование эмоциональной децентрации;
-оптимизировать процесс адаптации к школе.
До звонка звучит музыка. I. Мобилизующий этап. (музыка умолкает) -Ребята, посмотрите на схему времени и расписание. Какой урок начался? (учитель показывает «нахождение» класса на схеме времени, а определяют урок дети сами). -Верно, сейчас урок – обучение чтению. -Посмотрите на -Проверьте готовность к уроку. -Давайте начнем наш первый урок сегодня с улыбки! Улыбнемся друг другу! II. Актуализация полученных ранее знаний. 1. -Ребята, только начав учиться в школу, вы уже сделали несколько открытий. Посмотрите на схему речи и вспомните эти открытия.
(Учащиеся при рассказе используют термины «речь», «устная речь», «письменная речь», «мимика», «жесты», «правила речи»: 1 п. – хочешь говорить – подними руку; 2 п. - один говорит – другие слушают) -Ребята выступали по одному? Какой карточкой обозначите ответ каждого из них? (карточка «Я») 2. –Молодцы, что не забыли таких важных помощников речи, как жесты. Хотите поиграть в игру, где они нам понадобятся? Это игра «Зеркало». Мы с Настей покажем, как играть в эту игру. (Учитель и ученица встают лицом к друг другу, смотрят друг другу в глаза. Учитель делает медленные движения руками, ученица как можно точнее повторяет движения учителя. Затем ученица показывает жесты, а учитель старается их повторить.) -Ребята, вы догадались, почему игра называется «Зеркало»? Спасибо, Настя! С тобой было очень хорошо играть! -А теперь давайте все выйдем из-за парт и поиграем! (звучит музыка, через 2-3 минуты она умолкает) -Ребята, поблагодарите друг друга! А теперь найдите нового партнера! (музыка играет 2-3 минуты) -Я предлагаю тем, кто нашел себе пару, взяться за руки. -Посмотрите на доску, какой знак вы выберете для обозначения этой игры? (на доске знаки «Я», «хор» и «МЫ») -Совершенно верно! Это знак «МЫ». Вы показывали жесты вместе, как один человек, как одно целое. -Найдите этот знак в конверте карточек и покажите его вместе. (учащиеся, взявшись за карточку, вместе поднимают ее) -Молодцы! III. Работа над новым материалом. 1. Постановка проблемного вопроса. -Вы уже много узнали о речи. А давайте попробуем ответить на вопрос: «Какой должна быть наша речь?» (если кто-то захочет высказать свое мнение, выслушиваются ответы, но не обязательно добиваться ответа) Давайте хором (с читающими детьми) прочитаем название темы урока на доске и в учебнике (с.10). -Часть ответа мы получили, но что скрывается за словом: хорошая? Это нам предстоит выяснить. (под словом хорошей ставиться вопросительный знак) 2. Поиск ответа на вопрос. -Однажды я услышала, как один школьник рассказывал другому, что он видел: «А та как подскочит, как даст! И этот тоже…А потом как долбанет…»Как вы думаете, слушавший мальчик что-нибудь понял? -Можно ли назвать такую речь назвать хорошей? -Почему? -Конечно, речь должна быть понятной. (на доске от знака вопроса вниз чертится развилка и выполняется запись: «1 т.» - первое требование) -Продолжаем поиск. Скажите, а вы любите, когда с вами грубо разговаривают? С кем будете дружить – с тем, кто говорит вам обидные слова, кричит на вас, кто обращается к вам резким тоном, или с тем, кто вежлив? -Догадались, какой еще должна быть речь, чтобы люди охотно, с удовольствием общались, разговаривали? -Конечно, вежливой. (в развилку добавляется цифра 2) -На какой вопрос мы искали ответ? -Мы нашли его? -Можем мы снять вопросительный знак? -Какой секрет вы теперь знаете: хорошая речь – это речь … (учащиеся договаривают) Физкультминутка. -Давайте поиграем в игру «Попугай»! Полина, называй любое время суток(утро, день, вечер. (учитель подхватывает слова ученицы и говорит с ним в унисон) -Попробуем? (на игру отводится 2-3 минуты (со сменой ролей), игра проводится в центре классной комнаты) 3. Закрепление. -Кто готов дальше работать вместе? Укажите на нужный знак. (поднимают знак «МЫ») -Но сначала надо было договориться с товарищем – хотя бы кивнуть ему и увидеть, что он улыбнулся в ответ. -Прошу вас найти себе места за партами так, чтобы вы оказались рядом, портфели возьмите с собой. -А сейчас я передам вам свою просьбу не с помощью устной речи, а с помощью команд-рисунков. –Я предлагаю вам нарисовать ситуацию. (каждой паре листы бумаги с нарисованными сюжетами) -Вы живете в разных домиках, сегодня воскресенье. Договоритесь, что вы будете делать в воскресенье, и нарисуйте свои занятия» ( пиктографические изображения разных дел: «сажаю цветы», «читаю», «иду с мамой гулять» на доске) (на эту работу детям дается 2 минуты, листок, на котором дети рисуют свои воскресные дела, кладется в центре между ними (более ничто не регламентируется) -Поднимите руку те, кто придумал себе на воскресенье общее дело, пусть каждый подумает, какой знак ему понадобится. (акцент на знаки «Мы», «Я», дети выбирают нужный и называют свои общие дела) -Какая речь была у выступавших ребят? (хорошая речь, если она понятная и вежливая) 4. Закрепление изученного. -Давайте сверим результат наших рассуждений с выводом авторов букваря. Найдите схему «Хорошая речь» и отыщите нужные слова. Нам помогут те, кто уже умеет читать. (вывод коллективно прочитывается, а пунктирные линии обводятся) -А вот чтобы сделать нашу речь понятной и вежливой, надо стараться соблюдать многие правила. Какими вы уже начали пользоваться? (возврат к первой схеме урока) -Рисунки в букваре помогут нам открыть и другие правила, которые там спрятаны. (анализируется поведение изображенных учеников; находится подтверждение двум знакомым правилам, а также выявляется еще одно: на говорящего надо смотреть, поддерживая его добрым взглядом) -Давайте прочитаем слова в голубых рамках. Постарайтесь их запомнить. 5. Итог урока: -Закройте глаза. Поднимите руки те, кто знает имя ученика, с которым сейчас работал? -Если кто-то не знает, срочно познакомьтесь. -Снова закройте глаза. Поднимите руки те, кто помнит цвет глаз соседа, вторую руку поднимают те, кто хочет, чтобы мы испытали его внимательность еще раз. -Какие новые карточки появились на уроке? -Что такое хорошая речь? -Какие слова помогают сделать ее вежливой? -Слова «До свидания!», «Спасибо!», «Простите!», «Пожалуйста», «Здравствуйте!» Щедро дарите. Дарите прохожим, Друзьям и знакомым, В троллейбусе, в парке, И в школе, и дома. Слова эти очень и очень важны, они человеку как воздух нужны. -Спасибо за урок, отдыхайте! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения . В. Осеева "Хорошее"
Урок направлен на развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности....
Конспект урока литературного чтения "В.Маяковский "Хорошее отношение к лошадям", 4 класс, ПНШ
Конспект урока литературного чтения...
Конспект урока обучения чтению "Чтение слов с буквой Л" + интерактивная презентация
Ход урокаI. Мобилизующая часть урока.II. Закрепление опорных знаний.1. Закончите фразу.У меня всегда текут слезы, когда мама режет… (лук).Я положила в стакан кислый… (лимон).Мы любим ходить в … (лес)....
Учебно методический комплект к уроку литературного чтения "В. Осеева. Хорошее" 2 класс УМК "Школа России"
Представляю вашему вниманию презентацию и конспект к уроку чтения во втором классе "В.Осеева. Хорошее"...
Презентация к уроку литературного чтения В.Осеева "Хорошее", 2 класс
Презентация содержит элементы формирующего оценивания...
Презентация к уроку литературного чтения В.Осеева "Хорошее"
Презентация к уроку литературного чтения В.Осеева "Хорошее"...
Конспект урока литературного чтения Осеева В."Хорошее"
Цель: создать условия для полноценного восприятия и осознания художественного текста через чтение рассказа Осеевой «Хорошее».Задачи.Обучающая: формировать навыки правильн...