Рабочая программа по чтению и развитию речи
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Любовь Митюхина

 Рабочая программа по учебному предмету  чтение и развитие речи составлена  на  основе «Программы  1-4  классы специальных (коррекционных)  образовательных  учреждений  VIII  вида». Под   редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. 

Рабочая программа по чтению и развитию речи   составлена для обучающихся  4-го класса, ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Рассмотрена                                             Принята на заседании                   Утверждена

на заседании МО                                     педагогического совета                 Приказ № ___

учителей начальных классов                  протокол №                                                        2016 г.

Протокол №___ от ____2016 г.              от «    »            2016 г.                       Директор школы                                                                                                                         Руководитель МО_____ ??????                                 ??????                                    ??????

               

Рабочая   программа

по   чтению и развитию речи

для 4 класса

  Разработана: учителем начальных классов

Митюхиной Л.И.

 

 

Суворов, 2016 – 2017  учебный год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по учебному предмету  чтение и развитие речи составлена  на  основе «Программы  1-4  классы специальных (коррекционных)  образовательных  учреждений  VIII  вида». Под   редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва, издательство «Просвещение», 2013 год.; адаптированной основной общеобразовательной  программы (АООП)   государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ»; адаптированной  общеобразовательной  программы 4 класса  (АОП).  Согласно основными законодательными актами (указанных в АОП)

          Цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.

            Задачи: 

  • развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;
  • формировать читательскую самостоятельность у обучающихся;
  • формировать навыки самостоятельного чтения книг, читательской культуры;  
  • учить самостоятельно работать с книгой.  

Адресность программы: рабочая программа по чтению и развитию речи   составлена для обучающихся  4-го класса, ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ» .

Общая характеристика учебного предмета

      Основными задачами обучения чтению в 4  классе является: научить детей читать доступный их пониманию текст  вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения.  Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.

В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.     

 Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного.  Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 4 классе учащиеся читают    вслух целыми словами и  чтение про себя.

  Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.

Основные  типы учебных занятий:

  • урок изучения нового учебного материала;
  • урок закрепления, применения  и систематизации знаний;
  • урок контроля знаний и умений.

Нетрадиционные формы уроков: 

  • интегрированный,
  • урок-игра;
  • урок-экскурсия;
  • урок –путешествие;
  • урок-зачет.

Основным типом урока является комбинированный.

Виды и формы организации учебного процесса

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная работа.

Описание места учебного  предмета, курса  в учебном плане

Предмет  «Чтение и развитие речи» входит в образовательную область  учебного плана  ГОУ ТО « Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ»

Рабочая программа рассчитана:

4 класс - на 136 часов, 4 часа в неделю, 34 недели

Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.

Изменения, внесенные в авторскую программу

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. При составлении данной рабочей программы по чтению и развитию речи в авторскую программу  В.В. Воронковой были внесены изменения и дополнения  путем:

  • установления четкой связи выполняемых упражнений с окружающей действительностью с целью социальной адаптации и реабилитации школьников;
  • для практической работы над темой подобран материал, доступный пониманию детям данного класса.

Содержание учебного предмета

ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ

      Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.

      Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.

ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО

      Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.

      Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ

      Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.

      Заучивание наизусть стихотворений, басен.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

      Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА

      Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.

      Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.

      Общественно полезные дела школьников.

      Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.

      Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.

 

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 4 класса.

№ п/п

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Листья пожелтелые по ветру летят  

23 ч

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ  объяснений учащихся

Осознанное, правильное чтение  целыми словами.

Соблюдение интонации в соответствии со знаками препинания.

2

 Раз, два-начинается игра  

9 ч

 

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ  объяснений учащихся

Слушание коротких произведений.

Ответы на вопросы по опоре.

Нахождение в тексте предложений для ответа на вопрос.

Элементарная оценка прочитанного.

3

 Будем делать хорошо и не будем плохо  

22 ч  

Пересказ по опорным вопросам учителя.

Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, рассказывание их перед классом.

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ  объяснений учащихся

4

 Зимние узоры  

 14 ч  

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ  объяснений учащихся

Знакомство с доступными книгами в чтении учителя.

Рассматривание и называние элементов книги.

Краткий ответ на вопросы: о ком книга?  о чем книга?

5

 Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно  

 16 ч  

Самостоятельная работа с учебником.

Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять):

Составление предложений

Нахождение в тексте предложений для ответа на вопрос

Знакомство с доступными книгами в чтении учителя.

6

 В окно повеяло весною  

14 ч

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ  объяснений учащихся

Разучивание стихотворений с голоса учителя.

Пересказывание  текста.

Составление предложений по опоре.

7

 На пользу и славу Отечества  

6 ч  

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ  объяснений учащихся

Слушание коротких произведений.

Ответы на вопросы по опоре.

Нахождение в тексте предложений для ответа на вопрос.

Элементарная оценка прочитанного.

8

 Люби все живое  

  10 ч  

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ  объяснений учащихся

Осознанное, правильное чтение  целыми словами.

  Чтению целыми словами.

Соблюдение интонации в соответствии со знаками препинания.

9

Видно люди не напрасно называют лето красным  

  22 ч  

Слушание объяснений учителя.

Слушание и анализ  объяснений учащихся

 Пересказывание текста.

Составление предложений по опоре.

Лексическая работа.

Формы промежуточной аттестации по предмету

Класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

4

Проверка техники чтения

Проверка техники чтения

Проверка техники чтения

Проверка техники чтения

 
Критерии оценки знаний и умений учащихся по чтению

     Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает целыми словами, правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками; - читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в 4 классе с соблюдением логических ударений; - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

       Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает целыми словами, трудные слова иногда по слогам; - допускает 1 – 2 ошибки при чтении, освобождения смысловых пауз, в 4 классе логические ударений; - допускает не точности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но самостоятельно исправляет их или с незначительной помощью учителя; - допускается при чтении наизусть 1 – 2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

       Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает в основном целыми словами, трудные слова по слогам; - допускает 3 – 4 ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в 4 классе – логические ударения; - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

         Оценка «2» ставится ученику, если он: - читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; - допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя; 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:

 осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним  под руководством учителя;

  читать текст «про себя»;

 соблюдать паузы между предложениями, придерживаться необходимой
интонации;

 выделять главную мысль произведения;

  делить текст на части по данным заглавиям;

 выделять главных действующих лиц, оценивать их поступки;

 высказывать свое отношение к поступку героя, событию;

 пересказывать содержание прочитанного;

  устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

      Учащиеся должны знать:

  • наизусть 8 -  10 стихотворений,  отчетливо читать их перед классом.

Материально-техническое   обеспечение образовательного процесса

 

Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения

Примечание

Чтение 4 класс  Учебник для специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.  8–е издание Рекомендовано                      Министерством образования  и науки РФ. Санкт – Петербург Филиал издательства « Просвещение» 2011. Автор – составитель: С.Ю.Ильина, Л.В Матвеева.

2.Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения.

3.Детская справочная литература .

Наборы книг для внеклассного чтения.

 

Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных  Минобрнауки РФ.

Таблицы в соответствии с программой обучения.

Плакаты по основным темам.

Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток).

Обучающие программы по предмету

При наличии необходимых технических условий

Классная   магнитная доска.

Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения

Видеофильмы соответствующего содержания.

Слайды соответствующего содержания.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Методические пособия для учителя:

СD-начальная школа, чтение и развитие речи. Система уроков

4 класс

(Специальные (коррекционные) образовательные учреждения 8 вида)

2015 год.

Настольные развивающие игры по тематике предмета  (лото, игры – путешествия и т.д.)

Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов.

Информационное  обеспечение образовательного процесса

Федеральный портал "Российское образование"  http://www.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов   http://fcior.edu.ru http://www.uchmet.ru/,  http://www.uchportal.ru/,  http://www.zavuch.ru,     http://infourok.ru/ , http://nsportal.ru/ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе VIII вида.

Рабочая  программа по чтению и развитию речи в 3 классе.Пояснительная запискаДанная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIви...

Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) по учебнику С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой-Луневой. Содержит поясни...

Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

- формировать  основы  знаний из области фонетики и графики: звуки и       буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...