Конспект урока "Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Бервинова Наталья Александровна

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе ("Школа Росси") по теме Русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_lietraturnomu_chteniyu_v_3_klasse.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение № 7                                                                                                     16.09.22

Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Характеристика героев сказки.

 Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь различать жанры устного народного творчества, характеризовать героев сказки; соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.

 Оборудование: видео- или аудиозапись сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», карточки с текстом речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. АОЗ

III.Закрепление изученного материала.

1. Беседа по прочитанному.

-К какому виду сказок мы отнесем сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»?

-Что же в сказке волшебного?

-Какие волшебные предметы есть в сказке?

Как начинается эти сказка, с каких слов?

– Это предложение в сказке называется зачином.

- А ещё как могут начинаться сказки?

- Как вы понимаете значение слов «одни-одинёшеньки»? (Совсем одни.) 

2. Выборочное чтение

- Какие строки говорят о том, что сестра и брат любили друг друга?

– Какие слова помогают понять, что детям трудно было идти в жаркий день и их мучила жажда? Как вы понимаете выражение «пот донимает»? Прочитайте.

– Какие слова в этом отрывке повторялись?

– Значит, для сказки ещё характерны повторы, которые часто в них используются

3. Чтение по ролям

-  Найдите троекратные повторы.

– Сколько раз Алёнушка упрашивала Иванушку не пить из копытца?

-  Число 3 – число волшебного мира. Найдите и зачитайте нужный эпизод по ролям. А для этого перевоплотимся в Алёнушку и Иванушку и не забываем голосом и интонацией выделять речь наших героев.

– Вспомните данный фрагмент сказки, найдите и прочитайте его.

Ребята, именно это предложение («Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца») является завязкой сказки. И оно нас как бы насторожило, что же дальше будет.

-Как проявили себя герои в несчастьях?

Как он звал свою сестрицу? Как отвечала Аленушка?

IV. Физминутка

V. Продолжение работы по теме урока.

1. Работа с иллюстрацией

А теперь внимательно рассмотрите иллюстрацию к сказке и вспомните, какой эпизод отражен на этой картинке? 

2. Работа с текстом

Далее идёт основной сюжет сказки.  Продолжаем работу

- Что предложил Алёнушке купец?

– Что произошло, пока купца не было дома?

- Какую неосторожность допустила Алёнушка и что из этого вышло?

- Можно ли идти с незнакомым человеком, если он даже зовёт вас ласково и что-нибудь обещает? (Нет. Это очень опасно.)

– Зачем побежал козлёнок на речку?

– Как козлёнок звал свою сестру: весело или печально?

-Перечитаем по ролям слова козленочка и Аленушки.

-Кто и как помог раскрыть обман ведьмы?

– Как заканчивается сказка? Найдите и прочитайте этот момент. Это предложение ставит точку в развитии сюжета.

– Как ещё может закончиться сказка? Обычно сказки заканчиваются богатым свадебным пиром, и часто используются такие слова: «И стали жить-поживать и добра наживать».

Как и в любой сказке, добро победило зло. Чему учит нас эта сказка?

– Ведь Алёнушка и Иванушка выдержали испытание только потому, что они не оставили друг друга в беде и любили друг друга.

3. Беседа по картине В. Васнецова «Аленушка»

-Подумайте и скажите, как она выглядит, какой вы себе ее представляете?

Рассмотрите внимательно репродукцию картину Виктора Васнецова "Алёнушка".

Какой же момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет: найдите его.

"Залилась Алёнушка слезами, села под стожок - плачет".

- Как именно художник изобразил Алёнушку: почему мы решили все вместе, что она плачет? (рассмотрите её позу)

Она сидит, пригорюнившись, опустив голову на поджатые колени.

Волосы у неё распущены, смотрит на тёмную воду речки или пруда.

А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый? (именно с водой связаны все грустные события сказки)

4. Выборочное чтение

- Какие грустные моменты в сказке связаны с водой? (найдите эти строчки и прочитайте)

Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца. Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.

- Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки (эти поэтические тексты должен ещё раз вслух прочитать учитель. -Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал.

Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.

Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное; Ключевая вода оживляет Алёнушку).

- Как вы думаете, к какому виду сказок мы можем отнести сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?

VI. Рефлексия.

VII. Домашнее задание

Перечитать сказку, подготовить пересказ сказки и выразительное чтение.Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Тип урока: Урок открытия новых знанийОбразовательная цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на...

русская народная сказка "сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе....

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»...

Конспект урока чтение "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (УМК " Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с русской народной сказкой “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”; познакомить детей с особенностями волшебной сказки.Формировать навыки...

Конспект урока литературного чтения русская народная сказка "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"

Дети знакомятся с русской народной сказкой " Сестрица Аленушка и братец Иванушка".На уроке работа над сказкой идет по частям, использую разные виды чтения. Учащиеся учатся кратко пересказыва...