Рабочая программа по чтению и развитию речи
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по учебному предмету чтение и развитие речи составлена на основе «Программы 1-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой.
Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена для обучающихся 4-го класса, ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ» .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрена Принята на заседании Утверждена
на заседании МО педагогического совета Приказ № ___
учителей начальных классов протокол № 2016 г.
Протокол №___ от ____2016 г. от « » 2016 г. Директор школы Руководитель МО_____ ?????? ?????? ??????
Рабочая программа
по чтению и развитию речи
для 4 класса
Разработана: учителем начальных классов
Митюхиной Л.И.
Суворов, 2016 – 2017 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету чтение и развитие речи составлена на основе «Программы 1-4 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой. Москва, издательство «Просвещение», 2013 год.; адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ»; адаптированной общеобразовательной программы 4 класса (АОП). Согласно основными законодательными актами (указанных в АОП)
Цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
- развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения;
- формировать читательскую самостоятельность у обучающихся;
- формировать навыки самостоятельного чтения книг, читательской культуры;
- учить самостоятельно работать с книгой.
Адресность программы: рабочая программа по чтению и развитию речи составлена для обучающихся 4-го класса, ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ» .
Общая характеристика учебного предмета
Основными задачами обучения чтению в 4 классе является: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. У учащихся формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов.
В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
Совершенствование техники чтения осуществляется последовательно. Постоянное внимание следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно. В 4 классе учащиеся читают вслух целыми словами и чтение про себя.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Основные типы учебных занятий:
- урок изучения нового учебного материала;
- урок закрепления, применения и систематизации знаний;
- урок контроля знаний и умений.
Нетрадиционные формы уроков:
- интегрированный,
- урок-игра;
- урок-экскурсия;
- урок –путешествие;
- урок-зачет.
Основным типом урока является комбинированный.
Виды и формы организации учебного процесса
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная работа.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «Чтение и развитие речи» входит в образовательную область учебного плана ГОУ ТО « Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ»
Рабочая программа рассчитана:
4 класс - на 136 часов, 4 часа в неделю, 34 недели
Учебный материал в программе распределен с учетом возрастных и психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. При составлении данной рабочей программы по чтению и развитию речи в авторскую программу В.В. Воронковой были внесены изменения и дополнения путем:
- установления четкой связи выполняемых упражнений с окружающей действительностью с целью социальной адаптации и реабилитации школьников;
- для практической работы над темой подобран материал, доступный пониманию детям данного класса.
Содержание учебного предмета
ТЕХНИКА ЧТЕНИЯ
Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя.
Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации.
ПОНИМАНИЕ ЧИТАЕМОГО
Выделение главной мысли произведения, осознание последовательности, причинности и смысла читаемого. Деление текста на законченные по смыслу части по данным заглавиям. Придумывание заглавий к основным частям текста, коллективное составление плана. Объяснение выделенных учителем слов и оборотов речи.
Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы.
РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рассказ по аналогии с прочитанным.
Заучивание наизусть стихотворений, басен.
ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ
Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рассказывание отдельных эпизодов из прочитанного.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей.
Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны.
Общественно полезные дела школьников.
Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года.
Практические грамматические упражнения, правописание и развитие речи.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 4 класса.
№ п/п | Тема | Количество часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Листья пожелтелые по ветру летят | 23 ч | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся Осознанное, правильное чтение целыми словами. Соблюдение интонации в соответствии со знаками препинания. |
2 | Раз, два-начинается игра | 9 ч
| Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся Слушание коротких произведений. Ответы на вопросы по опоре. Нахождение в тексте предложений для ответа на вопрос. Элементарная оценка прочитанного. |
3 | Будем делать хорошо и не будем плохо | 22 ч | Пересказ по опорным вопросам учителя. Разучивание по учебнику или с голоса учителя коротких стихотворений, рассказывание их перед классом. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся |
4 | Зимние узоры | 14 ч | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся Знакомство с доступными книгами в чтении учителя. Рассматривание и называние элементов книги. Краткий ответ на вопросы: о ком книга? о чем книга? |
5 | Никогда не будет скучно, если трудимся мы дружно | 16 ч | Самостоятельная работа с учебником. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять): Составление предложений Нахождение в тексте предложений для ответа на вопрос Знакомство с доступными книгами в чтении учителя. |
6 | В окно повеяло весною | 14 ч | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся Разучивание стихотворений с голоса учителя. Пересказывание текста. Составление предложений по опоре. |
7 | На пользу и славу Отечества | 6 ч | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся Слушание коротких произведений. Ответы на вопросы по опоре. Нахождение в тексте предложений для ответа на вопрос. Элементарная оценка прочитанного. |
8 | Люби все живое | 10 ч | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся Осознанное, правильное чтение целыми словами. Чтению целыми словами. Соблюдение интонации в соответствии со знаками препинания. |
9 | Видно люди не напрасно называют лето красным | 22 ч | Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся Пересказывание текста. Составление предложений по опоре. Лексическая работа. |
Формы промежуточной аттестации по предмету
Класс | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
4 | Проверка техники чтения | Проверка техники чтения | Проверка техники чтения | Проверка техники чтения |
Критерии оценки знаний и умений учащихся по чтению
Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает целыми словами, правильно с 1-2 самостоятельно исправленными ошибками; - читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в 4 классе с соблюдением логических ударений; - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает целыми словами, трудные слова иногда по слогам; - допускает 1 – 2 ошибки при чтении, освобождения смысловых пауз, в 4 классе логические ударений; - допускает не точности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но самостоятельно исправляет их или с незначительной помощью учителя; - допускается при чтении наизусть 1 – 2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает в основном целыми словами, трудные слова по слогам; - допускает 3 – 4 ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в 4 классе – логические ударения; - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: - читает, в основном, по слогам, даже легкие слова; - допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; - отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя;
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
∙ осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
∙ читать текст «про себя»;
∙ соблюдать паузы между предложениями, придерживаться необходимой
интонации;
∙ выделять главную мысль произведения;
∙ делить текст на части по данным заглавиям;
∙ выделять главных действующих лиц, оценивать их поступки;
∙ высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
∙ пересказывать содержание прочитанного;
∙ устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8 - 10 стихотворений, отчетливо читать их перед классом.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Примечание |
Чтение 4 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 8–е издание Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Санкт – Петербург Филиал издательства « Просвещение» 2011. Автор – составитель: С.Ю.Ильина, Л.В Матвеева. 2.Научно-популярные и художественные книги для чтения, в соответствии с основным содержанием обучения. 3.Детская справочная литература . Наборы книг для внеклассного чтения.
| Библиотечный фонд сформирован на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Таблицы в соответствии с программой обучения. Плакаты по основным темам. Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток). | |
Обучающие программы по предмету | При наличии необходимых технических условий |
Классная магнитная доска. | |
Аудиозаписи соответствующие содержанию обучения Видеофильмы соответствующего содержания. Слайды соответствующего содержания. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. | Методические пособия для учителя: СD-начальная школа, чтение и развитие речи. Система уроков 4 класс (Специальные (коррекционные) образовательные учреждения 8 вида) 2015 год. |
Настольные развивающие игры по тематике предмета (лото, игры – путешествия и т.д.) Наборы ролевых игр, игрушек, конструкторов. |
Информационное обеспечение образовательного процесса
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru http://www.uchmet.ru/, http://www.uchportal.ru/, http://www.zavuch.ru, http://infourok.ru/ , http://nsportal.ru/ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе VIII вида.
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 3 классе.Пояснительная запискаДанная рабочая программа составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIви...
Рабочая программа по чтению и развитию речи 4 класс для коррекционных школ VIII вида
Рабочая программа по чтению и развитию речи и календарно-тематическое планирование 4 класс. Для коррекционных школ....
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) по учебнику С.Ю. Ильиной, Л.В. Матвеевой-Луневой. Содержит поясни...
Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для подготовительного класса коррекционной школы 8 вида.
Пояснительная записка и календарно- тематическое планирование...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 4 класса коррекционной школы 8 вида.
Пояснительная записка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
- формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...