Урок литературного чтения "Стихи Н. М. Рубцова о малой родине"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Урок о жизни и творчестве поэта русского Севера Николая Михайловича Рубцова. На уроке рассматриваются стихотворения о малой родине: "Моя родина милая", "На родину", "Ночь на родине", "Родная деревня", "Тихая моя родина". Урок поможет сохранить связь с родным краем, почувствовать себя его частичкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения "Стихи Н. М. Рубцова о малой родине" | 35.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
Учитель: Галактионова С. А.
Тема: Стихи Н. М. Рубцова о малой родине
Цель: привитие чувства любви к малой родине на примере лирики Н.М. Рубцова
Задачи:
- Учить определять любимые образы малой родины на основе поэзии Николая Рубцова.
- Развивать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию творческого воображения, мышления и речи.
- Воспитывать интерес к личности и творчеству Н. Рубцова, чувство любви к поэтическому слову, к малой родине.
Планируемые результаты:
Предметные: умение читать выразительно стихотворения, передавая с помощью интонации настроение и чувства поэта; участие в коллективном обсуждении прочитанного.
Личностные: эмоциональное и эстетическое восприятие художественных произведений; способность к оценке и самооценке своей работы.
Метапредметные:
Регулятивные: умение определять и формулировать учебные задачи на уроке с помощью учителя, принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей; оценивать результат своей деятельности.
Познавательные: извлечение необходимой информации из беседы и материалов буклета; умение представлять картину, нарисованную автором, понимать его чувства; умение анализировать и делать выводы.
Коммуникативные: приобретение опыта сотрудничества, умение общаться, работать в группах, высказывать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению; развитие диалогической и монологической речи.
Тип урока: частично-поисковый.
Оборудование: буклеты, компьютер, мультимедиа.
Используемые технологии: групповая технология, ИКТ, технология критического мышления, здоровьесберегающая, технология оценивания.
Методы обучения: словесный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практический.
Ход урока:
Организационный момент
1 слайд (литературное чтение)
Здравствуйте! Меня зовут Светлана Аркадьевна. Я приехала к вам из посёлка Брин-Наволок. Давайте мы с вами познакомимся.
- Встаньте те, кто родился зимой.
- Встаньте те, кто любит читать стихи.
- Встаньте те, у кого хорошее настроение
Давайте начнём урок с отличным настроением! Итак, за работу!
Мотивация к деятельности
- Сейчас я прочитаю Вам отрывок из стихотворения Татьяны Юдиной. А Вы подумайте, кому она посвятила эти строки.
Поэт оставил на века
Свои творенья нам на радость.
Мы чтим сердечно земляка
И песни шлём ему в награду.
И пусть на емецких лугах
Та музыка святая льётся.
Букет цветов в его руках
Отрадой в сердце отзовётся.
- Кому посвятила эти строки Татьяна Юдина? (Поэту – земляку Николаю Рубцову)
Актуализация знаний
На доске портрет Н.М. Рубцова
Рядом с портретом учитель открывает таблички с названиями его стихотворений
«Моя родина милая» «На родину!» «Ночь на родине»
«Родная деревня» «Тихая моя родина»
Хоровое прочтение названий стихотворений по группам
- посмотрите на оформление на доске и попытайтесь сформулировать тему урока
Стихи Н. М. Рубцова о малой Родине (учитель открывает)
- А какие задачи мы определим на урок?
● Будем учиться выразительно читать стихотворения Н. Рубцова, передавая чувства и настроение поэта.
● Попытаемся определить любимые образы малой родины в лирике Н. Рубцова.
2 слайд (дом в Емецке)
- Кто может прокомментировать этот слайд?
3 января 1936 года в Емецке, в семье Рубцовых родился сын Николай. Рубцовы сначала поселились на втором этаже большого двухэтажного дома. Они жили в трёхкомнатной квартире. Прожив непродолжительное время в этой квартире, перебрались на первый этаж. Семье жилось нелегко, но люди знавшие семью Рубцовых, отмечали их гостеприимство, в их семье можно было найти не только обед или ужин, но и ночлег.
Учитель детям предлагает открыть буклеты.
1 гр.
Дети читают отрывок из стихотворения Н. Рубцова «Моя родина милая» по буклету (1 ученик выразительно у доски)
- Прочитай стихотворение так, чтобы оно понравилось другим
Моя родина милая,
Свет вечерний погас,
Плачет речка унылая
В этот сумрачный час.
Огоньки запоздалые
К сердцу тихому льнут,
Детки … малые
Всё никак не уснут…
- Что для поэта было родным? (любовь к малой родине).
- Подтвердите строчками из стихотворения
Только дорогого и близкого человека могут называть милой.
Под слайды с фотографиями, на которых изображена природа учитель читает:
У каждого человека есть своя малая родина. При слове "родина" перед нашим мысленным взором обычно возникает самое дорогое, заветное и родное. Ощущение «малой» родины неизбежно включает в себя природу, ту часть земли, тот её уголок, где человек родился и который он обживал, с которого начиналось познание большого мира.
- А что для вас малая родина? (дети в группах обсуждают и записывают на листочках). Один ученик от группы зачитывает и прикрепляет в кластер.
Составление кластера в виде дерева
деревня (село)
природа
берёзы
родной дом маленький городок
улица
родные места
красота леса
3 слайд Сочинение Н. Рубцова «О родном уголке». Это сочинение о родном уголке будущий поэт написал в 7 классе. Мы сейчас прочитаем отрывок из этого сочинения и узнаем, о каком родном уголке писал Николай Рубцов.
2 гр.
О РОДНОМ УГОЛКЕ (отрывок из сочинения)
Тихий и красивый город Тотьма, утопающий в зелени садов, расположен на высоком живописном берегу реки Сухоны, несущей свои спокойные, задумчивые воды куда–то далеко–далеко...
…Может быть, тот, кто впервые побывал здесь, будет с сожалением покидать этот прекрасный и в то же время скромный уголок природы, стараясь запечатлеть в памяти его неширокие стройные улицы, залитые солнечным светом, его зеленые сады, в тени которых так хорошо и приятно можно отдохнуть в жаркий и знойный летний день, его спокойную светлую задумчивость, тишину, его чистый, прозрачный воздух.
- прочитав строчки из сочинения, скажите, что для поэта является родным? (Маленький городок Тотьма, фотографии этого города мы видим на экране. Поэт часто бывал в этом городе). Заполняем кластер (Маленький городок)
Физминутка
Я буду читать стихотворение Н Рубцова «Про зайца», а вы инсценируйте в движении.
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шёл домой –
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
Так и обмер бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой весёлый крик.
Тихо стало в лесу, тишина в нашем классе.
3 гр.
Работа со стихотворением «Первый снег» с сопровождением слайда.
4слайд (фотографии из книжки)
- Прочитай стихотворение так, чтобы оно понравилось другим
Первый снег (отрывок)
Ах, кто не любит первый снег
В замёрзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу
Лось замирает на бегу
На отдалённом берегу.
- Какие слова вам не понятны в этом стихотворении?
1.) (дожинки; дожинают колоски, окончание жатвы, в деревне отмечают праздник урожая).
2.) русло- углубление в почве. по которому течёт водный поток
- А вам не захотелось на улицу, дотронуться до белого-белого снега? А, может, вдруг захотелось ощутить его холодную пушистость, прикоснуться к какой-то тайне природы.
Выберем, что здесь для поэта может быть родным? (Деревня)
4 гр.
Один из обучающихся читает отрывок из стихотворения «Берёзы» с сопровождение слайда.
5 слайд (слайд с текстом и автографом автора)
- Прочитай стихотворение так, чтобы оно понравилось другим
Берёзы (отрывок)
Я люблю, когда шумят берёзы,
Когда листья падают с берёз.
Слушаю – и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
Всё проснётся в памяти невольно,
Отзовётся в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
- Как определить, что это стихотворение?
Выберем, что здесь для поэта является родным?. (Берёзы)
Все слушают в исполнении автора стихотворение «Тихая моя подина»
Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
- Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
-Это на том берегу.
Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зелёный простор.
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!..
Время придёт уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
- Какие чувства вы испытали при слушании стихотворения? (чувство грусти и воспоминаний о том, что уже нельзя вернуть; душевной боли – всё сильно изменилось; автор с нежностью говорит о школе; радость встречи с родиной «Тихая моя родина, я ничего не забыл!»).
- Чем дорога Николаю Рубцову и вам «малая» родина? (см. кластер)
- Выполнили ли мы поставленные задачи на урок? (Да!)
Я надеюсь, что сегодняшний урок посеял в каждом из вас доброе зёрнышко любви к малой родине, которое поможет вам сохранить связь с родным краем, почувствовать себя его частичкой.
Д/З (по выбору)
- Выберите наиболее понравившееся стихотворение Н. М. Рубцова, обоснуйте свой выбор и подготовьте выразительное чтение.
- Ответить на вопросы викторины.
° Сколько всего в семье Рубцовых родилось детей, каким по счёту ребёнком был Коля?
° Кем работал Михаил Андреянович в 1935-37г., когда жил с семьёй в Емецке?
° Никольский детский дом стал для мальчика родным домом, все самые светлые детские воспоминания связаны с ним: замечательные педагоги, первые стихи, верные друзья… Кто такой Бурчик? Как называется стихотворение о нём?
° Коля с детства был душой компании. Способствовало этому его умение владеть различными музыкальными инструментами. На чём играл Николай Рубцов?
° «… Это единственный в Вологде композитор, кто на стихи мои пишет музыку, которая нравится мне!» Кому доверял свои стихи поэт?
° «Меня уже не вычеркнуть из русской поэзии. Я – автор «Звезды полей!» Нам нужно иметь… «Завершите слова Рубцова о своей роли в русской литературе.
Рефлексия
Ещё один из главных символов поэзии Н. Рубцова – звезда. Она манит, зовёт, притягивает, приглашает, горит.
На облачке две звезды. На первой звезде написано «Полезно», а на второй звезде написано «Интересно». Каждый ученик берёт по маленькой звёздочке. Если урок был полезен, то ближе к звезде «Полезно». Если урок был интересен, то ближе к звезде «Интересно». Если урок был и полезен, и интересен, то расположите свою звёздочку между двумя большими. Если вам совсем не понравилось, то поместите на краю нашего облачка.
Используемая литература:
- Васильев Н.П. Изучение лирики Николая Рубцова в школе: учебное пособие/ Н Васильев. – Вельск: [б.и.], 2006 (ГУП «Вельская типография»), - 62 с.
- Клюкина А. литературная страница // Холмогорская жизнь: газета. – 2015. – №7. – с. 5.
- Оботуров В.А. Искреннее слово. Страницы жизни и поэтический мир Николая Рубцова: Очерк. – М.: Сов. Писатель, 1987. – 256с.
- Полётова М.А. Душа хранит…Николай Рубцов: Малоизвестные страницы биографии / Майя Полётова; постесл. О.И. Анашкиной. – М.: Молодая гвардия, 2009. - 285 [3] с.: ил.
- Рубцов Н.М. Видения на холме: Стихи, переводы, проза, письма / Вступ. ст. и сост. В.В. Коротаева; Худож. В.А. Сергеев. – М.: Сов. Россия, 1990.- 400с.
- Рубцов Н.М. Тихая моя родина: Стихотворения. – М.: Эксмо, 2006.- 368с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения "Поэтический и живописный образы "малой родины", з класс (система Л.В.Занкова)
ОченьООООООООоОООоОООООООООККККкООо...
урок окружающего мира в 1 классе "Моя малая Родина"(презентация к уроку)
Урок окружающего мира в 1 классе "Моя малая Родина"...
Урок окружающего мира в 3 классе. «Моя малая Родина – Чемал. Уникумы Чемала.»
Разработка урака окружающего мира в 3 классе "Моя малая Родина- село Чемал. Уникальные места Чемала". Урок- заочная экскурсия по окрестностям родного села. Защита одноименного проекта....
Презентация к уроку по окружающему миру "Защита проекта "Моя малая Родина"
Данная презентация составлена к уроку "Защита проекта "Моя малая Родина" по предмету "Окружающий мир" ФГОС 1 класс УМК "Школа России". Названия слайдов: природа нашего края, символы малой Родины, дост...
Методическая разработка урока окружающий мир 2 класс Тема: Моя малая Родина - посёлок Боровой
Методическая разработка урока окружающий мир 2 класс "Моя малая Родина - посёлок Боровой"....
Технологическая карта урока литературного чтения тема «Стихотворение Рубцова Н.М. «Про зайца»
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирования знаний у обучающихся о жанре русской поэзии, на основе стихотворения Н. Рубцова «Про зайца» Задачи урока:...
Технологическая карта урока литературного чтения "Произведение Н. Рубцова «Доволен я буквально всем»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2) освоить навыки выразительного чтения.Предметные:зн...