Конспект урока по литературному чтению для 4-го класса"Что за прелесть эти басни".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Для программы УМК"Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.chto_za_prelest_eti_basni.docx | 45.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное чтение
Что за прелесть эти басни......(по произведениям И.А.Крылова)
Цель: формирование интеллигентного, воспитанного, грамотного читателя на основе произведений И.А. Крылова.
Оборудование:
портрет И. А.Крылова;
эпиграф “Люблю, где случай есть, пороки пощипать”.
рисунки ребят к басням;
герои басен
презентация по творчеству И.А.Крылова
выставка книг
Задачи:
- обобщить знания детей о баснях Крылова, расширить знания о Крылове;
- развивать устную речь учащихся, фантазию, творческое воображение, навык выразительного чтения и чтения по ролям;
- воспитывать нравственные качества, навык коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей деятельности, интерес к литературе.
УУД:
Личностные: интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте.
Познавательные: обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.
Регулятивные: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
Коммуникативные: участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока Настройка на работу.–
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам в прок
- Ребята, вы хотите стать богатыми людьми?
- Я не обещаю вам материального богатства, но сегодня вы откроете для себя новое, обогатите себя новыми знаниями. Согласны? Приглашаю вас в чудесный мир литературы.
-Урок у нас сегодня необычный.
Сегодня здесь начнутся состязанья.
Потребуют они упорства и вниманья.
Покажут знания команды знатоков,
Где каждый за честь свою бороться готов.
Я вам желаю творческих успехов.
Заданья трудные пусть не будут помехой.
Что за прелесть эти басни..... | Содержание 1. Что такое басня? 2. Кто пишет басни? 3.В чем сила басни? |
Ребята, по оформлению доски, по выставке книг вы все уже наверное догадались, что сегодня урок «Басни дедушки Крылова» . Да, да именно так. Великого русского баснописца наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, издавал журналы. Но ярче всего его талант проявился в баснях. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости. Познакомиться с новой басней Крылова – значит, узнать что-то новое, важное о себе и о людях. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. Крылов учил мудрости жизни. Каждый год на уроках чтения мы встречаемся с баснями Крылова и сегодняшний наш урок позволит нам выявить лучших знатоков басен.
Разминка1 .
портрет И.А.Крылова.(Эпиграф «Люблю, где случай есть пороки пощипать»
Произведения какого автора вы читали к сегодняшнему уроку? (Ивана Андреевича Крылова) К какому жанру относятся эти произведения? (Басни)
— Какие интересные факты о жизни и творчестве великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова вы узнали из статьи учебника на стр. 38-39
Ученик 1.: Родился Иван Андреевич Крылов в Москве 13 февраля 1769 г. Детство и отрочество его прошли в тяжёлых условиях. Андрей Прохорович Крылов, отец будущего писателя, был армейским офицером. Мать Крылова, Мария Алексеевна не знала грамоты, но была добра и умна от природы. В десять лет И. А. Крылов остался без отца и пошел работать. Будущий баснописец не учился в школе. Но в нём жила жажда знаний, а способностями он обладал исключительными. Своему сыну Андрей Прохорович оставил в наследство солдатский сундучок с книгами, который самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком.
Ученик 2:
Жизнь не баловала Крылова, и каждый шаг к успеху давался ему недаром. Крылов писал комедии для театра, выпускал журнал «Зритель». Но именно басня сделала его известным. Иван Андреевич становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарем. Затем И. А. Крылов работал в публичной библиотеке в Петербурге, занимался литературной деятельностью.
Ученик 3: Крылов создал более 200 басен. По словам Пушкина, басенному творчеству Крылова присуще «веселое лукавство», «насмешливость», характерные для русского склада ума. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали друг другу и боевые генералы. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. В наши дни басни Крылова переведены на 60 языков мира. Иван Андреевич Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, драмы, издавал журнал. Но сильнее всего его талант проявился в баснях. Все, читающие басни Крылова, получали уроки жизни и видели себя в них, как в зеркале. Умер Крылов 21 ноября 1844 г. в зените славы. Историческая справка
Перед вами величавый, массивный, лукавый мудрец, с умным прищуром глаз, взирающих на жизнь. (слайд) Басня – очень трудная форма поэзии. Баснописцы – редкое явление в литературе. Какой вопрос напрашивается? (А ещё кроме Крылова были баснописцы?)
Слайд 4. Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта-философа и мудреца Эзопа. Но мы с вами сегодня будем говорить о творчестве великого русского баснописца. В Древней Греции прославился баснописец Эзоп, писавший в прозе, в Риме – Федр. На Западе, например во Франции – Лафонтен.
Слайд 5. В России же создателем русской классической басни, конечно же, является Крылов, хотя и до него были поэты, писавшие в этом жанре.
После Крылова на протяжении 100 лет не было в России басен, как стихотворного жанра. Возродил русскую басню поэт Демьян Бедный. А еще примечательны, остроумны, современны басни, написанные Сергеем Михалковым, о которых мы будем говорить на следующих уроках.
Чтение басни автором вставить(Сергей Михалков или Демьян Бедный) Какой жанр литературы помогает нам увидеть свои недостатки, пороки и, смеясь, с ними расстаться? (басня)
Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками» Как вы понимаете эти слова?
Учащиеся: Смех сближает людей. Важно чтобы люди умели смеяться не только над другими, но и над собой, а это помогает себе и другим со
Если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я очень надеюсь, что нравоучения баснописцев помогут вам стать лучше. смешной стороны взглянуть на мир, оценить свои поступки и забыть плохие привычки
Крылов писал басни для взрослых, но их интересно было читать и детям, потому что каждая басня написана как сказка. В ней живут и разговаривают разные звери. Поэт рассказывает так смешно, с таким лукавым весельем, что и детям есть чему поучиться, читая басню.
Конкурс юных художников ( Детские работы и портрет писателя и героев басен )
Крылов учит людей узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Познакомиться с новой басней Крылова – значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и людях.
В самом деле, Крылов, высмеивая человеческие пороки, вошёл в сердца и память многих поколений. Пока процветают хамство, невежество, лень, зазнайство, тупость, пока мы не искореним эти пороки, будут жить басни И.А.Крылова, будут глупцы и невежды бояться смеха, так как это самое страшное оружие».
Можно ли сказать, что творчество И. А. Крылова переносит нас в Зазеркалье?
И. А. Крылов писал басни, где в образе животных скрываются люди со своими характерами и делами. В баснях всем есть уроки: и учёному, и неучёному, и военному, и купцу, и бедному, и богатому – все они тут видят себя как в зеркале. Басня, как ясное зеркало, отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми
Конкурс –поэтический.
Я вам предлагала на домашнее задание выучить басню
1. Плоха силёнка без ума
И плохо, если голова пуста.
Смотрите басню, думайте,
О чём она? Басня «Свинья под дубом"
2. Вглядитесь в эти лица,
Узнайте в них себя,
Когда совместно вы беретесь за дела Басня "Квартет"
3. Что может хуже быть вранья?
Само враньё и лесть в придачу,
Но я напрасно время трачу.
Про лесть есть басня у меня. Басня "Ворона и лисица"
Физ.минутка
Представьте себя в роли баснописца. О каких человеческих пороках вы бы сочинили басню? Чтение басен сочиненными учащимися самостоятельно.
Назовите основные признаки басни.
-Небольшой рассказ.
-Часто стихотворный.
-2 части: основное -повествование и мораль (нравоучение).
-Аллегорическая форма (иносказание).
-Сатирическое изображение.
-Герои – чаще животные.
-Диалог.
- Использование просторечной лексики.
- Лаконизм.
- Афористичность языка.
- Особенный басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь.
- Олицетворение.
На карточке
-Назовите басни о лисе. («Ворона и Лисица», «Лисица и Виноград», «Волк и Лисица», «Добрая Лисица», «Лиса», «Лиса и Осел».)
— Назовите басни о волке. («Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Лев и Волк», «Волк и Мышонок», «Волк и Пастух», «Волк и Журавль».)
Какой басне соответствуют мораль?
— Назовите басни об обезьяне. («Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет».)
На карточке
Жанр басни предполагает историю поучительного характера, рассказанную с использованием животных, растений или предметов, не указывающую напрямую, но подразумевающую реальную жизненную ситуацию; осмеивающую человеческие слабости и пороки с чётким выводом в начале или в конце – моралью
Какой басне соответствуют мораль?
Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться!
(«Зеркало и Обезьяна»)
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Ворона и Лисица")
ВСТАВИТЬ МОРАЛЬ
Задание на слайдах 3слайд: Кто сказал: «Помилуй, мне ещё и отроду нет году»? (Ягнёнок, басня «Волк и Ягнёнок») 4слайд: Внимание - «Чёрный ящик»! Здесь находится то, что «с трудностью большею вытащил журавль». (Кость,басня «Волк и Журавль») 5 слайд: Как звали собак из басни «Две собаки» и какой они были породы? (Болонка Жужу, дворовый пёс Барбос,басня «Две собаки») 6слайд: Кто и в какой басне говорит героям: «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»? (Соловей из басни«Квартет») 7 слайд: Внимание – « Чёрный ящик»! В нём находится предмет, который героиня одной из басен «с полдюжины себе достала» (Очки,басня«Мартышка и Очки») 8слайд: Крылатое выражение из басни, которое употребляется по отношению к человеку, который, не оспаривая обращённых к нему доводов, продолжает делать по-своему. («А Васька слушает, да ест» басня,«Кот и Повар») 9 слайд: Внимание – «Чёрный ящик»! Здесь находится предмет, с которым «была плутовка такова» (Сыр,басня «Ворона и Лисица») 10 слайд: Что было на возу Лебедя, Рака и Щуки? (Поклажа,басня«Лебедь, Щука и Рак») 11слайд: Какому зверю попалась в когти кошка? ( Льву, басня «Мышь и Крыса») 12 слайд: Внимание – «Чёрный ящик»! С помощью предмета, который находится в этом ящике, можно было увидеть, «что там за рожа». Что это за предмет? (Зеркало,басня «Зеркало и Обезьяна») 13 слайд: Собачка, лаявшая на Слона в басне И.А. Крылова. (Моська из басни«Слон и Моська») 14слайд: Внимание – « Чёрный ящик»! Здесь то, за чем «голодная кума Лиса залезла в сад» (Виноград,басня «Лисица и Виноград») 15 слайд: Кто смеялся«Вперёд чужой беде»? (Голубь из басни«Чиж и Голубь») 16 слайд: Внимание - «Чёрный ящик»! С помощью этого предмета «брызги засверкали» (Камень, басня «Мартышка и Очки») 17 слайд: Как называется басня про четырёх музыкантов? Перечислите героев басни. (Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый Мишка, басня “Квартет”.) 18 слайд: Внимание – «Чёрный ящик»! Здесь тот предмет, который «просто открывался» (Ларчик, басня «Ларчик») 19 слайд: Объявления Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из каких басен эти герои. 20 слайд: Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу. (Мартышка, басня «Мартышка и Очки»). 21слайд: Срочно сниму тёплую квартиру до весны! (Стрекоза, басня «Стрекоза и Муравей») 22слайд: Похвалю любого, кто похвалит меня. (Кукушка,Петух, басня «Кукушка и Петух») 23 слайд: Потеряла сыр, пока пела. Нашедшего просьба вернуть на ель. (Ворона, басня «Ворона и Лисица») Вернемся во времена Крылова Игра в фанты. Во времена Ивана Андреевича играли в фанты, и сам баснописец не раз был участником этой забавы. Условие игры: со всех желающих собираются фанты, после ведущий выбирает три фанта, придумывают задание, и их владельцы выполняют желания: 1.«Продолжи строки из басни» 1.Ты всё пела, это дело….. (Так пойди же попляши) 3.Уж сколько раз твердили миру,….( что лесть гнусна, вредна,..) 5.За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…(за то, что хвалит он Кукушку)
---- Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье И уши ваших понежней. (Соловей, «Квартет») ----Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. (Моська, «Слон и Моська») ---.Друзья! Хоть вы охрипните хваля друг дружку, - Всё ваша музыка плоха!... (Воробей, «Кукушка и петух») 3. Где стоит первый памятник Крылову? И что вы о нем знаете? 4. Сделать пантомиму к басне «Мартышка и очки». 5. Рассказать забавный случай из жизни Крылова. Лягушки квакают к дождю Крылов любил гулять в Летнем саду. Однажды, прогуливаясь, он столкнулся с группой молодых повес, не знавших его в лицо. Один из них, смеясь над его громоздкой фигурой, громко произнес: — Вот так туча приближается, сейчас пойдет дождь! — Да, — подхватил баснописец, проходя мимо них, — потому, видно, и лягушки расквакались. Старый итальянец, синьор Луиджи, работающий на рынке научил мальчика игре на скрипке и заодно итальянскому языку. Ванюша оказался очень музыкальным, на слух выучился играть пьесы. Любовь к скрипке осталась на всю жизнь. Крылов часто играл для себя и для друзей. (Музыкальная пауза: Игра на скрипке) |
Учитель: Наша встреча позволила прикоснуться к жизни и творчеству удивительного человека – И.А.Крылова, которого каждое новое поколение не перестаёт нежно называть «дедушка Крылов», не перестаёт с удовольствием читать его басни. Сегодня вы были и артистами, и иллюстраторами, и теоретиками. Пока жюри подводит итоги. Предлагаю вам посмотреть одну из басен И.А.Крылова. Надеюсь, вы открыли для себя еще одну страничку о Крылове, а его произведения останутся для вас умной и нужной книгой.
VI. Подведение итога урока.
— Ребята, вспомните, пожалуйста, какова была цель нашего урока?
— Как вы считаете, была ли достигнута поставленная цель?
Назовите как вы можете применить знаний, умения и навыки по этой теме в жизни. …………Вот видите, как важно…..
Пусть всё, что мы сегодня услышали и увидели, оставит добрый след в ваших душах.
Конечно, мы понимаем, что И.А.Крылов – великий мастер художественного слова. Он – мудр, благороден, справедлив в своих баснях, он «лечит» общество от болезней, не соглашаясь мириться с безнравственностью. Смеясь над чем-то, мы продлеваем себе жизнь, смеясь над собой, мы очищаем наши сердца от всего, что мешает нам жить честно, открыто, радостно. Пусть И.А.Крылов станет вашим любимым писателем на многие годы.
Читайте басни Ивана Андреевича, становитесь мудрее!- - Можно ли сказать, что вы сегодня стали чуточку богаче?
Закончить урок хочется словами П.А.Вяземского:
- Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль;
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Ее давно мы затвердили,
Ее и внуки затвердят.
VII. Рефлексия.
У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И.А.Крылова. (Дети прикрепляют «сердечки» к портрету баснописца на доске)Сегодня на уроке я:
Научился.... Было интересно... Было трудно.. Мне показалось важным…
Я понял, что…
VIII. Оценка деятельности детей.
Учитель: Активно работали, были необыкновенными актёрами …
Красиво и правильно выражали свою мысль …
Внимательно слушали одноклассников …
Благодарю за урок. Всем большое спасибо.
Урок окончен.
До свидания
Домашнее задание. Найти и прочитать басни С. Михалкова, Д. Бедного
(Справочный материал)
Кто не слышал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни "Букварь" постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова
Конкурс – «Узнай басню по цитате»
Многие фразы из басен Крылова стали крылатыми. А произнесли их впервые герои.
Вспомните, из каких басен взяты эти пословицы, поговорки, афоризмы.
“И в сердце льстец всегда отыщет уголок” (“Ворона и Лисица”)
“Ты всё пела? Это дело. Так пойди же, попляши!” (“Стрекоза и Муравей”)
“А ларчик просто открывался”. (“Ларчик”)
“А Васька слушает, да ест”. (“Кот и Повар”)
“Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на слона!” (“Слон и Моська”)
Сильнее кошки зверя нет”. (“Мышь и Крыса”)
“Слона-то я и не приметил”. (“Любопытный”)
« Найди пару»
Голоден как волк
Здоров как бык
Смелый как лев
Труслив как заяц
Изворотлив как змея
Надут как мышь, индюк
Нем как рыба
Упрям как осёл
Болтлив как сорока
Трудолюбивый как муравей
Скользкий как налим
Хитёр как лиса
Голоден Труслив Изворотлив Надут Упрям Болтлив Трудолюбивый Скользкий Хитер | как лиса как волк как лев как налим как заяц как змея как рыба как осёл как сорока как мышь, индюк |
Басня. | Её мораль. |
Одна из самых популярных басней И.А.Крылова, с детства известная каждому, изобличает любовь к лести. Ожидающий неоправданных похвал неизбежно встретит на своем пути того, кто воспользуется этим в своих интересах. | |
Это тот самый случай, когда от перестановки слагаемых результат не меняется. Кроме того, каждому делу учиться надо! | |
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»: каждый тянет в свою сторону, а воз остается на прежнем месте. | |
Малообразованный человек, «бранит науки и ученье», но в то же время нагло пользуется «плодами», готовой пищей в своё удовольствие. | |
В этой басне Крылов выражает народную мудрость, которая считает труд основой жизни и благополучия и не прощает тех, кто бездельничает просто так, по своей воле. Мораль басни перекликается с такими пословицами, как: «Как потопаешь, так и полопаешь», «По работе и награда», «Летом пролежишь, так зимой с сумой побежишь», «Лентяй всем ненавистен» и т.п. |
Вопросы:
- На каком инструменте играл И. Крылов?
- Что вы знаете о детстве И. Крылова?
- Сколько басен создано И. Крыловым?
- Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И. Крылов?
- Где стоит первый памятник И. Крылову? Что вы знаете об этом памятнике?
«Узнай басню».
— Прочитайте названия басен дедушки Крылова.
1-я команда ЧОИЛЖУИБГЬ - «Чиж и Голубь».
2-я команда ВГОНЛЕКНИОЯК - «Волк и Ягненок».
3-я команда ООСЛЕОЛВИЕСЙ - «Осел и Соловей».
4-я команда ЗОЕБРЕКЗАЬЛЯОНА -«Зеркало и Обезьяна».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению Чехов "Ванька" 3 класс
Конспект рассчитан на проведение двух уроков по произведению А. П. Чехова "Ванька". На уроке проходит закрепление знания биографии автора, работа над произведением, оформление модели обложки....
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер"
Конспект урока по литературному чтению....
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин "Зимний вечер" (УМК «Школа России»)
На данном уроке происходит продолжение знакомства с произведениями А.С. Пушкина и повторение произведения Зимний вечер...
Конспект урока по литературному чтению для 3-го класса. К.Г. Паустовский "Кот-ворюга"
Данный материал разработан для учителей начальной школы, работающих по программе "Школа XXI века"....
Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе МКС(К)ОУ II вида Тема урока: С.Я. Маршак «Где обедал воробей»
Конспект урока по литературному чтению предназначен для учителей, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе по теме "Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова" («Горные вершины….», «На севере диком стоит одиноко….»
Конспект урока отражает жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова...
Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)
Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...