Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе "Кот-ворюга"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе "Кот-ворюга".
Данный урок построен с использованием технологии продуктивного чтения, прослеживаются все этапы данной технологии.
В ходе урока дети составляют опорную схему и видят изменения, которые происходят с главным героем.
В конце урока дети самостоятельно приходят к формулированию основной мысли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnoe_chtenie_v_3_klasse.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературное чтение в 3 классе
Тема урока: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга»
Выполнила: учитель начальных классов Першина Елена Вячеславовна
- Краткая аннотация.
Тип урока: изучение нового материала
Использование технологии: технология продуктивного чтения.
- Форма организации учебной работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
- Описание разработки.
Цель: Донести идею произведения: забота и любовь к животным меняют их характер и образ жизни.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- Учащиеся научатся самостоятельно отвечать на вопросы по тексту, делать соответствующие выводы
- Научатся приемам предугадывания содержания текста по его заглавию, фамилии автора, опорным словам.
- Формируется навык выборочного чтения
- детей вооружаются одним из приёмов анализа текста – составлением логической схемы.
- Формируется умение видеть отношение автора к героям через их характеристики.
- Формируется умение оценивать поступки героев.
- Воспитывается любовь и заботливое отношение к животным.
- Личностные:
- проявляет учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
- понимает причины успеха или неуспеха в учебной деятельности;
- Даёт оценку своей работе и работе одноклассников на уроке
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- определяет цель и задачи урока с помощью выполнения задания;
- учится работать с текстом на каждом этапе.
Познавательные:
- использует знако-символические средства при выполнении заданий;
- делает выводы о результатах работы на уроке;
Коммуникативные:
- Слушает и понимает речь других;
- Договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками.
Задачи педагога:
- Формировать новые способы действий, обучать работе по плану, алгоритму;
- Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление;
- Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка.
Оборудование: ребус, портреты К.Г Паустовского, Ю. Мориц, А. Экзюпери, С.Я. Маршака, М.М. Пришвина, К. И. Чуковского, сигнальные карточки, схема.
Этап | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, | Результат формируемые УУД | ||
Организационный этап | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в деятельность урока | Приветствие. - Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой на урок. | Проверяют свою готовность к уроку, учатся налаживать эмоциональный контакт друг с другом и с учителем. | Коммуникативные: Взаимодействие с учителем и одноклассниками. Личностные: самоопределение к деятельности, настрой на урок. | ||
Актуализация знаний | Включение учащихся в учебную деятельность | Ребус ,100 С - Рассмотрите ребус. - Какое слово зашифровано? - Кто догадался? - Как догадались? - А кто такой Паустовский? | Отгадывают ребус (Паустовский) Формулируют ответы на вопросы. | Коммуникативные: Умение работать с ребусом, объяснять полученные ответы. Познавательные: Использование полученных знаний при ответе | ||
Работа с текстом до чтения Постановка учебной задачи | Формирование умения предугадывания содержания текста Мотивация к учебному действию, выявление вопроса, который требует ответа | Теперь попробуем в столбике имён найти имя писателя. Соедините фамилии и имена. Корней Иванович Маршак Самуил Яковлевич Драгунский Константин Георгиевич Чуковский Михаил Михайлович Паустовский - Итак, назовите полное имя и фамилию писателя Паустовского. Запомните все полное имя писателя. Работа с портретом - На нашем уроке есть маленькая портретная галерея. - Кто найдёт среди этих портретов портрет К.Г. Паустовского? - А кто догадался, почему мы начали урок с разговора об этом писателе? - А как фамилия писателя подсказывает, о чём мы сегодня будем читать? - О чём писал Паустовский? - Видимо, и мы сегодня будем читать о природе или животных. - А о чём именно, вам поможет догадаться загадка. Как написать слово «мышеловка» тремя буквами? (кот) - Так о ком же будет наш рассказ? | Дети соотносят фамилии и имена. Задание содержит ловушку. Одно имя не соответствует никакой фамилии, ребята должны вспомнить как зовут писателя, которому «не досталось» имени Дети находят портрет писателя, анализируют его фото, вспоминают или предугадывают что можно сказать о писателе по его фото. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, цель и задачи урока. Оценивают свои знания на данном этапе урока, для того чтобы увидеть и сравнить свои результаты в конце урока | Регулятивные: Умение анализировать задание и выполнить необходимое соотношение. Познавательные: применение знаний при выполнении задания Коммуникативные: Умение работать в соответствии с поставленной задачей. Формулировка ответа на поставленный вопрос. Регулятивные: Формулировать и сохранять учебную задачу и цель; Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания Выдвижение предположений о предполагаемой теме урока. Коммуникативные: Взаимодействие с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме | ||
Работа с заголовком | Организация коммуникативного взаимодействия для определения содержания произведения | - Рассказ называется «Кот-ворюга». -Давайте попробуем догадаться, о чём пойдёт речь в рассказе по заголовку. -Посмотрите на доску: вор, воришка, ворюга. - Прочитайте эти слова. - Чем они отличаются? Какой оттенок имеют? - Вор – человек или животное, которые воруют. Воришка – безобидное слово, с оттенком ласки. - Ворюга – оттенок недоброжелательности, злости. Это ярый вор, опытный, наглый. - Подумайте и скажите, за что автор мог назвать кота – ворюгой? | Регулятивные: Умение предугадывать содержание произведения по заглавию, опорным словам. Осуществлять взаимоконтроль Коммуникативные: Уметь формулировать свой ответ; осуществление рефлексии своей деятельности. Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. | |||
Работа с опорными словами | Организация коммуникативного взаимодействия для определения содержания произведения | - Прочитайте опорные слова, которые написаны на доске: кот, воровал, попался, накормили, перестал воровать, хозяин, сторож. -Эти слова взяты из текста, попробуйте по ним догадаться, что будет происходить в рассказе с котом-ворюгой? - Итак, ребята, слова вам были предложены одинаковые, а мнения почему-то получились разные. -Как проверить наши предположения? | Учащиеся высказывают свои предположения. Ни одна из версий не отстраняется от рассмотрения, для того, чтобы выяснить кто же всё-таки оказался прав. | |||
Физминутка | Психологическая разгрузка | |||||
Первичное чтение | Организация первичного знакомства с текстом (лучше читать учителю или хорошо читающим детям) | Слушание текста | Регулятивные: Выполнение учебных действий Познавательные: Осознанно воспринимать полученную информацию. | |||
Проверка первичного восприятия | Первичный анализ текста Создание мотива для перечитывания | - И кто же оказался более точным в своих предположениях? - Что помогло догадаться? - А для чего нужно уметь предугадывать? Где нам это может пригодиться? - Почему же кота назвали ворюгой? - Расскажите о его проделках. - Чем закончилась вся эта история? - Скажите, ребята, а могла ли эта история закончиться по-другому? Как? - Что же предотвратило беду? - Посмотрите, на один и тот же вопрос вы дали разные ответы. А интересно, что думает по этому поводу автор. - Давайте будем искать ответ. Ответ находится в тексте. Посмотрим, что же действительно предотвратило беду. - А по ходу чтения будем составлять опорную схему к этому рассказу: она поможет нам найти ответ на вопрос. | Ответы на вопросы. Подготовка к осмысленному анализу текста | Регулятивные: Умение предугадывать содержание произведения Осуществлять взаимоконтроль, Умение строить последовательную цепочку рассуждений, составлять опорную схему по тексту. Коммуникативные: Уметь формулировать свой ответ; осуществление рефлексии своей деятельности. Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | ||
Анализ произведения | - Назовите действующих лиц рассказа? - Каким был кот в начале рассказа? - Найдите и прочитайте наиболее яркие слова, которыми автор характеризует кота. - Как к нему относились герои в начале рассказа? Прочтите. - А что всегда испытывает кот? (страх, ужас) -Прочтите нужный отрывок про себя и приготовьтесь рассказать, как кот попался? | Работа с текстом | Регулятивные - умение работать с текстом, находить нужные отрывки - умение составлять опорную схему Познавательные: Понимать прочитанное, делать соответствующие выводу. Коммуникативные: Умение договариваться, слушать и слышать друг друга. | |||
Смысловой анализ текста | Проанализировать каждую часть текста, для выявления основной мысли | - как отнеслись к коту люди? - как автор характеризует кота? - вдумайтесь в смысл слова «беспризорник». - выделите приставку в этом слове. - как вы его понимаете? - а что испытывал кот, когда попал к людям в руки? - посмотрим теперь на конец рассказа, меняется ли отношение людей к коту? - а что же произошло с котом? - можно сказать, что у кота по отношению к людям появилось полное доверие. - Рассмотрите ещё раз нашу схему и попробуйте сделать вывод, что же предотвратило беду? - Вот мы с вами сказали, что люди испытывали сострадание к животному, а как вы понимаете это слово? | Пожалели, накормили. Тощий, беспризорник … Без призора, без внимания, ухода, ласки, у него нет дома. Настороженность, ожидание. Стали заботиться, проявляли любовь и интерес. Прижился, перестал воровать, сторож, хозяин. Любовь людей к животному, жалость, сострадание. Жалость, сочувствие, участие. | Личностные: Уметь анализировать поступки и делать из них выводы Познавательные: Понимать прочитанное, делать соответствующие выводы. Коммуникативные: Умение договариваться, слушать и слышать друг друга | ||
Выразительное чтение | ||||||
Анализ текста после выразительного чтения. | Оценка чтения детей | - Поднимите руки , у кого появилось желание перечитать о проделках кота, которые при чтении вызвали улыбку на ваших лицах. - Кто ещё вас насмешил в этом рассказе? - Найдите эти отрывки и попробуйте прочитать их выразительно, пытаясь передать авторский юмор, состояние героев, лёгкую насмешку над ними и где-то сострадание, жалость. - Что удалось передать в чтении ….? - Как вы думаете, почему ….. выделила слова? - Почему ты выбрал для чтения этот отрывок? | Кот, петух, курица. | Личностные: Уметь анализировать поступки и делать из них выводы. Умение анализировать чтение своего одноклассника. Познавательные: Умение работать с текстом, его содержанием. Находить необходимые отрывки для ответа на вопрос. Коммуникативные: Умение договариваться, слушать и слышать друг друга | ||
Описание – характеристика кота-ворюги с опорой на рабочие материалы | Составить подробное описание главного героя | Давайте попробуем собрать все эти кусочки и попробуем составить полную характеристику кота-ворюги. - Как будем действовать, чтобы выполнить это задание? - Вспомните, по какому плану делается характеристика – описание. Текст рассказа может подсказать вам пункты планы. - Теперь подготовим рабочие материалы к данному плану. - Назовите слова и выражения, которые говорят, что К.Г. повествует о коте, как о человеке, «очеловечивает» его. | Составим план характеристики, перечитаем текст, подготовим рабочие материалы к каждому пункту плана; используя план и рабочие материалы, составим описание кота. План: - внешний вид; - черты характера; - поведение ворюги. | |||
Итог урока. Рефлексия. | Формулирование основной мысли. | - Итак, ребята, с каким же произведением мы сегодня познакомились? - Кто его автор? - Чему учит нас этот рассказ? - Как мы работали, чтобы сделать этот вывод? - Что сегодня на уроке было для вас интересным? - Что показалось трудным? Почему? Д/з - Пересказ близко к тексту. - Нарисовать диафильм и подобрать к нему титры. - нарисовать кота в начале и в конце рассказа. | Личностные: Уметь анализировать поступки и делать из них выводы. Умение анализировать чтение своего одноклассника. Познавательные: Умение работать с текстом, его содержанием. Находить необходимые отрывки для ответа на вопрос. Коммуникативные:Умение договариваться, слушать и слышать друг друга |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [а]. Буквы А, а."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [а], буквами А, а с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г....
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [о]. Буквы О, о."
Урок для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [о], буквами О, о с использованием электронного приложения к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г., ...
Технологическая карта урока литературного чтения (чтение) в 1 классе "Звук [у]. Буквы У, у."
Технологическая карта к уроку для 1 класса в период обучения грамоте по ознакомлению с гласным звуком [у], буквами У,у с использовнаием электронного приложения к учебнику «Азбука» Кл...
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе "Я В ГОСТИ К ПУШКИНУ СПЕШУ". А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Особенности литературной сказки.
Данный урок проведен при обобщении знаний о творчестве А.С. Пушкина....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...