Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Тихомирова Елена Парменовна

Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_literaturnomu_chteniyu.docx15.58 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению. (3 класс)

Тема. Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности»

Цель:

  1. Создать условия для обогащения чувственного опыта учащихся.
  2. Способствовать речевому развитию и формированию навыков чтения и слушания через понимание текста, его языка.
  3.  Воспитывать интерес к чтению произведений писателей севера.

  1. Вступление.

Мы гостей встречаем нынче

В деревеньке необычной.

-Как называется деревня?

(Тимониха  Вологодской области)

-Чем она необычна?

(В этой деревне родился В.И.Белов)

*Замечательный северный писатель.

Показать портрет писателя.

Чем он замечателен?

(Он пишет про деревню, про людей, про животных, про их отношения. У В.И. Белова есть сборник рассказов « Рассказы о всякой живности»

- Что обозначает слово «живность»?

*** На доске прикреплен клубок с нитками (на нитке висят словарные слова)

Мы продолжим собирать северные слова на нитку в клубок.(живность, мерин, не стало житья, Малька отступилась)

  1. Постановка темы урока  и цели .

Тема. Рассказ В.И. Белова «Верный и Малька»

-Что будем делать на уроке?

* познакомимся с рассказом

*поработаем над содержанием текста

*рассмотрим поведение героев

  1. Звучат частушки в исполнении ребят про собаку, про коня, про козла.
  2. Работа с текстом.

А) Чтение текста учениками.

Б) Деление на части.

План. (изобразить схематично с помощью пиктограммы)

  1. «Знакомство»
  2. « Общение»
  3. «Отношения не сложились»

В) Выборочное чтение.

На доске прикрепить портреты Верного и Мальки на большом расстоянии.

Работа с 1 частью «Знакомство»

Где происходит действие и первое знакомство?

Малька.

облает

тяпнет

рычит

*** неприятная

Работа со 2 частью «Общение»

Выбрать слова, которые характеризуют Мальку.

-Что использовал автор, чтобы мы смогли представить собаку? (глаголы)

бросалась

наглела

подскакивала

вцепилась

*** подбор подходящего прилагательного (Малька противная, неприятная)

Найти описание коня.

(глаголы)

замер

терпел

фыркал

бросился

*** Верный терпеливый.

Малька:

бросалась

лаяла

визжала

налетала

преследовала

*** Малька злобная.

Верный:

не боялся

бежал

не связывался

*** Верный спокойный.

Работа по 3 части «Отношения не сложились»

Что изменилось в жизни героев?

*** Малька (неугомонная)

***Верный (не связывался, чем заслужил уважение Мальки)

Вывод: отношения между конем и собакой не сложились. Они были слишком разными. Отношения между животными складываются так же, как и у людей.

  1. Закрепление материала.

Северная игра «Разиня»

Ученики поют песню, а в это время Якимка по плечу задевает сидящих за столами, они встают и цепляются друг за друга за пояс.

«Якимка , Якимка

Сходи за мякинкой,

Накорми скотинку:

Корову - чернуху,

Кобылку-рыжуху,

Теленка, ягненка,

Овечушку - матку,

Курочку –хохлатку»

Песня заканчивается, за Якимкой цепочка участников игры. Им задается вопрос по содержанию текста . Игру можно повторить 3-4 раза, пока весь класс не станет участниками.

-Как звали хозяйку Мальки?

-Почему мерин чесался?

-Что привлекло внимание Мальки после Верного?

6.Работа в творческих группах.

1. «Артисты» (изобразить отношения Мальки и Верного)

2. «Художники» (нарисовать главных героев)

3. «Исследователи» (найти отличия деревенских собак от городских)

4. «Друзья»

7. Итог урока.

-Понравился ли рассказ?

- Что можете сказать про писателя?

- Чему научились?

-Что узнали нового?

Этот урок посвящен удивительному писателю из Вологодской глубинки В.И.Белову  Он мечтал , чтобы северная деревня жила, чтобы мы берегли культуру северную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе. Тема: "Юмор в произведениях Н. Н. Носова. Рассказ "Живая шляпа" "

Во 2 классе учитель передаёт детям полностью логику основного метода работы с книгой (чтение-рассматривание) и с текстом (творческое чтение), учит алгоритмам действий до чтения, в процессе чтения и по...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Белов, "Малька провинилась""

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В. Белов, «Малька провинилась»Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему "В. Белов, "Малька провинилась"" 2 часть

Предмет: Литературное чтениеКласс: 3Тема урока: В.Бианки «Мышонок Пик»Цели урока: продолжить знакомить учащихся с творчеством В. Бианки; учить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображен...

Разработка урока литературного чтения для 4 класса . Прошла по земле война. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста» (УМК «Планета знаний) Цели и задачи урока:

Цели и задачи урока:        - расширение знаний обучающихся о Великой Отечественной войне;        - учить анализировать и систематизировать изучаемый материал...

Урок литературного чтения 2 класс по теме : «Весна в прозаических произведениях» (на основе рассказа Н.Сладкова «Весенние ручьи»)

Цели и задачи урока : 1.        Познакомить учащихся с произведением Н.Сладкова «Весенние ручьи» расширяя читательский кругозор и обогащая сло...

Конспект урока литературного чтения «Знакомство с произведением В. Белова «Малька провинилась»» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у учащихся умений работать с текстом, а также расширять словарный запас.Планируемые результаты:Предметные: знать биографию В. Белова;уметь характеризовать героев...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «В.И. Белов "Ещё про Мальку"» - 3 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа рассказа В.И. Белова «Ещё про Мальку»: умение анализировать ...